Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Концепт «родная земля» в текстах русских фолк-метал-групп

Работа №105590

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы61
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основания проблемы исследования концепта «родная земля» 9
1.1 Понятия «концепт», «значение», «смысл» в когнитивной лингвистике 9
1.2 Смысловое содержание концепта «родная земля» 14
1.3 Архетип «Мать сыра земля» как отражение языковой картины мира 19
Глава 2 Специфика проявления концепта «родная земля» в текстах русских фолк-металл-групп 24
2.1 Понятие «Фолк-метал-группа» в контексте современной культуры 24
2.2. Фольклорные мотивы в текстах групп «Аркона» и «Алконост» 28
2.3 Влияние концепта «родная земля» на творчество фолк-метал-группы «Аркона» 33
2.4 Влияние концепта «родная земля» на творчество фолк-метал-группы «Алконост» 43
Заключение 51
Список используемой литературы и используемых источников 54
Приложение А Внеклассное мероприятие «Концепт «родная земля» в текстах русских фолк-метал-групп» 58

Образ родной земли является одним из центральных образов в литературе. Писатели используют различные приемы для создания образа родной земли, тем самым расширяя значение этого словосочетания. Такими писателями являются А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Достоевский, А. П. Чехов, И. А. Бунин, С. А. Есенин и многие другие. Образу родной земли в семантическом аспекте уделяли внимание такие исследователи как А. Вержбицкая, В. Г. Воркачев, В. Н. Телия и др.
В данной работе сделан акцент на такие понятия, как концепт, концепт «родная земля», архетип, фолк-метал-группа.
В рассмотренной системе жанров фолк-текстов мы выделили особые группы, которые наиболее ярко представляют определенные направления. Образ родной земли становится одним из центральных, не только в произведениях отечественной литературы, но и в произведениях современных рок-поэтов.
Особый интерес, на наш взгляд, представляет проблема развития образа родной земли в творчестве современных фолк-метал-групп. Если языковое сознание индивида связано с национальным культурным кодом, он понимает свои корни, историю страны, происходит самоидентификация личности. Именно поэтому важно изучить влияние концепта «родная земля» на тексты современных песен, выявить его основные и дополнительные значения. Такой подход и определил актуальность данного исследования.
Для рассмотрения обозначенной проблемы, было решено взять в качестве объекта исследования тексты фолк-метал-групп «Аркона» и «Алконост». Творчество авторов, работающих в этом направлении, является неизученным в аспекте когнитивной лингвистики. Отдельные попытки ученых обратить внимание на феноменологию таких текстов предпринимались. Особо стоит отметить работы А. А. Булатовой и А. Е. Сошникова. Исследователи уделили внимание изучению специфики текстов фолк-метал-групп в других странах. Выделены такие особенности, как национальная языковая картина мира, мифологическое мировоззрение, обилие фольклорных образов.
В настоящем исследовании на материале текстов фолк-метал-групп «Аркона» и «Алконост» выделяются основные и дополнительные значения концепта «родная земля», которые позволяют сделать выводы о ценностном отношении к Родине не только участников коллектива, но и целого поколения.
В связи с этим изучение влияния концепта «родная земля» на выбор ключевых лексем в текстах фолк-метал-групп является актуальной задачей. В работе представлен лингвокультурный подход, получивший широкое распространение в когнитивной лингвистики как перспективное направление на сегодняшний день. Данный подход предполагает изучение специфики национальной концептосферы, движение от культуры к сознанию. В соответствии с этим структура концепта включает в себя образную, этимологическую, историческую, лингвистическую, ассоциативную составляющие.
В качестве объекта настоящего исследования мы выбрали тексты фолк-метал-групп «Аркона» и «Алконост».
Предметом исследования выступили языковые особенности, отражающие влияние концепта «родная земля» на тексты фолк-метал-групп «Аркона» и «Алконост» как механизма языкового познания мира.
