ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ БОКСА НА ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ МАЛЬЧИКОВ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 11
1.1. Анатомо-физиологические особенности мальчиков среднего школьного
возраста 11
1.2. Влияние средств бокса на состояние здоровья у мальчиков среднего
школьного возраста 14
1.3. Влияние средств бокса на развитие двигательных качеств у мальчиков
среднего школьного возраста 23
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 39
2.1. Задачи исследования 39
2.2. Методы исследования 39
2.3. Организация исследования 46
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 48
3.1. Определение исходного уровня развития двигательных качеств и отношения к здоровью и здоровому образу жизни у мальчиков 10-12 лет .... 48
3.2. Обоснование использования комплекса средств бокса для развития
двигательных качеств и положительного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у мальчиков 10-12 лет 52
3.3. Определение эффективности влияния средств бокса на развитие двигательных качеств и отношения к здоровью и здоровому образу жизни у
мальчиков 10-12 лет 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
Список используемой литературы 68
Актуальность. Главная задача государственной политики заключается в развитии здоровья подрастающего поколения. Ведь именно здоровье детей определяет уровень благосостояния, стабильности общества и его будущее развитие. В законе «Об образовании» указано, что «здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания и образования детей, их жизнь в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете - отношение государства к проблемам материнства и детства» [2].
Однако, несмотря на активную политику государства по сохранению здоровья населения, с каждым годом растет количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья. С каждым годом количество заболеваний среди детей увеличивается и таким детям необходимо оказывать помощь. Причины ухудшения состояния здоровья детей связаны с различными социальными проблемами: неэффективной системой здравоохранения, неблагополучным социально-психологическим климатом в семьях, плохой экологией, некачественным питанием. Также в последние годы отчетливо прослеживается тенденция увеличения количества семей, ведущих малоподвижный образ жизни, рост количества семей с различными отклонениями в состоянии физического и психического развития.
Именно поэтому так актуальны вопросы разработки критериев здоровья, проработка проблемы использования резервных возможностей организма, поиск путей мобилизации резервов без риска срыва адаптации, познание средств формирования здорового образа жизни в условиях меняющейся природной и социальной среды, обоснование закономерностей индивидуальной и общественной деятельности.
Направления развития образования в стране поставили перед педагогами задачу по разработке новых путей и средств по укреплению
4 физического состояния здоровья детей. Эффективность применения средств бокса, состоит в том, что бокс активный и насыщенный движениями вид спорта, который также направлен на физкультурно-спортивную организацию занятий. Занятия боксом позволяют добиться высоких результатов в развитии двигательных качеств, благоприятных изменений в состоянии здоровья, активизировать интерес к занятию спортом и ведению здорового образа жизни.
Младший школьный возраст является самым благоприятным периодом для развития двигательных качеств, а также развития скоростных и координационных способностей. В данном возрасте занятия боксом позволят научить детей длительно выполнять определенные циклические действия в умеренном и более интенсивном режиме. В данный возрастной период развитие двигательных качеств проводиться по двум основным направлениям: стимулирующее и направленное развитие. Стимулирующее развитие двигательных качеств осуществляется в процессе обучения школьников начальным основам управления движениями. Направленное развитие заключается в повышении функциональных возможностей детского организма, которое обеспеченно средством выполнения уже хорошо освоенных упражнений в условиях постепенного увеличения тренировочной нагрузки.
Двигательные качества детей представляют собой совокупность физических качеств, двигательных навыков и умений. В тоже время двигательные качества относятся к числу сложных физиологических явлений, которое позволяет обеспечивать стойкое противодействие условиям внешней среды.
Анализ материала, связанного с темой нашего исследования, показал, что проблема физического развития, физической работоспособности и двигательных качеств мальчиков 10-12 лет средствами бокса мало изучена и представляет собой интерес на данном этапе. На социально-педагогическом уровне актуальность заключается в том, что система образования реализует социальный заказ общества на формирование здоровых школьников, это является условием последующего успешного обучения в старшей школе. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования таких педагогов и психологов, как В.И. Лях, А.А. Николаева и др.
