Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития критического мышления старших школьников 10
1.1 Понятие критическое мышление в психолого-педагогических
исследованиях 10
1.2 Психолого-педагогические особенности процесса развития
критического мышления у старших школьников 16
1.3 Моделирование процесса развития критического мышления
старших школьников во внеурочной деятельности 24
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию критического мышления обучающихся во внеурочных занятиях 33
2.1 Выявление уровня развития критического мышления старших
школьников на констатирующем этапе эксперимента 33
2.2 Разработка и внедрение экспериментальной программы
внеурочной деятельности по развитию критического мышления старших школьников 47
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования 57
Заключение 71
Список используемой литературы 73
Приложение А Исследование критического мышления 76
Приложение Б Определение уровня критического мышления 79
Актуальность темы. На современном этапе развития социальных отношений все большее значение приобретает воспитание гражданина демократического государства с развитым критическим мышлением, человека, имеющего в своем арсенале инструменты критического мышления, готового к продуктивной и творческой деятельности. Развитое критическое мышление благотворно влияет на возможность социализации и адаптации к современным реалиям, способствует выработке самостоятельных мнений и решений. Критическое видение социальной обстановки, культурного слоя, развития и эволюции человеческих отношений олицетворяет личность 21 века, его возможности изучения обстановки вокруг, вектор его возможных действий и побуждения к преобразованиям. Изменчивая и нестабильная среда современного общества предъявляет к личности требование критического осмысления непредсказуемости действий, происходящих вокруг, прогнозирование, оценивание и умение делать выводы с различных ракурсов и посредством внутренней рефлексии.
Во ФГОС феномену критическое мышление, как одной из важных составляющих умений и навыков обучающихся отводится особое место. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного и среднего общего образования». И этому следует уделить внимание, так как в развитии критического мышления необходимы теоретические и практические современные открытия, и подходы. Учительским сообществом подмечены несоответствия в современной образовательной системе между понятием критического мышления и его развитием у обучающихся. Проблема заключается в необходимости развития этого вида мышления и наличием малого количества исследований в психологии и педагогике. Потребность в развитии у современных школьников выпускных классов и отсутствием нужного количества часов, а главное качества реализации на практике в основной и средней школе. Возможность развития критического мышления старших школьников во внеурочной деятельности и ограниченностью этого ресурса.
Актуальность проблемы развития критического мышления у старших школьников обозначена следующими противоречиями:
- осознание необходимости процесса развития критического мышления старших школьников и недостаточное количество часов отведенных для этого в школьных и внеурочных занятиях общеобразовательного учреждения;
- имеющийся опыт и большой потенциал школьных учреждений и наличие в работе сотрудников образования устаревших форм и методов взаимодействия с обучающимися, формального подхода.
Выявленные противоречия определили проблему исследования: как организовать внеурочную деятельность старших школьников, для того чтобы развить критическое мышление? Тема диссертации «Развитие критического мышления у старшеклассников во внеурочной деятельности».
Объект исследования: процесс развития критического мышления.
Предмет исследования: развитие критического мышления старшеклассников во внеурочной деятельности
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность развития критического мышления старшеклассников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: развитие критического мышления обучающихся старших классов во внеурочной деятельности будет плодотворным, если:
- разработана модель процесса развития критического мышления подростков во внеурочной деятельности;
- разработана программа внеурочной деятельности, ориентированная на развитие критического мышления;
- выделены критерии, уровни и показатели критического мышления.
Для достижения обозначенной цели и проверки выдвинутой гипотезы мы обозначили задачи исследования:
- изучить и проанализировать научную, психолого-педагогическую литературу и раскрыть понятия «мышление», «критическое мышление»;
- определить критерии и уровни развития критического мышления среди старшеклассников;
- теоретически обосновать и реализовать на практике модель процесса развития критического мышления обучающихся во внеурочной деятельности в учебном учреждении;
- разработать и внедрить программу внеурочной деятельности, направленную на развитие критического мышления старших школьников в общеобразовательной организации;
- обработать и обобщить результаты исследования процесса развития критического мышления старших школьников во внеурочной деятельности в общеобразовательной организации.
