Введение 3
Глава 1 Анализ существующих технологий в области получения асфальтобетонной смеси при использовании резиновой крошки 8
1.1 Литературный обзор связующих компонентов для изготовления
асфальтобетонных смесей 8
1.2 Свойства и требования к составу асфальтобетонной смеси 10
1.3 Аналитический обзор технологий производства и требований к
асфальтобетонным смесям 20
Глава 2 Разработка технологии получения асфальтобетонной смеси при использовании резиновой крошки 26
2.1 Существующая технология получения резиновой крошки на
предприятии ООО «ЭкоРесурсПоволжье» 26
2.2 Существующая схема получения асфальтобетонной смеси при
использовании резиновой крошки 29
2.3 Особенности смешения резиновой крошки и песка 47
2.4 Предложение технологии по получению асфальтобетонной смеси
при использовании резиновой крошки, полученной на базе ООО «ЭкоРесурсПоволжье» 51
2.5 Расчет материального баланса получения механоактивированной
резиновой крошки 55
2.6 Экспериментальные особенности процесса смешения 58
2.7 Расчет материального баланса изготовления модифицированного
асфальтобетона 66
2.8 Расчет экономической эффективности производства
механоактивированной резиновой крошки 69
Заключение 78
Список используемой литературы и используемых источников 80
Приложение А Протоколы лабораторных исследований
Актуальность и научная значимость настоящего исследования
Ежегодно происходит увеличение количества автотранспорта и, как следствие, увеличение образования резины, потерявшей свои потребительские свойства. По оценкам ООН в мире ежегодно накапливается более 7 млн. тонн резины, которые необходимо перерабатывать. В России объемы образования изношенных шин составляют порядка 850-900 тыс. тонн в год (рисунок 1).
Проблема переработки изношенных автомобильных покрышек имеет важное экологическое значение. На сегодняшний день почти 90% изношенных шин утилизируются путем захоронения или сжигания, что оказывает негативное влияние на окружающую среду.
Почти 100% накопленных отработанных автомобильных шин сжигается в Швейцарии, в США объем сжигания составляет 75-80%, в России автопокрышки, потерявшие эксплуатационные свойства, вывозятся на свалки, при этом объем составляет 96%.
Изношенные автомобильные шины в своем составе содержат большое количество источников экономической выгоды и снижения потребления природных ресурсов: резина, имеющая свойства, приближенные к первоначальным, армирующие металлические, текстильные материалы.
Для того, чтобы решить проблемы ежегодного увеличения объемов накопления изношенных автомобильных шин, необходимо разрабатывать программы, позволяющие решить следующие задачи:
- сокращение или полное прекращение вывоза данного вида отходов на свалки;
- увеличение объемов автомобильных покрышек с восстановленным протектором;
- переработка автопокрышек для получения резиновой крошки с дальнейшим ее внедрением в различные сферы производств
Применение резиновой крошки различной степени измельчения является важным вопросом исследования во многих научных работах. Основной объем резиновой крошки, получаемой при переработке автомобильных покрышек, используется как добавка к резиновым смесям.
Существует несколько способов утилизации поступающих на переработку шин. Наиболее перспективным является метод механической переработки отработанных автомобильных покрышек, так как позволяет использовать получаемые в результате измельчения материалы для вторичного использования. Экспертные оценки существующих в РФ мощностей по переработке шин (170 тыс. тонн по состоянию на 2020 г.) в сравнении с потенциальным объемом образования шинных отходов приводят к выводу о том, что мощностей для утилизации недостаточно.
При механической переработке отработанных автомобильных шин образуется большой объем резиновой крошки, которую возможно использовать в различных отраслях в зависимости от фракции. Резиновая крошка обладает такими свойствами, как упругость, пластичность, устойчивость к истиранию и повреждению.
Изучение работ ученых показало, что введение резиновой крошки в состав асфальтобетонной смеси позволит улучшить качество асфальтобетонной смеси и позволит частично решить проблему утилизации отработанных автомобильных покрышек.
Объект исследования: технологический процесс переработки отработанных автомобильных покрышек для дальнейшего использования в производстве асфальтобетона.
Предмет исследования: асфальтобетонная смесь на основе резиновой крошки.
Цель исследования: повышение уровня утилизации автомобильных покрышек при использовании дробленной резиновой крошки в составе асфальтобетонной смеси.