На научно-теоретическом уровне обусловлена тем, что проблема применения средств бокса для формирования двигательных качеств мальчиков 10-12 лет нашла своё отражение в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Но, изучив научную литературу, мы можем констатировать, что исследований, посвящённых нашей проблеме, недостаточно, и в имеющихся работах рассматривается не полно (А.И. Булычев, Н.А. Худадов, И.В. Циргиладзе, Н.А. Фомин). В связи с этим возникла потребность изучения, применения средств бокса для формирования двигательных качеств у мальчиков 10-12 лет.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между существующим вниманием к проблеме применения средств бокса для формирования двигательных качеств у мальчиков 10-12 лет и недостаточным описанием применения влияния средств бокса на двигательные качества у мальчиков 10¬12 лет на современном этапе.
Выявленное противоречие позволило выделить проблему исследования: каковы особенности влияния средств бокса на двигательные качества мальчиков 10-12 лет.
Существующее противоречие определяет актуальность темы диссертационного исследования «Влияние средств бокса на развитие двигательных качеств и отношение к здоровью у мальчиков 10-12 лет».
Целью работы является изучение и экспериментальная проверка эффективности применения средств бокса на развитие двигательных качеств и отношение к здоровью и здоровому образу жизни у мальчиков 10-12 лет.
Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс по боксу у мальчиков 10-12 лет в специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва.
Предметом исследования являются средства бокса, направленные на развитие двигательных качеств и положительное отношение к здоровью и здоровому образу жизни у мальчиков 10-12 лет.
Гипотеза исследования состояла в том, что использование средств бокса будет способствовать улучшению развития двигательных качеств и повышению отношения к здоровью и здоровому образу жизни у мальчиков 10-12 лет.
Задачи исследования:
1. Определить уровень развития двигательных качеств и отношение к здоровью и здоровому образу жизни у мальчиков 10-12 лет до начала проведения исследовательской работы.
2. Подобрать средства бокса для развития двигательных качеств и положительного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у мальчиков 10-12 лет.
3. Опытно-экспериментальным путём опередить эффективность влияния средств бокса на развитие двигательных качеств мальчиков 10-12 лет.
4. Определить влияние учебно-тренировочных занятий боксом на отношение мальчиков 10-12 лет к здоровью и здоровому образу жизни.
Методы исследования были подобраны в соответствии с поставленными в исследовательской работе целью, задачами и подтверждения гипотезы:
1. Анализ научно-методических литературных источников.
2. Педагогические наблюдения.
3. Контрольные испытания (тестирование) двигательных качеств.
4. Тестирование отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
5. Педагогический эксперимент.
6. Методы математической статистики.
Проблема исследования заключается в определении эффективности учебно-тренировочного процесса с использованием средств бокса, на развитие физических качеств и отношения к здоровью и здоровому образу жизни у мальчиков 10-12 лет.
Теоретической основой исследования явились:
- теоретико-методические аспекты и исследования в области формирования здоровья у мальчиков среднего школьного возраста (Ю.Н. Бабанский, В.В. Сериков, К.Н. Примакова, Л.Г. Забелина, И.Ш. Мутаева);
- теоретико-методические аспекты и исследования в области применения средств бокса для развития двигательных качеств у мальчиков среднего школьного возраста (Б.А. Никитюк, Е.Н.Хрисанфова, А.Г. Щедрина, С.А. Жафярова, Л.П. Додонова, В.Ф. Маркин, В.Д. Сонькин).
Чтобы достигнуть в исследовательской деятельности цель и задачи, проверить рабочую гипотезу использовали комплексное сочетание методов исследования: 1) теоретическое (проводили анализ и обобщение научно-методической литературы); 2) эмпирическое (педагогическое наблюдение, контрольные испытания (тестирование) двигательных качеств, педагогический эксперимент), тестирование отношения к здоровью и здоровому образу жизни; 3) математическое (математико-статистические методы обработки результатов).
