Введение 4
Глава 1 Теоретические основы воспитания уважительного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности 10
1.1 Проблемы исследования уважительного отношения к семье у
младших школьников в психолого-педагогической литературе ... 10
1.2 Условия воспитания уважительного отношения к семье у
младших школьников во внеурочной деятельности 19
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование процесса воспитания уважительного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности 27
2.1 Исследование уровня воспитанности уважительного
отношения к семье у младших школьников 27
2.2 Разработка и внедрение комплекса занятий по
воспитанию уважительного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности 41
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 47
Заключение 60
Список используемой литературы 62
Семья и семейные ценности всегда были одним из главных приоритетов общества. В современном мире личность неразрывно связана с семьёй. Эта связь характеризует человека как общественное, социализируемое существо. В XXI веке институт семьи переживает кризис, в связи с которым остро встаёт необходимость в воспитании личности, имеющий представление о себе, составе собственной семьи, родственных связях и взаимоотношениях, а также о семейных традициях. Иными словами, личности, обладающей уважительным отношением к семье.
Задачи по возрождению и укреплению всеми возможными мерами института семьи, сохранение и преумножение семейных ценностей и традиций должны решаться при активном участии главных членов любой семьи - детей.
В современном обществе семейное воспитание характеризуется дефицитом межличностных отношений. Происходят изменения в характере взаимоотношений между разными поколениями, семейные ценности прекращают быть основой воспитания, а социальная среда скорее, негативно влияет на процесс формирования у подрастающего поколения этических норм. Именно поэтому, одним из главных приоритетов педагогической работы выступает проблема воспитания у подрастающего поколения уважительного отношения к собственной семье. Такая работа предполагает привитие ценности семьи, воспитание у детей, в первую очередь, любви и уважительного отношения к собственной семье, понимание ценности семейных традиций, формирование нравственных ценностей у младших школьников готовности следовать в жизни нормам нравственного поведения.
Важно отметить, что задача по воспитанию у младших школьников уважительного отношения к собственной семье является одним из ключевых приоритетов современного образовательного процесса. В документе «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» отмечено, что «Одним из главных приоритетов современного образования на сегодняшний день - это формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичности, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
На современном этапе в России можно наблюдать регрессирующее изменение ключевых семейных ценностей. Это приводит к разнообразным отрицательным последствиям. Среди таковых можно отметить подмену понятий о характере семейных отношений, постепенную утрату как семейных, так и родовых ценностей, изменение видов ролевых взаимодействий внутри отдельной семьи, понижение авторитетности родителей. Можно сказать, что современная семья находится в кризисном положении, следствием чего является увеличение числа разводов и числа детей, рождённых вне брака.
Н.В. Нозикова видит разрешение проблемы формирования семейных ценностей «во взаимном сотрудничестве в кругу совместной деятельности, где отражаются интересы родителей, детей и педагогов» [27, с. 59].
Политика государства относительно семьи обуславливается осуществлением ряда мероприятий, которые проводятся как в отношении отдельно взятых её членов, так и семьи в целом. Любые кардинальные перемены в нашем обществе, в первую очередь, ощущает на себе каждая семья. На сегодняшний день у современных российских семей можно отметить существенные перемены, заключающиеся в переходе от традиционной семейной модели к некой новой. Происходит смена ролей между супругами, изменению положения детей, постепенно видоизменяются семейные взаимоотношения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, датируемого 2009 годом, говорится, что «Полноценное прохождение процесса обучения и формирования личности ребёнка возможно через создание соответствующего микроклимата между всеми участниками образовательного процесса».
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» за 2014 год прописана приоритетная задача образования: «осознание безусловной важности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации и всему Отечеству».
По мнению Ю.П. Азарова, «наиболее подходящим возрастом для успешного воспитания у человека различных качеств и ценностей является младший школьный. Дети в таком возрасте гораздо эффективней воспринимают получаемую информацию» [1, с. 77].
М.В. Городилина упоминает, что «ребёнок эмоционально привязан к своей семье, и благодаря этому, воспитание у него уважительного отношения к семье можно начинать с поступления в школу или чуть раньше [5, с. 10].
