Влияние комплекса специальных упражнений в воде на коррекцию двигательных способностей у девочек 13-14 лет со сколиозом 1-2 степени
|
Введение 4
Глава 1 Научно-теоретические основы проблемы исследования 8
1.1. Строение и функции опорно-двигательного аппарата.
Возрастные особенности позвоночного столба у девочек 13-14 лет 8
1.2. Классификация нарушений осанки. Сколиоз и его степени
нарушения. Двигательные способности при сколиозе и их роль в жизни человека 14
1.3. Лечебное плавание и его влияние на организм.
Особенности занятий в воде со сколиозом 29
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 33
2.1. Задачи исследования 33
2.2. Методы исследования 38
2.3. Организация исследования 37
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 41
3.1. Обоснование комплекса специальных упражнений в воде для
коррекции двигательных способностей у девочек 13-14 лет со сколиозом I-II степени 41
3.2. Обоснование эффективности комплекса специальных
упражнений в воде для двигательных способностей у девочек 13-14 лет со сколиозом 1-2 степени 46
Заключение 56
Список используемой литературы 57
Глава 1 Научно-теоретические основы проблемы исследования 8
1.1. Строение и функции опорно-двигательного аппарата.
Возрастные особенности позвоночного столба у девочек 13-14 лет 8
1.2. Классификация нарушений осанки. Сколиоз и его степени
нарушения. Двигательные способности при сколиозе и их роль в жизни человека 14
1.3. Лечебное плавание и его влияние на организм.
Особенности занятий в воде со сколиозом 29
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 33
2.1. Задачи исследования 33
2.2. Методы исследования 38
2.3. Организация исследования 37
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 41
3.1. Обоснование комплекса специальных упражнений в воде для
коррекции двигательных способностей у девочек 13-14 лет со сколиозом I-II степени 41
3.2. Обоснование эффективности комплекса специальных
упражнений в воде для двигательных способностей у девочек 13-14 лет со сколиозом 1-2 степени 46
Заключение 56
Список используемой литературы 57
Актуальность исследования. В настоящее время тревогу вызывает состояние здоровья детского населения, в частности, учащихся общеобразовательных школ. Наиболее часто встречаются различные нарушения осанки в том числе и сколиоз, а ведь именно осанка является одним из главных показателей самочувствия и состояния здоровья в целом.
По данным Министерства здравоохранения Самарской области [19]: «число здоровых детей дошкольного возраста за последние годы сократилось в три раза, а при поступлении в школу их количество не превышает 7-10%. Уровень общей заболеваемости детей до 14 лет в 2017 году составил 170065,6 на 100 тысяч детей, а подростков (15-17 лет) - 183 431,3».
По словам ряда авторов, дети, страдающие от сколиотической болезни, имеют проблемы с физическим развитием и физической подготовленностью [1], [3], [6], [30]. Также автор Шубина Е.Д. отмечает, что при сколиозе имеется негативное влияние на грудную клетку, что приводит к снижению жизненной емкости легких, уменьшается уровень работоспособности организма, снижается общая выносливость и отмечается ухудшение сна и аппетита [30].
Плавание является одним из действенных средств физической культуры способствующее улучшению всех этих факторов. Т. Е. Симина говорит, что: «Лечебное воздействие плавания на организм человека обусловлено условиями водной среды, ее плотностью, служащей дополнительным сопротивлением при выполнении упражнений, способствуя развитию силы и одновременно препятствуя чрезмерному растяжению мышц и суставов. Потоки воды, обтекая тело, массируют его, улучшая обменные процессы в организме, уменьшению отека и способствуя более быстрому восстановлению» [20].
Авторы Н. Ж. Булгакова, С. Н. Морозов, О. И. Попов, Т. С. Морозова раскрывают влияние водной среды на опорно-двигательный аппарат: «В воде человек находится в состоянии гидростатической невесомости. Это разгружает опорно-двигательный аппарат от давления на него веса тела, создает условия для коррегирования нарушений осанки, восстановления двигательных функций. Работа мышц без твердой опоры способствует более длительному сохранению эпифизарных хрящей в сочленениях костей у детей, что стимулирует рост тела в длину». [4]. Но при этом у плавания есть некоторые особенности, которые могут привести к прогрессированию сколиоза.
