Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы формирования профессиональной культуры педагога в реабилитационно-воспитательном пространстве 11
1.1. Формирование реабилитационно-воспитательного пространства как социально-педагогическая проблема 11
1.2. Профессионально значимые личностные качества педагога в контексте формировании профессиональной культуры 18
1.3. Психолого-педагогические подходы к формированию профессиональной культуры педагога в реабилитационно-воспитательном пространстве 26
Выводы по главе 1 36
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование формирования профессиональной культуры педагога в реабилитационно-воспитательном пространстве 38
2.1. Модель формирования профессиональной культуры педагога в реабилитационно-воспитательном пространстве 38
2.2. Педагогические условия эффективности формирования профессиональной культуры педагога 49
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной культуры педагога в реабилитационно-воспитательном пространстве приюта для детей и подростков «Дельфин» 56
Выводы по 2 главе 79
Заключение 82
Список используемой литературы 87
Приложение 96
Актуальность исследования. Современная социальная ситуация общества, связанная с особенностями протекающих процессов в политике и экономике страны, привела к увеличению количества неблагополучных семей с несовершеннолетними детьми, маргинализации, росту детского сиротства. В связи с этим возрастает роль специалистов специализированных учреждений, обладающих профессиональной педагогической культурой, которые могут обеспечить позитивную социализацию детей, находящихся в социально опасном положении.
Актуальность и необходимость психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы с несовершеннолетними также находят подтверждение в ряде Федеральных законов, Указов президента, в постановлениях Правительства и в нормативно-правовых актах на федеральном уровне.
В большинстве субъектов Российской федерации социальные проблемы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, решаются путем применения межведомственного подхода. Профилактика нарушения взаимодействия несовершеннолетних с социумом осуществляется в реабилитационном пространстве, в которое входит целая система ведомственных структур и общественных организаций. Однако, количество детей, находящихся в социально опасном положении не снижается, что указывает на неэффективность системы реабилитационно-воспитательной работы и недостаточный профессионализм педагогов, работающих в специализированных учреждениях.
Изучением вопроса защиты детей, попавших в социально опасное положение, занимались исследователи разных научных сфер. Так, философ Т.В. Карсавская отмечала, что феномен детства - это специфическое общественное явление, которому необходима социальная защита. Процессы социализации детей рассмотрены в работах Е.Б. Бреевой, О.Л. Зверева. В психологии проблема защиты детства рассматривается с позиций антропологического, личностно-ориентированного и культурологического подходов (Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская). Ученые-педагоги подчеркивали важность антропологического подхода при обращении к данному вопросу и рассмотрение его с учетом существующих принципов и методов различных наук о детстве как феномене жизни человека и культуры (Е.Н. Шиянов). В социальной педагогике к изучению проблемы защиты детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, обращались П.А. Кропоткин, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Все указывали на важность сохранения национальных традиций по социальной защите детства и выступали за государственный характер данной деятельности.
Отметим, что большинство исследователей сходятся в одном: в необходимости организации среды с учетом индивидуальных, возрастных и социально-психологических характеристик ребенка. Ряд ученых отмечают, что ведущая роль в организации такой среды может принадлежать приюту, так как именно там создаются условия для социальной и трудовой реабилитации несовершеннолетних, и особенно важным в этой ситуации является уровень профессиональной культуры педагога.
В связи с этим актуальным вопросом является изучение различных аспектов эффективного формирования профессиональной культуры педагога в реабилитационно-воспитательном пространстве.
Общетеоретические основы формирования профессиональной культуры педагога рассмотрены в работах В.А. Сластенина, Н.Д. Никандрова и других. Профессиональная культура изучена в нескольких аспектах: методологическом (В.А. Сластенин), гуманитарном (Е.Н. Шиянов), коммуникативном (В.С. Грехнев), технологическом (М.М. Левина), духовном (Н.Е. Щуркова). Под профессиональной культурой педагога исследователи понимают важную часть общей культуры педагога, которая представляет собой систему профессиональных качеств и особенности педагогической деятельности.
Анализ научной психолого-педагогической литературы по данной проблеме, однако, показал, что недостаточно изучены сущность и характеристики профессиональной культуры педагога, не определены подходы к ее формированию.
