Введение 8
1 Теоретические основы социальной политики государства 13
1.1 Содержание социальной политики 13
1.2 Цели и задачи социальной политики 18
1.3 Уровни социальной политики 19
2 Особенности содержания и методов системы мотивации
предприятий 22
2.1 Понятие мотивации в системе стимулирования производительности
труда 22
2.2 Виды мотивирования персонала предприятия 27
2.3 Социальные пакеты, предоставляемые в Государственной
корпорации по атомной энергии «Росатом» 30
3 Социальная политика как инструмент мотивации персонала ООО
«Санаторий Синий Утес» 38
3.1 Общая характеристика ООО «Санаторий Синий Утес» 38
3.2 Анализ социальной политики как инструмента мотивации
персонала ООО «Санаторий Синий Утес» 48
3.3 Мероприятия по повышению эффективности социальной политики как инструмента мотивации персонала ООО «Санаторий Синий Утес» 55
Социальная ответственность на примере ООО «Санаторий Синий Утес» 58
Заключение 72
Список используемых источников 75
Приложение А Анкета опроса сотрудников
Актуальность темы исследования вызвана кризисной ситуацией не только мировой, но и российской экономики, что, в свою очередь обусловливает необходимость предприятий приспосабливаться к новым экономическим реалиям, путем повышении эффективности использования имеющихся ресурсов. Выявление роли социальной политики в системе стимулирования производительности труда позволит сформулировать работающую и оптимальную систему рационального использования трудовых ресурсов, что в свою очередь, обусловит высокую производительность труда на предприятии. Вообще, социальная политика является весьма эффективным инструментом мотивации работников предприятия. При этом необходимо учитывать, что социальная политика организации является лишь одним из уровней социальной политики государства в целом, что, однако, не уменьшает ее значимости для реализации стоящих перед ней целей и решения необходимых задач. Для достижения целей настоящего исследования необходимо наиболее подробно рассмотреть социальную политику локального уровня, т.е. социальную политику фирмы. Социальная политика является важным элементом деятельности любой организации.
Понятие «социальная политика организации» включает в себя систему правил и норм, в соответствии с которыми функционирует социальная составляющая фирмы в целом и которые учитывает руководство, при управлении этой подсистемой. Социальная политика организации должна отражать основные направления формирования и сохранения персонала организации, развития социально-трудовой сферы, а также долгосрочные модели организационного поведения фирмы во внешней среде. Актуальность выбранной темы исследования выражена в том, что в формировании мотивации работников, повышении их самовыражения в работе, особое место занимает социальная политика предприятия. Во-первых, на предприятии реализуются льготы и гарантии в рамках социальной защиты работников (социальное страхование по старости, по случаю временной нетрудоспособности, безработицы и др.), установленные на государственном или региональном уровне. Во-вторых, предприятия предоставляют своим работникам и членам их семей дополнительные льготы, относящиеся к элементам материального стимулирования, за счет выделенных на эти цели средств из фондов социального развития предприятия. Предоставление дополнительных льгот и услуг социального характера, сверх обязательных выплат проводится либо по инициативе администрации, действительно воплощающей в жизнь принципы социальной кадровой политики, либо в результате тарифных соглашений между администрацией и советом трудового коллектива, как выразителем интересов работников.
Общетеоретической основой исследования послужили научные работы известных ученых-экономистов по проблемам социальной политики. К числу отечественных ученых, занимающихся исследованием данного вопроса, относятся: Абалкин Л.И., Гринберг Р.С., Куликов В.В., Ракитский Б.В., Богачев В.Ф., Кузнецов А.Л., Неймер Ю.Л., Шмелев Г.И., Якимов В.Н., Яременко Ю.В. и др. Исследованию проблем, связанных с формированием социальной сферы, посвящены работы таких зарубежных ученых как Водачек Л., Водачкова О., Нортон Д., Тейлор Л., Шеклтон Р., Эрроу К. и др. Проблемы социального развития предприятий рассматриваются в работах Аверина А.Н., Блохиной Т.К., Волгина Н.А., Зубковой А.Ф., Катульского Е.Д., Кибанова А.Я., Кокина Ю.П., Кульбовской Н.К., Мысляевой И.Н., Одегова Ю.Г., Осипова Г.В., Разумова А.А., Ройка В.Д., Слезингера Г.Э., ТТТектттни СВ., Якимца В.Н., Яковлева Р.А. и др.
Анализ научной и учебной литературы по выбранной теме дает основание утверждать о недостаточной разработанности вопросов, связанных с социальной политикой предприятия, несмотря на их большое значение для теории и практики. Этим и определяется актуальность данного исследования, а также цель и задачи, предмет и объект исследования.
В качестве цели настоящего исследования определен анализ социальной политики как инструмента мотивации персонала ООО «Санаторий Синий Утес» и разработка мероприятий по повышению эффективности социальной политики как инструмента мотивации персонала указанного предприятия.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие
задачи:
- рассмотреть содержание, цели, задачи и уровни социальной политики;
- изучить содержание, методы мотивации персонала;
- выявить особенности социальной политики ООО «Санаторий Синий
Утес»;
Объектом исследования является ООО «Санаторий Синий Утес». Предметом исследования является социальная политика как инструмент управления действиями наемных работников и совершенствования мотивации ООО «Санаторий Синий Утес».