Цель бакалаврской работы состоит в выявлении особенностей влияния концепта «родная земля» на тексты фолк-метал-групп «Аркона» и «Алконост, а также в описании основных и дополнительных значений, отражающих смысловые приращения концепта как отражение языкового познания мира. Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть понятия: «концепт», концепт «родная земля», архетип «Мать сыра земля», «фолк-метал-группа»;
2) изучить тексты песен фолк-метал-групп «Аркона» и «Алконост»;
3) рассмотреть образы родной земли в текстах фолк-метал-групп «Аркона» и «Алконост» как отражение познания мира;
4) выявление особенностей влияния концепта «родная земля» на творчество фолк-метал-групп «Аркона» и «Алконост».
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• Общетеоретические методы анализа и синтеза, с помощью которых были проведены наблюдения над содержанием научных источников, выявлены базовые понятия, а также рассмотрены точки зрения учёных на данную проблему.
• Метод сплошной выборки примеров из произведений фолк-метал- групп позволил выявить особенности образа родной земли.
• Метод филологического анализа и когнитивного анализа семантики слова, которые использовались для выявления особенностей влияния концепта «родная земля» на творчество фолк-метал-групп «Аркона» и «Алконост».
Материалом для исследования послужили тексты фолк-метал-групп «Аркона» и «Алконост».
Новизна исследования заключается в том, что в данной работе раскрываются особенности языкового познания образа родной земли авторами, пишущими тексты для фолк-метал-групп, устанавливаются закономерности освоения ими концепта «родная земля».
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты сделанных наблюдений позволяют применить их в учебных и воспитательных целях на уроках литературы в 11 классе, а также при проведении филологического анализа текста в вузе с учетом позиций когнитивной лингвистики.
Гипотеза исследования: концепт «родная земля» особым образом повлиял на творчество фолк-метал-групп «Аркона» и «Алконост», отразившись в образной системе их произведений, а также в выборе лексико-стилистических средств, формирующих художественную речь.
Положения, выносимые на защиту:
1. В основе концепта «родная земля» лежит древний архетип родины- матери. Словообразовательная связь «родины» с прилагательным «родной» выступает в роли детерминанта предметов «ближнего круга» русского человека - родной дом, родная земля, родной человек, родная страна.
2. Концепт «Родная земля связан с архетипом «Мать сыра земля», который включает в себя как обобщенно-концептуальную составляющую со сложной образно-символической структурой, так и конкретные образы и символы. Семантико-когнитивный анализ архетипа «Мать сыра земля» позволяет выявить его глубинные коннотированные смыслы и установить связь с конкретными образами и символами текстов фолк-метал-групп «Аркона» и «Алконост».
3. Концепт «родная земля» многоплановый. Он включает в себя не только место рождения, но и родную страну, место проживания нации.
4. Концепт «родная земля», архетип «Мать сыра земля» и их структурные компоненты, которые вербализируют их смыслы и значения, являются основными ментальными единицами русского языкового пространства и картины мира в целом.
5. Многие лексемы в текстах фолк-метал-групп «Аркона» и «Алконост» объединяются в смысловые поля, отражающие основные и дополнительные значения концепта «родная земля», которые позволяют сделать выводы о ценностном отношении к Родине участников данных музыкальных коллективов.
Апробация работы проведена на внеклассном мероприятии (9 класс) в период прохождения педагогической практики в МБУ № 81. Результаты работы были обсуждены на конференциях:
1. Всероссийской студенческой научно-практической междисциплинарной конференции «Молодежь. Наука. Общество» (г. Тольятти, 2019 г.);
2. Научно-практической конференции «Студенческие дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2020 г.)
Результаты бакалаврской работы опубликованы в виде статей:
1. Фольклорные мотивы в современной рок-поэзии в электронном сборнике студенческих работ Всероссийской студенческой научно-практической междисциплинарной конференции «Молодежь. Наука. Общество» (г. Тольятти, 2019 г.);
2. Влияние концепта «родная земля» на творчество фолк-метал-группы «Аркона» в сборнике научных трудов научно-практической конференции «Студенческие дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2020 г.)