Гипотеза исследования заключается в предложении, что при использовании резиновой крошки в составе асфальтобетонной смеси это позволит улучшить физико-механические свойства смеси и обеспечит повышение объемов утилизации отработанных автомобильных покрышек.
Проблема исследования - увеличение роста образования отработанных автомобильных покрышек и отсутствие эффективной системы их.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- провести анализ эффективности существующих технологий утилизации изношенных автомобильных покрышек.
- провести исследование физико-механических свойств битума и асфальтобетона за счет использования дробленной резиновой крошки.
- предложить технологию получения асфальтобетонной смеси с использованием резиновой крошки.
- провести технико-экономический анализ внедрения предложенной технологии.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: научные труды отечественных и зарубежных ученых: Шулдяковой К.А. Волковой В.А. Поляковой С.В., Никольского В.Г. Слепого Б.М. Курденковой И.Б., Томаса Б.С., Вуландари П., Тджандра Д., Гарсиа Р., Фореста М.
Базовыми для настоящего исследования явились: работы Ивановой Т.Л. в области введения модифицированной резиновой крошки в бетоны, Прокопец В.С. с диссертационным исследованием «Повышение эффективности дорожно-строительных материалов механоактивационным модифицированием исходного сырья», а также разработки Сапроновой И.А., Андриенко В.Г., Горловой Е.Е., Дьякова К.А., Черскова Р.М.
Методы исследования: проведение анализа литературных источников, проведение сравнительных анализов технологий, проведение расчетов материальных балансов, экспериментальные испытания полученных образцов асфальтобетонных смесей осуществлялись по Методикам испытаний в соответствии с ГОСТ 9128-2013, ГОСТ 12801-98.
Опытно-экспериментальная база исследования: производственная база ООО «ЭкоРесурсПоволжье», лаборатории Института химии и энергетики ТГУ, лаборатории АСФ «ДорСтрой».
Научная новизна исследования заключается в исследовании свойств асфальтобетонной смеси при введении в его состав резиновой крошки, полученной при переработке изношенных автомобильных покрышек с последующей механоактивацией резиновой крошки.
Теоретическая значимость исследования заключается в определение количественных соотношений внесения резиновой крошки (механоактивированной) в асфальтобетонную смесь для улучшения ее физико-механических свойства.
Практическая значимость исследования заключается в возможности внедрения предложенной технологии на базе предприятия ООО «ЭкоРесурсПоволжье» и снижения воздействия на окружающую среду за счет уменьшения объемов размещения отработанных автомобильных покрышек на полигонах.
Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается экспериментальными исследованиями и расчетами при использовании методов математического моделирования.
Личное участие автора разработка эффективного способа производства механоактивированной резиновой крошки и состава асфальтобетонной смеси и для улучшения ее физико-механических свойства, проведение экспериментальных исследований и расчетов.
Апробация и внедрение результатов работы проводились на Всероссийской студенческой научно-практической Междисциплинарной конференции «Молодежь. Наука. Общество - 2020», проходивший в период с 25 декабря 2020 г. по 29 января 2021 года со статьей «Анализ применения резиновой крошки после утилизации отработанных автомобильных покрышек в технологическом процессе получения асфальтобетонной смеси».
На защиту выносится:
Предложение по составу асфальтобетонной смеси с использованием механоактивированной резиновой крошки и технологии ее получения.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, содержит 14 рисунков, 22 таблицы, список использованной литературы (40 источников), 1 приложение. Основной текст работы изложен на 88 страницах.
Переработанная резина используется в новых автомобильных покрышках, в топливе, полученном из шин, в гражданском строительстве и в изделиях, в формованных резиновых изделиях, в сельском хозяйстве, в рекреационных и спортивных целях, а также в модифицированных асфальтовых покрытиях.
Одним из важных направлений в области создания и усовершенствования технологий дорожного строительства является применений вторичных материалов и ресурсов в связи с возрастающими объемами накопления отходов и невысокой долей их утилизации.
Большое развитие получили исследования по повышению долговечности и качества дорожных покрытий путем усовершенствования битумов с внесением разного рода добавок. Целью таких исследований является улучшение качеств асфальтного покрытия, а именно: влагостойкости, снижения образования трещин, стойкости при повышенных температурах, морозоустойчивости, однородности.
Проведенный анализ научных материалов позволяет сделать вывод, что самым эффективным методом повышения качества асфальтобетонных покрытий является внесение резиновой крошки в битумные смеси, благодаря которой такие покрытия имеют улучшенные физико-механические свойства.
