Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности проявления лидерских качеств у менеджеров с различными хронотипами

Работа №105488

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы49
Год сдачи2018
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
133
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Современные подходы на проблему «хронотип и лидерство» в отечественной и зарубежной науке
1.1 Изучение хронотипологии в современной науке 6
1.2 Современные отечественные и зарубежные теории феномена
лидерства 15
1.3 Основные качества личности лидера 19
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Эмпирическое исследование проявления лидерских качеств у менеджеров с различными хронотипами
2.1 Описание эмпирического исследования, его процедуры и
использованных методик 24
2.2 Результаты эмпирического исследования 26
Выводы по второй главе 37
Заключение 39
Список использованной литературы 42
Приложение 48


Актуальность исследования. Со времен открытия французским ученым Жан-Жаком Дорту де Мераном 24-часового цикла закрывания и открывания листьев у растений прошло уже почти 300 лет, однако изучение хронотипов как отдельная научная дисциплина в биологии, психологии и медицине появилось лишь в 60-х годах прошлого столетия. Биоритмология или по- другому хронобиология изучает циклические процессы, происходящие в организме и в окружающей среде, проявляющиеся в психофизиологических и психологических функциях человека.
К настоящему времени закономерности явлений в биоритмологии недостаточно изучены. Но уже известно о влиянии ритмов организма и внешней среды на психофизиологические и на психологические функции. Наиболее изучено влияние циркадианных ритмов. Жизнедеятельность человека взаимосвязана с суточным циклом, о чем свидетельствует цикл «сон-бодрствование». Физиологические процессы, регулирующие этот процесс, непосредственно влияют на психофизиологические состояния, а следовательно, и на психологические свойства.
В наши дни, когда длительность рабочего дня уже не зависит от цикла вращения Земли вокруг Солнца, важно понимать на какие именно аспекты психики может влиять хронотип человека. Актуальность изучения проявления лидерских качеств у различных хронотипов состоит в том, что данный вопрос почти не изучен и проблема разработана не до конца.
В данной работе сделана попытка выявить взаимосвязь проявления лидерских качеств и типа временной организации человека, понять может ли хронотип определять наличие способностей к лидерству или нет.
Объект исследования: хронотипические особенности и лидерские качества человека.
Предмет исследования: особенности проявления лидерских качеств у менеджеров с различными хронотипами.
Цель исследования: изучить особенности проявления лидерских качеств у менеджеров с различными хронотипами.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют особенности проявления лидерских качеств у менеджеров с различными типами хронотипу.
Задачи исследования:
5) провести теоретико-методологический анализ научной литературы по исследуемой проблеме;
6) определить хронотипы и изучить особенности проявления лидерских качеств, присущие каждому из них;
7) провести количественную и качественную оценку;
8) проанализировать полученные результаты - установить уровень и особенности проявления лидерских качеств различных хронотипов.
Методологической основой исследования: являются философские, естественнонаучные и психологические теории.
Методы исследования: включают общенаучные методы теоретического, экспериментального и эмпирического исследования, в частности, теоретические методы: анализ, сравнение, систематизацию и обобщение теоретических, и эмпирических данных. Экспериментальные методы составляют психодиагностические опросники и методики в бланковой форме:
- Методика для определения хронотипа Хорна-Остберга;
- Определение уровня лидерского потенциала (Е. Жариков, Е. Крушельницкий);
- Методика «Я-лидер» (А. Лутошкин).
Теоретическая значимость: позволяет расширить представления об эффективности деятельности руководителя в зависимости от хронотипа.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в практической работе психологов, работников кадровой службы, руководителей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Известно, что биоритмы - это разнообразные циклические феномены, протекающие у организмов, закономерности временной организации клеток, тканей органов и организмов в целом, их адаптивность к лунным и солнечным ритмам.
Все колебательные процессы стремятся к синхронизации и согласованности между собой.
Многочисленные исследования в различных научных дисциплинах указывают на врожденную способность внутренних систем различных организмов подстраиваться под изменения окружающей среды, благодаря механизмам временной синхронизации.
Большой вклад в изучение проблемы биоритмологии внесли эксперименты в бункере, которые проводились в Германии в начале двадцатого века, изолируя людей от внешних источников света и индикаторов времени, удалось выявить взаимосвязь изменения температуры тела и времени засыпания и пробуждения. Эти процессы ритмически повторяются во время суточного цикла.
