Введение 3
1 Обзор аттенюаторов гоночных болидов 5
2 Подготовительный этап конечно-элементного анализа 26
2.1 Геометрическая модель аттенюатора 26
2.2 Расчетная модель аттенюатора 31
3 Сравнительный анализ моделей аттенюаторов 41
3.1 Анализ аттенюатора конусной формы 41
3.2 Анализ аттенюатора пирамидальной четырехгранной формы 46
3.3 Анализ аттенюатора пирамидальной шестигранной формы 51
3.4 Анализ аттенюатора пирамидальной восьмигранной формы 56
4 Анализ аттенюатора улучшенной конфигурации 61
Заключение 67
Список используемых источников 69
Formula Student - это студенческие инженерные соревнования, где группы студентов проектируют, создают и управляют своим гоночным болидом.
Началось все это в 1981 году в Америке, а после распространилось по Европе, Азии, Южной Африке и Австралии. Несколько сотен международных команд участвуют в соревнованиях формулы, которые проводятся по всему миру.
В отличие от обычных гонок, команды набирают очки в 8 различных дисциплин, команда с наибольшим количеством очков, за все дисциплины в сумме, побеждает. Есть 3 статические дисциплины: отчет о стоимости, бизнес-презентация и защита конструкции. И 5 динамических дисциплин: ускорение, восьмерка, автокросс, топливная эффективность и гонка на выносливость, которая тестирует производительность машины и водителей на треке. Эта оценочная система и показывает, что успех - это тщательно сбалансированные аспекты конструкции машины.
История конструирования гоночных болидов в Тольяттинском государственном университете (ТГУ) претерпела несколько значимых этапов.
В конце 2007 года в ТГУ была организована, на тот момент, 3-я российская команда SPC Formula TSU, занимающаяся разработкой гоночных болидов для участия в проекте Formula Student. Со своим первым гоночным болидом «Sprint 01», который был разработан и сконструирован за 9 месяцев, команда успешно выступает на предварительном этапе соревнований Formula Student Russia 2008. Там она презентует свой бизнес-проект по реализации выпуска тысячи подобных гоночных болидов в России. Необходимо было обосновать экономическую выгоду их производства и определить пункты их реализации. По итогам этапа данная презентация становится лучшей, специалисты признают её конкурентоспособной с презентациями именитых иностранных команд.
Одним из важных аспектов при проектировании гоночного автомобиля является необходимость анализа его поведения при столкновении, то есть необходимо обеспечить болид конструктивными элементами - ударными аттенюаторами или краш-боксами, которые способны поглотить большую часть кинетической энергии и защитить водителя от серьезных травм во время столкновения. Для того, чтобы отвечать требованиям регламента Formula Student, аттенюатор должен быть разработан в соответствии с установленными размерами и отвечать специфичным показателям, таким как усредненная перегрузка при ударе и величина деформации. В частности, конструкция и сборка аттенюатора должны удовлетворять следующим требованиям:
- аттенюатор должен быть, по меньшей мере, 200 мм высотой вдоль главной оси гоночного болида;
- аттенюатор иметь 200 мм в ширину и 100 мм в высоту на расстоянии
200 мм от защитной пластины;
- аттенюатор должен быть установлен на передней перегородке, посредством сварки или, по крайней мере, на 4 болта М8, класса 8.8;
- аттенюатор не должен проникать за защитную пластину при ударе;
- аттенюатор должен гарантировать безопасность пилота в ходе внеосевого или смещенного относительно центра болида ударе.
Аттенюатор может быть установлен на гоночный автомобиль только после того как был проведен краш-тест. Во время этого динамического теста, аттенюатор и передняя часть шасси автомобиля должны быть прикреплены к платформе. Общий вес установки должен составлять 300 кг. Скорость удара о жесткий барьер должна быть равна 7 м/с. В ходе испытания средняя перегрузка не должна превышать 20g, а максимальная - 40g. При этом деформация защитной пластины не должны превышать 25 мм.
Одним из важных аспектов при проектировании гоночного автомобиля является необходимость анализа его поведения при столкновении, то есть необходимо обеспечить болид конструктивными элементами - ударными аттенюаторами, которые способны поглотить большую часть кинетической энергии и защитить водителя от серьезных травм во время столкновения. Для того, чтобы отвечать требованиям регламента Formula Student, аттенюатор должен быть разработан в соответствии с установленными размерами и отвечать специфичным показателям, таким как усредненная перегрузка при ударе и величина деформации.