Теоретической основой исследования выступили:
- общая теория деятельности и теория педагогической деятельности (В.В. Давыдов, Н.К. Кузьмина, А.П. Маркова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А. И. Щербаков, Д.Б. Эльконин, Ш. Тейлор и др.);
- понятие критического мышления в психологических исследованиях (П. Блонский, В. Болотов, В.Н. Брюшинкин, Дж. Дьюи, С.И. Заир-Бек, А. Иванова, А. Кочерга, В. Кушнир, Е. Полат, К.Поппер, В. Теплов, Л. Терлецкая, А.Н. Шуман, Т. Хачумян, Д. Халперн);
- теории когнитивного, деятельностного, личностного,
коммуникативного подходов в отечественной педагогике (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Е.Р. Бондаревская, И.В. Блауберг, И.В. Исаев, Р. Мертон, У. Беннис, Л. Холлон, Н. Фонда, Л. Картер, М.С. Каган, З.И. Равкин, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, О.К. Тихомиров, Э.Г. Юдин и др.);
- фундаментальные положения о сущности, структуре, функциях, развитии мышления и критического мышления (А. К. Маркова, Т. А. Матис, П.П. Блонский, Л.И. Божович, Д. Дьюи, А.В. Бутенко, Т.П. Бакурова, Л.С. Выготский, Д. Клустер, И.Л. Лернер, А.М. Матющкин, М.И. Махмутов, Н.А. Менкинская, Ж. Пиаже, Ю.А. Самарин, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов, В. Штерн и др.).
В работе применяются следующие методы исследования:
- теоретические: анализ научной, психолого-педагогической литературы, сравнение и обобщение исследовательских данных, моделирование;
- эмпирические: педагогический эксперимент, обработка полученных результатов, наблюдение, опрос, тестирование, аналитические выводы.
Базой исследования стала МБУ Школа № 44 городского округа Тольятти. В экспериментальной части были задействованы учащиеся двух 9-х классов, образовавшие разные группы (контрольная и экспериментальная), в общей сложности сорок три человека.
Этапы проведения исследования:
На первом этапе (2020-2021) проходило изучение и анализ научной, психолого-педагогической литературы для уточнения понятия «критическое мышление» и особенности его развития у старших школьников. Определялись цели, задачи, объект, предмет. Были выдвинуты гипотезы предстоящей исследовательской работы.
На втором этапе (2021) в ходе работы над диссертацией были установлены критерии и уровни развития критического мышления обучающихся, нами была разработана модель процесса развития критического мышления в общеобразовательной организации. Проведен эксперимент с применением анкет, тестов, определение уровня критического мышления. Разработана программа внеурочной деятельности «Мастер слова» социальной направленности, целью которой является развитие ораторского искусства и критического мышления. Проведен формирующий эксперимент, по результатам которого прошла апробация программы развития критического мышления обучающихся во внеурочной деятельности.
Третий этап (2021-2022) - контрольный этап эксперимента, происходила обработка результатов исследования, систематизация и обобщение результатов, оформление выпускной квалификационной работы.
Научная новизна исследования:
- изучены и обобщены психолого-педагогические источники по определению, строению и значению понятия "критическое мышление", определено значение влияния этого понятия у обучающихся старших классов;
- выделены и рассмотрены критерии, показатели и уровни (высокий, средний, низкий) развития критического мышления у подростков;
- разработана модель процесса развития критического мышления старших школьников в общеобразовательной организации.
Теоретическая значимость исследования:
- обобщение понятия "критическое мышление" в научных источниках;
- моделирование экспериментальной системы развития критического мышления во внеурочной деятельности;
- обоснование форм и методов организации деятельности учителей и школьников в общеобразовательной организации;
- доказано влияние роли критического мышления, оказывающего воздействие на креативный и познавательный потенциал старших школьников.
Практическая значимость исследования:
- разработанные модель процесса развития критического мышления старших школьников в общеобразовательных организациях и программа внеурочной деятельности по ораторскому искусству «Мастер слова» могут быть рекомендованы педагогам и классным руководителям;
- выделенные критерии и уровни развития критического мышления старшеклассников могут быть применены для диагностики мышления у подростков;
- доказана эффективность внеурочной деятельности для развития критического мышления учащихся в старших классах.
Достоверность и обоснованность результатов проведенной работы была достигнута благодаря анализу научной психолого-педагогической литературы; наличием и применением целого ряда методов, соответствующих цели, объекту, предмету и задачам исследования; реализовывалась с помощью опытных этапов для подтверждения эффективности разработанной модели и программы курса внеурочной деятельности.
Апробация результатов исследования была реализована с помощью выступлений с докладами и результатами исследований на совещаниях и семинарах в МБУ «Школа №44» г.о.Тольятти и городских педагогических сообществах. Выступление с докладом «Развитие критического мышления старших школьников во внеурочной деятельности» на научной конференции «Дни студенческой науки в ТГУ» (апрель 2022). Публикаций в научных журналах: статья «Понятие «критическое мышление» обучающихся в
психолого-педагогических исследованиях» в сборнике студенческих работ «Проблемы образования на современном этапе», на научно-практической конференции «Студенческие Дни науки в ТГУ» (апрель 2021), тезисы «Ораторское искусство. Понятие и роль в современном обществе» в сборнике материалов конференции «Студенческие дни науки в ТГУ» (апрель-май 2021), статья «Развитие критического мышления обучающихся» в журнале «Современные проблемы развития психологии, образования, обучения и воспитания в России и за рубежом», на Международной научно-практической конференции (ноябрь 2021 г., Санкт-Петербург), публикация тезисов «Развитие критического мышления на основе курса внеурочной деятельности «Мастер слова» в журнале «Эко-Вектор» на XLVIII Самарской областной студенческой научной конференции (май 2022).
