ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ОТКРЫТОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ИТ-ИНЦИДЕНТАМИ 8
1.1 Обзор актуальных проблем управления в сфере информационных технологий 8
1.2 Анализ особенностей использования технологии открытых информационных систем в управлении ИТ-инцидентами 9
1.3 Принципы технологии открытых систем 11
1.4 Постановка задачи и определение области исследования 19
1.5 Алгоритм построения открытой информационной системы 20
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ОТКРЫТОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИТ-ИНЦИДЕНТАМИ 27
2.1 Анализ процесса управления ИТ-инцидентами с использованием и без использования открытой информационной системы 27
2.2 Концептуальное моделирование открытой системы управления ИТ-инцидентами 31
2.3 Выбор модели данных и его обоснование 33
2.4 Моделирование базы данных 34
2.5 Выбор СУБД и его обоснование 43
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ОТКРЫТОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИТ-ИНЦИДЕНТАМИ 45
3.1 Диаграмма деятельности и ее спецификация 45
3.2 Построение базы данных открытой информационной системы управления ИТ-инцидентами 47
3.3 Выбор среды разработки и его обоснование 50
3.4 Разработка и реализация конструктора открытой информационной системы управления ИТ-инцидентами 53
3.5 Разработка и реализация открытой информационной системы управления ИТ-инцидентами 55
ГЛАВА 4 ВНЕДРЕНИЕ, АПРОБАЦИЯ И ОЦЕНКА ЦЕЛЕВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТКРЫТОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИТ-ИНЦИДЕНТАМИ 69
4.1 Внедрение и апробация программного комплекса на базе ВУиТ 69
4.2 Оценка целевой и экономической эффективности применения программного инструментария 75
4.3 Проблемы и перспективы развития программного инструментария 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
В настоящем диссертационном исследовании рассматриваются инструменты и алгоритмы построения открытых информационных систем управления ИТ-инцидентами.
Выбор темы и актуальность проблемы диссертационного исследования обусловлены тем, что повсеместное и быстрое внедрение информационных технологий и систем, вычислительной и телекоммуникационной техники в сферы управления, а также обилие компаний-производителей компьютеров и разработчиков программного обеспечения нередко приводит к проблеме совместимости вычислительных, информационных и телекоммуникационных устройств [6].
Объект исследования - процесс управления ИТ-инцидентами.
Предмет исследования - использование открытых информационных систем в процессе управления ИТ-инцидентами.
Цель исследования - внедрение открытой информационной системы в процесс управления ИТ-инцидентами для обеспечения интероперабельности и мобильности программных приложений, персонала и данных.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо выполнение следующих задач:
1. На основе проведенного исследования научной, нормативно-справочной и методической литературы определить алгоритм разработки открытых информационных систем для управления ИТ-инцидентами.
2. Провести анализ бизнес-процесса управления ИТ-инцидентами.
3. Исследовать вопрос существования программных инструментариев, пригодных для реализации открытых систем управления ИТ-инцидентами.
4. Выявить требования к открытым информационным системам управления ИТ-инцидентами.
5. Реализовать инструменты и алгоритмы построения открытых информационных систем управления ИТ-инцидентами.
6. Проанализировать целевую эффективность использования реализованных инструментов и алгоритмов.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что внедрение открытой информационной системы в процесс управления ИТ - инцидентами позволит обеспечить интероперабельность и мобильность программных приложений, персонала и данных.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных исследователей в области открытых информационных систем (Кияев В.И., Минакова Н.Н., Henze F. и др.), в области информационных систем управления предприятием (Митина О.А., Буянский С.Г., Bourgeois D. и др.).
Для решения поставленных в исследовании задач планируется использовать методологический аппарат, включающий в себя такие методы исследования, как:
• системный анализ;
• структурный и объектно-ориентированный анализ;
• структурное и объектно-ориентированное проектирование;
• статистический анализ;
• процессный подход;
• экономическая оценка эффективности проектов;
• и другие.