Структура бакалаврской работы включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы, который насчитывает 47 источников. Во введении определяются цели, задачи, актуальность работы, выдвигается гипотеза, формулируются положения на защиту.
Первая глава представляет собой теоретическое осмысление понятия «концепт» в аспекте когнитивной лингвистики. Особое внимание уделяется семантическому наполнению концепта «родная земля». Рассматривается также архетип «мать сыра земля» с точки зрения русской языковой картины мира.
Во второй главе разъясняются особенности деятельности фолк-метал- групп как феномена современной культуры. Исследуется специфика проявления концепта «родная земля» в текстах русских фолк-метал-групп «Аркона и «Алконост» в лингвистическом аспекте; выявляются семантические группы слов, отражающие русскую языковую картину мира.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы. В приложение вошли документы, подтверждающие апробацию бакалаврской работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В литературе одним из центральных образов является образ родной земли. На материале текстов фолк-метал-групп «Аркона» и «Алконост» мы увидели, что в современной рок-поэзии сохранилась и приумножилась данная тенденция.
«Аркона» и «Алконост» — одни из наиболее известных фолк-металл- групп России. У слова «Аркона» есть много этимологических версий. «Аркона» — древний город, находившийся на одноименном мысе острова, что в Балтийском море. В санскрите: «arkati» - «молиться», «ark» - «петь, восхвалять, приветствовать», «arka» - «гимн, песнопение», arkaya - «почитать, встречать». В русских диалектах «аркать» - «кричать», «ругать», «говорить громко, крикливо». Алконост — это райская птица с головой и руками человека. Эта птица также служила оберегом. Она вдохновляет поэтов и художников, сказителей по сей день.
Нами было исследовано 39 текстов песен фолк-металл-группы «Аркона» и 41 текст группы «Алконост»; в них удалось выделить несколько наиболее частотных групп наименований концепта «родная земля».
В первую группу наименований лексем групп «Аркона» и «Алконост» мы отнесли слова, связанные с определенной территорией. В текстах для ее обозначения, как правило, используются притяжательные местоимения такие как: «свое», «своя» и т.д. Например, «Дань вознесу своей земле...», «Я дитя своей Земли.», «Что были верны земле нашей русской.», «Здесь земля моя...». Эта группа самая многочисленная в текстах коллектива «Аркона»: в ней насчитывается 91 лексема.
В текстах коллектива «Алконост» в данной группе было найдено 47 лексем: «Ветром по земле я скитаюсь», «Над моей стороной», «И сердце что бьётся, c этим рассветом, с росою, впитает всю ласку земли», «Пали колосья твои по земле» и т.д.
Следующая группа лексем связана с наименованиями земли как дома. В данной группе присутствует 3 случая использования слова «дом»: «Я сын Сварога, здесь мой дом», «Красив сей дом, Но чужд и хладен», «Дом мой дрожью объятый». В данной группе также присутствует мотив противопоставления своего дома чужбине, характерный для устного народного творчества: «И ушел тот молодец во земли, да во чуждые», «Вновь вопрошаешь ты сей край о нем», «Вдаль заманила чужда река», «С чуждой сердцу земли».
В творчестве «Алконост» также присутствует мотив противопоставления дома и чужбины, их в текстах найдено 17 лексем: «И над землей бескрайней, чужою», «К дальним краям да покинул я дом», «Да о доме все грезы мои», «Ой, не ждёт меня дома покой», «Родного тепла да бесценного к дальним краям да покинул я дом», «Ты нашёл свой дом забытый» и т.д. Лингвоспецифичность «Родной земли» подчеркивается наличием антонима - «чужбина» (чужая страна, чужедальная сторона и др.) Все это дает основания считать, что концепт «родная земля» этноспецифичен и непередаваем на другие языки полностью даже при наличии переводческих аналогов.