Для модернизации нефтяных битумов в их состав вводится резиновая крошка по структуре приближенная к порошку, которая получается методом механического измельчения.
Преимущества использования модифицированного каучуком асфальта приобретают все больший опыт и получают признание, и включение шин в асфальт, вероятно, увеличится. Технология, свидетельствующая об успехе, продемонстрирована на дорогах, построенных в последние 40 лет. Прорезиненная асфальтовая смесь, полученная с помощью так называемого «мокрого процесса», который включает использование битумов с модифицированной резиновой крошкой.
Резиновая крошка имеет высокую эластичность и улучшает деформируемость и пластичность при использовании в асфальтобетонных смесях.
Проведенные расчеты экономической эффективности показывают, что основными затратами на производство механоактивированной резиновой крошки будут: покупка и установка дезинтегратора, закупка песка, амортизационные расходы. Введение дополнительных штатных единиц персонала не требуется.
По полученным результатам видно, что производство механоактивированной резиновой крошки выгодно для ООО «ЭкоРесурсПоволжье» при ее реализации на заводы, производящие асфальтобетонные смеси, так как стоимость получаемого сырья ниже рыночной стоимости речного песка и битума, что удешевляет производство асфальтобетона. При загрузке дезинтегратора в 2 рабочие смены возможно сокращение срока окупаемости оборудования.
Переработка отработанных автомобильных покрышек в механоактивированную резиновую крошку позволяет снизить нагрузку на окружающую среду и улучшить качество асфальтобетонного покрытия.
По результатам расчетов экономической эффективности предлагаемого способа усовершенствования свойств резиновой крошки получено, что при капитальных вложениях размеров 51300 руб. предприятие сможет получать прибыль до 1960 руб. с одной тонны перерабатываемого материала, при этом стоимость механоактивированной резиновой крошки будет составлять 162,91 руб./т, что ниже стоимости песка и битума. Это позволит предприятия- изготовителям асфальтобетона затрачивать меньше средств на приобретение материалов для изготовления конечного продукта.
1. Авторское свидетельство 1289872 СССР, MRUG 08 L 95/00 Способ приготовления резинобитумного вяжущего / Н.А. Орехов, Н.М. Сергеева, И.Л. Жайлович. и др., Бюл. № 6. - 1987.-98 с.
2. Волкова В.А. Рынок утилизации отходов / В.А. Волкова // Национальный исследовательский университет. - Высшая школа экономики.,2018.- 81 с.
3. ГОСТ 9128-2013 Смеси асфальтобетонные,
полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200108509(дата обращения 10.11.2020).
4. Доклад Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей
среды и природопользования Самарской области «Пески строительные». [Электронный ресурс]. URL:
https://priroda.samregion.ru/category/prirodopolzovanie/nedropolzovanie/peski_str oitelnbie/ (дата обращения 15.12.2020).
5. Иванова Т.Л. Модификация дорожного асфальтобетона резиновыми порошками механоактивационного способа получения [Текст]: дис. на соиск. степ. канд. техн. наук / Т.Л. Иванова; СибАДИ - Омск, 2009. - 192 с.
6. Исследование и внедрение технологии приготовления минерального порошка из известняка-ракушечника в дезинтеграторной установке / Всесоюзный научно-технический информационный центр. -М., 1983.-88 с.
7. Исследование эффективности измельчения резиновых отходов в модельном измельчителе, рекомендации на изготовление опытно-производственной дезинтеграторной установки для получения резиновой крошки требуемой дисперсности: отчет о научно-исследовательской работе, тема № 113-03 / В.С. Прокопец, Е.А. Бедрин. - Омск: СибАДИ, 2004.
8. Курденкова И.Б. Структура и свойства асфальтобетона на модифицированных твердыми полимерами минеральных материалах: автореф. дис . ... канд. техн. наук: 05.23.05 / И.Б. Курденкова; науч. рук. д-р, проф. И.В. Королев; МАДИ. -М., 1999. - 19 с.
9. Маркетинговые исследования DISCOVERY Research Group. [Электронный ресурс]. - URL: https://drgroup.ru/ (дата обращения: 23.12. 2019).
10. Маркетинговые исследования Research Techart. [Электронный ресурс]. - URL: https://research.techart.ru/ (дата обращения: 21.12. 2019).