Проведение исследования было запланировано в период с 2017 по 2019 годы в три основных этапа:
• первый, констатирующий, этап исследования (2017 г.) включает в себя формулировку темы и гипотезы, проведение обзора научной и методической литературы, обусловление проблематики исследования;
• второй, поисковый, этап исследования (2018 г.) заключается в концептуальном и логическом моделировании открытой информационной системы управления ИТ-инцидентами, обосновании средств реализации системы, теоретической апробации результатов исследования;
• во время третьего, экспериментального, этапа исследования (2019 г.) выполнена практическая апробация разработанной информационной системы, проведена проверка поставленной в ходе первого этапа гипотезы на достоверность, подведены итоги проведенного исследования.
Апробация результатов исследования осуществлялась на базе ИТ-отдела - отдела информатизации и автоматизации учебного процесса учебно - методического управления Волжского университета имени В.Н. Татищева (г. Тольятти). Кроме того, результаты исследования были рассмотрены на следующих научных конференциях:
• XXXVI Международная научно-практическая конференция «Вопросы современных научных исследований», доклад на тему «Анализ процесса управления инцидентами в ИТ-компаниях с использованием и без использования открытой информационной системы» (проводилась 27.10.2018 в г. Омск);
• V Международная научно-практическая конференция (школа-семинар) молодых ученых «Прикладная математика и информатика: современные исследования в области естественных и технических наук», доклад на тему «Основные принципы применения среды открытых систем в управлении инцидентами» (проводилась в период с 22.04.2019 по 24.04.2019, г. Тольятти).
Научная новизна настоящего исследования заключается в попытке применения концепции, технологии и среды открытых информационных систем при построении открытой информационной системы управления ИТ- инцидентами.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении возможности и целесообразности применения концепции, технологии и среды открытых информационных систем в управлении ИТ-инцидентами.
Практическая значимость исследования заключается в направлении его результатов на улучшение качества управления ИТ-инцидентами путем внедрения в процесс управления открытой информационной системы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Концептуальная модель управления ИТ-инцидентами.
2. Программный конструктор-инструментарий, позволяющий осуществлять построение открытых информационных систем управления ИТ- инцидентами в соответствии с потребностями конечного пользователя.
3. Оценка целевой эффективности интеграции результатов работы программного инструментария в процесс управления ИТ-инцидентами.
Объем и структура диссертации: диссертационное исследование состоит из введения, четырех глав и заключения. Работа изложена на 90 страницах, содержит 28 рисунков, 24 таблицы.
В процессе работы над выпускной квалификационной работе в виде магистерской диссертации был проведен анализ литературы, имеющей отношение к открытым информационным системам и управлению ИТ- инцидентами. По итогам анализа научной литературы было установлено, что применение технологии открытых информационных систем в процессе управления ИТ-инцидентами имеет определенные перспективы. Также в процессе анализа был сделан вывод о том, что до сих пор учеными- информатиками не проводились серьезные исследования в области методов и подходов построения открытых информационных систем управления ИТ- инцидентами. Более того, не проводилась оценка экономической эффективности применения упомянутых подходов.
Для достижения поставленной цели исследования (внедрение открытой информационной системы в процесс управления ИТ-инцидентами для обеспечения интероперабельности и мобильности программных приложений, персонала и данных) были решены все поставленные задачи, а именно:
1. На основе проведенного исследования научной, нормативно-справочной и методической литературы был определен алгоритм разработки открытых информационных систем для управления ИТ-инцидентами.
2. Проведен анализ бизнес-процесса управления ИТ-инцидентами.
3. Исследован вопрос существования программных инструментариев, пригодных для реализации открытых систем управления ИТ-инцидентами.
4. Выявлены требования к открытым информационным системам управления ИТ-инцидентами.
5. Реализованы инструменты и алгоритмы построения открытых информационных систем управления ИТ-инцидентами.
6. Проанализирована целевая эффективность использования реализованных инструментов и алгоритмов на примере ИТ-отдела - отдела информатизации и автоматизации учебного процесса учебно-методического управления ВУиТ (Волжского университета имени В.Н. Татищева, г. Тольятти).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель исследования была достигнута.