Таким образом, актуальным является подбор комплекса специальных упражнений в воде для людей, страдающих от сколиотической болезни направленный на развитие двигательных способностей, что и послужило выбором темы бакалаврской работы.
Теоретические базы исследования:
- теоретико-методические основы по лечебной физической культуре при сколиозе следующих авторов: О.В. Пешкова, Е.Н. Мятыга, Е.В. Бисмак, 2012 [16]; Д.А. Чечётин, А.Н. Цуканов, А.Е. Филюстин, Э.А. Надыров, Д.В. Чарнаштан, Н.М. Иванова, 2016 [26]; Н.И. Шлык., И.И. Шумихина, А.П. Жужгов, 2017 [29]; Л.П. Черапкина, 2017 [25]; Ю.Г. Камскова, Д.А. Сарайкин, В.И. Павлова, Е.Л. Бачериков, 2018 [11];
- теоретические основы по анатомии и физиологии человека следующих авторов: М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А Фарбер, 2002 [3]; М.Р. Сапин, Э.В. Швецов, 2008 [18]; Н. Ф. Лысова, Р. И. Айзман, Я. Л. Завьялова,В. М. Ширшова, 2010 [13]; П. Г. Пивченко, Н. А. Трушель, Д. В. Ковалева, 2011 [17], А.А. Зверев, Т.А. Аникина, А.В. Крылова, Т.Л. Зефиров, 2016 [10]; Р.И. Айзман, Н.Ф. Лысова, 2017 [1]; Т.В. Балтина, С.Г. Розенталь, Г.Г. Яфарова, 2017 [2]; А. И. Капанджи, 2017 [12], Т.И. Шалина, Л.А. Петрова, 2011 [27]; О. В. Тулякова, 2020 [22];
- теоретические и методические основы по плаванию при нарушениях осанки следующих авторов: Т.Е. Симина, 2016 [20]; Е.А. Щербакова, 2014 [28]; Н. Ж. Булгакова, С. Н. Морозов, О. И. Попов, Т. С. Морозова, 2018 [4].
Объект исследования: процесс коррекции двигательных способностей у девочек 13-14 лет со сколиозом 1-2 степени.
Предмет исследования: комплекс специальных упражнений в воде коррекционной направленности двигательных способностей у девочек 13-14 лет со сколиозом 1-2 степени.
Цель исследования: улучшение двигательных способностей у девочек 13-14 лет со сколиозом 1-2 степени.
Для достижения поставленной цели в ходе педагогического исследования решались следующие задачи:
1) Выявить развитие двигательных способностей у девочек 13-14 лет со сколиозом 1-2 степени.
2) Подобрать комплекс специальных упражнений в воде коррекционной направленности двигательных способностей у девочек 13-14 лет со сколиозом 1-2 степени.
3) Определить эффективность разработанного комплекса специальных упражнений в воде коррекционной направленности двигательных способностей у девочек 13-14 лет со сколиозом 1-2 степени.
Гипотеза исследования. Предполагается, что комплекс специальных упражнений в воде коррекционной направленности для девочек 13-14 лет со сколиозом 1-2 степени, будет способствовать улучшению двигательных способностей.
Методы исследования:
1) анализ научно-методической литературы,
2) педагогическое наблюдение,
3) тестирование двигательных способностей у девочек 13-14 лет со сколиозом I-II степени,
4) педагогический эксперимент,
5) методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования предполагает обоснование подобранного комплекса специальных упражнений в воде для девочек 13-14 лет со сколиозом 1-2 степени для улучшения двигательных способностей направленный на коррекцию двигательных способностей.
Практическая значимость бакалаврской работы показывает, что работа, направленная на подбор комплекса специальных упражнений в воде, в рамках организации занятий в бассейне, позволили к концу проведения педагогического эксперимента улучшить развитие двигательных способностей у девочек 13-14 лет со сколиозом I-II степени. Полученные данные будут полезны для педагогов и инструкторов, которые проводят занятия в данной категорией детей.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит 4 таблицы, 21 рисунка, список используемой литературы в количестве 30. Основной текст работы изложен на 60 страницах.