Налицо противоречия между:
• сложившейся упрощенной системой социальной защиты, которая основана на удовлетворении элементарных потребностей детей, и необходимостью формирования условий для создания позитивного социального общения с педагогом, обладающего профессиональной культурой;
• имеющимися в приютах условиями осуществления процесса активного формирования профессиональной культуры и отсутствием научного осмысления потенциальных возможностей ее формирования в условиях реабилитационно-воспитательного пространства (РВП);
• доступными научными знаниями об особенностях развития детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, и недостаточным уровнем профессиональной культуры педагога.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему: каковы научно-теоретические основы и условия эффективного формирования профессиональной культуры педагога в реабилитационно-воспитательном пространстве?
Цель исследования - повышение профессиональной культуры педагога путем овладения знаний и присвоения опыта в условиях РВП на основе спроектированной модели и содержания деятельности.
Объект исследования - профессиональная деятельность педагога в реабилитационно-воспитательном пространстве.
Предмет исследования - формирование профессиональной культуры педагога в условиях реабилитационно-воспитательного пространства приюта для детей.
В основу исследования положена гипотеза о том, что формирование профессиональной культуры педагога будет эффективным, если:
• формирование профессиональной культуры педагога происходит в условиях РВП и обеспечено комплексным, личностным, деятельностным подходами;
• разработана, научно обоснована и экспериментально проверена модель формирования профессиональной культуры педагога в РВП;
• выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования профессиональной культуры педагога в условиях реабилитационно-воспитательного пространства.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе изучения и анализа научной психолого-педагогической литературы выделить профессионально значимые личностные качества педагога РВП, являющиеся компонентами профессиональной культуры: педагогическая интуиция, педагогическая направленность, педагогическая коммуникация.
2. Определить основные психолого-педагогические подходы организации к формированию профессиональной культуры педагога в реабилитационно-воспитательном пространстве.
3. Спроектировать модель формирования профессиональной культуры педагога в реабилитационно-воспитательном пространстве приюта.
4. Выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования профессиональной культуры педагога.
5. Провести экспериментальное исследование по повышению профессиональной культуры в реабилитационно-воспитательном процессе приюта для детей и подростков «Дельфин».
Теоретическую основу диссертационного исследования составили:
• работы, раскрывающие особенности влияния личностно-средовых факторов на формирование человека (О.В. Гукаленко);
• исследования по изучению профессиональной культуры социального педагога (А.В. Гаврилина, А.С. Никончук);
• теоретические основы концепции построения взаимоотношений с детьми на гуманных началах (А. Маслоу);
• система социального воспитания и внедрения практического опыта воспитательных систем в практику (Е.М. Данилин, Т. Т. Щелина и др.);
• исследования, посвященные изучению процесса развития профессиональной культуры педагога в условиях специализированного учреждения для детей-сирот (Е.М. Данилин);
• положения личностно-ориентированного подхода к организации педагогического процесса (Г. В. Ахметжанова, М.И. Берулава, А.В. Мудрик).
Методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, сравнение, моделирование;
• эмпирические: педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование и тестирование;
• математические: качественный анализ результатов исследования, графическое представление экспериментальных данных.
Экспериментальная база исследования - государственное казенное учреждение «Тольяттинский социальный приют для детей и подростков «Дельфин». В исследовании принял участие педагогический персонал учреждения - 45 человек.
Диссертационное исследование осуществлялось в несколько этапов.
На первом этапе (2016 год) изучалась научная философская, социологическая, психолого-педагогическая литература, публикации по проблеме исследования, нормативные документы; проводилось исследование современного состояния проблемы.
На втором этапе (2017 год) осуществлялся поиск решения проблемы исследования, проводилась экспериментальная работа, разрабатывалась и апробировалась модель формирования профессиональной культуры педагога в условиях реабилитационно-воспитательного пространства приюта для детей.
На третьем этапе (2017 - 2018 г.г.) продолжалась опытно-экспериментальная работа, реализовалась модель формирования профессиональной культуры педагога в условиях реабилитационно-воспитательного пространства, осуществлялась качественная и количественная обработка экспериментальных данных, оценивались результаты, публиковались научные статьи, формулировались выводы и рекомендации.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем изучены основные характеристики профессиональной культуры педагога в реабилитационно-воспитательном пространстве.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представления о профессиональной культуре педагога в реабилитационно-воспитательном пространстве и уточнении понятия «профессиональная культура педагога».