Была эмпирически подтверждена гипотеза о том, что внедрение открытой информационной системы в процесс управления ИТ-инцидентами позволит обеспечить интероперабельность и мобильность программных приложений, персонала и данных.
Основной научный результат магистерской диссертации заключается в том, что реализованный в ходе исследования программный инструментарий даст возможность широкому кругу конечных пользователей построить собственную открытую информационную систему управления ИТ - инцидентами в соответствии с необходимыми потребностями. Применение такой системы дает следующие преимущества:
• отсутствие «потерянных» инцидентов;
• более быстрое и более эффективное разрешение возникающих инцидентов, снижающее затраты на материальные активы и сокращающее расходы на поддержание ИТ-инфраструктуры;
• уменьшение времени простоя пользователей;
• уменьшение трудозатрат ИТ-персонала;
• возможность быстрого получения различного рода статистических отчетов;
• возможность контроля за процессом управления ИТ-инцидентами;
• возможность интеграции с другими информационными системами организации (предприятия, учреждения, сообщества);
• возможность сбора обратной связи от пользователя для улучшения качества обслуживания.
Кроме того, определенным научным успехом можно считать тот факт, что впервые были успешно применены концепции, технологии и среда открытых информационных систем при построении открытой информационной системы управления ИТ-инцидентами. Результаты настоящего исследования могут послужить опорой для дальнейших научных разработок в данной области.
1. ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 10000-2-99 Информационная технология (ИТ). Основы и таксономия международных функциональных стандартов. Часть 2. Принципы и таксономия профилей взаимосвязи открытых систем (дата введения 1 июля 2000 года). [Электронный ресурс]: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации:
http://docs.cntd.ru/document/1200027469
2. ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 10000-3-99 Информационная технология (ИТ). Основы и таксономия международных функциональных стандартов. Часть 3. Принципы и таксономия профилей среды открытых систем (дата введения 1 июля 2000 года). [Электронный ресурс]: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: http://docs.cntd.ru/document/1200027470
3. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010. Информационная технология. Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла программных средств (дата введения 1 марта 2012 года). [Электронный ресурс]: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-mek-12207-2010
4. ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. - введ. 2002-07-01. - Минск: Издательство стандартов, 2001. - 35 с. - (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
Научная и методическая литература
5. Бачило И.Л. Актуальные проблемы информационного права (для магистров): учебник / И.Л. Бачило, М.А. Лапина - М.: Юстиция, 2016. - 532 с.
6. Бирюков А.Н. Процессы управления информационными технологиями: курс лекций / А.Н. Бирюков. - М.: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016. - 264 с.
7. Буянский С.Г. Корпоративное управление, комплаенс и риск- менеджмент: учебное пособие / С.Г. Буянский, Ю.В. Трунцевский - М.: Русайнс, 2016. - 342 с.
8. Варфоломеева, А.О. Информационные системы предприятия: учебное пособие / А.О. Варфоломеева, А.В. Коряковский, В.П. Романов. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 283 с.
9. Гухман В.Б. Философия информации: курс лекций / В.Б. Гухман. - М.: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016. - 249 с.
10. Данилин А.В. Архитектура предприятия: курс лекций / А.В. Данилин, А.И. Слюсаренко. - М.: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016. - 450 с.
11. Кияев В.И. Информатизация предприятия: курс лекций / В.И. Кияев, О.Н. Граничин. - М.: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016. - 235 с.
12. Кияев В.И. Информационные технологии в управлении предприятием: курс лекций / В.И. Кияев, О.Н. Граничин. - М.: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016. - 506 с.
13. Кияев В.И. Открытые системы и интеллектуальная собственность в ИТ: курс лекций / В.И. Кияев, О.Н. Граничин. - М.: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016. - 153 с.
14. Коноплева И.А. Информационные технологии. 2-е издание. Учебное пособие: учебное пособие / И.А. Коноплева, О.А. Хохлова, А.В. Денисов. - М.: Проспект, 2014. - 328 с.
15. Парамонов Ф.И., Колесниченко О.В. Основы проектирования АСУП: Учебное пособие. - М.: Изд-во МАИ, 2015. - 92 с.
...