Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Работа №105599

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
166
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы индивидуально-психологических особенностей и самоактуализации личности в психологической литературе 8
1.1 Проблема самоактуализации личности в зарубежной и отечественной научной литературе 8
1.2 Индивидуально-психологические особенности личности 16
Выводы по первой главе 39
Глава 2. Эмпирическое исследование индивидуально-психологических особенностей и самоактуализации личности студентов 41
2.1 Организация и методы исследования 41
2.2 Результаты исследования 43
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 49
Выводы по второй главе 56
Заключение 58
Список используемой литературы 61

Вопросы, связанные с развитием личности, с осуществлением ее потенциальных возможностей и способностей, интересовали исследователей на всем протяжении истории развития наук о человеке. Не ослабевает этот интерес и на данном этапе развития психологической науки как отечественной, так и зарубежной. Во многом это связано с изменившимися социокультурными и социально-экономическими условиями, что находит свое отражение в усилении конкурентоспособности среди профессионалов, повышении требований к личности выпускника высшей школы и в целом популяризации идей саморазвития и самосовершенствования. Разработка термина «самоактуализация» и его содержательное наполнение в основном принадлежит представителям гуманистического направления западной психологии, среди которых можно отметить К. Гольдштейна [84], А. Маслоу [43, 44], К. Роджерса [66]. Но и отечественные исследователи, в рамках рассмотрения более широкого контекста, связанного с личностью в целом, предложили значительное количество теоретических и эмпирически подтвержденных концепций, вносящих значительный вклад в расширение имеющихся представлений о самоактуализации. Освещение различных аспектов этого феномена можно найти в работах К.А. Абульхановой- Славской [1], Л.А. Анцыферовой [8], Д.А. Леонтьева [40], Э.Ф. Галажинского [22], С.И. Кудинова [36], Л.А. Коростылевой [35], И.Д. Егорычевой [27] и др.
Несмотря на достаточно глубокую изученность многих сторон явления самоактуализации, все же остается еще ряд вопросов, требующих своего разрешения посредством модификации имеющихся теоретических конструкций и эмпирического подтверждения некоторых, следующих из них гипотез. Так не существует однозначно признанного критерия различия самоактуализации и самореализации личности. Если рассматривать самоактуалиацию как один из этапов самореализационной деятельности, развертывающейся циклично на протяжении всей человеческой жизни, то необходимо дальнейшее изучение содержания, условий, механизмов и факторов самоактуализации на соответствующем этапе каждого цикла. Особый интерес связан с самоактуализацией личности в процессе ее становления, в процессе обретения и раскрытия собственных возможностей и стремлений, в процессе осознания доступных потенций и первых попыток их реализации, в процессе самоопределения относительно будущей жизни и профессиональной деятельности. С другой стороны процесс становления личности в юношеском возрасте является достаточно сложным и противоречивым. Молодые люди одновременно испытывают потребность в самовыражении и утверждении себя в ближайшем окружении и потребность адаптироваться к изменяющимся условиям, стремление к независимости и страх ответственности, желание внутренней свободы и неспособность справиться с внутриличностными конфликтами. Именно эти противоречия во многом определяют процесс и результат самоактуализации личности, делая юношеский возраст наиболее интересным и актуальным в плане исследования особенностей данного феномена. Современные условия предоставляют значительное количество возможностей молодежи для саморазвития и выбора пути приложения деятельностных сил, вследствие чего исследование особенностей самоактуализации студентов остается актуальным.
Цель исследования: выявить индивидуально-психологические особенности личности, влияющие на эффективность самоактуализации студентов, будущих психологов.
Объект исследования: самоактуализация личности.
Предмет исследования: индивидуально-психологические особенности, влияющие на эффективность самоактуализации личности студентов, будущих психологов.
Гипотеза исследования: эффективность самоактуализации личности студентов, будущих психологов, обусловлена проявлением таких индивидуально-психологических особенностей как экстравертированность - интравертированность, эмпатия и мотивация к успеху.