В первом разделе были рассмотрены варианты конструкций аттенюаторов для гоночного болида класса «Formula Student». Разобраны методы применяемых исследований на соответствие регламенту проекта.
В основном расчеты проводили с использованием различных пакетов конечно-элементного моделирования, таких как Ansys c типом решателя LS- Dyna. В некоторых работах исследования проводили путем комбинации с экспериментальными испытаниями, которые доказали адекватность значений, полученных посредством конечно-элементного моделирования.
Аттенюаторы предлагается изготавливать из алюминиевых сэндвич-панелей, сотовых конструкций, композиционных материалов, но в подавляющем количестве работ в качестве материала предлагается использовать алюминиевые листы различной толщины.
Во втором разделе была предложена укрупненная блок-схема методологии проектирования.
Представлены модели аттенюаторов выполненные в виде поверхностных тел в системе Компас 3D.
Рассмотрен процесс подготовки расчетной модели, выполненной в пакете анализа Ansys, работающем на платформе Workbench.
В третьем разделе проведен анализ нескольких конструкций аттенюаторов - в виде комбинированного конуса, в форме четырехгранной пирамиды, в форме шестигранной пирамиды и в форме восьмигранной пирамиды.
Ни одна из базовых конструкций не удовлетворила полностью требованиям регламента проекта «Formula Student». В основном сложности возникли при удовлетворении требований по перегрузке.
Усредненная перегрузка составила 20,8g, 17,5g, 43,6g, 23,8g для аттенюаторов конусной, четырехгранной, шестигранной и восьмигранной форм соответственно при требовании в 20g.
Максимальная перегрузка составила 45,1g, 63,8g, 76,7g, 53,6g для аттенюаторов конусной, четырехгранной, шестигранной и восьмигранной форм соответственно, при требовании в 40g.
В четвертом разделе для достижения нужных показателей по максимальной перегрузке было решено ослабить конструкцию в местах, которые подвергаются деформации в начальные моменты времени.
Для улучшения конструкции был выбран аттенюатор конусной комбинированной формы, в котором были выполнены 10 отверстий диаметром 20 мм.
Представлены результаты по полному поглощению энергии удара 7350 Дж, деформации защитной пластины 9,39 мм при ограничении в 25 мм, усредненной перегрузке 16,2g и максимальной перегрузке 33,4g.
Показано, что улучшенная форма конструкции аттенюатора позволила полностью выполнить все требования регламента проекта «Formula Student».
1. Abrahamson С., Bruns B., Hammond J., Lutter J. Formula SAE Impact Attenuator Testing // Mechanical Engineering . 2013. № 7. P 35-46.
2. ANSYS Explicit Dynamics. URL: https://cae-expert.ru/product/ansys-explicit dynamics (дата обращения 19.05.2021). - Загл. с экрана.
3. Ansys. Cadfem. URL: https://www.cadfem-cis.ru/products/ansys/(дата обращения: 01.05.2021). - Загл. с экрана.
4. Belingardi G., Chiandussi C. Vehicle crashworthiness design-General principles and potentialities of composite material structures // Impact Engineering of Composite Structures. 2011. P. 193-264.
5. Boria S. Behaviour of an Impact Attenuator for Formula SAE Car under Dynamic Loading // Int. J. Vehicle Structures & Systems. 2010. № 2. P. 45-53.
6. Boria S. Composite impact attenuator with shell and solid modeling // 11th World Congress on Computational Mechanics. 2015. P. 1-9.
7. Boria S., Belingardi G. Crash analysis of an impact attenuator for racing car in sandwich material / Formula Student. Pisa, 2008. P 1032-1036.
8. Formula SAE / Сообщество Автомобильных Инженеров. URL: http://www.fsaeonline.com.(дата обращения:13.05.2019). - Загл. с экрана.
9. Konstantinos N. Design of Crash Worthy Impact Attenuator for Racing
Automotive [Электронный ресурс]: Applications: Explicit Nonlinear FEM. URL: http://orbit.dtu.dk/files/9586519/Design_of_Crash_Worthy_Impact.pdf (дата
обращения: 15.05.2021).
