Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Военная подготовка в высших учебных заведениях СССР (1944-1991 годы)

Работа №105431

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы67
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
135
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Появление военной подготовки в высших учебных заведениях СССР 9
1.1 Процесс развития и реформирования обучения высшей вневойсковой подготовки и создание военных кабинетов при высших учебных заведениях СССР 9
1.2 Масштабное распространение специальной военной подготовки при высших учебных заведениях: основные факторы, цели и задачи (1944-1967 годы) 21
Глава 2 Образование военных кафедр как решение дефицита кадров в вооруженных силах СССР, подготовка военных специалистов высшего класса в 1967-1991 годах 30
2.1 Образование и развитие военных кафедр при советских технических вузах: основные цели и задачи (1967-1991 годы) 30
2.2 Применение накопленного опыта СССР в подготовке курсантов Тольяттинского политехнического института 38
Заключение 47
Список используемой литературы и используемых источников 50
Приложение А Фотографии и схематические материалы до 1967 года 55
Приложение Б Схематические материалы и фотографии после 1967 года 57
Приложение В Фотоматериалы после 1991 года 61

Работа посвящена изучению становления и развития военных научно-технических кадров в СССР на базе учреждений высшего образования.
Актуальность проблемы проводимого нами исследования обусловлена накопленным опытом советского государства в подготовки военных специалистов высшего класса. В Российской Федерации контрактная армия заменяет срочную службу, тем самым потребность в узких технических специалистах растет. В советском государстве некогда существовали военные кафедры на базе высших технических университетах, а 1990-е годы внесли разлад в эту когда-то налаженную систему. С 2000-х годов снова обрели популярность военные институты при российских вузах, восстановленной армии требуется все больше специалистов и университеты могут предоставить их армии. Постоянное реформирование российской армии и системы образования требует обратиться к опыту бывалых лет. Также в 2022 году, военной кафедре Тольяттинского государственного университета исполнилось 55 лет.
Объект - военная подготовка в высших учебных заведениях СССР с 1944 по 1991 годы.
Предмет работы - военные научно-технические специалисты в СССР с 1944 по 1991 годы.
Территориальные рамки охватывают территорию СССР, вторая глава затрагивает процессы создания и реформирования военной кафедры на примере г. Тольятти Куйбышевской области.
Хронологические рамки охватывают период в 1944-1991 годы, основное время создания и организации военных институтов при высших учебных заведениях СССР. Именно на этот период времени пришелся пик организации военного обучения при высших учебных заведениях советского государства. Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 13.04.1944 года №413 «О военной подготовке студентов высших учебных заведений», в высших учебных заведениях было введено военное обучение студентов с целью допризывной военной подготовки перед службой в армии, а также впервые вводится термин «военные кафедры».
Историографический обзор. Литература советского периода по данной теме обширна, множество советских педагогов и психологов изучало различные пелагические и психологические аспекты преподавания в военных училищах и вузах. Немалое количество и самих военнослужащих, прошедших войну и позже по состоянию здоровья работая в университетах, оставили после себя обширные труды. Советская историография уделяет основное внимание педагогическому аспекту военной подготовки, поскольку тогда государство и научные круги интересовало усовершенствования различных методик подготовки будущих военнослужащих. В 1967 году выходит работа Давыдова В.П. «Методика военно-педагогического исследования» [18], автор один из первых поднял вопрос методики военного педагогического испытания, истории развития и модернизации. Прежде всего, нас к вопросу о методах преподавания интересуют такие исследователи как Барабанщиков A.B с его одной из первых работ «Педагогические основы обучения советских воинов» [5] была написана в 1968 году. Автор анализируют поведение и основные аспекты, на которые стоит обратить внимание при обучении военному делу. Также более поздняя его работа «Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы» которая вышла в свет в 1980 году. В 1986 году коллектив педагогов из МГУ С.В. Чернеев, В.Г. Григорьянц, А.В. Кузнецов выпускают совместный труд «Педагогические основы военной подготовки студентов в вузе», где детально разобрали все подводные камни и ошибки преподавания и совмещения преподавательской деятельности для гражданских и военных граждан. Показали их разницу и расписали некоторые мысли из личного опыта. В 1983 году появляется диссертация В.И Вдовюка «Военно-педагогическая этика и совершенствование профессионально-этической подготовки советских офицеров» [11]. Основная часть исследования посвящена этике и достоинству военнослужащего при боевых действиях, автор говорит о рекомендациях к воспитанию в военнослужащем чести и достоинства к самому к себе и к своему противнику.
