Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Работа №105634

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы146
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
121
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы организации предметно-пространственной среды как условия реализации самостоятельной музыкальной деятельности детей 6-7 лет
1.1Проблема организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников в современных исследованиях
1.2Создание предметно-пространственной среды для самостоятельной музыкальной деятельности детей в дошкольной образовательной организации как педагогическая проблема
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование организации предметно-пространственной среды по реализации самостоятельной музыкальной деятельности детей 6-7 лет
2.1Изучение состояния педагогической практики по созданию предметно-пространственной среды группы для реализации самостоятельной музыкальной деятельности детей 6-7 лет
2.2Создание и апробация музыкально-эстетического центра группы как условия реализации самостоятельной музыкальной деятельности детей 6-7 лет
2.3Выявление изменения характера самостоятельной музыкальной
деятельности детей 6-7 лет в созданном музыкально-эстетическом центре
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на формирование таких личностных качеств ребенка как активность, самостоятельность. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) предполагает создание условий формирования личности каждого ребенка, поддержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности, обеспечение возможности выбора детьми видов активности, материалов и участников деятельности.
Одним из видов деятельности дошкольников, обеспечивающих художественно-эстетическое развитие, является музыкальная в совокупности ее разновидностей (пение, музыкально-ритмические движения, восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, игры на музыкальных инструментах).
Согласно Федеральному государственному образовательному
стандарту дошкольного образования, образовательная деятельность осуществляется в совокупности компонентов, одним из которых является самостоятельная музыкальная деятельность детей, а решение образовательных задач обеспечивается содержанием создаваемой педагогом предметно-пространственной среды.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне определяется тем, что в современных исследованиях представлены различные аспекты проблемы самостоятельности. Обращение к работам исследователей по проблеме самостоятельности детей показало, что стремление к самостоятельности является внутренней потребностью ребенка, которую необходимо поддерживать и развивать (Л.С. Выготский, И.С. Кон, К.П. Кузовкова, А.А. Люблинская и др.).
Проявление самостоятельности в музыкальной деятельности предполагает, что деятельность реализуется как самостоятельная. Самостоятельная музыкальная деятельность позволяет ребенку с учетом его интересов и возможностей применить сформированный в ходе организованной образовательной деятельности музыкальный опыт.
Одним из условий самостоятельной музыкальной деятельности у дошкольников является насыщенная предметно-пространственная среда дошкольной организации.
Во многих исследованиях (О.В. Дыбиной, В.В. Щетининой и др.) предметно-пространственную среду определяют, как дидактически организованное пространство, в котором ребенок может проявить себя в реализации содержания деятельности, с учетом сформированного субъектного и субъективного опыта.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне определяется разработкой специальным образом организованного
пространства (музыкально-эстетический центр группы), создавшее условия для стимулирования и реализации самостоятельной музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Теоретически обоснованная необходимость самостоятельной музыкальной деятельности на практике сталкивается с недостаточной разработкой содержания и характера самостоятельной музыкальной деятельности, а также организацией предметно-пространственной среды в русле требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Анализ исследований и педагогической практики позволили выявить следующие противоречия:
-между необходимостью формирования самостоятельности детей в деятельности и недостаточным исследованием возможностей ее проявления и формирования в музыкальной деятельности;
-между необходимостью реализации детьми самостоятельной музыкальной деятельности и недостаточным исследованием специфики этого процесса;
- между необходимостью организации самостоятельной музыкальной деятельности детей в дошкольной образовательной организации как структурного компонента образовательного процесса и недостаточной разработкой компонентов музыкально-эстетического центра.
Исходя из выделенных противоречий, сформулирована проблема исследования: каковы возможности предметно-пространственной среды группы в реализации самостоятельной музыкальной деятельности детей 6-7 лет?
Цель исследования: определить и апробировать организацию
предметно-пространственной среды группы как условия реализации самостоятельной музыкальной деятельности детей 6-7 лет.
Объект исследования: процесс организации самостоятельной
музыкальной деятельности детей 6-7 лет.