Эмпирическая база исследования. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования специализированная детско - юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 11 «Бокс»
г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие мальчики 10 -12 лет. Были отобраны две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) по 10 детей в каждой группе. Непосредственное участие в исследовательской работе и проведение учебно-тренировочных занятий принимал тренер и руководитель.
Основные этапы исследования:
Исследование проводилось в период с сентября 2017 года по июнь 2019 года и состояло из трех этапов.
На первом этапе (с сентября 2017 года по август 2018 года) - проводился анализ нормативной и учебно-программной документации, учебно-методической и научной литературы по проблеме исследования, определялась степень ее разработанности; уточнялся аппарат исследования. Проведено первое тестирование на предмет оценки двигательных качеств у мальчиков 10-12 лет и отношения их к здоровью и здоровому образу жизни.
На втором этапе (с сентября 2018 года по апрель 2019 года.) - проводился педагогический эксперимент с целью дальнейшей проверки влияния средств бокса на развитие двигательных качеств у мальчиков 10-12 лет и отношения их к здоровью и здоровому образу жизни. Мальчики для проведения педагогического эксперимента были разделены на две группы - экспериментальную и контрольную.
Тренировочные занятия в рамках учебной программы подготовки боксеров были одинаковыми в контрольной и экспериментальной группе. На занятиях по физическому воспитанию учащиеся контрольной и экспериментальной группы занимались по традиционной методике, проводимой в данном учреждении и для данной категории учащихся. Для учащихся экспериментальной группы дополнительно проводились специально разработанные учебно-тренировочные занятия с использованием средств бокса, направленных на развитие двигательных качеств и повышения отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Учебно-тренировочные занятия проводились три раза в неделю по вторникам, четвергам и субботам. Продолжительность тренировок составляла 60 минут в спортивном зале СДЮСШОР №11.
На третьем этапе (в мае-июне 2019 года) - после проведения педагогического эксперимента повторно проводили тестирование, чтобы определить динамику показателей уровня развития двигательных качеств и отношения к здоровью и здоровому образу жизни в ЭГ и КГ. После чего проводили сравнительный анализ, результаты которого нашли отражение в таблицах и рисунках, составляли заключение по исследовательской работе, оформляли магистерскую диссертацию.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе:
- определены способы применения средств бокса для развития двигательных качеств и положительного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у мальчиков 10-12 лет с точки зрения организации учебно-тренировочного процесса.
- выявлена положительная тенденция развития двигательных качеств и отношения к здоровью и здоровому образу жизни у обследуемых групп мальчиков 10-12 лет с применением средств бокса в ходе учебно-тренировочного процесса.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании учебно-тренировочных занятий с использованием средств бокса, направленных на развитие двигательных качеств и положительного отношения к здоровью и здорового образа жизни у мальчиков 10 -12 лет.
Научно-практическая значимость исследования состоит в следующем:
- повышение средних показателей развития двигательных качеств и положительного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у мальчиков 10-12 лет, занимающихся боксом;
- составление практических рекомендаций по организации учебно - тренировочного процесса с использованием средств бокса для улучшения двигательных качеств и положительного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у мальчиков 10-12 лет.
Обоснованность и достоверность была подтверждена представленной теоретической основой исследования; личным участием при проведении педагогического эксперимента; математическим анализом полученных результатов в ходе исследовательской работы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Все вынесенные на защиту положения и результаты проведенного исследования обсуждались на педагогическом совете образовательной организации; заседаниях кафедры адаптивной физической культуры, спорта и туризма Тольяттинского государственного университета; научно-методических семинарах; научно-практических конференциях. По теме диссертационного исследования были опубликованы статьи.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Теоретико-методическое обоснование подобранных средств бокса для учебно-тренировочного процесса у мальчиков 10-12 лет.
2. Эффективность влияния средств бокса на развитие двигательных качеств и положительного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у мальчиков 10-12 лет.
Структура магистерской диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы. Работа изложена на 71 страницах компьютерного текста, содержит 5 рисунков и 11 таблиц. Список используемой литературы насчитывает 38 источников (в том числе, 8 иностранных).
