Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование самооценки младших школьников в условиях безотметочной системы

Работа №105448

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2020
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
122
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I Теоретические основы формирования самооценки младших школьников 9
1.1 Формирование самооценки младших школьников как психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Подходы к оцениванию как средство формирования самооценки младших
школьников в условиях безотметочной системы 18
Глава II Опытно- экспериментальная работа по формированию самооценки младших школьников на уроках окружающего мира 22
2.1 Диагностическое исследование начального уровня сформированности
самооценки младших школьников 22
2.2 Разработка и реализация в образовательном процессе комплекса заданий
и способа оценивания успешности детей для формирования самооценки младших школьников 37
2.3 Контрольный этап эксперимента по формированию самооценки младших
школьников на уроках окружающего мира в условиях безотметочной системы 50
Заключение 62
Список используемой литературы 65
Приложение

Младший школьный возраст - это период, когда ребёнок познаёт себя, потребности окружающего мира человеческих отношений и мотивы. Поэтому в этот сензитивный период особенно важно заложить основы для уверенности ребёнка в себе.
В психолого-педагогических работах вопрос самооценки изучается достаточно широко; наиболее полное развитие его практических и теоретических аспектов отражено в работах русских психологов (Л.С. Выготский; Б.Г. Ананьев; Л.И. Божович) [2,3,13].
В настоящее время всё очевиднее становится влияние самооценки младшего школьника на его мировоззрение, межличностные отношения. Достичь успешного обучения и уверенности в себе ребёнку мешает неадекватная самооценка (завышенная или заниженная).
И.Ю. Троицкая использовала модификацию диагностической методики Дембо - Рубинштейна в своём исследовании уровня формирования самооценки у учащихся начальной школы. Количественный анализ результатов исследования выявил возрастную динамику формирования самооценки у младших школьников. Первоклассники показывали неадекватную (завышенную) самооценку, их показатели варьировались в диапазоне около 10 баллов, а это более чем 75% случаев. Во втором классе в 60-65% случаев. В третьем и четвёртом классах уже появлялась заметная стабилизация самооценки в направлении более оптимальной или другими словами - адекватной. Но заметной разницы, которая была выявлена между уровнем сформированности самооценки в первом и втором классах, уже не наблюдалось [54].
Критерием эффективного взаимодействия учителя и ученика является формирование адекватной самооценки у младшего школьника. Потому что основное влияние на формирование самооценки оказывают такие факторы как:
- осознание ребёнком сущности своей учебной деятельности, а также её процесса и результата;
- отношение окружающих.
В младшем школьном возрасте дети путают эти факторы, принимая оценку своей учебной деятельности за оценку своей личности. Можно сказать, что каждый низкая оценка уменьшает значимость собственной ценности. И наоборот, ученик с высокими оценками чувствует себя способным, «хорошим» учеником, и поэтому у него формируется позитивное представление о себе. Такая проблема побудила Ш.А. Амонашвили разработать успешный эксперимент по безотметочному обучению, который существует под его руководством уже многие годы. Сутью этого эксперимента является отсутствие отметок в начальной школе. Так как Ш.А.Амонашвили считает, что отметка, искусственно вводимая преподавателем в учебно-познавательную деятельность ребёнка для того чтобы стимулировать к учебной деятельности, в реальности несёт неуверенность и страх и потому приводит в тупик [2].
В федеральном государственном общеобразовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) дано Положение о безотметочном обучении в 1-х классах. Настоящее Положение регулирует контроль и оценку результатов обучения в 1 классе четырёхлетней начальной школы [57].
Целью данного Положения является создание благоприятных условий для адаптации ребёнка в условиях ФГОС НОО к школе, обеспечивающих его дальнейшее благополучное обучение и воспитание, совершенствование способов оценивания учебных достижений в начальной школе.
А ведь младший школьный возраст включает в себя ощутимое влияние оценки на процесс социализации учащихся и формирование индивидуальных качеств характера, которые важны для предстоящего жизненного пути.
Таким образом, для создания в классе психологически комфортной среды, мотивации ребёнка к успешной учебной деятельности и формирования адекватной самооценки, не следует ученику ставить вообще никакие отметки. Но нужно подготовить его к получению этих самых отметок в дальнейшем.