На современном этапе начального образования проблема воспитания у младших школьников уважительного отношения к семье является одной из основополагающих. Многие из современных авторов, исследующих данную тему, такие как С.П. Акутина, Ю.П. Азаров, В.А. Караковский, Н.Е. Щуркова отмечают важность формирования уважительного отношения к семье именно в период начального образования младших школьников. Так же, такие исследователи, как О.И. Волжина, В.Н. Дружинин, О.С. Пермовская в своих работах обращают внимание на ключевое значение воспитания уважительного отношения к собственной семье у младших школьников, называя это одним из центральных условий личностного развития.
В теоретических положениях своих исследований, такие педагоги, как, Н.А. Бердяев, Л.О. Володина, В.А. Василенко называют процесс воспитания уважительного отношения у младших школьников к своей семье сложной, но крайне важной задачей обучения.
Теоретический анализ педагогических теорий и практик, в которых исследовались проблемы по воспитанию у младших школьников уважительного отношения к семье помог определить противоречие между существующей задачей по воспитанию уважительного отношения к семье у младших школьников (согласно программе духовно-нравственного развития ФГОС НОО), и отсутствием полноценной, специально разработанной, научно-методической системы для реализации данной задачи.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему нашего исследования: каковы педагогические условия, которые эффективно повлияют на воспитание у младших школьников уважительного отношения к своей семье в рамках внеурочной деятельности?
Исходя из актуальности указанной проблемы, была выбрана тема бакалаврской работы: «Воспитание у младших школьников уважительного отношения к семье»
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить разработанный комплекс занятий по воспитанию уважительного отношения у младших школьников к своей семье во внеурочной деятельности.
Объект исследования - процесс воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования - педагогические условия воспитания у младших школьников уважительного отношения к семье.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс воспитания у младших школьников уважительного отношения к семье в рамках внеурочной деятельности будет осуществляться эффективней при соблюдении следующих условий:
- на занятиях активно использовать метод иллюстраций при развитии представлений младших школьников о семье и семейных взаимоотношениях;
- развивать у младших школьников позитивное отношение к своей семье через эмоционально-творческую деятельность путём использования игровых заданий;
- использовать такие методы обучения, которые направлены на постепенное накопление опыта уважительного взаимодействия младшего школьника с членами его семьи.
Задачи исследования:
1) анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания у младших школьников уважительного отношения к собственной семье;
2) выявление уровня воспитанности у младших школьников уважительного отношения к своей семье;
3) разработка и внедрение комплекса занятий во внеурочной деятельности, с целью повышения уровня воспитанности у младших школьников уважительного отношения к своей семье;
4) анализ и обобщение полученных в ходе экспериментальной работы результатов.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания у младших школьников уважительного отношения к семье;
- эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этап) по проблеме воспитания у младших школьников уважительного отношения к семье.
Новизна исследования заключается в разработке комплекса занятий, которые влияют на повышение качества процесса воспитания у младших школьников уважительного отношения к семье в рамках внеурочной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный нами комплекс занятий, воспитывающий у младших школьников уважительное отношение к семье через внеурочную деятельность, может быть использован в работе педагогами начальной школы и педагогами дополнительного образования.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Школа № 33 имени Г.М. Гершензона». Выборка включала 25 учащихся 2 «А» класса в возрасте от 8 до 9 лет, и 25 учащихся 2 «Б» класса в возрасте от 8 до 9 лет.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Одной из достаточно актуальных проблем современного образовательного и воспитательного процессов можно назвать формирование у младших школьников уважительного отношения к собственной семье. Это связано с тем, что дети в таком возрасте гораздо эффективней воспринимают получаемую информацию. Ребёнок эмоционально привязан к своей семье, и благодаря этому, воспитание у него уважительного отношения к семье можно начинать с поступления в школу или чуть раньше.
