Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Уголовная ответственность несовершеннолетних в российском уголовном праве и праве иных государств: сравнительно-правовой аспект

Работа №105504

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

уголовное право

Объем работы95
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
294
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы уголовной ответственности несовершеннолетних 11
1.1 История развития законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних 11
1.2 Уголовная ответственность несовершеннолетних по международному и зарубежному законодательству 23
Глава 2 Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних по действующему российскому законодательству 42
2.1 Возрастные, психологические и социальные особенности несовершеннолетних как субъектов уголовного права 42
2.2 Особенности привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности 51
Глава 3 Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности 57
3.1 Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности по общим основаниям 57
3.2 Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности по специальным основаниям 71
Заключение 83
Список используемой литературы и используемых источников 86

Актуальность выбранной мною темы магистерской диссертации «Уголовная ответственность несовершеннолетних в российском уголовном праве и праве иных государств: сравнительно-правовой аспект» обусловлена тем, что особую опасность в структуре преступности занимают преступления, совершаемые несовершеннолетними.
Состояние преступности детей и подростков предопределяет криминологическую обстановку на ближайшие десятилетия. Подростковая преступность представляет собой некую лакмусовую бумагу, с помощью которой можно определить существующее социальное положение в данной стране. Преступность несовершеннолетних является одним из показателей социального неблагополучия в обществе. Выявляя процессы, происходящие в подростковой среде (в том числе и криминогенные), анализируя преступность несовершеннолетних, становится возможным не только выявление криминогенных факторов в социуме, но и прогнозирование преступности в целом. Наряду с прогностическим аспектом исследования преступности несовершеннолетних не менее важным представляется гуманитарный аспект изучения данного вопроса. Суть в том, что проблема касается детей и подростков, т.е. наименее защищенного и наиболее нуждающегося в этой защите социального слоя общества. В связи с этим, борьба с преступностью несовершеннолетних имеет особое значение, так как, по данным ряда исследователей, 50-60% рецидивистов начинают свой преступный путь в несовершеннолетнем возрасте [56, с. 57]. Именно по детской преступности можно судить о том, каким будет наше общество в будущем и преступность, в том числе.
Привлекая несовершеннолетнего к уголовной ответственности, государство способствует разрешению конфликтной ситуации, которая возникает между участниками уголовно-правовых отношений, что в конечном итоге должно способствовать восстановлению и укреплению правопорядка.
Уголовно-правовая политика России базируется на основе специализированного подхода к реализации уголовной ответственности несовершеннолетних лиц, совершивших преступления.
И в России, и в иностранных государствах специалисты признают необходимость четкого законодательного регулирования уголовной ответственности несовершеннолетних, установления нижнего возрастного ценза, с которого, по мнению законодателя, подросток будет в состоянии, в полной мере, осознавать характер своих действий (или бездействия), руководить ими и нести за них ответственность.
Проблемы подрастающего поколения традиционно находились в центре внимания не только государственных органов Российской Федерации, но и многочисленных общественных организаций. Тем не менее, говорить о позитивных изменениях в вопросе преодоления подростковой преступности не приходится.
Недостаточная эффективность и динамичность применяемых мер не в состоянии противостоять распространению негативных явлений в среде несовершеннолетних, часть из которых оказывается вовлеченной в преступную деятельность. Результатом необдуманных решений и безрассудных действий подростков в силу их неустойчивой психики и отсутствия выдержки, часто становятся преступные деяния несовершеннолетних.
Нарушение уголовно-правовых норм свидетельствует не только о недостатках воспитания подростков, но также о несовершенстве механизмов их вовлечения в общественную жизнедеятельность.
Существующие на данном этапе проблемы подростковой преступности, вопросы привлечения к уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних обсуждаются на законодательном уровне не только в Российской Федерации, но и во многих странах мира, где общество всерьёз задумывается о будущем подрастающего поколения.
Вопросы привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности в настоящее время находятся под пристальным вниманием государства, постоянно реформируя действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, вырабатываются новые методы и способы расследования и профилактики данных преступлений.
Совершивший преступление несовершеннолетний является объектом повышенной правовой защиты в силу своего возраста. Это обстоятельство нельзя не учитывать при решении проблемы привлечения подростка к ответственности. Именно из этого фактора исходит большинство международно-правовых документов, в основе которых лежит принцип максимально возможной поддержки несовершеннолетнего для того, чтобы оступившийся правонарушитель в результате действенных мер мог перевоспитаться и стать достойным членом общества.
Привлечение несовершеннолетнего к уголовной ответственности (в частности, лишение свободы), как правило, ведёт не к исправлению подростка, а к его дальнейшей криминализации, изменению поведения в сторону более негативного, и, как результат, к большей вероятности рецидива.