В школе часто мы можем услышать разные вопросы от учеников о поставленной им оценке (в основном отрицательной). Дети не всегда могут понять, за что учитель поставил ту или иную отметку. Ребёнок не может объяснить родителям и самому себе, почему учитель оценил работу именно такой отметкой. Следовательно, мы может предположить, что и работа над ошибками для него является трудной задачей.
Таким образом, пока у нас есть возможность в первом классе научить ребёнка оценивать себя самого, нужно её использовать. Встаёт вопрос, каким образом, ведь методического материала, который помогает, сформировать адекватную самооценку младшего школьника в условиях безотметочной системы, очень мало. Так многие педагогии выходят из положения, вводя в систему оценивания школьника какие-нибудь знаки (смайлики, солнышки и т.д.). Но ученики очень быстро понимают значение этих знаков, и получается, что мы возвращаемся к тем же самым отметкам.
Любая символика, значки, которые заменяют отметки, вызывают у младших школьников определённую реакцию. Дети радуются, если получают знак своей успешности, и расстраиваются, если знак неуспеха. А из этого следует, что любой знак может создавать у ребёнка такую же психологическую ситуацию, что и отметка.
Вследствие этого нами были выделены противоречия:
- между необходимостью оценивания младших школьников в образовательном процессе и существующей безотметочной системой в первом классе;
- между необходимостью усовершенствования оценочной системы в первом классе и недостаточной разработанностью методического материала системы оценивания.
Проблема: каковы методы и способы формирования адекватной самооценки у учеников младшего школьного возраста в условиях безотметочной системы?
Цель исследования: разработать комплекс заданий и способ оценивания успешности детей на уроках окружающего мира, направленные на формирование адекватной самооценки младших школьников в условиях безотметочной системы и экспериментально проверить его эффективность.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: процесс формирования самооценки учеников младшего школьного возраста на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования - процесс формирования самооценки младших школьников будет эффективным, если:
1. Создать условия, способствующие формированию адекватной самооценки младших школьников.
2. Применить комплекс заданий и способ оценивания успешности детей, направленные на формирование адекватной самооценки младших школьников.
3. Использовать способ оценивания успешности детей, стимулирующий учеников к постоянной рефлексии своей учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические труды и практический опыт педагогов и учёных по использованию разнообразных систем оценивания, которые способствуют формированию самооценки у младших школьников, а также теоретические основы метода оценивания для формирования самооценки младшего школьника.
2. Разработать диагностический инструментарий и провести исследование уровней сформированности самооценки учащихся начальной школы в первом классе.
3. Спроектировать и апробировать уроки по окружающему миру с внедрением комплекса заданий и способа оценивания успешности детей в начальной школе для формирования самооценки.
4. Проанализировать результаты и выявить эффективность комплекса заданий и способа оценивания успешности детей в начальной школе для формирования адекватной самооценки учеников начальных классов.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), методы математической обработки и систематизации данных исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа №59 имени Г.К.Жукова». 1 «А» класс в составе 25 человек - экспериментальная группа. 1 «Б» класс в составе 25 учеников - контрольная группа.
Практическая значимость: полученные результаты исследования, а также комплекс заданий и способ оценивания успешности детей могут быть использованы в общеобразовательном процессе учителями начальных классов с целью формирования адекватной самооценки в младшем школьном возрасте.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наше исследование мы реализовывали на основании решения обозначенных нами задач. Для решения первой задачи мы изучали психологическую литературу по проблеме исследования, а также опыт советских и зарубежных учёных и педагогов. Мы рассматривали сущность самооценки и влияние семьи, школы и одноклассников на самооценку ребёнка младшего школьного возраста, затем мы выделили критерии и показатели самооценки младшего школьника. Выяснив, что самооценка выступает одним из важнейших условий становления личности, мы пришли к выводу, что формирование адекватной самооценки, начиная с младшего школьного возраста, помогает ребёнку создать определённое устойчивое отношение к себе и своей деятельности, что в последующем благотворно скажется на его жизненном пути.