Предмет исследования: предметно-пространственная среда группы по организации самостоятельной музыкальной деятельности детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что развивающие возможности самостоятельной музыкальной деятельности детей 6-7 лет определяются созданной в группе предметно-пространственной средой, если:
1)создан музыкально-эстетический центр, обеспечивающий стимулирование самостоятельности детей и актуализацию их музыкального опыта в различных видах музыкальной деятельности;
2)компоненты музыкально-эстетического центра обеспечивают решение задач музыкального воспитания детей в соответствии с календарно-тематическим планом, возрастными и индивидуальными особенностями и интересами детей;
3)дидактические возможности музыкально-эстетического центра обеспечиваются в ходе взаимодействия воспитателей и музыкального руководителя.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования.
1.Изучить в современных исследованиях проблемы организации
предметно-пространственной среды как условия реализации
самостоятельной музыкальной деятельности детей 6-7 лет.
2.Изучить особенности самостоятельной музыкальной деятельности детей 6-7 лет и предметно-пространственной среды группы как условия ее реализации.
3.Разработать и апробировать структурные компоненты и содержание музыкально-эстетического центра группы по реализации самостоятельной музыкальной деятельности детей 6-7 лет.
4.Выявить изменение характера самостоятельной музыкальной деятельности детей 6-7 лет в созданном музыкально-эстетическом центре.
Теоретической основой исследования:
-теория музыкальной деятельности детей (Н.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, Г.А. Колодницкий, Л.В. Малахова, Л.А. Мазель, Е.В. Назайкинский, О.П. Радынова, Т.Ю. Торяник, Б.М. Теплов.).
-теоретические подходы к организации предметно-пространственной среды (Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготским, О.В. Дыбиной, О.А. Карабановой, Е.А. Лобановой, Н.Я. Михайловой, С.Л. Новоселовой, В.А. Петровским, М.Н. Поляковой, О.Р. Родионовой, Н.А. Рыжовой, В.В. Щетининой.).
-деятельностный и личностный подходы (О.В. Акулова, И.Ф Бережная, Р.С. Буре, Л.С. Выготский, А.Г. Гогоберидзе, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, В.С. Ильин, Е.П. Ильин, Л.М. Кларина, И.С. Кон, И.А. Колесникова, М.В. Крулехт, К.П. Кузовкова, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, М.В. Михайлова, М.Н. Полякова, Н.К. Сергеев, М.Н. Силаева, О.В. Солнцева, В.И. Слободчиков.).
Для решения поставленных задач в работе используются следующие методы исследования: теоретические (анализ психологической и
методической литературы; интерпретация, обобщение опыта и массовой
практики, системный анализ); эмпирические (беседы с педагогами, наблюдение, диагностические задания; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов).
Экспериментальная база исследования: детский сад № 97
«Хрусталик», АНО ДО «Планета детства «Лада», г. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 детей в возрасте 6-7 лет (20 детей экспериментальной группы, 20 детей контрольной группы), 10 педагогов.
Организация и основные этапы исследования. В осуществлении исследования можно выделить три этапа.
Первый этап - теоретико-поисковый (сентябрь 2016г. - апрель2017г.). Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы. Составление программы исследования, определение исходных параметров, методологии и методов, понятийного аппарата. Определение диагностического инструментария по выявлению сформированности самостоятельности детей 6-7 лет в музыкальной деятельности и по изучению состояния педагогической практики по проблеме создания предметно-пространственной среды группы для реализации самостоятельной музыкальной деятельности детей (проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов).
Второй этап - экспериментальный (апрель 2017г. - март 2018 г.). Разработка и апробация структурных компонентов, а также подходов к планированию содержания и задачи формирования у детей 6-7 лет
самостоятельности в музыкальной деятельности, специфики
самостоятельной музыкальной деятельности и предметно-пространственной среды как условия ее организации. Выявить динамику в уровне сформированности самостоятельности детей 6-7 лет в музыкальной деятельности. Обработка, проверка и систематизация полученных 7
результатов (проведение формирующего эксперимента).
Третий этап - заключительно-обобщающий (апрель 2018г. - май 2018
г.). Теоретическое осмысление результатов опытно-поисковой работы. Осуществление анализа, обобщения и систематизации результатов опытно-экспериментальной работы. Оформление диссертационных материалов, формулировка выводов.
Новизна исследования состоит в следующем: выявлена истинное состояние проблемы и доказана возможность организации музыкально-эстетического центра группы как условия самостоятельной музыкальной деятельности детей 6-7 лет с учетом предоставленных подходов.