Последней группой наименований в текстах «Арконы» и «Алконост» является группа, связанная с архетипом Мать сыра земля. В данную группу входят 23 лексемы, найденные в текстах «Арконы»: «Ой, да на Мать-Сырую Землю», «Славься, Матушка родная!», «Велика Мать-Земля, Русь великая!», «Да во поднебесную, с маты-земли»; и в текстах «Алконост» удалось найти 5 лексем: «Припаду я к матери-земле», «Дай мне силы Мать-земля!», «Стара Земля наша Матерь опалена огнем» и др. Данный образ отождествляется с «природностью», т.е. образ ассоциируется с источником всего живого. Это тот образ, что отложился в коллективном-бессознательном, а также в жизненном опыте наших предков. Анализ архетипа «Мать сыра земля», а также его структурных характеристик приводит к выводу о том, что архетип «Мать сыра земля» метафорически структурируется глубинными коннотированными смыслами: «Земля» = «родная земля» = «Мать сыра земля» = «Мать» = «Богородица».
Итак, нами было исследовано 39 текстов фолк-метал-группы «Аркона», в которых было найдено 132 лексемы и 41 текст фолк-метал- группы «Алконост», где было найдено 92 лексемы, выражающие концепт «родная земля». Самыми многочисленными в синонимичном ряду единиц являются «Земля» и «родная земля». Стоит отметить, что образ «Родной земли» может иметь несколько существенных пластов даже в текстах одного автора. В текстах данных группы концепт «родная земля» смыкается с представлениями об особом русском отношении к стране как к матери. Образ «Родной земли» восходит также к древнейшим фольклорным образам и представлениям об устройстве мира.


1. Абаев В. И. Избранные труды: Религия. Фольклор. Литература: учеб. пособие. Владикавказ: ИР, 1990. 640 с.
2. Алефиренко Н. Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка: учеб. пособие. М.: Флинта, Наука, 2010. 224 с.
3. Алефиренко Н. Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания и культуры: учеб. пособие. М.: Academia, 2002. 394 с.
4. Алпатов В. М. Лингвистические традиции. История лингвистических учений. М.: Языки славянской культуры, 2001. 43 с.
5. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека: учеб. пособие. М.: Языки русской культуры, 1993. 896 с.
6. Арутюнова Н. Д. Логический анализ языка: Культурные концепты. учеб. пособие. М.: Наука, 1991. 160 с.
7. Апресян Ю. Д. Избранные труды: В 2-х т. Т. I: Лексическая семантика. Синонимические средства языка. Москва: Восточная литература, 1995. 472с.
8. Афанасьев А. Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Поэтические воззрения славян на природу: В 3-х т. Т. III. М.: ЭКСМО, 2002. 766 с.
9. Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. учеб пособие. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1996. 103 с.
10. Булатова А. А., Сошников А. Е. Специфика medievalfolk в современной культуре, на примере групп из Германии. учеб. пособие. М.: Научное слово, 2015. 113с.
11. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М.: Языки славянской культуры, 2001. 288 с.
12. Воркачев С. Г. Слово «Родина»: значимостная составляющая лингвоконцепта // Язык, коммуникация и социальная среда. Воронеж: ВГУ, 2006. С. 26-36.
13. Гребенюк Н. И. Стилистика русского научного дискурса. Учебное пособие. Ставрополь: СКФУ, 2015. 179 с.
14. Еремеев Я. Н. К онтологическому и диалогическому пониманию языка (отв. ред. Кашин В.Б.) // Теоретическая и прикладная лингвистика. Вып. 1. Проблемы философии языка и сопоставительной лингвистики. Воронеж, 1999, 46-62 С.
15. Жарникова С. В. Сборник науч. статей. Вологда: МДК, 2003. 97 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