По данным Министерства здравоохранения Самарской области [19]: «число здоровых детей дошкольного возраста за последние годы сократилось в три раза, а при поступлении в школу их количество не превышает 7-10%. Уровень общей заболеваемости детей до 14 лет в 2017 году составил 170065,6 на 100 тысяч детей, а подростков (15-17 лет) - 183 431,3».
По словам ряда авторов, дети, страдающие от сколиотической болезни, имеют проблемы с физическим развитием и физической подготовленностью [1], [3], [6], [30]. Также автор Шубина Е.Д. отмечает, что при сколиозе имеется негативное влияние на грудную клетку, что приводит к снижению жизненной емкости легких, уменьшается уровень работоспособности организма, снижается общая выносливость и отмечается ухудшение сна и аппетита [30].
Плавание является одним из действенных средств физической культуры способствующее улучшению всех этих факторов. Т. Е. Симина говорит, что: «Лечебное воздействие плавания на организм человека обусловлено условиями водной среды, ее плотностью, служащей дополнительным сопротивлением при выполнении упражнений, способствуя развитию силы и одновременно препятствуя чрезмерному растяжению мышц и суставов. Потоки воды, обтекая тело, массируют его, улучшая обменные процессы в организме, уменьшению отека и способствуя более быстрому восстановлению» [20].
Авторы Н. Ж. Булгакова, С. Н. Морозов, О. И. Попов, Т. С. Морозова раскрывают влияние водной среды на опорно-двигательный аппарат: «В воде человек находится в состоянии гидростатической невесомости. Это разгружает опорно-двигательный аппарат от давления на него веса тела, создает условия для коррегирования нарушений осанки, восстановления двигательных функций. Работа мышц без твердой опоры способствует более длительному сохранению эпифизарных хрящей в сочленениях костей у детей, что стимулирует рост тела в длину». [4]. Но при этом у плавания есть некоторые особенности, которые могут привести к прогрессированию сколиоза.
Таким образом, актуальным является подбор комплекса специальных упражнений в воде для людей, страдающих от сколиотической болезни направленный на развитие двигательных способностей, что и послужило выбором темы бакалаврской работы.
Теоретические базы исследования:
- теоретико-методические основы по лечебной физической культуре при сколиозе следующих авторов: О.В. Пешкова, Е.Н. Мятыга, Е.В. Бисмак, 2012 [16]; Д.А. Чечётин, А.Н. Цуканов, А.Е. Филюстин, Э.А. Надыров, Д.В. Чарнаштан, Н.М. Иванова, 2016 [26]; Н.И. Шлык., И.И. Шумихина, А.П. Жужгов, 2017 [29]; Л.П. Черапкина, 2017 [25]; Ю.Г. Камскова, Д.А. Сарайкин, В.И. Павлова, Е.Л. Бачериков, 2018 [11];
- теоретические основы по анатомии и физиологии человека следующих авторов: М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А Фарбер, 2002 [3]; М.Р. Сапин, Э.В. Швецов, 2008 [18]; Н. Ф. Лысова, Р. И. Айзман, Я. Л. Завьялова,В. М. Ширшова, 2010 [13]; П. Г. Пивченко, Н. А. Трушель, Д. В. Ковалева, 2011 [17], А.А. Зверев, Т.А. Аникина, А.В. Крылова, Т.Л. Зефиров, 2016 [10]; Р.И. Айзман, Н.Ф. Лысова, 2017 [1]; Т.В. Балтина, С.Г. Розенталь, Г.Г. Яфарова, 2017 [2]; А. И. Капанджи, 2017 [12], Т.И. Шалина, Л.А. Петрова, 2011 [27]; О. В. Тулякова, 2020 [22];
- теоретические и методические основы по плаванию при нарушениях осанки следующих авторов: Т.Е. Симина, 2016 [20]; Е.А. Щербакова, 2014 [28]; Н. Ж. Булгакова, С. Н. Морозов, О. И. Попов, Т. С. Морозова, 2018 [4].
Объект исследования: процесс коррекции двигательных способностей у девочек 13-14 лет со сколиозом 1-2 степени.
Предмет исследования: комплекс специальных упражнений в воде коррекционной направленности двигательных способностей у девочек 13-14 лет со сколиозом 1-2 степени.
Цель исследования: улучшение двигательных способностей у девочек 13-14 лет со сколиозом 1-2 степени.