Появился специальный опросник, позволяющий определить тип временной организации человека по его основным привычкам. Так можно судить у работоспособности человека, зная его хронотип. Объединив хронотипы в группы, Г. Ламперт назвал «жаворонками», «голубями» и «совами».
Хронобиологические исследования выявили ряд положений:
- Упорядоченность во времени является интегрированным компонентом всех жизненных процессов.
- Помимо широко известных ритмов вроде суточного и менструального, в организме постоянно проистекают ритмические процессы с различно периодичностью: от доли секунд до многих лет.
- Временные циклы и ритмические процессы постоянно взаимодействуют между собой, а фазовые и частотные отношению имеют иерархическую структуру. Ритм внешней среды синхронизирует весь организм в целом, в первую очередь, влияя на длинноволновые переключения.
- Наблюдение различных параметров функционирования организма показало, что их на первый взгляд независимые изменения служат обусловленным ритмическими изменениями целям .
Ключевую роль, как доминирующий природный временной указатель, играет световое воздействие, влияющее на частоту суточных переключений и фазовые характеристики в организме. Для лечения и профилактики депрессии часто назначаются обильные световые ванны в течение всего дня, хотя максимальная чувствительность к световому воздействию наблюдается по утрам.
В настоящее время в психологии имеются несколько главных теоретических подходов в понимании феномена лидерства. Можно выделить личностные подходы, поведенческий и ситуационный подходы, а также теорию черт.
Несмотря на глубокую проработку проблему изучения специальных черт лидера, ни один набор качеств не смог составить полноценный психологический портрет лидера. Теория черт так и не смогла определить список особенностей лидера, чтобы выявлять потенциальных лидеров. Исследования показали, что даже два человека с подходящими свойствами личности и чертами характера не всегда становились лидерами.
В ходе исследований в рамках поведенческого подхода были выделены такие качества как инициативность, а также внимательность, заботливость к членам своего коллектива. Были определены две направленности руководителя: центрированность на группу и центрированность на производство.
Поведенческий подход внес огромный в клад в багаж знаний о лидерстве, но тем не менее, многие исследователи пришли к выводу, что идеального стиля руководства не бывает. Руководитель должен обладать широким кругом способностей, быть гибким и уметь подстроиться под конкретный случай, поэтому должен обладать разнообразными стилями.
В рамках ситуационного подхода были предложены четыре модели в которых лидер определялся не столько ситуацией, а сколько возможностями, которые одна ситуация открывает перед лидером в последствии. Считается, что настоящий лидер стремится к власти, и что если одна ситуация позволила члену группы проявить лидерские качества, то скорее всего в следующий раз группа выберет его снова, так как он уже проявлял свои способности. Л. Столяренко отмечает, что лидера определяют последователи [21].
Деятельностный подход (С. Рубинштейн, А. Леонтьев) был ключевым в рамках отечественной теории лидерства, где личность рассматривается в совокупности всех своих проявлений. Действие не может быть отделено от психического, а психика всегда рассматривается в действии.
Отечественные психологи рассматривали не ситуации, а конкретные задачи деятельности группы, в которых каждый участник группы имеет возможность проявить свои организаторские. Лидер выделялся на основе своего влияния на членов группы.
Взаимосвязь проявления лидерских качеств и хронотипа более подробно отражены во второй экспериментальной главе. Как следует из представленных результатов таблиц, ярче, чем у остальных, лидерские качества проявляются у лиц дневного хронотипа, в меньшей степени это было присуще представителям утреннего и вечернего хронотипов.



1. Ананьев, Б. Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности [Текст] // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - С. 178-188.
2. Алякринский, Б. С. Биологические ритмы и организация жизни человека в космосе [Текст] / Б. С. Алякринский. - М.: Наука, 1983. - 248 с.
3. Авдеева, В. С. Основные механизмы адаптации человека [Текст] / В. С. Авдеева, Е. М. Бурцев. - М.: Наука, 1993. - 189 с.
4. Аверин, В. А. Психология личности [Текст] / В. А. Аверин. - СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1999. - 89 с.
5. Агаджанян, Н. А. Здоровье студентов [Текст] / Н. А. Агаджанян, В.П. Дегтярев. - М.: Изд-во РУДН, 1997. - 199 с.
6. Агаджанян, Н. А. Хроноструктура репродуктивной функции [Текст] / Н. А. Агаджанян, И.В. Радыш. - М.: Издательская фирма «КРУК», 1998. - 248 с.
7. Агаджанян, Н. А. Хронофизиология, экология человека и адаптация. [Текст] / Н. А. Агаджанян, И.В. Радыш // Экология человека. - 1995. - № 1. - С. 9-15.