Теоретическая значимость исследования:
-определены параметры изучения самостоятельной музыкальной
деятельности детей 6-7 лет, критерии, показатели самостоятельности детей 67 лет в музыкальной деятельности, охарактеризованы уровни
сформированности самостоятельности детей 6-7 лет в музыкальной деятельности;
-теоретически обоснованы, охарактеризованы структурные компоненты и содержание музыкально-эстетического центра группы для реализации самостоятельной музыкальной деятельности детей 6-7 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что практические работники дошкольной образовательной организации могут использовать разработанные диагностические материалы для изучения состояние педагогической практики по организации самостоятельной музыкальной деятельности детей в музыкально-эстетическом центре группы, а также рекомендации по проектированию компонентов и микроцентров музыкально-эстетического центра группы для реализации самостоятельной музыкальной деятельности детей.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения психологии и педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретических с опорой на практическую деятельность, соответствующих предмету, цели, задачам исследования; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования. В магистерской диссертации представлен опыт работы научной и педагогической деятельности автора в качестве воспитателя.
Результаты экспериментальной работы обсуждались на педагогических советах дошкольного образовательного учреждения.
Основные положения исследования получили одобрение на научнопрактических конференциях «Студенческие Дни Науки в ТГУ (2017г., 2018г.).
Разработанные автором диагностические материалы (критерии, показатели и диагностические методики) могут быть использованы для изучения организации самостоятельной музыкальной деятельности детей в музыкально-эстетическом центре, а задания для самостоятельной музыкальной деятельности включены в календарно-тематический план и методические рекомендации использовались педагогами д/с «Хрусталик» г. Тольятти в практической деятельности.
По итогам исследования опубликованы 4 статьи.
Личное участие автора в исследовании и получении научных результатов выражается в выявлении теоретического и практического состояния проблемы; выделение критериев и показателей самостоятельности в музыкальной деятельности и определении соответствующего комплекса диагностических методик; установили соответствие календарнотематического плана и музыкального репертуара.
Основные положения, выносимые на защиту:
1.Самостоятельная музыкальная деятельность представляет собой умение дошкольника совершать действия без помощи взрослого при выборе вида и содержания музыкальной деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, слушание, музыкально-ритмические движения); умение планировать и оценивать свои действия в выбранной музыкальной деятельности.
2.Музыкально-эстетический центр группы определяется как
дидактически организованное пространство, обеспечивающее
стимулирование и реализацию самостоятельной музыкальной деятельности детей (в совокупности ее разновидностей) с учетом сформированного субъектного и субъективного опыта. Он представлен как совокупность микроцентров («Познавай-ка!», «Фонотека» («Видеотека»), «Музыкальная студия», «Игротека», «Моделирования», «Музыкальная кладовая», «Костюмерная»), развивающие возможности которых определяются содержанием их компонентов (личностный, материально-организационный, содержательный).
3.Дидактические возможности музыкально-эстетического центра обеспечиваются в ходе взаимодействия воспитателей, музыкального руководителя, направленного на решение задач музыкального воспитания детей в соответствии с календарно-тематическим планом, возрастными и индивидуальными особенностями и интересами детей.
Структура и объём диссертации обусловлены логикой научного исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (56 наименований) и 3 приложения. Текст иллюстрируют 7 таблиц, 6 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного нами исследования были решены поставленные задачи.
Теоретический анализ различных подходов современных исследователей к определению понятия самостоятельность» и «самостоятельная деятельность» позволил рассмотреть самостоятельную музыкальную деятельность детей 6-7 лет как деятельность, которая позволяет ребенку, с учетом его интересов и возможностей, применить сформированный в ходе организованной образовательной деятельности музыкальный опыт. Самостоятельность в музыкальной деятельности проявлялась как способность быть субъектом собственной активности и совершать действия без помощи взрослого при выборе вида и содержания музыкальной деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, слушание, музыкально-ритмические движения); умении планировать и регулировать свои действия, оценивать свои действия и результат в выбранной музыкальной деятельности.
Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, показал связь эффективности решения задач музыкального воспитания в самостоятельной музыкальной деятельности созданным в группе музыкально-эстетическим центром как элементом предметно-пространственной среды. Музыкально-эстетический центр группы
представлен как совокупность микроцентров, специфика которых проявляется в содержании их компонентов (личностный, материально-организационный, содержательный).