Внедрение результатов исследования осуществлялось через реализацию модели процесса развития критического мышления старших школьников во внеурочной деятельности по программе «Мастер слова» на базе МБУ «Школа №44».
По проблеме исследования опубликовано 4 статьи.
Положения, выносимые на защиту:
- модель процесса развития критического мышления старшеклассников в общеобразовательных учреждениях, которая включает в себя когнитивный, деятельностный и личностный компоненты;
- программа внеурочной деятельности социальной направленности «Мастер слова», направленная на развитие критического мышления старшеклассников;
- критерии уровня развития критического мышления обучающихся - когнитивный, деятельностный и личностный. Высокий, средний и низкий уровни, позволяющие определить уровня развития критического мышления и способствуют регулированию процесса развития критического мышления.
Личное участие автора заключается в исследовании психолого-педагогической литературы и реального положения и ситуации по проблеме процесса развития критического мышления; подготовке и реализации экспериментальных этапов; конструированию и внедрению модели процесса развития критического мышления и программы внеурочной деятельности социальной направленности «Мастер слова»; составлению диагностической карты изучения уровней развития критического мышления старших школьников; сбору и трактованию результатов исследования и финальной формулировке выводов проведенной работы.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (39 источников), двух приложений. Содержит 24 рисунка, 10 таблиц. Основной текст работы изложен на 84 страницах.
В современном развитии человеческого общества актуальным является формирование человека, отвечающего потребностям и запросам общества, с развитым критическим мышлением. Этим объясняется выбор темы диссертации.
В процессе исследования было подробно рассмотрены разные научные, психолого-педагогические источники и возникновение понятия критическое мышление. Понятие имеет множество определений и не поддается категорическому описанию, критическое мышление следует интерпретировать с разных точек зрения. Это способствовало выбору направления исследования, что позволило изучить критическое мышление старших школьников в условиях внеурочной деятельности. В ходе исследования доказано, что именно в подростковом периоде максимально плодотворное время для развития критического мышления. Были выделены критерии и уровни развития критического мышления.
Практическая значимость исследования заключается в применении программы ораторского искусства для работы со старшеклассниками. Теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение возможности развития критического мышления подростков 15-17 лет средствами внеурочной деятельности описано во второй главе нашего исследования.
В ходе исследования принимали участие две группы старшеклассников. Их протестировали до, на этапе констатирующего этапа, и после эксперимента, контрольный этап, чтобы определить различия и подтвердить предложенную гипотезу.
Внедрялась программа развития критического мышления подростков во внеурочной деятельности в курсе по ораторскому искусству. В него были включены креативные задания, турниры, викторины, самопрезентации, беседы , встречи с выдающимися людьми. На основании проведенного исследования удалось доказать, что предложенные методы способствуют развитию критического мышления учеников старших классов.
В ходе практического исследования было дополнено методическое наполнение школы внедрением проектного подхода и разработкой турниров по ораторскому искусству среди старшеклассников. А также определены критерии и уровни, включающий высокий, средний, низкий уровни развития критического мышления старшеклассников с конкретным содержанием компонентов - целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-результативный.
В завершении отметим, что в исследовании была апробирована и доказана эффективность предложенной программы для развития критического мышления старшеклассников и значимость применяемого дидактического материала. Созданный критериально-диагностический инструментарий является показателем развитости критического мышления старшеклассников.
Мы готовы рекомендовать применение разработанной программы по ораторскому искусству в качестве основы развития критического мышления в школе и повышения, а также мотивации интеллектуального развития старшеклассников.
1. Блонский П. П. Развитие мышления школьника / Блонский П. П. Избранные психологические произведения. М., 1964. С. 143-283.
2. Болотов В. Критическое мышление: ключ к преобразованию российской школы / В. Болотов, Дж. Спиро // Директор школы. 1995. № 1. С. 67-73.
3. Боришевский М. И. Психологические механизмы развития личности / Боришевский М. И. Педагогика и психология, 1996. № 3. С. 26-33.
4. Горлова, Н. А. Современные дети и их возможности: Инновации в воспитании и обучении современных детей в контексте мультилингвального образования: обмен опытом: сб. науч. тр.М.: Изд-во Москов. пед. гос. ун-та, 2018.
5. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. / Дьюи Дж. [пер. с англ. Н. М. Никольской] М. : Совершенство,1997. 208 с.
6. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для школьников. М. ТЦ Сфера, 2012. 192 с.
7. Иванова А. Учим критически мыслить / А. Иванова // Открытый урок : разработки, технологии, опыт. 2007. № 2. С. 8-16.
8. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. М. : Арена 1994. 124 с.
9. Клустер Д. Что такое критическое мышление? / Д. Клустер // Перемена. 2001. № 4. С. 5-13.
10. Клустер, Д. Что такое критическое мышление [Текст] / Д. Клустер. М.: Русский язык. 2002. № 29. С. 3.
11. Кондрашкин, А. В. Интернет в развитии современных подростков // Психологическая наука и образование. 2019. № 2.
12. Конева В.С. Формирование критичности младших школьников в учебной деятельности / С. Конева. СПб, 1995. 185 с.
13. Кочерга А. В. Взаимосвязь мышления, чувств и воображения в развитии критичности человека / В. Кочерга. Автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.01 Ин-т психологии им. Костюка АПН Украины. М., 2003. 16 с.
14. Кроуфорд А. Технологии развития критического мышления учащихся / А. Кроуфорд, В. Саул, С. Мэтью, Д. Макинстер. М. : Плеяда, 2006.
15. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников / В. А. Крутецкий. М. : Просвещение, 1976. 303 с.
16. Липман М. Рефлексивная модель практики образования / Lipman M. Thinking in Education. Cambridge, 1991. С. 7-25.
17. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе / Махмутов М. И. М., 1977. 240 с.
18. Мурашова, К. Кого боятся подростки [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://www.snob.ru/selekted/entry/45522.
19. Педагогика: учеб. пособие / Л. П. Крившенко и др.; под ред. Л. П. Крившенко. М.: ТК «Велби»: Проспект, 2016.
20. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. М. : Академия, 2000. 271 с.
21. Поль Р. В. Критическое мышление: Что необходимо каждому для выживания в быстро меняющемся мире R. Paul - [edited by A. J. F. Binker]. Center for Critical Thinking and Moral Critique Sonoma State University, 1990. 575 p.
22. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”
23. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 ФГОС Среднее общее образование. (ред. от 11.12.2020)
24. Смирнов А. А. Избранные психологические труды: 2 т. / Смирнов А. А. М., 1987.
25. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Н.Ф. Талызина. М.: Издательский центр "Академия", 1998. 162 с.
26. Теплов Б. М. Избранные труды в 2-х т. / Б. М. Теплов. Педагогика, 1985.
27. Терлецкая Л. Критическое мышление как средство развития умений учащихся анализировать и применять информацию / Терлецкая Л. Материалы международной научно-практической конференции «Развитие навыков критического мышления».
28. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
29. Федотовская, Е.И. Методика развития критического мышления как важного фактора формирования иноязычной коммуникативной компетенции в специализированных вузах. Диссертация [Текст] / Е. И. Федотовская. М., 2005.
30. Халперн Д. Психология критического мышления / Халперн Д. СПб: Питер, 2000. 512 с.
31. Хачумян Т. И. Понятие "критическое мышление" и его сущность в психолого-педагогической науке / Хачумян Т. И. // Теоретические вопросы культуры, образования и воспитания: сб. наук. пр. Вып. 24, часть 2. Киев : Издательский центр КНЛУ, 2003. С. 171-177.
32. Чошанов М. А. Дидактическое конструктирование гибкой техники обучения / М. А. Чошанов // Педагогика. 1997. № 2. С. 21-29.
33. Юлина Н.С. Педагогическая стратегия философии для детей. Режим доступа : http://ru.philosophy.kiev.ua/iphras/library/deti/ ch1.html # on.
34. Ямщикова Л. Критическое мышление как вид мыслительной
деятельности. - Режим доступа : http://spc.ks.ua/file_download/42.
35. Atkinson W. William The Art of Critical Thinking / William W. Atkinson. NC.: LuluPress, 2019. 227 p.
36. Ennis, R. H. Critical thinking and subject specificity: Clarification and needed research / R.H. Ennis. Text : direct // Educational Researcher. 2020. Vol. 18. № 3. P. 4-10.
37. Mason, M. Critical Thinking and Learning / M. Mason. Oxford : Blackwell Publishing, 2019. 143 p.
38. Selman M. Critical thinking as social practice. Calgary,Canada, 2021. 210 p.
39. Shaughnessy J. Research Methods In Psychology. 9th edition. New York: McGraw-Hill Humanities, 2020. 488 р.