8. Агаджанян, Н. А. Экология человека и интегративная антропология [Текст] / Н.А. Анаджанян, Б.А. Никитюк. - М.: Изд-во АГМА, 1996. - 223 с.
9. Агаджанян, Н. А. Экология, здоровье и качество жизни [Текст] / Н. А. Агаджанян, Г. П. Ступаков, И.Б. Ушаков // Астрахань: Изд-во АГМА, 1996. - 246 с.
10. Адлер, Ю. П., Липкина, В. В. Лидерство как механизм постоянного обеспечения конкурентоспособности [Текст] // Стандарты и качество.
Электронная версия журнала; http://www.stq.ru/stq/adetail.php?ID=5820(сохранено 23.12).
11. Алыфанов, С. А. Основные направления анализа лидерства [Текст] / С.А. Алыфанов // Вопросы психологии. - 1991. - № 3. - С. 90-96.
12. Алякринский, Б. С. Биологические ритмы и организация жизни человека в космосе [Текст] / Б. С. Алякринский / Проблемы космической биологии. - Т. 46. - М.: Наука, 1983. - 248 с.
13. Алякринский, Б. С. По закону ритма [Текст] / Б. С. Алякринский, С. И. Степанова. - М.: Наука, 1985. - 175 с.
14. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2008. - 363 с.
15. Асанян, Н. Л. Хронобиология выделительной функции почек [Текст] / Н. Л. Асанян, Э. М. Крищян, Д. Г. Асатрян, Г. Ж. Ерицян. - Ереван, 1989. - 46 с.
16. Асланян, Н. Л. Методика исследования биологических ритмов в клинике [Текст] / Н. Л. Асланян, Р.А. Багдасарян // Методические рекомендации. - Ереван, 1978. - 20 с.
17. Баевский, В. Н. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии [Текст] / В.Н. Баевский. - М.: Медицина, 1979. - 299 с.
18. Баранов, И. Н. Стандарты третьего поколения и конкуренция на рынке бизнес-образования [Текст] / И.Н. Баранов // Вестник СПбГУ. - Сер. Менеджмент. - 2010. - Вып.1. - С. 166-183.
19. Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003.
20. Варданян, Б. Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости [Текст] / Б. Х. Варданян. // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. - М.: Лань, 2001. - 543 с.
21. Варшавский, И. А. Учение А. А. Ухтомского о хронотопе - его значение в анализе временных механизмов и закономерностей биологии индивидуального развития [Электронный ресурс] / И.А. Варшавский //
Успехи физиологических наук. 1991. - Т 22. - № 3. - 3-24 с. - Режим
доступа: www.pdffactory.com
22. Губин, Г. Д. Суточные ритмы биологических процессов и их адаптивное значение в онто- и филогенезе позвоночных [Текст] / Е.Ш. Герловин. - Новосибирск: Наука, 1980. - 277 с.
23. Деряпа, Н. Р. Проблемы медицинской биоритмологии [Текст] / Н. Р. Деряпа, М. П. Мошкин. - М.: Медицина, 1985. - 208 с.
24. Дильман, В. М. Большие биологические часы [Текст] / В. М. Дильман. - М.: Знание, 1986. - 256 с.
25. Доскин, В. А. Ритмы жизни [Текст] / В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева. - М.: Медицина, 1991. - 176 с.
26. Доскин, В. А. Биологические ритмы растущего организма [Текст] / В. А. Доскин, Н. Н. Куинджи. - М.: Медицина, 1989. - 224 с.
27.Заславская, Р. М. Хронодиагностика и хронотерапия заболеваний
сердечно-сосудистой системы [Текст] / Р.М. Заславская. - М.: Медицина, 1991. - 320 с.
28.Зильберман, П. Б. Эмоциональная устойчивость оператора [Текст] // Очерки психологии труда оператора / П.Б. Зильберман / Под ред. Е.А. Милеряна. - М., 1975.
29. Кассиль, Г. Н. Внутренняя среда организма [Текст] / Г. Н. Кассиль. - М.: Наука, 1978. - 205 с.
30. Кассиль, Г. Н. Управление физиологических функций путем регуляции нейро-гуморальных взаимоотношений в организме [Текст] / Г. Н. Кассиль / Проблемы управления функциями организма человека и животных. - М.: Наука, 1973. - 84-92 с.
31. Ковешникова, И. И. Работоспособность и заболеваемость школьников в зависимости от соответствия смены обучения их региональному биоритмологическому профилю // Гигиена и санитария. - 1991. - № 7. - 43-45.