11. Можно ли на свалку? Или захоронение ТКО и промышленных отходов // «Справочник эколога» №12 2016. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.profiz.ru/eco/12_2016/proekt_zahoronenie/ (дата обращения: 26.12. 2019).
12. Никольский В.Г. Интегральная технология переработки изношенных автопокрышек с получением активного порошка / В.Г. Никольский, С.А. Вольфсон, Т.В. Дударева, И.А. Красоткина // Наука-производству. - 2002. - № 3(53). - С. 13-21.
13. Оценка экспертов отраслевой ассоциации «Шиноэкология», данные о запуске новых мощностей в СМИ. [Электронный ресурс]. - URL: http://shinoecologhia.ru/ (дата обращения: 14.12. 2019).
14. Патент RU 2 365 553 C1 Асфальтобетон, содержащий
механоактивированную резиновую крошку. Автор(ы): Прокопец Валерий Сергеевич (RU), Иванова Татьяна Леонидовна (RU). [Электронный ресурс]. URL: http: //www.freepatent.ru/images/patents/99/2365553/patent-2365553. pdf
(дата обращения 10.07.2020).
15. Патент RU 2 489 464 C1 Способ приготовления резинобитумной композиции. Автор(ы): Корнейчук Гордей Кириллович (RU). [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/patents/doc/RU2489464C1_20130810 (дата обращения 10.07.2020).
16. Патент RU 2 365 553 C1 Асфальтобетон, содержащий
механоактивированную резиновую крошку Автор(ы): Прокопец В.С., Иванова Т.Л. [Электронный ресурс]. URL: https://p
https://findpatent.ru/patent/236/2365553.html (дата обращения 20.12.2020).
17. Патент RU 2353603 Сырьевая смесь для изготовления легкого
бетона. Автор(ы): Сапронова Ирина Александровна (RU), Щепочкина Юлия Алексеевна (RU), Федосов Сергей Викторович (RU), Боброва Алла Александровна (RU). [Электронный ресурс]. URL:
https://findpatent.ru/patent/235/2353603.html (дата обращения 10.07.2020).
18. Патент RU 2415165 C1 Резинированная щебеночно-мастичная
асфальтобетонная смесь. Автор(ы): Черсков Роман Михайлович (RU), Дьяков Константин Анатольевич (RU), Саенко Сергей Сергеевич (RU), Чернов Сергей Анатольевич (RU). [Электронный ресурс]. URL:
http://www.freepatent.ru/images/patents/45/2415165/patent-2415165.pdf (дата обращения 10.07.2020).
19. Патент RU2162475C2 Способ получения битумной композиции и битумная композиция. Автор(ы): Жонг ЛИАНГ Жи, Т. Вудхэмс Раймонд. [Электронный ресурс]. URL: https://patents.google.com/patent/RU2162475C2/ru(дата обращения 10.07.2020).
20. Патент RU2630529 C1 Способ получения модифицированного битумного вяжущего для дорожных покрытий (варианты). Автор(ы): Андриенко Владимир Георгиевич (RU), Горлов Евгений Григорьевич (RU), Горлова Евгения Евгеньевна (RU), Донченко Валерий Анатольевич (RU), Моисеев Валерий Андреевич (RU), Моисеев Андрей Валерьевич (RU), Омелюк Николай Михайлович (RU), Дун Жуйкунь (CN) [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/patents/doc/RU2630529C1_20170911 (дата обращения 10.07.2020).
21. Передовой зарубежный опыт. Оценка эксплуатационных характеристик асфальтобетона : информационный сборник / [С. В. Полякова, Н. Н. Рубинская, О. Д. Сандомирская, Ю. В. Тактарова] ; М-во транспорта Рос. Федерации, Рос. дорожный науч.-ис- следовательский ин-т. — Казань : Бук, 2019. - 154 с.
22. Прокопец В.С. Модификация дорожного асфальтобетона резиновыми порошками механоактивационного способа получения: монография / В.С. Прокопец, Т.Л. Иванова. - Омск: СибАДИ, 2012. -116 с.
23. Прокопец В.С. Повышение эффективности дорожно-строительных материалов механоактивационным модифицированием исходного сырья [Текст]: афтореф. дис. на соиск. степ. док. техн. наук / В.С. Прокопец; СибАДИ. - Омск, 2005. - 34 с.