Многие из современных авторов, такие как С.П. Акутина, Ю.П. Азаров, В.А. Караковский, Н.Е. Щуркова отмечают важность формирования уважительного отношения к семье именно в период начального образования младших школьников. Так же, такие исследователи, как О.И. Волжина, В.Н. Дружинин, О.С. Пермовская в своих работах отмечают ключевое значение воспитания уважительного отношения к собственной семье у младших школьников, называя это одним из центральных условий личностного развития.
В теоретической части исследования было выявлено, что весьма эффективно воспитывать уважительное отношение к семье у младших школьников в рамках внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность обеспечивает в полной мере реализацию процесса воспитания уважительного отношения к семье у младших школьников.
В процессе воспитания уважительного отношения к семье отбираются формы и методы обучения, которые позволяют воздействовать на эмоциональную сферу ребёнка, систематизируя и расширяя его представления о семье и семейных ценностях.
Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы осуществлялся на базе МБОУ «Школы №33». Выборка включала 25 учащихся 2 «А» класса в возрасте от 8 до 9 лет и 25 учащихся 2 «Б» класса в возрасте от 8 до 9 лет.
В ходе исследовательской работы были обозначены показатели и критерии воспитания уважительного отношения к семье у младших школьников.
В ходе реализации опытно-экспериментальной работы были проведены констатирующий, формирующий и контрольный этапы. На констатирующем этапе эксперимента был подобран диагностический инструментарий исследования, осуществлена диагностика учащихся в ЭГ и КГ, исследован уровень воспитанности ценностного отношения к семье у младших школьников в ЭГ и КГ. Анализ полученных результатов показал, что у большинства исследуемых младших школьников преобладает низкий уровень воспитанности уважительного отношения к семье.
На основании полученных результатов констатирующего этапа был сделан вывод о необходимости проведения формирующего этапа. На формирующем этапе эксперимента нами был разработан и реализован комплекс педагогических занятий.
На контрольном этапе эксперимента была осуществлена повторная диагностика учащихся в ЭГ и КГ. Сравнительная характеристика результатов констатирующей и контрольной диагностики позволила выявить положительную динамику воспитания ценностного отношения к семье у младших школьников. В ЭГ количество учащихся с низким уровнем воспитанности ценностного отношения к природе снизилось на 24%, количество учащихся со средним уровнем увеличилось на 16%, количество учащихся с высоким уровнем увеличилось на 8%. В КГ количество учащихся с низким уровнем воспитанности ценностного отношения к природе снизилось на 8%, со средним уровнем - увеличилось на 8%, с высоким уровнем - осталось неизменным.
Основываясь на полученных результатах, мы сделали вывод о том, что разработанный комплекс педагогических занятий является эффективным в работе по воспитанию уважительного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель опытно-экспериментального исследования достигнута, гипотеза подтверждена .
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребёнка в любви, свободе и творчестве. М.: Эксмо, 2015. 496с.
2. Акутина С.П. Методы поддержки воспитательной семейной системы: педагогический дискурс // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2014. №2. С.16 - 21.
3. Бердяев Н.А. Философия свободного духа; под ред. Н.М.Матвеева. М.: Школьная пресса, 2003. 192 с.
4. Божович Л.И., Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 1996. 304 с.
5. Городилина М.В. Время как интегрирующий фактор семьи в зарубежных исследованиях // Социальная психология и общество. 2017. Т. №1. С. 5 - 16.
6. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение. 2007. 223 с.
7. Гусакова А. М. Ознакомление с профессиями // Начальная школа. 2010. №1. С. 15-18.
8. В.И. Толковый словарь русского языка. М.: АСТ, 2014. 736 с
9. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в 72 сфере общего образования: проект Рос.акад. образования. М.: Просвещение, 2011. 23с.
10. Дмитриева А. Формирование социально активной личности в младшем школьном возрасте. М.: Прометей, 2013.
11. Дубровина И. В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей: учеб. пособие для учителей / под. ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 2010. 148 с.
12. Дьюи Дж. Опора на познавательный интерес: из книги «Воспитание: возвращаясь к изначальным смыслам» / Дж. Дьюи; ред.-сост. С. Лебедев // Классное руководство и воспитание школьников: журн. Изд. дома «Первое сент.». 2014. № 2. С. 10-12.