Далее перед нами стояла задача определить и реализовать условия, при которых формирование адекватной самооценки младших школьников в условиях безотметочной системы на уроках окружающего мира будет эффективным. Мы определили следующие условия:
во-первых, формирование самооценки в условиях безотметочной системы осуществляется путём взаимодействия преподавателя и детей;
во-вторых, реализуемые задания, в основе которых лежит способ оценивания успешности детей, должен стимулировать учеников к постоянной рефлексии своей учебной деятельности и её результатов;
в-третьих, обязательно учитывать стиль педагогического общения, он должен быть только демократичным и основываться на принципе уважения к ученику.
После этого мы перешли к следующей задаче, а именно проведению эксперимента по формированию адекватной самооценки у младших школьников. Опытно- экспериментальное исследование мы проводили на 62
базе Муниципального Бюджетного Общеобразовательного учреждения школы №59, среди учеников 1 «А» и 1 «Б» классов в составе 25 человек в каждом. Диагностика проводилась по четырём методикам для выявления уровня сформированности самооценки: методика определения самооценки Дембо- Рубинштейн; методика исследования самооценки «Лесенка» В.Г.Щур; методика выявления оценочной позиции «Три оценки» А.И.Липкиной и методика исследования характера самооценки «Проба Де Греефе».
В результате констатирующего этапа эксперимента, мы выявили, что в контрольной группе 1 «А» класса преобладает адекватный уровень
самооценки. А вот в экспериментальной группе 1 «Б» класса уровень
самооценки неадекватный, так как у многих учеников во время диагностики установлена завышенная или реже заниженная самооценка, что не является нормой.
В ходе формирующего этапа эксперимента мы разработали комплекс заданий и способ оценивания успешности, а потом реализовывали его на протяжении десяти уроков окружающего мира, для повышения уровня сформированной самооценки у младших школьников в условиях безотметочной системы.
На контрольном этапе мы решали последнюю задачу - проанализировать и обобщить полученные результаты. Мы провели повторную диагностику уровня сформированности самооценки среди контрольной группы и экспериментальной, а затем обработали результаты и выявили общую динамику по сравнению с результатами констатирующего эксперимента.
Динамика показала, что результаты улучшились на 20% (5 учеников), это говорит об эффективности разработанного нами комплекса заданий и способа оценивания успешности. Данная методическая разработка положительно повлияла на закрепление адекватной самооценки у учеников младшего школьного возраста и помогла научиться справедливо, оценивать себя и свою деятельность.
В заключении можно сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза, о том, что формирование адекватной самооценки младшего школьника в условиях безотметочной системы будет успешным, если будут созданы условия и реализован методический комплекс заданий и способ оценивания успешности детей на уроках окружающего мира, который будет стимулировать учеников к постоянной рефлексии своей учебной деятельности, доказана.



1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию: Учеб. пособие для студентов-психологов, а также будущих учителей, врачей, юристов, социологов, социальных работников. М.: Издательский центр Академия, 2009. 144 с.
2. Амонашвили Ш.А. Размышления о Гуманной Педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. 464 с.
3. Ананьев Б.Г. Проблемы возрастной психологии. М.: ДиректМедиа
Паблишинг, 2016. 134 с.
4. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки: Избранные
психологические труды. М.: Просвещение, 2015. 244 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология познания: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2015. 288 с.
6. Андреева М. Н. Учитель, не навреди! М.: Харвест, 2015. 223 с.
7. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 2017. 155 с.
8. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл, 2016. 523 с.
9. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в учебной деятельности. М.: Просвещение, 2016. 150 с.
10. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитания. М.: Прогресс, 2006. -200 с.
11. Бернс Р. Самооценка и взаимоотношения в семье. Развитие Я- концепции и воспитания. М.: Прогресс, 2015. 422 с.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2009. 400 с.
13. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. М.: Воронеж, 2015. 244 с.
14. Бордовская Н.В.Педагогика. Учебник для вузов. М.: СПб: Питер, 2000. 304 с.
15. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. 2010. №4. С. 99 - 100 .
16. Бороздина Л.В., Динамика самооценки // Новые исследования в психологии и возрастной физиологи. 2015. № 1. С.23-27.
17. Братусь Б.С. Соотношение структуры самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномалии развития // Вопросы психологии.
2015. № 4. С. 146-154.
18. Виноградова Н. Ф. Основа организации процесса у младшего школьника универсальных учебных действий // Научно-методический журнал. Начальное образование. 2016. № 3. С. 14-17.
