Аннотация 2
Введение 6
1 Назначение, состав, виды и требования предъявляемые к тормозным системам автомобиля 9
2 Патентные исследования стенда 29
2.1 Обоснования необходимости патентных исследований 29
2.2 Исследование достигнутого уровня вида техники 30
2.3 Анализ результатов патентно-информационного поиска и разработка нового технического объекта 42
2.4 Исследование предложенного усовершенствованного объекта техники на наличие критерия патентоспособности 44
3 Разработка конструкции стенда 51
3.1 Техническое задание на разработку стенда для испытания транспортных средств 51
3.2 Техническое предложение на разработку стенда для испытания транспортных средств 56
3.3 Конструкторские расчеты основных элементов 57
3.4 Руководство по эксплуатации 63
4 Технологический процесс 68
4.1 Виды выполняемых работ 69
4.2 Технологическая карта определения увода автомобиля относительно прямолинейного движения и эффективности тормозных систем 69
5 Безопасность и экологичность тормозного стенда с возможностью определения поперечного увода автомобиля 73
5.1 Конструктивно-технологическая и организационно техническая характеристики тормозного стенда с возможностью определения поперечного увода автомобиля 73
5.2 Определение профессиональных рисков 76
5.3 Способы снижения профессиональных рисков 77
5.4 Пожарная безопасность тормозного стенда с возможностью определения поперечного увода автомобиля 80
5.5 Экологическая безопасность тормозного стенда с возможностью определения поперечного увода автомобиля 83
6 Расчет экономической эффективности тормозного стенда с возможностью определения поперечного увода автомобиля 85
6.1 Расчет себестоимости проектируемого стенда 85
6.2 Расчет коммерческой эффективности проекта 94
Заключение 101
Список используемой литературы и используемых источников 102
Приложение А Спецификация 106
Автомобильный транспорт является самым опасным видом транспорта. По данным Европейской Экономической Комиссии Организации Объединенных Наций (РЭК ООН) автомобильный транспорт в 12 раз опаснее морского и речного транспорта, в 1,5 раза опаснее воздушного транспорта (из расчета на число погибших отнесенных к одному млн. пассажиров/км).
По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый год в мире в дорожно-транспортных происшествиях погибают и получают ранения более 20 миллионов человек, при этом суммарные экономические потери превышают 600 миллиардов долларов.
По данным ГИБДД, за 2019 год на дорогах страны было зафиксировано 164358 ДТП - на 2,2% меньше, чем за аналогичный период 2018 года (168099 ДТП). В результате погибло почти 16,9 тысяч человек из них около 4,9 тыс. были пешеходами (в 2018 году 18,2 тысяч из которых 5,3 тыс. были пешеходами) и были ранены 210 тысячи (меньше на 1,9%).
Более 90% всех происходящих ДТП сопровождаются торможением. В МВД признают, что ситуации на российских дорогах по-прежнему остается сложной. Реализация Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения», позволит добиться сокращения числа погибших в ДТП на 29 % по сравнению с 2012 годом.
В настоящее время идет реализация второго этапа программы в рамках которого реализуется множество мероприятий программы:, направленные на повышение уровня технического состояния эксплуатируемых транспортных средств, их активной и пассивной безопасности.
Одной из важнейших проблем, стоящих перед автомобильным транспортом, является повышение его безопасности в условиях эксплуатации. Решение этой проблемы, с одной стороны, обеспечивается автомобильной промышленностью за счет выпуска более безопасных автомобилей, с другой - совершенствованием методов технической эксплуатации и контроля систем, обеспечивающих безопасность автомобилей.
Безопасность автомобилей в значительной степени зависит от технического состояния тормозных систем и рулевого управления, по причине неисправности которых случается около 64 % ДТП (от общего числа происшедших по техническим причинам). По данным статистики, число ДТП, обусловленных неисправностями тормозных систем автомобилей, составляет 40-50 % от общего числа происшествий по причинам, связанным с техническим состоянием автомобилей.
Контроль технического состояния тормозных систем в условиях эксплуатации автотранспортных средств (АТС) осуществляется, как правило, на силовых стендах с беговыми барабанами. В процессе стендового контроля АТС измеряются силовые параметры, на основании которых судят о техническом состоянии их тормозных систем.
При очевидных преимуществах стендового метода контроля он небезупречен и не обеспечивает требуемой ГОСТ Р 51709-2001 достоверности результатов диагностирования и контроля тормозных систем автомобилей. Результаты стендового контроля отличаются большим разбросом измеренных значений силовых параметров, характеризующих техническое состояние тормозных систем автомобилей.
Исследования, проведенные в Волжском государственном техническом университете, показывают, что при положительных результатах испытаний автомобилей на современных силовых тормозных стендах, 50% из них не обеспечили нормативную величину замедления и превысили линейное отклонение при торможении в дорожных условиях. В свою очередь ГОСТ Р 51709-2001 не регламентирует в полной мере методик измерения силовых параметров на стендах с беговыми барабанами. Исследования повторяемости результатов контроля тормозной системы одного и того же автомобиля на современных силовых стендах показывают, что разброс измеренных значений нагрузки на его оси может достигать 8,8%; тормозных сил - 40%; относительной разности тормозных сил - 20%; удельной тормозной силы - 20,6%.