32. Комаров, Ф. И. Хрономедицина - достижения и задачи / Ф. И. Комаров, С. И. Рапопорт // Терапевтик. Архив: 1988. - Т. 60. - № 8. - С. 12-17.
33. Конституциональная психология У. Шелдона [Текст] // К. Холл, Г. Линдсей Теории личности. - М., 1997. - С. 447-497.
34. Корнетов, А. Н. Ритмические и экологические исследования при психических заболеваниях [Текст] / А.Н. Корнетов В.П. Самохвалов Н.А. Корнетов. - К.: Здоровье, 1988. - 208 с.
35. Кричевский, Р. Л., Рыжак, М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе [Текст] / Р. Л. Кричевский, М.М. Рыжак. - М.: Изд-во Моек ун-та, 1985. - 218 с.
36. Лебон, Г. Психология народов и масс [Текст] / Г. Лебон. - М.: Макет, 1995. - 320 с.
37. Меерсон, Ф. З. Адаптационная медицина: концепция долговременной [Текст] / Ф.З. Меерсон. - М.: Логос, 2001.
38. Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности [Текст] / В.С. Мерлин. - М.: Педагогика, 1986.
39. Мескон, М. Основы менеджмента [Текст] / М. Мескон. - М.: Вильямс, 2007. - 672 с.
40. Моисеев, Н. И. Временная среда и биологические ритмы [Текст] / Н. И. Моисеев, В. М. Сысоев. - Л.: Наука, 1981. - 126 с.
41. Небылицин, В. Д. Актуальные проблемы дифференциальной
психофизиологии [Текст] / В.Д. Небылицин // Психология индивидуальных различий: Тексты. - М., 1982. - С. 39-52.
42. Новиков, В. С. Биоритмы, космос, труд [Текст] / В. С. Новиков, Н. Р. Деряпа. - СПб.: Наука, 1992. - 256 с.
43. Первитская, А. М. Исследование лидерства как особого вида деятельности (на примере юношеского возраста) [Текст] / А.М. Первитская // Вестник Московского государственного областного университета. - 2007. - № 3. - С. 211-215.
44. Практикум по психодиагностике личности [Текст] / Под ред. Н.К. Ракович. - Минск, 2002.
45. Пригожий, И. Порядок из хаоса [Текст] / И. Пригожий, И. Стингрес. - М.: Прогресс, 1988. - 432 с.
46. Романов, Ю. А. Временная организация биологических систем [Текст] / Ю. А. Романов // Биологические ритмы. - М.: Наука, 1980. - № 10. - 56 с.
47. Романов, Ю. А. Проблемы хронобиологии [Текст] / Ю. А. Романов. - М.: Знание, 1989. - 64 с.
48. Рыбаков, В. П. Биологические и социальные аспекты десинхроноза [Текст] /В. П. Рыбаков, П. И. Орлова // Альманах «Новые исследования». - 2001. - Вып. 1. - С. 58-68.
49. Рыбаков, В. П. Биологические ритмы ребенка [Текст] / В. П. Рыбаков, Н. И. Орлова, Т. С. Пронина / Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. - М.: Образование от А до Я, 2000. - С. 287 - 295.
50. Сенге, П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации [Текст] / П. Сенге. - М.: Олимп-бизнес, 1999. - 406 с.
51. Социальная психология: ключевые идеи [Текст] / Под ред. Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2003.- 512 с.
52. Степанова, С. И. Биоритмологические проблемы адаптации [Текст] / С. И. Степанова. - М.: Наука, 1986. - 241 с.
53. Столяренко, Л. Д. Психология делового общения и управления [Текст] / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 416 с.
54. Таболин, В. А. Проблемы биологических ритмов детского организма Суточные ритмы физиологических процессов организма [Текст] / В. А. Таболин, Ю.Е. Вельтищев / Труды 2-го МОЛГМИ. - М., 1972. - С.71 -73.
55. Тест Хорна - Остберга для определения жаворонков и сов [Текст] / Время-деньги. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 352 с.
56. Хронобиология и хрономедицина. Руководство [Текст] / Под ред. Ф. И. Комарова. - М.: Медицина, 1989. - С. 261-277.
57. Циклические процессы в биосфере [Текст] / Ф. И. Комаров, Т. К. Брус, С. И. Рапопорт. - М.: ВИНИТИ, 1989. - 174 с.
58.Чалдини, Р. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! [Текст] / Р. Чалдини. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