В рамках достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач:
1. Проанализировать сведения в научной и методической литературе по проблемам исследования индивидуально-психологических особенностей и самоактуализации личности.
2. Подобрать диагностический инструментарий, удовлетворяющий цели исследования и сформировать экспериментальную выборку.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование по изучению наличия взаимосвязи между обозначенными индивидуально-психологическими особенностями личности студентов-психологов и выраженностью самоактуализации.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты исследования.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы исследования:
• Шкала экстравертированности - интравертированности А.Н. Лутошкина [30];
• опросник «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко [30];
• опросник личностной ориентации Шострома (краткая форма, разработанная Джоунс и Крэндалл) [13];
• методики Т. Элерса «Мотивация к успеху», адаптированной Т. Ивановой) [63].
3. Методы статистической обработки данных (U-критерий Манна-Уитни, r-критерий Спирмена) и сравнительно-сопоставительный анализ.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе Тольяттинского государственного университета среди выпускников студентов-психологов заочного отделения. Выборка составила 30 человек.
Методологическая основа исследования. Реализация исследования осуществлялась с опорой на теоретические и методологические принципы отечественной психологии: принципы деятельностного, личностного и системного подходов А.Н. Леонтьева [38], С.Л. Рубинштейна [67], Б.Ф. Ломова[41], Л.С. Выготского [20], а также в соответствии с теоретическими положениями гуманистической психологии (А. Маслоу [43, 44], К. Роджерс [66]).
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась посредством применения надежных психодиагностических методик, методов математической статистики, комплектования репрезентативной выборки, соответствующей генеральной совокупности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты и сделанные выводы можно применять в ходе создания программ профилактического или коррекционного характера, направленных на повышение уровня выраженности самоактуализации личности.
Бакалаврская работа включает в себя введение, две главы, выводы, заключение, список используемой литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Вопросы, касающиеся самоактуализации и самореализации личности, ставились еще во времена античности и с тех пор не утратили своей актуальности. Наиболее разработаны эти феномены в рамках гуманистического направления психологии. По мнению представителей этой научной школы, таких как А. Маслоу, К. Роджерс и др. врожденной потребностью каждого человека является стремление к самоактуализации как осознанию, раскрытию и деятельностной реализации своего потенциала в соответствии с настоящим социокультурным контекстом. Подобные взгляды на воплощение личностного потенциала высказывали и представители других направлений в психологии.
В отечественной психологии вопросы самоактуализации также рассматривались изначально в контексте решения иных вопросов, а позднее и как самостоятельные. Разные авторы дают свою трактовку явлению самоактуализации, вследствие чего она предстает то, как саморазвитие (Д.И. Фельдштейн), то, как самовыражение (Н.Б. Крылова, Е.В. Селезнева), то, как свойство (Б.Г. Ананьев), то, как процесс (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Д.А. Леонтьев, И.Д. Егорычева). Нам кажется более продуктивной позиция, раскрывающая самоактуализацию как сложное системное образование личности (Э.В. Галажинский, Л.А. Коростылева, С.И. Кудинов, Е.А. Никитина и др.).
В отношении понимания индивидуально-психологических особенностей личности среди исследователей наблюдается большее согласие. Утверждается, что их совокупность оказывает значительное влияние на развитие личности, на особенности ее взаимоотношений с окружающими, на специфику ее поведенческих стратегий, что в целом обуславливает эффективность жизнедеятельности личности в контексте настоящей социальной реальности.
Индивидуально-психологическими особенностями, определяющими поведение личности в сходных ситуациях, являются факторы, образующие континуум экстраверсия-интраверсия. Обращенность индивида вовне или внутрь себя рассматривается как биологически обусловленная и потому наименее изменчивая под влиянием социальных рамок.
Эмпатия выступает одним из профессионально-важных качеств психолога и описывается как понимание эмоционального состояния другого человека, проникновение в его внутренний мир посредством проявления сочувствия и сопереживания. Развитая эмпатия способствует успешности организации личностью социального взаимодействия.