Литература постсоветского периода по данному вопросу уделяет больше внимания истории создания и модернизации, но при этом немало трудов выходит и про совершенствования методик преподавания в военных училищах и на кафедрах. Начинают, выходит в свет такие научные труды как М.А. Лямзина «Развитие теории и практики военно-педагогической подготовки курсантов (слушателей) вузов [31], прежде всего в труде начинают просматриваться теория и практика военной подготовки без коммунистической идеологии, а через призму защиты родины. Работа А.Д. Кудря «Военно-патриотическая подготовка офицеров запаса в системе высшего профессионального образования», изучается история становления военных кафедр, их роль в системе подготовки офицерских кадров. Монография С.М. Филькова «Система военной подготовки в гражданских вузах: теория и практика функционирования и совершенствования» [45], преподаватель военной кафедры при «МАТИ» написал одну из самых подробных исследований становления военного обучения на территории России, монография содержит один из самых лучших анализов развития военного обучения в СССР.
Из большей части научных статей на эту тематику, выделяются статья Л.С. Леоновой «Московский университет в годы Великой Отечественной войны», в статье нас интересует роль военной кафедры МГУ в годы войны. Также статья К.М. Долгова «Из воспоминаний о моей учебе в Московском университете и его ректоре И.Г. Петровском» [18], в статье есть упоминания учебы на военной кафедре МГУ и военных сборах на 4 курсе университета. Также из нас интересует статья В.А. Гурова «История военно-инженерного образования в Тольятти» [15], мы найдем в ней информацию касаемо военной кафедры Тольяттинского политехнического института.
Таким образом, из историографического анализа по данной теме выносятся следующая цель и задачи исследования.
Целью работы является исследование истории создания военного обучения при высших учебных заведениях Советского государства в 1944-1991 годы.
Исследовательские задачи:
• рассмотреть процесс развития и реформирования обучения высшей вневойсковой подготовки и создания военных кабинетов при высших учебных заведения СССР;
• изучить масштабное распространение специальной военной подготовки при высших учебных заведениях СССР в 1944-1967 годы;
• исследовать образование военных кафедр при советских технических вузах в 1967-1991 годы;
• проанализировать применение накопленного опыта СССР в подготовке курсантов Тольяттинского политехнического института.
Источниковая база. Источники, представленные в работе, содержат сведения об организации обучения научно-технических кадров в СССР на базе Военного института при Тольяттинском государственном университете. Также для изучения истории создания военной кафедры при ТГУ, нам не обойтись без источников университетского музея.
Источники, представленные опубликованными законодательными актами, прежде всего, нам не обойтись без «Сборника законов СССР» [42]. В нем мы найдем постановления ЦИК и СНК СССР о высшей допризывной подготовки, где также даются указания на организацию подготовки высших учебных кадров для будущих военных институтов. Также нас интересует сборник правовых актов «Военная служба в современной России». Законы «Об образовании» [9], «О воинской обязанности и военной службе», многие современные законы имеют некоторую преемственность с советскими актами, они нам требуются, прежде всего, в изучении периода 1980-1990 годов.
Работы советских государственных и военных деятелей. Кончено же нас интересуют мнения деятелей того времени относительно военных кадров и политработников. Сюда мы можем отнести Политические собрания сочинений В.И. Ленина [30], работы М.В. Фрунзе [46] и М.Н. Тухачевского. В работе М.В. Фрунзе мы найдем ценные заметки относительно высших военных педагогических кадров. В сочинениях И.В. Сталина за 1949 год, мы найдем его выступления по поводу политики западных стран, приведших мир в состояние «холодной войны» [10]. Воспоминания Г.К. Жукова дают нам определенную характеристику подготовки вооруженных сил к началу войны [22].
Периодическая печать представлена газетой «Тольяттинский университет», откуда мы можем подчерпнуть материал о героях военной кафедры ТПИ и интересные интервью по интересующей нас теме [44].