Результаты проведённого исследования позволили сделать следующие выводы:
1. На первом этапе исследования при сопоставлении средних результатов двигательных качеств не было выявлено достоверного различия (p<0,05) среди мальчиков 10-12 лет ЭГ и КГ.
2. Подобрали средства бокса для использования в учебно-тренировочных занятиях с мальчиками 10-12 лет.
3. Сравнительная характеристика между экспериментальной группой и контрольной группой позволила определить достоверное различие (p<0,05) по следующим тестам: Бег 30 метров; Челночный бег 3х10 м; Бег 30 метров с обеганием стоек (секунды); Прыжок в длину с места (см.); прыжки на двух ногах через скакалку за 30 секунд; выносливость-6-минутный бег (метры); подтягивание на перекладине (высокой).
4.Определили положительное влияние используемых средств бокса на развитие двигательных качеств у мальчиков10-12 лет.
При тренировках с детьми 10-12 лет рекомендуется соблюдать следующие правила:
1. Упражнение не должно выполняться слишком долго, так как скорость выполнения тренировочного упражнения к концу снижается. Если нет возможности выполнять упражнение в заданном темпе, то полезность тренировки начинает падать. Обычно упражнения не должны выполняться дольше 3—5 минут, затем следует сделать перерыв, выполнить упражнение на растяжение.
2. При наступлении утомления скоростную работу надо прекращать.
3. Длительность отдыха в занятии определяется индивидуально в зависимости от величины применяемых отягощении и уровня работоспособности.
4. Все движения должны выполняться с максимальной скоростью, а траектория движения соответствовать траектории того приема, который необходимо сделать более эффективным.
5. Вес отягощения не должен превышать 1,5-3 кг.
6. Планируя развитие способности концентрировать усилия в короткое время, необходимо рационально сочетать упражнения с различными усилиями. Большие усилия развивают способность к максимальной мобилизации и способствуют развитию «взрывной» силы. Средние и малые позволяют выполнить движения с большой скоростью.
1. Амосов Н.М. Алгоритм здоровья - М. : АСТ 2003. - 224 с.
2. Ахметов, А. М. Теоретический курс по дисциплине «Физическая культура» [Электронный ресурс] : лекции / А. М. Ахметов. - Набережные Челны : РИО НИСПТР, 2013. - 213 с.
3. Ашмарин И.П. Быстрые методы статистической обработки и планирование экспериментов / И.П. Ашмарин, Н.Н. Васильев. - Л.: Изд- во Ленинградского ун-та, 1984. - 76 с.
4. Байер, К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг. - М.: Мир, 2016. - 368 с.
5. Брехман, И.И. Валеология. Начало пути [Текст] / И.И. Брехман // Совет-ская Россия. - 1980. - No 122 (7273).
6. Бикеева Т. В. Здоровьесберегающая компетентность педагога в
аспекте требований «Профессионального стандарта педагога» // Молодой ученый. — 2017. — №5. — С. 468-471. — URL
https://moluch.ru/archive/139/39201/(дата обращения: 23.10.2018).
7. Бакунина, М.И. Основы здорового образа жизни. - М.:
Гостехиздат, 2015. - 924 с.
8. Вайцеховский С.М. Книга тренера. - М.: ФиС, 1970.
9. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. / Л.В. Гаврючина - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 160 с.
10. Гончарова Е.В. Технология развития здоровьесберегающей компетентности / Е.В. Гончарова, Т.Л. Кузнецова // Педагогические науки. - 2007. - №3 (25). - с. 159-168
11. Дикунов А.М. Структура педагогического мастерства / А.М.Дикунов // Теория и практика физической культуры . - 1994. - № 2. - с.14-16.
12. Ермакович, В.Д. Ключик к здоровью [Текст] / В.Д. Ермакович. - Тольятти : Развитие через образование, 2006. - 216 с.
13. Зациорский В.М. Методика воспитания силы. Физические качества спортсмена / В.М.Зациорский. - М.: ФиС, 2000. - 89 с.
14. Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости / Н.В.Зимкин. - М.: ФиС, 1956. - 189 с.