В этой связи особенно актуальной является разработка теоретически обоснованного и практически значимого комплекса мер уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних преступников, позволяющего исключить доминирование такой меры уголовного наказания, как лишение свободы.
Деятельность государства не может ограничиваться определением специальных мер наказания для несовершеннолетних, а должна быть направлена на перевоспитание и предотвращение совершения подростком общественно-опасных деяний, предусмотренных УК РФ.
Кроме того, следует отметить, что об актуальности выбранной темы свидетельствуют и статистические данные. Несмотря на общую тенденцию уменьшения количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, статистические данные свидетельствуют о достаточно большом количестве преступлений, совершаемых лицами, не достигшими восемнадцатилетнего возраста. Так, согласно статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ за 2018 год всего было осуждено 18927 несовершеннолетних, из них в первом полугодии - 9534 человек и 9393 - во втором. Доля преступлений средней тяжести у исследуемой категории лиц составляет примерно 60% от общего числа преступлений, 20% - тяжких и 10% - особо тяжких преступлений от общего числа осужденных лиц. За первое полугодие 2019 года осуждено 8441 несовершеннолетних лиц, что на 1093 человека меньше чем за первое полугодие 2018 года [9]. Примерные показатели в процентном отношении по категории преступлений являются одинаковыми с тенденцией на уменьшение.
Также определенное влияние на положение дел оказывают и недостатки в практике реализации норм уголовного законодательства, и существующие противоречия и пробелы в действующем уголовном законодательстве, а также отсутствие единства уголовной политики в отношение несовершеннолетних.
Многоаспектной и нерешенной окончательно является проблема уголовной ответственности несовершеннолетних. Так, в науке уголовного права предусматривается несколько научных подходов к вопросу уголовной ответственности несовершеннолетних. Одни ученые считают, что несовершеннолетние не должны нести уголовную ответственность за преступления небольшой и средней тяжести [41, с.267-269]. По мнению других ученых, необходимо снизить возраст уголовной ответственности [13, с.109-114].
Много вопросов вызывает и существующая система наказаний в отношении несовершеннолетних. Использование подобной системы затрудняет применение некоторых видов уголовных наказаний, не связанных с изоляцией несовершеннолетнего от общества.
Степень разработанности темы. Проблемами уголовной ответственности несовершеннолетних, а также назначения им наказания и освобождения от ответственности и наказания этой особой категории лиц, занимались видные отечественные специалисты в области юриспруденции. Исследованием исторических аспектов законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних в разное время занимались С.В. Архипов, В.А. Галкин, А.Н. Дощицын, А.В. Илюхин, Н.И. Крюкова, О.С. Ростова, Н.А. Эккельман и другие авторы.
Исследованию международно-правовых основ отечественного законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних посвятили свои труды А.В. Белякова, Л.А. Воскобитова, А.В Габов, Л.И. Захарова и другие авторы.
Вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних в современный период затрагивали А.В. Бриллиантов, Г.Н. Борзенков, В.М. Лебедев, И.В. Овсянников, а также ряд других авторов.
Тема настоящей диссертации в достаточной степени является разработанной, учитывая проявленный к ней интерес со стороны научного сообщества.
Объектом исследования является правовое регулирование уголовной ответственности несовершеннолетних.
Предметом исследования являются нормы уголовного законодательства, регламентирующие вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних в России, практика их применения и научные исследования в данной области, а также международные правовые акты, касающиеся уголовной ответственности несовершеннолетних.
Цель работы состоит в выявлении особенностей и проблем уголовной ответственности несовершеннолетних и разработке предложений, направленных на совершенствование российского уголовного законодательства в данной сфере.
Достижение поставленных целей обусловило постановку и решение следующих задач:
• провести ретроспективный анализ законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних;
• провести сравнительный анализ российского и зарубежного уголовного законодательства на предмет ответственности несовершеннолетних;
• охарактеризовать возрастные, психологические и социальные особенности несовершеннолетних как субъектов уголовного права;
• проанализировать особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности по общим и специальным основаниям.
Решение этих проблем так же увеличивает актуальность выбранной темы исследования, в целях раскрытия главных теоретических и практических проблем, повышения эффективности деятельности в данном направлении.
Методологическую основу исследования составил диалектический метод научного познания, позволявший исследовать явление во взаимосвязи и развитии. Также применялись всеобщие методы: анализ, дедукция, синтез, структурно-функциональный метод и метод системного анализа. К частно­научным методам применяемых в рамках данного исследования следует отнести: формально-юридический, сравнительно-правовой и историко-правовой метод.
Нормативно-правовую основу исследования составляют: Конституция РФ, международные правовые акты: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. 1966 г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. и иные акты. На уровне национального законодательства в нормативную основу включены: Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 1999 г. и другие нормативно-правовые акты РФ.