Неопубликованные источники делопроизводственного происхождения представлены материалами музея Тольяттинского государственного университета, прежде всего это фотографии статистика и воспоминания, охватывающие период в 1967-1991 годов [33]. Также в работе мы используем материалы Российского государственного военного архива (РГВА) о допризывной подготовке в высших гражданских учебных заведениях СССР [32].
Научная новизна заключается во вводе мной в оборот собранных свежих статистических данных по поводу отношения военнообязанных граждан РФ к военным учебным центрам. Также в использование архивных материалов музея Тольяттинского государственного университета и документов вместе статистикой ВУЦа при ТГУ. И используемые статистические данные из РГВА.
В структурном отношении данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Мы рассмотрели, как именно создавались и модернизировались военные кафедры до 1944 года. К созданию военных кабинетов подтолкнуло желание правительства оптимизировать процесс обучения и бюджетных затрат. Красная армия к середине 1920-х годов начинает отходить от количества к качественному. Прежде всего, этому способствовали наработки Михаила Васильевича Фрунзе в подготовке военно-педагогического состава для учреждений высшей военной подготовки, так и само планирование этих учреждений.
Основная цель появления военных кабинетов при высших учебных заведения, можно назвать желание нарастить как можно больше подготовленных резервистов при наименьших бюджетных расходах. Мы увидели, как трансформируется процесс обучения при боевых действиях, когда приходится резко перестраивать систему подготовки от качества к количеству. То как из-за войны от обучения командного состава перешли к всеобщей военной подготовки и убыстрению учебных курсов.
Мы рассмотрели создание и сложную, непростую модернизацию военных кафедр, вызванную желанием оптимизировать процесс обучения и затрат. Советская армия в середине 1920-х годах начала отходить от количественного показателя к качественному, этому способствовали наработки М.В. Фрунзе как в подготовке педагогического состава для учреждений военной подготовки, так и само планирование этих учреждений.
Основной целью появления военных кафедр при высших учебных заведениях можно отнести желание нарастить как можно больше подготовленных резервистов при наименьших затратах. Также мы увидели, как трансформируется процесс обучения при военном положении, отходя от качества к количеству. То как в связи с войной от обучения командного состава резко перешли к всеобщей подготовке, и кардинально переделали учебный процесс на убыстрение курсов.
Мы рассмотрели, как менялось время, затраченное на военную подготовку в мирное и военное время.
Прежде всего, в период с 1920-х по 1940-е года было положено начало сети военных кабинетов при учреждениях среднего и высшего образования. Благодаря их созданию, была облегчена задача в пополнения фронта грамотными офицерами во время Великой Отечественной войны.
Из изученного с вами материала мы увидели, происходил основной переход от узких профессиональных знаний к методике обучения и преподавания. 1950-е и 1960-е года стали основным времени разработки различный методик обучения и морально-этических концепций. Основной целью и задачей военных кафедр в данный период времени было восполнения дефицита военных специалистов высшего класса вызванных, появлением новых видов вооружения и видов войск. Из этого мы выделили следующие факторы, способствующие росту военных кафедр:
• после войны стали сразу же изучать процесс воспитания и преподавания вузах вовремя военного положения и в условиях мобилизации;
• в конце 1940-х и начало 1950 - активно начинает развиваться оружие массового поражения;
• также в начале 1950-х появились новые виды вооруженных сил, такие как войска стратегического назначения;
• в начале 1960-х период подготовки к новому виду вооруженной борьбы.
К 1967 году военные кафедры прошли довольно непростой путь видоизменения, через различные реформы и боевые действия, что позволило создать хорошо отработанную систему военной подготовки, позволяющие восполнить дефицит военных специалистов.
Исследовав период с 1967 по 1991 года, мы пришли к заключению, что пик организации военного обучения при гражданских ВУЗах приходится на 1967 год. Было создано 497 военных кафедр из 890 высших учебных заведений страны. В 1970-х годах на военные кафедры приходится 30% доли обучения командного состава СССР. Акценты ставились на воспитание идейного, сильного и правильного бойца.