Методологическую основу исследования составили такие методы как метод анализа, синтеза, статистический, математический, метод анкетирования.
В ходе проведенного исследования достигнута поставленная цель и решены необходимые задачи исследования. В результате исследования можно сформулировать следующие выводы.
Социальная политика представляет собой составную часть внутренней политики, выраженная в социальных программах и степени их реализации на практике, и осуществляющей регулирование отношений в обществе путем защиты интересов различных социальных групп. Первостепенное значение социальной политики состоит в том, что она призвана гармонизировать и упорядочивать общественные отношения, распределять материальные ресурсы в условиях их ограниченности, защищая те слои населения, жизнь которых без помощи государства невозможна.
Главная цель социальной политики состоит в повышении уровня жизни и благосостояния населения. Для достижения поставленной цели в ходе осуществления социальной политики решается целый ряд необходимых задач: распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения; предоставление медицинских и образовательных услуг; расширение сети и улучшение качества транспортных услуг, и многое другое.
В современной экономической науке существуют различные подходы к классификации уровней социальной политики, но наиболее распространенными являются классификация на микро, макро и интеруровень, а также на государственный, региональный и муниципальный уровни. Однако, стоит учесть, что независимо от выбранной классификации, следует исходить из принципа целостности всей системы социальной политики и необходимой степени взаимодействия каждого ее уровня друг с другом, в со всей системой в целом.
Важной особенностью социальной политики, проводимой в рамках конкретного предприятия, является ее роль в качестве одного из мощнейших инструментов мотивации персонала, как следствие, повышения производительности труда.
Объектом исследования стало предприятие ООО «Санаторий Синий Утес». Все социальные гарантии, предоставляемые ООО «Санаторий Синий Утёс» можно условно разделить на 3 основные группы: 1. Социальные гарантии денежного характера (беспроцентные ссуда, единовременные выплаты и др.); 2. Социальные гарантии, связанные с предоставлением льготного санаторно-курортного лечения и связанных с ним медицинских услуг; 3. Иные (автоуслуги, дополнительные выходные, добровольное медицинское страхование, новогодние подарки, услуги библиотеки и др.).
В результате проведенного анализа социальной политики ООО «Санаторий Синий Утес», можно сделать вывод, что получение социальных гарантий на исследуемом предприятии стало определяющей причиной для 50% работников при выборе места работы, для 49% работников - причиной соблюдения трудовой дисциплины, и, наконец, для 53% работников - причиной стремления к профессиональным достижениям. Поэтому, исходя из ответов работников, видно, что предлагаемые предприятием социальные гарантии, являются мощным инструментом мотивации работников.
Однако, в ходе исследования была обнаружена потребность работников в усовершенствовании существующей системы социальных гарантий предприятия.
В целях усовершенствования социальной политики предприятия ООО «Санаторий Синий утес», т.е. для достижения непосредственно цели и решения поставленных задач настоящего исследования, предлагается реформирование существующей социальной политики исследуемого предприятия по следующим основным направлениям: 1) введение новых медицинских услуг; 2) организация круглогодичных оздоровительных смен для детей работников предприятия; 3) предусмотреть компенсацию не менее 50% расходов по оплате процентов по ипотечным кредитам молодым специалистам; 4) организация дошкольного общеобразовательного учреждения для детей работников предприятия или оплата частного детского сада для работников, не получивших место в муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение и другие мероприятия.
Предполагается, что проведенные мероприятия позволят не только повысить эффективность проводимой на ООО «Санаторий Синий Утес» социальной политики, но и создать принципиально новую, более результативную систему мотивации сотрудников предприятия, что, в конечном счете, положительно скажется на финансовом состоянии организации за счет увеличения оборачиваемости предприятия и повышения производительности труда.
1. Барова В. Социальная активность и социальная ответственность бизнеса в местном сообществе.// Навигатор №11, 2013. С. 18-21.
2. Батраков И. Передел собственности завершен. Что дальше?// - Деловая неделя №8, 2012.С.9-10.
3. Бэнкс Д. Измерение влияния и эффекта от реализации социальных программ // Международная конференция Модели социального развития России: роль бизнеса, 12 ноября 2013.118с.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. 3-е издание. М.: Гардарика, 2013. 538 с.
5. Госкорпорация «Росатом»: Социальная политика [Электронный
ресурс]: // Официальный сайт Государственной корпорации «Росатом». URL: Шр://’^^^гова1:от.ги/80с1а1-ге8рош/80с1а1-ро1Шс8/(дата обращения:
30.03.2016) .
6. Госкорпорация «Росатом»: Социальная политика [Электронный
ресурс]: // Официальный сайт Государственной корпорации «Росатом». URL: http://www.veteranrosatom.ru/files/prikaz.pdf (дата обращения:
26.05.2016) .