Теоретическую базу работы составили научные труды известных отечественных ученых в области криминологии, уголовного, уголовно-процессуального права, а также философии, истории, социологии, психологии, педагогики и других отраслей науки.
Научная новизна исследования определяется теми цели и задачами, которые были поставлены, а также выражается в авторском подходе к освещению темы.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Понятие «несовершеннолетний» достаточно конструктивно и для его определения необходимо учитывать обязательные признаки - это возраст и вменяемость. Законодатель при принятии того или иного нормативно-правового акта в отношении несовершеннолетних должен руководствоваться возрастными и психологическими особенностями юных правонарушителей.
2. Минимальный возраст уголовной ответственности (нижняя возрастная граница привлечения к уголовной ответственности) в странах романо-германской правовой семьи варьируется следующим образом: во Франции минимальный возраст уголовной ответственности составляет 13 лет; в Германии минимальный возраст уголовной ответственности 14 лет; в Польше минимальный возраст уголовной ответственности составляет 15 лет.
3. Действующий уголовный закон предусматривает возможность освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности как по общим, так и по специальному виду. По смыслу действующего законодательства принудительные меры воспитательного воздействия, как специальный вид освобождения от уголовной ответственности, который может применяться только к несовершеннолетним, должен применяться к ним в первую очередь.
Однако, в результате исследования было выявлено, что именно общие виды освобождения применяются к несовершеннолетним в первую очередь. Это обусловлено тем, что общие виды освобождения от уголовной ответственности характеризуются как более «мягкие» и являются безусловными, в отличие от принудительных мер воспитательного воздействия. Таким образом, требуется совершенствование норм, содержащих принудительные меры воспитательного воздействия, а именно выделить принудительные меры воспитательного воздействия в качестве отдельного самостоятельного уголовно-правового института и поместить в отдельную главу в УК РФ.
4. Имея педагогическое содержание, принудительные меры воспитательного воздействия не являются наказанием для несовершеннолетнего, их применение имеет исправительно-воспитательный потенциал, так как данные меры являются альтернативой лишению свободы и уголовной ответственности несовершеннолетних.
Теоретическая и практическая значимость исследования обусловлена выводами и рекомендациями, сформированными в настоящей магистерской диссертации. Именно они составили теоретическую основу проведения дальнейших исследований вопросов уголовной ответственности за преступления несовершеннолетних.
Результаты, которые получены в ходе настоящего исследования, могут быть внедрены в учебным процесс в виде лекционного материала по дисциплине «Уголовное право».
Апробация результатов исследования. Магистерская диссертация выполнена, обсуждена и рекомендована к защите на кафедре «Уголовное право и процесс». Кроме того, результаты диссертационного исследования изложены в одной публикации.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По итогу проделанной работы можно констатировать факт, что все задачи и цели настоящего исследования были достигнуты и выполнены.
Из истории развития российского уголовного законодательства мы выяснили, что несмотря на ужесточение государственной политики в отношении несовершеннолетних в определенном периоде, все же государство искало пути наиболее мягкого исправления малолетних преступников.
В целом на протяжении всей своей истории государство исповедовало гуманное отношение к малолетним преступникам. Это выражалось в более мягком наказании, в специальных мерах воздействия, которые в свою очередь были направлены на одну цель - исправление несовершеннолетнего преступника. Одним из основных вопросов, связанным с уголовной ответственностью несовершеннолетних, являлось установление возраста, по достижении которого лицо может нести уголовную ответственность. Он колебался с 12 до 14 лет. Также изменялось отношение законодателя к наказанию несовершеннолетних. От запрета на применение смертной казни до ее разрешения.
Понятие «несовершеннолетний» достаточно конструктивно и для его определения необходимо учитывать обязательные признаки - это возраст и вменяемость. Законодатель при принятии того или иного нормативно-правового акта в отношении несовершеннолетних должен руководствоваться возрастными и психологическими особенностями юных правонарушителей.
Проблема подростковой преступности и задачи привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности стоит достаточно остро не только в России, но и во многих зарубежных странах.
Анализируя особенности уголовной ответственности несовершеннолетних в странах романо-германской правовой семьи можно сделать следующие выводы. Возраст уголовной ответственности варьируется следующим образом: во Франции минимальный возраст уголовной ответственности составляет 13 лет; в Германии минимальный возраст уголовной ответственности 14 лет; в Польше минимальный возраст уголовной ответственности составляет 15 лет.
Законодатели отдельных стран, исходя из особенностей своего исторического развития и в соответствии со своими правовыми традициями, дифференцированно подходят к решению достаточно острой проблемы общества - уголовной ответственности несовершеннолетних.
Проблема установления возраста уголовной ответственности несовершеннолетних в России продолжает оставаться одной из самых актуальных и обсуждаемых.