15. Иващенко Л.Я., Странко М.Л. Самостоятельные занятия физическими упражнениями. - Киев: Здоровья, 1988. - 111 с.
16. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания (Деятельность и состояние): Учебное пособие: - М.: ФиС, 1980.
17. Карась, Т. Ю. Теория и методика физической культуры и спорта [Электронный ресурс] : учеб.-практ. пособие / Т. Ю. Карась. - Комсомольск- на-Амуре : АмГПГУ, 2012. - 131с.
18. Казначеев, В.П. Некоторые проблемы хронических заболеваний /В.П.Казначеев // Вестник АМН СССР. - 1975. - No 10. - С. 6-16
19. Концепция физического воспитания и здоровье детей и подростков / Под ред. Ляха В.И. - М.: МГП Фемида, 1992. - 136 с.
20. Коробков А.В. Физическое воспитание / А.В.Коробков, В.А.Головин, В.А. Масляков. - М.: Высш. школа, 2000. - 179 с.
21. Лисицкая Т.С., Ростовцева М.Ю., Ширковец В.Ю. Ритмическая гимнастика: методика и физиологическое воздействие. В сб.: Гимнастика. Вып. 1.- М., 1985. - С 24.
22. Национальный медицинский исследовательский Центр
Здоровья Детей [Электронный ресурс] http://nczd.ru/info/docs/- дата
обращения (23.10.2018г.)
23. Петлякова, Э.Н. Уроки здоровья в начальной школе : стандарты второго поколения [Текст] / Э.Н. Петлякова. - Ростов - н/Д : Феникс, 2011. - 222 с.
24. Психология физического воспитания и спорта: учебное пособие для институтов физической культуры / под ред. Т.Т. Джамгарова, А.Ц. Пуни. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 213 с.
25. Семченко Л.Н. Технологии соц. работы в здравоохранении / Семченко Л.Н. - Челябинск, 2010. - 75 с.
26. Стожарова, М.Ю., Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста - Ульяновск УИПКПРО 2012 г.
27. Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания / М.И. Станкин. - М.: Педагогика, 1987. - 223с.
28. Сулейманов И.И. Введение в теорию физической культуры. - Омск: ОГИФК, 1991. - 52 с.
29. Устав (конституция) Всемирной организации здравоохранения от 22 июля 1946
30. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
31. Bischops/Gerards. Junior Soccer. A manual for coaches. Meyer&Meyer Sport. -2003. -162 p.
32. Devereux R.B., Lutas E.M., Casale P.N., et al. Standardization of M- mode echocardiographic left ventricular anatomic measurements // J Am Coll Cardiol 1984;4:1222-1230
33. Gibbons L.W., Cooper K.H., Martm R.P., et al. Medical examination and electrocardiographic analysis of elite distance runners.// Ann. NY Acad. Sci. 1977. No301. p.283-296. 14 42.Hanne-Paparo N., Drory Y, Schoenfeld Y.S., et al. // Common ECG changes in athletes. Cardiology. 1976.V.6K4). P.267-278. 8
34. Henschen S. Skilanglauf und Skiwettlauf: Eine medizinische Sport Studie // Mitt Med ЮтUppsala 1899; 2, 15.
35. Pelliccia A., Maron B.J., Spataro A, Proschan MA, Spirito P. The upper limit of physiologic cardiac hypertrophy in highly trained elite athletes // N Engl J Med. 1991 Jun 20:324(25): 1812-3.
36. Pluim В.М, Zwinderman CA, van der Laarse et al. The Athlete's Heart: A Meta-Analysis of Cardiac Structure and Function // Circulation 2000; 101:336-44.
37. Sharma S, Elliott PM, Whyte G, et al. Utility of metabolic exercise testimg in distinguishing hypertrophic cardiomyopathy from physiologic left ventricular hypertrophy in athletes //J Am Coll Cardiol 2000;36:864-870
38. Smith M, Hudson D, Graitzer H., et al. Exercise training bradycardia: the role of autonomic balance // Med. Sci. Sports. Exerc. 1989.V.2Y(T).p. 40-44. 18