19. Волков Б.С. Практические вопросы детской психологии. М.: СПб. : Питер, 2015. 208 с.
20. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М.: Союз, 2016. 224 с.
21. Гербарт И.Ф. Главнейшие педагогические сочинения. М.: Просвещение,
2006. 14 с.
22. Джеймс У. Психология самосознания. М.: Педагогика, 2016. 368 с.
23. Дубровина И.В Психология. М.: Академия, 2017. 464 с.
24. Дубровина И.В. Возрастная педагогическая психология. М.: Просвещение, 2015. 368 с.
25. Егоров И.В. Развитие «Я-концепции» у детей младшего школьного возраста // Начальная школа. 2017. № 3 С. 17.
26.Захарова А.В. Психология формирования самооценки. М.: Минск, 2015.
100 с.
27.Зинченко В.П. Психологический словарь. М.: Астрель , 2016. 316 с.
28. Квин В. Прикладная психология. М.: Питер, 2016. 93 с.
29. Когут К.Я. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте // Уникальные исследования XXI века. 2015. №11 С. 32-34
30. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. М.: Минск, 2004.
96 с.
31. Кулагина И. Ю. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие для вузов. М.: Академический проект, 2015. 420 с.
32. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Избранные психологические труды; учеб. пособие. Изд. 4-е М.: УРАО, 2015. 176 с.
33. Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие. М.: СПб, 2008. 21 с.
34. Ларина А. Б. Самооценка человека: сущность, структура, механизмы. Проблемы педагогики средней и высшей школы: сб. науч. тр. молодых учёных. М.: Калининград; РГУ им. Канта, 2017. 51-57 с.
35. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Академия,
2016. 352 с.
36. Липкина А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М.: Наука, 2008. 280 с.
37. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 2016. 64 с.
38. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Институт практической психологии, 2015. 384 с.
39. Маклаков А.Г. Общая психология. М.: СПб.: Питер, 2018. 592 с.
40. Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. М.: Просвещение, 2016. 256 с.
41. Меркурьева И. М. Самооценка младших школьников// Начальное образование. 2015. № 4. С. 9-13.
42. Мид Д. Интернализованные другие и самость / Д. Мид; пер с англ.
B. И.Добренький // Американская социологическая мысль. 2006. № 6. С. 16-22.
43. Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования. М.: Наука, 2010. 392 с.
44. Мухина В.С. Шестилетний ребёнок в школе: Кн. Для учителя. - 2¬е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1990. 175 с.
45. Ожегов
C. И., Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологиче ских выражений; Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Азбуковник, 1997. 944 с.
46. Роджерс К. Становление человека. Взгляд на психотерапию. М.: Эксмо- Пресс, 2017. 437 с.
47. Самохвалова В.И. Возрастные и индивидуальные различия запоминания разных видов материала. М.: Просвещение, 2007. 340с.
48. Сергеева Е.В. Становление действий самоконтроля и самооценки у младших школьников // Журн. нач. шк. плюс До и После. 2006. №6. С. 50-51.
49. Сидоров К.Р. Самооценка в психологии// Мир психологии. 2016. №2. С. 22-24.
50. Славина Л.С. Особенности самооценки. М.: Высшее образование, 2015. 100 с.
51. Суворова М.А. Адекватная самооценка //Электронный журнал URL: http://www.psychologos.ru (дата обращения: 17.02.20)
52. Сухаревская Е. Ю. Проектирование урока с позиции деятельностного подхода // Научно-методический журнал. Начальное образование. 2017. №3. С. 17-19.
53. Сухомлинский В.А. Антология гуманной педагогик. М.:
Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1997. 224 с.
54. Троицкая И. Ю. Специфика самооценки в младшем школьном возрасте// Молодой ученый. 2017. №6. С. 207-209.
55. Троицкая И.Ю. Влияние отметки на учебную мотивацию младших школьников // Молодой учёный. 2014. №13. С. 177.
56. Фатуллаева А.Т. Факторы, влияющие на развитие самооценки в младшем школьном возрасте// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. №9. С.59-65.
57. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]: М-во образования и науки Рос. Федерации. URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ (дата обращения: 12.02.20)
58. Феннел М. Как повысить самооценку? М.: АСТ, 2015. 142, 146 с.
59. Фомина Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников// Начальная школа. 2017. № 10. С. 99.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