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования изложенных теоретических положений и разработанных рекомендаций в реальной практике учреждений социальной защиты. Предложенная модель формирования профессиональной культуры педагога в условиях реабилитационно-воспитательного пространства приюта для детей может использоваться руководителями различных учреждений социальной защиты.
Личный вклад заключается в участии на всех этапах проводимой исследовательской работы, в изучении состояния проблемы, в выступлениях на научно-практических конференциях, в подготовке научных публикаций по исследуемой проблеме.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена использованием положений современной психолого-педагогической науки и практики; взаимодополняющим сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, адекватным подбором диагностических методик.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в виде публикаций и выступлений автора на научных конференциях различного уровня: Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогическое мастерство: теория и практика» (Тольятти, 2016 год), научно-практическая конференция «Профессионализация в образовательных институтах и практической деятельности: теоретические и прикладные проблемы социологии и психологии труда и профессионального образования» (Тольятти, 2016 год), Международный научно-практический форум «Магистратура-этап профессионального развития педагога» (Тольятти, 2017 год), Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы современного профессионального образования» (Махачкала, 2018 год).
Положения, выносимые на защиту:
1. Профессиональная культура педагога формируется в реабилитационно-воспитательном пространстве, которое представляет собой территориально и содержательно организованную систему педагогических факторов и условий эффективного развития личности педагога и воспитанника посредством сотрудничества социальных, педагогических, законодательных и иных служб и ведомств, построенную на четырех взаимосвязанных компонентах (управление, содержание, организация, общение).
2. Компонентами профессиональной культуры являются профессионально значимые качества педагога: педагогическая направленность, нравственные качества, социально-перцептивные качества, педагогическая наблюдательность, педагогическая интуиция, рефлексия, педагогическое мышление, педагогическое воображение. Наиболее важные из них при работе в РВП: педагогическая интуиция, педагогическая направленность и педагогическая коммуникация.
3. Спроектированная модель позволяет повысить уровень сформированности профессиональной культуры педагога в реабилитационно-воспитательном пространстве. Модель построена на принципе интеграции и состоит из пяти блоков: подготовительного, содержательного, организационного, критериально-оценочного, итогового. В каждый из этих блоков включена содержательная часть, выполняющая определенные функции в воспитательной системе приюта.
4. Экспериментальные данные подтверждают динамику уровня сформированности профессиональной культуры. В результате проведенной работы на 10 % увеличилось количество педагогов, которые испытывают потребность в профессиональном общении с коллегами, на 13% - идущих на уступки в конфликтных ситуациях. Качеством своего самообразования удовлетворены 43 % вместо 24%. В два раза возросло количество педагогов, которые высоко оценивают собственные профессиональные способности. 56 % вместо 43 % опрошенных определяют свое самочувствие в профессии как положительное. Специалисты изменили свое отношение к профессии в лучшую сторону, приобрели положительную мотивацию к работе и начали получать больше удовольствия от профессиональной деятельности.
Структура и объем работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, приложения, содержит 14 таблиц и 5 рисунков.
Полученные результаты подтвердили верность гипотезы исследования и позволили сделать следующие выводы.
Личность педагога способна передать ребенку лишь те качества и ценностные ориентации, которые присущи ей самой. Психическое и личностное развитие детей в воспитательно-реабилитационном пространстве во многом зависит от профессионально значимых личностных качеств педагога. На основе изучения и анализа специальной литературы определены профессионально значимые личностные качества педагога социальной сферы в контексте становления его профессиональной культуры в условиях реабилитационно-воспитательного пространства. К наиболее значимым профессионально важным качествам педагога можно отнести педагогическую направленность, нравственные качества, социально-перцептивные качества и другие, но наиболее важные из них для работы в условиях реабилитационно-воспитательного пространства - это педагогическая направленность, педагогическая интуиция и педагогическая коммуникация.
В научной психолого-педагогической литературе встречаются различные точки зрения на проблему воспитания детей в условиях реабилитационно-воспитательного пространства. Однако большинство исследователей сходятся на важности формирования такого пространства как социально-педагогической проблеме, подчеркивают важность изучения его основных характеристик. Исследователи отмечают, что воспитательное пространство - это специально организованная среда, которая включает субъектный, ценностно-ориентационный, функционально-деятельностный, коммуникативный, пространственно-ресурсный и диагностико-результативный компоненты. К важнейшим характеристикам реабилитационно-воспитательного пространства относится единство и активность. Воспитание при этом должно носить полисубъектный характер, то есть в воспитательную деятельность включаются различные работники социокультурной сферы.