7. Джус И. Социальная ответственность бизнеса - стратегия выживания в агрессивной среде.// Ряофессия №2, 16.09.2012.С. 11-13.
8. Еремеев О. Социальная ответственность бизнеса и социальное партнерство. // Навигатор, тематический выпуск, 2012.С.9.
9. Звонок С. Делова этика и культура предпринимательства // 26 регион № 8-9 15.03.2013.48с.
10. З.Кузнецова Е. Корпоративная ответственность неотъемлемая
философия современного бизнеса // Круглый стол: Социальная
ответственность и репутация Российского бизнеса, 18 февраля 2013.86с.
11. Кабалина В. Оценка эффективности социальных программ // Экспертное совещание: Социальные инвестиции: взаимодействие бизнеса и государства, 2013.С.24-25.
12. Карпухина Е., Агеев А. Социальная ответственность бизнеса.// Экономические стратегии №2, 2012.63с.
13. Кисмерешкин В. Первый шаг.// РЯофессия №2, 16.09.2002.С.9-11.
14. Коляда Е. Добровольная социальная активность - признак цивилизованного бизнеса.// РЯофессия №2, 16.09.2012.С.23-26.
15. Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.12.2015) (принята всенародным голосованием 12.12.1993)//Российская газета, №237, (в редакции от 25.12.1993).С.2-3
16. Консультант Плюс: Принципы ведения бизнеса [Электронный ресурс]: // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=11916 (дата обращения: 30.03.2016).
17. Крылов А.Н. Корпоративная идентичность как часть корпоративной культуры. // Семиотика и имиджелогия деловых культур. Материалы международной научной конференции. Тамбов, 2013 (15-16 сентября).- С. 13.
18. Кэтлин Д. Макарти Входной билет в международное бизнессообщество. // Компания №10, 2014.С.8-13.
19. Либоракина М. Что общество ожидает от бизнеса и что оно готово дать взамен? // Международная конференция Модели социального развития России: роль бизнеса, 12 ноября 2013.125с.
20. Литовченко С. Корпоративной гражданство эффективный механизм взаимодействия бизнеса и общества.// Человек и труд №6, 2002. С.13-15.
21. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.: Инфра-М, 2012.160с.
22. Мордовин С.К. Управление персоналом: Современная российская практика. 2-е изд. Спб.: Питер, 2005.304 с.
23. М.: Ассоциация менеджеров, 2013.С6.
24. Плотникова А. Корпоративная социальная ответственность и оценка ее эффективности //Международная конференция Модели социального развития России: роль бизнеса, 12 ноября 2013.109с.
25. Портной М.А. Новые требования акционеров // Навигатор. №14.2011.С.23-26.
26. П.Кошелюк М.: Социальная ответственность в масштабах малой родины.// РЯофессия №2, 16.09.2012.С.18-21.
27. Распоряжение Правительства РФ О программе социально - экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2015-2020) от 10.07.2014 № 910-р (в редакции от 06.06.2014) // Собрание законодательства РФ, 30.07.2014, № 31, ст. 3295.
28. Распоряжение ФКЦБ РФ О рекомендации к применению кодекса корпоративного поведения (вместе с Кодексом корпоративного поведения от
05.04.2015) от 04.04.2015 N 421/р // Вестник ФКЦБ России, N 4, 30.04.2002.С.12-13
29. Савченко И. Избыточная социальная ответственность крупного бизнеса опасна для общества.// Авант-Партнер, 2013.213с.
30. Сидоров Н.И. Социальная ответственность бизнеса новое в политике ТПП России.// Меценат эл.журнал, 2013.85с.
31. Столбиков А.И. Партнерство бизнеса и власти для устойчивого развития туризма в регионе //Туризм: право и экономика. 2013. № 2.46с.
32. Управление социальными программами компании Под ред.: С.Е. Литовченко, Л.Н. Коновалова, М.И. Корсаков, В.Н. Якимец М.: Ассоциация менеджеров, 2013.96с.
33. Фальцман В. Корпоративная ответственность один из глобальных вопросов нашего времени.// Навигатор №13.2014.С.18-21.
34. Федеральный общероссийский центр социальной ответственности бизнеса (проект) // Навигатор тематический выпуск, 2015.С.3-6.
35. Федорова И. Три кита современной корпорации.// Деловая жизнь Сибири №1,2003.384с.
36. Филипс Ф. Формула успеха. М.: Вагриус, 2013.173с.
37. Черниговский М. Партнерство во имя развития // Корпоративный юрист. Приложение. 2012. № 10. С.3.
38. Шифрин, М.Б. Стратегический менеджмент / М.Б. Шифрин. - СПб.: Питер, 2014.240 c.
39. Юртайкин Е. Корпоративная культура российских промышленных предприятий: прошлое никогда не умирает // Top-Manager, 2015.114с.
40. Ю.Ю.Петрунин, В.К.Борисов. Этика бизнеса: учеб.пособие для экон.вузов.;МГУ им.М.В.Ломоносова . М.: Дело, 2012. 280 с.