На наш взгляд, снижение возраста привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности не является действенной мерой в борьбе с подростковой преступностью. Гораздо результативнее, на наш взгляд, будет усовершенствование профилактической работы с несовершеннолетними на государственном уровне.
В результате исследования понятия, сущности и значения института освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних, можно прийти к выводу, что освобождение от уголовной ответственности- это решение государственного компетентного органа освободить лицо, совершившее преступление от государственного принуждения. Такое решение государственный орган может принять только в случае выполнения лицом, совершившим преступления всех оснований и условий, предусматривающих тот или иной вид освобождения от уголовной ответственности. Механизм освобождения от уголовной ответственности сводится к устранению неблагоприятных правовых последствий для правонарушителя.
Действующий уголовный закон предусматривает возможность освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности как по общим видам (ст. 75, 76-76.2, 78, ч. 2 ст. 84 УК РФ), так и по специальному виду (ст. 90 УК РФ). По смыслу действующего законодательства принудительные меры воспитательного воздействия, как специальный вид освобождения от уголовной ответственности, который может применяться только к несовершеннолетним, должен применяться к ним в первую очередь.
Однако, в результате исследования было выявлено, что именно общие виды освобождения применяются к несовершеннолетним в первую очередь. Это обусловлено тем, что общие виды освобождения от уголовной ответственности характеризуются как более «мягкие» и являются безусловными, в отличие от принудительных мер воспитательного воздействия. Таким образом, требуется совершенствование норм, содержащих принудительные меры воспитательного воздействия, а именно выделить принудительные меры воспитательного воздействия в качестве отдельного самостоятельного уголовно-правового института и поместить в отдельную главу в УК РФ.
Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности возможно, но лишь только, если преступление, совершенное несовершеннолетним будет совершено впервые, а также будет небольшой или средней тяжести. Кроме того, суд должен установить, что применение исследованных мер будет более целесообразным для несовершеннолетнего, что данные меры будут способствовать его исправлению и перевоспитанию, нежели назначение для него какого-либо другого наказания. Имея педагогическое содержание, принудительные меры воспитательного воздействия не являются наказанием для несовершеннолетнего, их применение имеет исправительно-воспитательный потенциал, так как данные меры являются альтернативой лишению свободы и уголовной ответственности несовершеннолетних.


1. Авсеницкая К.В. Деятельное раскаяние: понятие, формы выражения, стимулирование уголовно-правовыми мерами. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014.177с.
2. Андрюхин Н.Г., Новосельцева Е.А. Факторы, влияющие на эффективность профилактической работы с несовершеннолетними подростками: Сборник №11. М., 2016. 24 с.
3. Антонов А.Г. Деятельное раскаяние. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. 68с.
4. Боровиков С.А. К вопросу о месте нормативно-правовой базы, регламентирующей исполнение принудительных мер воспитательного воздействия // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. № 1. С. 23-26.
5. Бриллиантов А.В. Новые особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних // Российский судья. 2004. №2. С.12-15.
6. Ведерникова О.Н. Современные тенденции развития ювенальной юстиции за рубежом // Российская юстиция. 2005. №3. С.10-15.
7. Всеобщая декларация прав человека, принятая Резолюцией 217 A (III) Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г. // Российская газета. 1995, 5 апреля.
8. Городинец Ф.М. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних и проблемы имплементадии международно-правовых стандартов при реализации уголовного наказания в Российской Федерации // Вестник Санкт- Петербургского университета МВД России. 2014. № 2 (54). С. 121-127.
9. Данные судебной статистики Судебного Департамента при Верховном Суде РФ [Электронный ресурс]: URL:
http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 14.03.2020г.).
10. Дощицын А.Н. Ретроспективный обзор нормативного правового регулирования профилактики и противодействия преступлениям несовершеннолетних в дореволюционной России // История государства и права. 2014. №11. С. 19-23.
11. Европейская конвенция об осуществлении прав детей (ETS №160), заключенная в г. Страсбурге 25 января 1996г. // Сборник документов. М.: Норма-ИНФРА-М, 2002. 780с.
12. Емельянов В.П. Преступность несовершеннолетних. Саратов, 2017. 235 с.
13. Журавлевская О.А. Возраст как критерии наступления уголовной ответственности // Современные проблемы права, экономики и управления. 2016. № 2. С. 109-114.
14. Иванов Ю.И., Энциклопедия преступлений и наказаний. Дети - преступники. М., Литература, 2018. 640 с.
15. Иманлы М.Н. Уголовная ответственность несовершеннолетних по УК РФ и УК Азербайджанской республики: сравнительная характеристика // Актуальные проблемы российского права. 2019. №4 (101). С. 174-185.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