Актуальность исследования подтвердили результаты диагностики детей и изучения особенностей организации музыкально-эстетического центра группы для самостоятельной музыкальной деятельности детей 6-7 лет. Критериями и показателями диагностики самостоятельности детей в музыкальной деятельности были определены: 1) когнитивный
(представление детей о самостоятельности и ее проявлении в музыкальной деятельности; осознание значимости собственных усилий для самостоятельного выполнения дела; осознание степени проявления своей самостоятельности в музыкальной деятельности); 2) эмоциональноценностный (положительное эмоциональное отношение детей к музыкальной деятельности; проявление музыкальных предпочтений; стремление быть самостоятельными в музыкальной деятельности); 3) деятельностный (умение ставить цель: выбирать вид и содержание музыкальной
деятельности; умение планировать свои действия в выбранной музыкальной деятельности; умение действовать в соответствии с планом; умение оценить результат музыкальной деятельности).
Формирующий эксперимент проходил в два этапа: проектировочно-организационный и деятельно-практический.
Музыкальными руководителями и воспитателями был определен музыкальный репертуар и предложен детям в соответствии с темами календарно-тематического планирования. Были также определены типовые задания, в которых дети реализовали репертуар в разных видах музыкальной деятельности, осуществляя его исполнение индивидуально, в сотрудничестве с партнерами.
Положительная динамика уровня самостоятельности детей 6-7 лет в музыкальной деятельности и изменение характера самостоятельной музыкальной деятельности детей 6-7 лет в созданном музыкально-эстетическом центре позволяют сделать вывод об эффективности предложенных подходов к его созданию и верности выдвинутой гипотезы.


1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 2013.25 ноября. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-
dok.html (дата обращения 03.02.2017).
2.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 26.08.2010 № 761н г. Москва «Об утверждении единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» // Консультант плюс. 19.08.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://school84saratov.ucoz.rU/3/4/prikaz_mzisr_ot_26_08_2010_g_761 n_edinyj_ kvalifika.pdf (дата обращения 24.05.2018)
3.Атарова, А.Н. Проблема развития самостоятельности дошкольников в исследованиях кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета [Текст] / А.Н. Атарова, А.Г. Гогоберидзе / Проблема развития самостоятельности дошкольников в исследованиях кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета // Традиции и инновации в дошкольном образовании: исследования молодых ученых: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции 2628 мая 2010 г. - СПб. : 2010. - С.17-26.
4.Бабаева, Т.И. Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе [Текст] / Т.И. Бабаева - СПб. : Детство-Пресс, 2000. - 220с.
5.Бережная, И.Ф. Формирование социальных ориентаций подростков в детском загородном лагере [Текст] / автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.Ф. Бережная. - Воронеж, 1998. - 16 с.
6.Буре, Р.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя дет. сада [Текст] / Р.С. Буре [и др.] ; отв. ред. А.М. Виноградова. - 2-е изд., доп. - М. : Просвещение, 1989. - 96 с.
7.Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина [и др.] ; отв. ред. Н.А. Ветлугина. - М. : Просвещение, 1983. - 255 с.
8.Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина. - М. : Просвещение, 1991. - 174 с.
9.Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика, 2007 - 480 с.
10.Гогоберидзе, А.Г. Проблема исследования и познания ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности и поведения [Текст] /
А.Г.Гогоберидзе // Известия Российского Гос. пед. университета имени
A.И. Герцена. - СПб. : 2009 - № 100. - С. 29-37.
11.Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учебн. заведений / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - М. : Издательский центр «Академия», 2011. - 320 с.
12.Дыбина, О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей [Текст] / О.В. Дыбина. - М. : Педагогическое общество России, 2002. - 160 с.
13.Дыбина, О.В. Предметно-развивающая среда интегрированной деятельности детей дошкольного возраста: понятие, принципы, компоненты [Текст] / О.В. Дыбина, О.П. Болотникова, А.Ю. Козлова, Е.А. Сидякина // Вектор науки ТГУ. - Тольятти, 2014. - № 1. - С. 220-223.
14.Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] /
B.В. Давыдов. - М. : Академия, 2004. - 288 с.
15.Жарова, Л.В. Учить самостоятельности [Текст] / Л.В. Жарова. - М. : Просвещение, 2001. - 205 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