Таким образом, совершенствование методики измерения силовых параметров при диагностировании тормозных систем автомобиля на стендах с беговыми барабанами является актуальной задачей. Её решение позволит существенно повысить активную безопасность автомобилей в условиях эксплуатации, снизить количество ДТП и уменьшить ущерб их последствий.
В рамках данного дипломного проекта предложена разработка конструкции тормозного стенда с возможностью определения поперечного увода автомобиля.
В ВКР спроектирована конструкция тормозного стенда с возможностью определения поперечного увода автомобиля.
Разработанная конструкция стенда предназначена для определения динамических, тягово-скоростных характеристик автомобиля, оценки состояния узлов, агрегатов и систем автомобиля, определения параметров тормозной системы автомобилей, влияющих на безопасность дорожного движения по ГОСТ 33997-2016, а также количественной оценки наличия увода автомобиля от прямолинейного движения.
В первом разделе рассмотрены назначение, состав, виды и требования предъявляемые к тормозным системам автомобиля.
Во втором разделе проведено патентные исследования, по результатам которых было выявлено, что сконструированный тормозной стенд с возможностью определения поперечного увода автомобиля является прогрессивным и соответствует уровню вида техники.
В третьем разделе составлены техническое задание и предложение, произведены конструкторские расчеты основных элементов тормозного стенда с возможностью определения поперечного увода автомобиля, составлено руководство по эксплуатации.
В четвертом разделе рассмотрены виды выполняемых работ на участке Д-1 и составлена технологическая карта определения увода автомобиля относительно прямолинейного движения и эффективности тормозных систем.
В пятом разделе выполнены работы по определению безопасности и экологичности тормозного стенда с возможностью определения поперечного увода автомобиля. Произведен анализ опасных и вредных факторов технологического процесса.
В пятом разделе произведен расчет экономической эффективности проекта.
1 Аринин И. Н. и др.. Техническое диагностирование автомобилей / И. Н. Аринин. - Ф.: «Кыргызстан», 1978. - 164 с.
2 Беляев В. М. Автомобили: Испытания: учебное пособие для вузов / В. М. Беляев, М. С. Высоцкий, Л. Х. Гилелес. - Минск: Высшая школа, 1991. • 187 с.
3 Ниргер И. А. Техническая диагностика / И. А. Биргер. - М.: Машиностроение, 1978. - 239 с.
4 Бойко А. В. Совершенствование методов диагностики тормозных систем автомобилей в условиях эксплуатации на силовых стендах с беговыми барабанами: дис. канд. техн. наук: 05.22.10: защищена 25.06.08/ Бойко Александр Владимирович. - Иркутск, 2008. - 217 с.
5 Борц А. Д. Диагностика технического состояния автомобиля / А. Д. Норц, Я. К. Закин, Ю. В. Иванов. - М.: Транспорт, 1979. - 160 с.
6 Бродский В. В. - М: Наука, 1976. - 224 с.
7 Бухарин Н. А. Тормозные системы автомобилей / И. А. Бухарин. - М.-Л.: Машгиз, Ленинградское отд-ние, 1950. - 292 с.
8 Веденяпин Г. В. Эксплуатация машинно-тракторного парка / Г. В. Веденяпин, Ю. К. Киртбая, М. П. Сергеев. - М.: Колос, 1968. - 342 с.
9 Веденяпин Г. М. Общая методика экспериментального исследования и обработки опытных данных / Г. М. Веденяпин. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Колос, 1973. - 195 с.
10 Величко А. В. Анализ процесса торможения автотранспортного средства / А. В. Величко // Транспортные средства Сибири: Материалы межвузовской научно-практической конференции. - Красноярск: КГТУ, 1995. - с. 83-89.
11 Верзаков Г. Ф. Введение в техническую диагностику / Г. Ф. Верзаков, Н. В. Кипшт, В. И. Рабинович, Л. С. Тимонеи. - М.: Энергия. 1968. • 219 с.
12 Генбом Б. Б. Вопросы динамики торможения и теории рабочих процессов тормозных систем автомобилей / Б. Б. Генбом. - Львов: Вища школа, 1974. - 234 с.
13 Гернер B. C. Исследование режимов контроля эффективности действия тормозных механизмов: дис. канд. техн. наук/ B. C. Гернер. - Харьков, 1970. - 153 с.
14 Говорущенко Н. Я. Диагностика технического состояния автомобилей. [Текст]. - М. Транспорт. 1970.
15 Говорущенко Н. Я. Диагностика технического состояния автомобилей / Н. Я. Говорущенко. - М.: Транспорт, 1970. - 254 с.
...