Особенности мотивационной сферы во многом определяют психологический облик личности. Между представлениями исследователей, интересующихся этими вопросами, тоже отсутствует единообразие, поэтому мотивация с одной стороны рассматривается как явление, сопровождающее поведение, а с другой - как совокупность мотивов, инициирующих это поведение.
Наше эмпирическое исследование было организовано для проверки гипотезы о том, что самоактуализация обусловлена такими индивидуально-психологическими особенностями как интровертированность / экстравертированность, эмпатия и мотивация достижения успеха. Собранные психодиагностические данные последовательно подвергались количественной и качественной интерпретации. Анализ полученных результатов позволяет утверждать, что между доминированием у личности экстраверсии или интроверсии и выраженности ее самоактуализации не существует взаимосвязи, т.е. этот фактор не оказывает влияния на эффективность самоактуализации. Обнаруженная статистически достоверная связь как уровня эмпатии, так и уровня мотивации достижения успеха с проявленностью самоактуализации (r=0,462, r=0,366 при р<0,005) позволяет говорить о том, что эти особенности оказывают влияние на успешность самоактуализации студентов-психологов. Обнаруженная связь носит прямо пропорциональный характер, выражающийся в том, что чем выше уровень эмпатийности и мотивации достижения успеха, тем эффективнее самоактуализация. Следовательно, можно говорить о том, что гипотеза, выдвинутая в исследовании, об обусловленности самоактуализации личности студентов, будущих психологов, рядом индивидуально-психологических особенностей, таких как экстравертированность - интравертированность, эмпатия и мотивация достижения успеха, большей частью подтвердилась. Совокупность индивидуально-психологических особенностей личности достаточно обширна, что открывает перспективы для дальнейших исследований в этой области.


1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 334с.
2. Аверин, В.А. Психология личности. Учебное пособие [Текст] / В.А. Аверин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 89 с.
3. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] /А. Адлер. - М.: Наука, 2015. - 291 с.
4. Айзенк Г. Структура личности [Текст] / Г. Айзенк. - СПб.: Ювента; М.: КСП+, 1999. - 464 с.
5. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с.
6. Андриенко, Е.В. Подготовка учителя к самоактуализации в педагогической деятельности [Текст] / Е.В. Андриенко // Дисс....канд. педаг. наук. - М., 1994. - 209с.
7. Антропова, Л. Учитель адаптивной школы: проблемы подготовки [Текст] / Л. Антропова // Высшее образование в России. - 2005. - № 11. - С. 70-73.
8. Анцыферова, Л.И. Системный подход в психологии личности [Текст] / И. Анцыферова. - М.: Институт психологии РАН, 2010. - 278 с.
9. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа [Текст] / А. Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2001. - 416 с.
10. Банщиков, В.М. Эмоции и воображения [Текст]: Клинич.-психол. исследования: (Материалы, представл. на симпозиум В. М. Банщиковым и Ц. П. Короленко, по проблеме "Эмоции и воображения" в г. Новосибирске в июле 1975 г.) / Всерос. науч. о-во невропатологов и психиатров. Кафедра психиатрии Новосиб. мед. ин-та. - Москва: [б. и.], 1975. - 222 с.
11. Басова, А.Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии [Текст] / А.Г. Басова // Молодой ученый. - 2012. - №8. - С. 254-256.
12. Брылева, Л.Г. Онтология самореализации личности как предмет прикладной культурологи [Текст] / Л.Г. Брылева // Дис... д-ра культоролог. наук. - СПб, 1998. - 464с.
13. Бурлачук, А.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике [Текст] / А.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПБ.: Питер, 2005. - 528 с.
14. Болотова, А.К. Прикладная психология [Текст] / А.К. Болотова, И.В. Макарова. - М.: Аспект Пресс, 2002.- 383 с.
15. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