Для достижения поставленной цели в ходе педагогического исследования решались следующие задачи:
1) Выявить развитие двигательных способностей у девочек 13-14 лет со сколиозом 1-2 степени.
2) Подобрать комплекс специальных упражнений в воде коррекционной направленности двигательных способностей у девочек 13-14 лет со сколиозом 1-2 степени.
3) Определить эффективность разработанного комплекса специальных упражнений в воде коррекционной направленности двигательных способностей у девочек 13-14 лет со сколиозом 1-2 степени.
Гипотеза исследования. Предполагается, что комплекс специальных упражнений в воде коррекционной направленности для девочек 13-14 лет со сколиозом 1-2 степени, будет способствовать улучшению двигательных способностей.
Методы исследования:
1) анализ научно-методической литературы,
2) педагогическое наблюдение,
3) тестирование двигательных способностей у девочек 13-14 лет со сколиозом I-II степени,
4) педагогический эксперимент,
5) методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования предполагает обоснование подобранного комплекса специальных упражнений в воде для девочек 13-14 лет со сколиозом 1-2 степени для улучшения двигательных способностей направленный на коррекцию двигательных способностей.
Практическая значимость бакалаврской работы показывает, что работа, направленная на подбор комплекса специальных упражнений в воде, в рамках организации занятий в бассейне, позволили к концу проведения педагогического эксперимента улучшить развитие двигательных способностей у девочек 13-14 лет со сколиозом I-II степени. Полученные данные будут полезны для педагогов и инструкторов, которые проводят занятия в данной категорией детей.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит 4 таблицы, 21 рисунка, список используемой литературы в количестве 30. Основной текст работы изложен на 60 страницах.
В результате проведенного исследования нами было сделано несколько выводов:
1) Перед началом педагогического исследования были подобранны контрольная и экспериментальная группы по возрастному и половому признаку, по уровню развития двигательных способностей. После анализа данных, полученных в результате тестирования уровня развития двигательных способностей, не выявили достоверных различий в пользу какой-либо группы.
2) Подобрали комплекс специальных упражнений в воде, направленных на коррекцию двигательных способностей у девочек 13-14 лет со сколиозом 1-2 степени. Форма проведения педагогического эксперимента состояла в том, что у девочек экспериментальной группы два занятия в неделю замещались на плавание по разработанному комплексу специальных упражнений в воде.
3) После анализа и сравнения полученных данных у экспериментальной и контрольной группы после проведения педагогического эксперимента выявили достоверность различий (p<0,05) в пользу экспериментальной группы девочек по всем исследуемым тестам.
4) Был выявлен достоверный прирост показателей (p<0,05) по всем проведенным тестированиям на определение уровня развития двигательных способностей у девочек ЭГ. У КГ также был выявлен положительный прирост показателей, но достоверными данные оказались лишь по одному тестовому заданию «Бег на 60 метров» (сек). При этом, по этому же тесту у экспериментальной группы показатели достоверно были выше, чем у контрольной группы.
1) Перед началом педагогического исследования были подобранны контрольная и экспериментальная группы по возрастному и половому признаку, по уровню развития двигательных способностей. После анализа данных, полученных в результате тестирования уровня развития двигательных способностей, не выявили достоверных различий в пользу какой-либо группы.
2) Подобрали комплекс специальных упражнений в воде, направленных на коррекцию двигательных способностей у девочек 13-14 лет со сколиозом 1-2 степени. Форма проведения педагогического эксперимента состояла в том, что у девочек экспериментальной группы два занятия в неделю замещались на плавание по разработанному комплексу специальных упражнений в воде.
3) После анализа и сравнения полученных данных у экспериментальной и контрольной группы после проведения педагогического эксперимента выявили достоверность различий (p<0,05) в пользу экспериментальной группы девочек по всем исследуемым тестам.
4) Был выявлен достоверный прирост показателей (p<0,05) по всем проведенным тестированиям на определение уровня развития двигательных способностей у девочек ЭГ. У КГ также был выявлен положительный прирост показателей, но достоверными данные оказались лишь по одному тестовому заданию «Бег на 60 метров» (сек). При этом, по этому же тесту у экспериментальной группы показатели достоверно были выше, чем у контрольной группы.