К основным психолого-педагогические подходы к формированию высокого уровня профессиональной культуры педагога в условиях реабилитационно-воспитательного пространства относят: личностный, деятельностный и комплексный.
Одним из ведущих условий повышения качества подготовки педагогов в условиях РВП является профессиональное самосознание педагога. Под этим термином понимают: «не только профессиональные знания и специальные знания о том, как надо применить профессиональные знания, а прежде всего это субъективный опыт человека, в том числе и в профессиональном плане».
Уровень сформированности профессиональной культуры может измеряться по конкретным критериям: например, наличие доброжелательной и психологически комфортной среды, эмоционально-позитивный климат, осуществление независимой оценки. Стоит отметить, что использование только одного психолого-педагогического подхода в отдельности не может решить проблему повышения профессиональной культуры в условиях РВП, это возможно только в комплексе, если специалист сам в этом заинтересован.
На основе данных, полученных в процессе анализа психолого-педагогической литературы, проектирования модели повышения профессиональной культуры в условиях РПВ, а также же педагогического наблюдения, к условиям, обеспечивающим эффективность формирования профессиональной культуры педагога, отнесены: эффективно организованная методическая работа, гуманистические установки специалистов, наличие практического опыта социального взаимодействия с использованием групповых методов, развитие и накопление педагогического опыта, индивидуальная помощь для педагогов.
В процессе опытно-экспериментального исследования формирования профессиональной культуры педагога была спроектирована модель формирования профессиональной культуры педагога в условиях реабилитационно-воспитательного пространства, которая включает следующие компоненты: подготовительный, содержательный, организационный, критериально-оценочный, итоговый. Содержательный блок модели содержит виды педагогической деятельности в условиях РВП, а именно: системно-плановый, мотивационно-творческий, представительский, социально-коммуникативный. Модель реализуется на основе следующих принципов: уважения личности, актуализации внутреннего потенциала, интеграции педагогических воздействий в единый реабилитационно-воспитательный процесс, гуманистической направленности. Критериями оценки эффективности педагогической деятельности в условиях РВП приюта для детей и подростков выбраны:
• количество самовольных уходов (побегов) подростков из учреждения, как показатель наличия доброжелательной и психологически комфортной среды;
• тенденция всего педагогического персонала к гуманизации профессиональной деятельности и создание эмоционально-позитивного климата в детских группа;
• мероприятия, направленные на фокусирование процесса реабилитации детей по семейному типу воспитания, включающие все виды социальных услуг: бытовые, психологические, педагогические, трудовые, медицинские, правовые;
• независимая оценка качества предоставления социальных услуг, реализуемая силами общественно-попечительского совета учреждения;
• ежемесячная оценка эффективности педагогической деятельности в рамках заседания комиссии и присвоения баллов;
• совместное участие педагогов и воспитанников в социально-значимых мероприятиях города, способствующих социализации воспитанников и культурному росту педагогов.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы проведен педагогический эксперимент на базе Государственного казенного учреждения Самарской области «Тольяттинский социальный приют для детей и подростков «Дельфин».
Разработанная модель формирования профессиональной культуры педагога в условиях реабилитационно-воспитательного пространства была реализована в ГКУ СО «Дельфин».
В качестве компонентов реабилитационного пространства приюта, обеспечивающих условия возвращения воспитанника в социум и предоставляющие неограниченные возможности для роста профессиональной культуры педагогов, были разработаны и реализованы сценарии свыше 200 мероприятий реабилитационной и досуговой направленности.
В ходе исследования был применен комплексный подход к формированию профессиональной культуры, что прослеживалось во взаимодействии служб и сочетании всех видов реабилитации, организованных в условиях РВП: педагогической, медицинской, психологической, социально-правовой, творческой и трудовой.
В рамках повышения профессиональной культуры педагогов были организованы разработка и внедрение программ дополнительного образования.
Разработанная психолого-методическая документация, обобщенная в пособие для педагогов «Дневник воспитателя: полезные советы для личностного роста», представлена на семинаре «Предупреждение эмоционального выгорания у педагогов»; подготовлены рекомендации по решению проблемы психологизации профессионального сознания, составлен план участия специалистов в психологических тренингах, группах личностного роста, группах психологической поддержки и в других формах организации приобретения практического опыта самопознания.