24. Разгон Д.Р. Вторичное использование и переработка изношенных
шин. 2004/1/7 [Электрон. ресурс] : [статья] / Д.Р. Разгон. Режим доступа:http://www.recyclers.ru/modules/section/article.php?articleid=26 (дата
обращения: 20.01.2007)
25. Рекомендации по применению битумно-резиновых композиционных
вяжущих материалов для строительства и ремонта покрытий автомобильных дорог (для опытного применения) Министерство транспорта Российской Федерации Государственная служба дорожного хозяйства (Росавтодор) Москва 2003 [Электронный ресурс]. URL:
https://files.stroyinf.rU/Data2/1/4294844/4294844873.htm (дата обращения 18.12.2020)
26. Слепой Б.М. Исследование некоторых свойств асфальтобетона с добавлением резины / Б.М. Слепой и др. // Труды Союздорнии. -Вып. 34. -М.: Транспорт, 1969. - С. 83-90.
27. Соловьев Е.М. Получение резиновых порошков при положительных температурах и их влияние на основные свойства резин / Е.М. Соловьев, В.Б. Павлов, Н.С. Ениколопов // Каучук и резина. - 1987. - №4. - С. 6-9.
28. Сферы применения резинового гранулята и крошки [Электронный
ресурс]. URL:
http: //www.waste.org.ua/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=2 7 (дата обращения: 02.11.2020)
29. ТР 147-03 Технические рекомендации по устройству дорожных конструкций из литых бетонных смесей / Правительство Москвы комплекс
архитектуры, строительства, развития и реконструкции города ГУП «НИИМосстрой» 2004 г. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.gostrf.eom/normadata/1/4293853/4293853727.htm (дата обращения 15.07.2020).
30. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002
№7-ФЗ. [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.eonsultant.ru/doeument/eons_doe_LAW_34823/ (дата обращения: 13.12. 2019).
31. Шинный рынок: итоги и перспективы. Cordiant. 2016 [Электронный ресурс]. - URL: https://doeplayer.ru/27051859-Kruglyy-stol-shinnyy-rynok-itogi-i-perspektivy.html (дата обращения: 20.12. 2019).
32. Шинные Рынки [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.ustires.org/serap-tire-markets (дата обращения: 27.12. 2019).
33. Шулдякова К.А. Утилизация изношенных автомобильных шин в России // Молодой ученый. - 2016. - №26. - С. 739-742. [Электронный ресурс]. - URL https://moluch.ru/archive/130/35973/(дата обращения: 20.12.2019).
34. B. Munoz-Sanchez, M.J. Arevalo-Caballero, M.C. Paeheeo-Menor,
Influenee of aeetie aeid and ealeium hydroxide treatments of rubber waste on the properties of rubberized mortars, Mater. Struet. 50 (2017) 75, https://doi.
org/10.1617/s11527-016-0912-7.
35. B.S. Thomas, R.C. Gupta, Long term behaviour of eement eonerete eontaining disearded tire rubber, J. Clean. Prod. 102 (2015) 78-87, https://doi.org/10.1016/jjelepro.2015.04.072.
36. Global Tire Reeyeling Market Share, Size, Trends Analysis | Foreeast
2024, (n.d.). https://www.goldsteinreseareh.eom/report/global-tire-reeyeling-
industry-market-trends-analysis (aeeessed April 8, 2019).
37. Martin Forrest. Developments in Reeyeling and Re-use of Waste Rubber.
2017. [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.researehgate.net/publieation/304570696_Reeyeling_and_Re-use_of_Waste_Rubber (дата обращения: 17.12. 2019).
38. Raju Francis Recycling of Polymers: Methods, Characterization and
Applications / Ed. by Raju Francis. John Wiley & Sons, 2017. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.wiley.com/en-
us/Recycling+of+Polymers%3A+Methods%2C+Characterization+and+Applications-p-9783527338481 (дата обращения: 20.12. 2019).
39. Raffoul, R. Garcia, D. Escolano-Margarit, M. Guadagnini, I.
Hajirasouliha, K. Pilakoutas, Behaviour of unconfined and FRP-confined rubberised concrete in axial compression, Constr. Build. Mater. 147 (2017) 388-397,
https: //doi.org/ 10.1016/j.conbuildmat.2017.04.175.
40. S. Kaewunruen, D. Li, Y. Chen, Z. Xiang, Enhancement of dynamic damping in eco-friendly railway concrete sleepers using waste-tyre crumb rubber, Materials (Basel) 11 (2018) 1169, https://doi.org/10.3390/ma11071169.