13. Даусон А.Д., Утемов В.В. Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. ФГОС дошкольного образования: методическое пособие. Киров: Изд-во МЦИТО, 2016. 40с
14. Дружинин В.Н. Психология семьи. СПб.: Питер, 2005. 176 с.
15. Зеликова Ю.А. Влияние социальной политики и родительских ценностей на семейное поведение и воспитание детей: межстрановый анализ // Исследования социальной политики. 2012. Т.10. №3. С. 32 - 37.
16. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Логос, 2008. 384 с.
17. Истратова О.Н. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений. М.: изд-во «Феникс», 2017. 316с.
18. Караковский В.А., Азарова Г.П., Григорьев Д.В. Школа воспитания: 825 маршрут. М.: Педагогическое общество, 2004. 416 с.
19. Кильдюшова П.Е. Воспитательный потенциал социального проектирования в формированиии у младших школьников ценностного отношения к семье // Статья сборника трудов конференции «Актуальные проблемы педагогики и психологии. Казань: изд-во «Отечество», 2016. С. 23 - 28.
20. Комплект диагностических методик по оценке духовно- нравственного развития младших школьников сельской школы: Методическое пособие / под ред. Н.В. Наконешнюк. - Прокопьевский район, 2015. - 101с.
21. Кон И.С. Ребёнок и общество. М.: Академия, 2003. 336 с.
22. Коренькова М.С. Формирование у старшеклассников отношения к семье как социально значимой ценности в условиях проектной деятельности: диссертация. Волгоград. 2015. 211 с.
23. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 176 с.
24. Крючкова Е.А. Обращение к истории семьи в предмете «Окружающий мир» (историко-обществоведческий материал) // Начальная школа. 2015. №12. С.58-61.
25. Маркс К. О воспитании и образовании: в 2 т. Указ. имен.: С. 521 - 538.
26. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2002. 480 с.
27. Нозикова Н.В. Доминирующие ценности семейной целенаправленности в зависимости от некоторых социально-демографических факторов // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 4. С.56 - 67.
28. Обухова Л.Ф., Дворникова И.Н. Ритуалы как психологическое средство формирования сплоченности семьи // Психологическая наука и образование. 2008. № 4. С. 24 - 33.
29. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Около 100000 слов, терминов и фразеологических выражений. М.: Мир образования, 2018. 1376 с.
30. Организация процесса воспитания детей: современные подходы, формы и методы / под ред. Е.Н. Степанова. М.: Центр «Педагогический поиск», 2013. 320с.
31. Орлова Е.О., Чижова М.Е. Составление семейного архива в историческом образовании младших школьников // Вестник Новгородского государственного университета. 2016. №5 (96). С.86 - 89.
32. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс. Сборник рабочих программ. ФГОС; под ред. А.А. Казаковой. М.: Просвещение, 2014. 153с.
33. Пермовская О.С. Формирование у младших школьников ценностного отношения к семье во внеурочной деятельности: диссертация. Нижний Новгород. 2016. 256 с.
34. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для студентов вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 512 с
35. Планирование воспитательного процесса: современные подходы и технологии. Сборник методических разработок; под ред. Е.Н. Степанова. М.: Центр «Педагогический поиск», 2011. 208с.
36. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 1 - 4 классы. Рабочие программы. Пособие для учителей. Перспектива. ФГОС. М.: «Просвещение», 2014. 192с.
37. Сазонов А. Д. Профессиональная ориентация обучающихся. М.: Просвещение, 2001. 223 с.
38. Семенова, Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников: введение в мир профессий. // Начальная школа. 2014. № 2. С. 28¬31.
39. Савинова Л.Ю., Чистякова А.А. Изучение особенностей проявления ценностного отношения к семье у современных младших школьников // Герценовские чтения. Художественное образование ребенка. 2017. Т. 3. № 1. С. 230-238.
40. Смирнова Е. Е. На пути к выбору профессии. СПб.: КАРО, 2013. 294 с.
41. Ушинский К.Д. Моя система воспитания. О нравственности; под ред. О.В. Климовой, З.И. Бичаниной. М.: АСТ, 2018. 576 с.