Работа по актуализации ценностно-нравственного компонента проводилась в направлении разработки и внедрения кодекса профессиональной этики специалиста реабилитационной сферы. Он объединил в себе нормы поведения и соответствующий нравственный характер взаимоотношений в коллективе, включая требования к профессиональной деятельности и компетентности. Достижению позитивной социализации подростков способствовала авторская реабилитационная форма работы «Социальное экономическое вхождение (СЭВ). Показателями сложившейся дружественной атмосферы стали закрепившиеся понятия: «Дельфин - наш дом», «мы разные, но мы вместе», «защитим наших детей» и пр.
Внедрение модели происходило под влиянием как внешних, так и внутренних воздействий. Система социального партнерства была организована с включением общественных, образовательных, коммерческих, государственных и частных структуры городского округа Тольятти.
Получена лицензия на осуществление образовательных услуг по программам дополнительного образования, что дало толчок на активизацию методического ресурса педагогов. Научная работа над программами и пошаговая их реализация позволила повысить уровень профессиональной культуры педагогов и обогатить РВП новыми возможностями на базе реализации дополнительного образования.
Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, открывают возможности для дальнейшего осмысления и продолжения работы по формированию профессиональной культуры педагога в условиях реабилитационно-воспитательного пространства.
1. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: учеб. для вузов. М.: Просвещение, 2006. 574 с.
2. Акопян А. В. Профессионально-педагогическая культура в трудах отечественных педагогов // Теория и практика общественного развития. 2013. №12. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/professionalnopedagogicheskaya-kultura-v- trudah-otechestvennyh-pedagogov (дата обращения: 18.04.2018).
3. Ахметжанова Г.В. Понятийный аппарат педагогики и образования : коллективная монография. Екатеринбург, 2016. 483 с.
4. Басов Н. Ф. Из истории педагогики подготовки специалистов для социальной сферы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012. №1-2. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/iz-istorii-pedagogiki-podgotovki-
spetsialistov-dlya-sotsialnoy-sfery (дата обращения: 19.04.2018).
5. Басов Н. Ф. Становление системы подготовки профессиональных кадров социальных работников в России // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/stanovlenie- sistemy-podgotovki-professionalnyh-kadrov-sotsialnyh-rabotnikov-v-rossii (дата обращения: 19.04.2018).
6. Баженов В. Г. Социально-реабилитационный центр и его специфика // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. №1. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/psihologo-pedagogicheskie-usloviya- kompleksnoy-raboty-s-semiey-i-rebenkom-gruppy-riska (дата обращения: 19.04.2018).
7. Бреева Е. Б. Инновационный потенциал преподавателей разных возрастных групп // Современные гуманитарные исследования. 2013. № 2. С. 75-78.
8. Белкина О. А. Реабилитация социально незащищенного подростка в условиях современного общеобразовательного учреждения на основе комплексного подхода // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZreabilitatsiya-
sotsialno-nezaschischennogo-podrostka-v-usloviyah-sovremennogo- obscheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-na-osnove (дата обращения: 18.04.2018).
9. Берулава М. Н. Интеграция содержания образования. М., Совершенство, 1998. 233 с.
10. Бреева Е. Б. Социальное сиротство. Опыт социологического обследования // Социологические исследования. 2004. N 4. С. 44-56.
11. Брыкалова О. Г. Базовая культура личности в педагогическом осмыслении // Педагогический журнал. 2010. №10. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/bazovaya-kultura-lichnosti-v-pedagogicheskom- osmyslenii (дата обращения: 18.04.2018).
12. Горбунова И. А. Педагогическая культура как феномен социально-педагогической среды // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZpedagogicheskaya- kultura-kak-fenomen-sotsialno-pedagogicheskoy-sredy (дата обращения: 18.04.2018).
13. Грехнёв В. С. Методологические вопросы исследования современных общественных процессов (научное редактирование). Изд-во Московского университета, 1981. С. 152.
14. Гукаленко О.В., Пустовойтов В.Н. Поликультурное образовательное пространство как среда обеспечения социально-педагогической безопасности молодёжи // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6.URL: http://science-
education.ru/ru/article/view?id=27331 (дата обращения: 18.04.2018).
15. Деркач А. А. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. М.: Изд-во РАГС, 1998. 225 с.
...