10. Munusamy R., Barton D. Lightweight Impact Crash Attenuators for a Smal Formula SAE Car // International Journal on Crashworthiness. 2010 № 15, P 223-234.
11. Obradovic J. Experimental and numerical investigations of the impact behavior of composite frontal crash structures //Composites Part B: Engineering. 2015. № 79. PP. 20-27.
12. Obradovic J., Boria S., Belingardi G. Lightweight design and crash analysis of composite frontal impact energy absorbing structures // Composite Structures. 2012. № 2. P. 423-430.
13. Pumchaloen W., Chumueang R., Kialon A., Chantharasenawong C. Assessment of Student Formula driver’s safety through optimization of impact attenuator sizing / The 7th International Conference on Automotive Engineering (ICAE-7). Bangkok, 2011. P 125-131.
14. Sardar T., Agrawal A., Sardar N., Sodha A. Cost Effective Impact Attenuator for a Formula Student Car // International Journal of Applied Engineering Research. 2018. №8. Р. 5881-5888.
15. Yamashita M., Gotoh M. Impact behavior of honeycomb structures with various cell specifications - numerical simulation and experiment // Int. J. Impact Engg. 2005. № 32. P 618-630.
16. Zenkert D. The Handbook of Sandwich Construction. EMAS Publishing, 1997. 186 p.
17. Алюминий и его сплавы: характеристика, свойства, применение
URL: https://ferrolabs.ru/blog/alyuminiy-i-ego-splavy/(дата обращения
12.03.2021). - Загл. с экрана.
18. Басов К. А. Графический интерфейс комплекса ANSYS: учебное пособие. Саратов: Профобразование, 2019. 239 с.
19. Божко А. Н., Волосатова Т. М., Грошев С. В., Жук Д. М. Основы автоматизированного проектирования: учебник. Москва: ИНФРА-М, 2019. 329 с.
20. Глазев Д. А. Разработка конструкции аттенюатора гоночного болида класса «Формула Студент»: магистерская диссертация: 15.04.01. Тольятти, 2019. 71 с.
21. Глазев Д. А., Щукина В. М. Анализ конструкции аттенюатора //
Транспортное, горное и строительное машиностроение: наука и
производство. 2019. № 2. С. 29-31.
22. Горохова Д. А. Бобровский А. В. Разработка аттенюатора гоночного болида серии Formula SAE на основе энергопоглощающей пены в системе CAD/CAM/CAE // Компьютерное моделирование - 2016 (КОМОД-2016): труды национальной научно-технической конференции. - 2016. - С. 288 - 294.
23. Горохова Д. А. Разработка и моделирование системы безопасности гоночного болида класса Formula Student на основе пеноалюминия в системах CAD/CAE: магистерская диссертация: 15.04.01. Тольятти, 2017. 91 с.
24. Компас 3D. URL: https://kompas.ru/ (дата обращения 19.05.2021). - Загл. с экрана.
25. Копылов Ю. Р. Основы компьютерных цифровых технологий машиностроения: учебник. Санкт-Петербург: Лань, 2019. 495 с.
26. Косенко И. И., Кузнецова Л. В., Николаев А. В. Проектирование и 3D-моделирование в средах CATIA V5, ANSYS и Dymola 7.3: учеб. пособие. Москва : ИНФРА-М, 2020. 183 с. (Высшее образование. Магистратура). URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1062026(дата обращения: 11.05.2021).
27. Луц А. Р., Суслина А. А. Алюминий и его сплавы: учебное пособие. Самара: СГТУ, 2013. 81 с.
28. Основы автоматизированного проектирования: учебник / под ред. А. П. Карпенко. Москва : ИНФРА-М, 2015. 329 с.
29. Рубцов А. В. Разработка и моделирование аттенюатора для гоночного болида Formula SAE из алюминиевого профиля в системе CAD/CAE: магистерская диссертация: 15.04.01. Тольятти, 2017. 90 с.
30. Шакалов И. П. Анализ и проектирование гасителя фронтального удара // Студенческие инженерные проекты: сборник трудов 4-го Всероссийского форума. 2016. С. 39-42.