Также мы исследовали становление военной кафедры Тольяттинского политехнического института (ныне ТГУ). Из материалов исследования стало понятно, что, организация таких кафедр была делом нелегким и требовала много энергии и затрат прежде всего руководства кафедры и студентов. Хотя, несмотря на всю сложность в организации такой системы военной подготовки, она обходилась в 4 раза выгоднее государственному бюджету, чем подготовка таких же офицерских кадров в военных училищах.
С конца 1970-х годов нам становится видно, что система военного обучения переходит в режим стагнации, а в конце 1980-х все больше отходит от крепкой руки в сторону демократизации военного обучения в ВУЗах.
Проанализировав применение накопленного опыта СССР с 1944 по 1991 гг. в подготовке курсантов ТПИ (ТГУ) хочется отметить что:
• вооруженным силам России пришлось пройти весьма нелегкий путь после развала СССР в 1991 году, однако опора на советский опыт организации военного обучения значительно помогает преодолевать возникающие трудности;
• советский опыт передавался от старшего командного состава к младшему, тем самым основные методы и навыки подготовки личного состава небыли забыты;
• чтобы личность развивалась в нужном для государства направлении, требуется личностный пример и этот пример дает нам опора на советские воинские и воспитательные традиции;
• за время военной кафедры ТПИ (военного учебного центра ТГУ) обучение прошли 12166 студентов. Что свидетельствует об успешном применении опыта советского государства в подготовке военных кадров для вооруженных сил.
Чем больше по периметру России будут сгущаться тучи, тем больше будут смотреть на советский опыт организации обороноспособности страны.


1. Акбердин Н.Б. Решающий вклад Советского Союза в разгром нацистской Германии в годы Второй мировой войны: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» (бакалавриат) / Н.Б. Акбердин; М-во образования и науки Российской Федерации, ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный ун-те». - Казань: Яз, 2020. С. 420.
2. Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации. - Москва: МО РФ, 2003. 6 с.
3. Бычков Л. Славные традиции Отечественной войны 1812 года / Л. Бычков // Пропагандист Красной Армий. - Москва: 1941. №13. С. 12.
4. Белевцев В.В. Организация процесса профессиональной подготовки студентов вуза на военной кафедре / В.В. Белевцев: автореф. дис... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2003. С.86. URL: https://docplayer.com/56080953-Belevcev- vitaliy-vladimirovich-organizaciya-processa-professionalnoy-podgotovki- studentov-na-voennoy-kafedre.html (дата обращения: 05.10.2021).
5. Барабанщиков A.B. Методология и методика военно-педагогических исследований: Учебное пособие / А.В. Барабанщиков; - Москва: 1978. С. 21.
6. Батюк В. Первые заморозки. Советско-американские отношения в 1945-1950 гг. / В. Батюк; Москва: 1995. С. 152.
7. Бондаренко Н.Ф. Комплексный подход к воспитанию дисциплинированности у курсантов военных училищ / Н.Ф. Бондаренко; Москва: ВПА, 1987. С. 234
8. Военное образование и будущее России // Образование - будущее России: Тезисы докл. научно-практ. конфер. (29-30 марта 1996 года). - Уфа: Восточный университет, 1996. С. 75-76. URL: http://ivanovo.ac.ru/upload (дата обращения 10.09.2021).
9. Военная служба в современной России: Сб. нормативно-правовых актов; Санкт-Петербург: 1995. URL: https://mgimo.ru (дата обращения: 25.10.2021).
10. Великая Отечественная война 1941-1945. - Москва: Политиздат, 1970. С. 49.
11. Вдовюк В.И. Военно-педагогическая этика и совершенствование профессионально-этической подготовки советских офицеров: автореф ... дис. д-ра пед. наук; Москва: 1983. С. 102.
12. Выполняя воинский долг...: Книга памяти военнослужащих города Тольятти, погибших при исполнении воинского долга. - Тольятти, Современник, 1999. 147 с.
13. Гарусский М. Искусство обучать. / М. Гарусский // Военный вестник. - 1943. №8. С. 6.
14. Гуров В.А. Современные исторические реалии военно-патриотического воспитания молодежи / В.А. Гуров; Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: 2019. Т.13 №4. С. 62-67. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38048731 (дата обращения: 05.11.2021).
15. Гуров В. А. История военно-инженерного образования в Тольятти // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 22. 10 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