Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ КУРСА «СТИЛИСТИКА» В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №105386

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2018
Стоимость5710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
135
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы художественно-эстетического
воспитания подростков в системе дополнительного образования 10
1.1 Художественно-эстетическое воспитание подростков как психолого-педагогическая проблема 10
1.2 Программа курса «Стилистика» как средство художественно¬
эстетического воспитания подростков в системе дополнительного образования 17
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Экспериментальная работа по художественно-эстетическому воспитанию подростков в системе дополнительного образования 21
2.1 Методы исследования степени развития художественно-эстетического
воспитания подростков 21
2.2 Организация и осуществление процесса художественно-эстетического
воспитания подростков посредством курса «Стилистика» 48
2.3 Выявление динамики художественно-эстетического воспитания
подростков 64
Выводы по второй главе 78
Заключение 79
Список используемой литературы 80
Приложения 85

Актуальность исследования на социально - педагогическом уровне определяется существующими требованиями ФГОС дополнительного образования к результатами обучения и построения образовательной работы с детьми. Одной из важных задач в системе дополнительного образования является реализация первоочерёдных потребностей ребенка, а именно создавать возможности для его самовыражения и личностного роста.
В процессе воспитания красотой и через красоту формируются не только эстетико-ценностная ориентация личности, но и развивается способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, поведении и во внешности человека [15].
Как правило, именно в подростковый период дети начинают позиционировать себя, проявлять свою культуру развития посредством внешнего вида, следуя веяниям моды. Одна из категорий эстетики - красота, определяет не только внутренние высоконравственные качества человека, но и отражается во внешнем образе личности человека. Процесс формирования художественно-эстетического отношения к своей внешности у подростков требует особого внимания и специального педагогического воздействия [4]. Поэтому одна из задач педагогов дополнительного образования - использовать стилистику в качестве средства художественно-эстетического воспитания детей.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне исходит из необходимости научного осмысления, теоретического обоснования возможности влияния моды, в частности стиля одежды на художественно-эстетическое воспитание ребенка, в уточнении возрастных возможностей подростков и конкретизации умений в овладении стиля в одежде.
Всесторонне процесс художественно-эстетического воспитания исследуется в трудах психологов и философов Л.С. Выготский, А.Ю. Гончарук, Д.Б. Коблевский, Н.И. Киященко, А.Н. Леонтьев, А.А. Мелик-Пащаев, Б.М. Неменский, В.Н. Шацкая.
Однако, анализ научных исследований в этой области показал, что потенциальные возможности стилистики (грамотной демонстрацией своего творческого внутреннего мира элементами одежды) в художественно-эстетическом воспитании недооценены, они не достаточно представлены в содержании дополнительного образования, нет необходимых учебных программ, позволяющих ее освоить, что определяет актуальность исследования на научно-методическом уровне.
Анализ проведенных исследований по проблеме художественно - эстетического воспитания подростков позволил выделить наиболее важные противоречия между:
- необходимостью внедрения стилистики, как культуры развития внешнего вида подростка, в процесс обучения и недостаточной её представленностью в практике дополнительного образования;
- важностью художественно-эстетического воспитания подростков и недостаточным использованием возможностей стилистики в этом процессе;
- возможностью влияния стилистики на художественно-эстетическое воспитание подростков и отсутствием таких учебных программ в системе дополнительного образования.
На основе выделенных противоречий была определена проблема исследования: какое влияние окажет курс «Стилистика» в системе
дополнительного образования на художественно-эстетическое воспитание подростков.
Необходимость разрешения выделенных противоречий и актуальность рассмотренной проблемы определили тему исследования: «Художественно¬эстетическое воспитание подростков посредством курса «Стилистика» в системе дополнительного образования».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние курса «Стилистика» в системе дополнительного образования на художественно-эстетическое воспитание подростков.
Объект исследования: процесс художественно-эстетического
воспитания подростков в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: художественно-эстетическое воспитание
подростков посредством курса «Стилистика» в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования: художественно-эстетическое воспитание подростков в системе дополнительного образования будет успешным, если:
- обоснована роль и место программы курса «Стилистика» в системе дополнительного образования;
- разработано содержание программы курса «Стилистика», включающей технологию, творческие упражнения и игры, направленные на художественно-эстетическое воспитание подростков;
- определены этапы работы с детьми, отражающие логику и возрастные особенности овладения подростками данного курса.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме исследования и выявить степень её разработанности в теории и практике; охарактеризовать понятийно-категориальное поле исследования.
2. Выявить уровень художественно-эстетического воспитания подростков, определить показатели и характеристику уровней.
3. Разработать и поэтапно апробировать программу, содержание и формы работы по художественно-эстетическому воспитания подростков.
4. В ходе экспериментальной работы проверить эффективность выдвинутых положений.
Теоретическая основа исследования:
- философские и педагогические концепции творчества и познания (Н.А. Бердяев, М.К. Мамардашвили, В.И. Загвязинский и др.)
- общая теория систем, методологические принципы проектирования образовательных систем (П.Г. Алексеев, В.С. Безрукова, Н.В. Борисова);
- Школа эстетического воспитания (Ю.П. Азаров, Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова)
- работы, раскрывающие сущность и специфику методической деятельности в современных условиях (М.М. Поташник, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова и др.);
- работы, посвященные особенностям самовыражения подростков (Е. Скопинцева, И.В Пономаренко); эстетическому воспитанию подростка средствами художественного творчества (Д. М. Ткачева, Л. М. Миляева); проблеме проектирования одежды и основам композиции костюма (Э.М. Андросова, Сью Джонс, Катрин Пе и др);
Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования:
- теоретический анализ работ психологов, философов, педагогов по проблеме художественно-эстетического воспитания; анализ концепций, учебных программ, и учебных пособий по основам композиции костюма;
- обобщение опыта работ специалистов по художественному
проектированию костюма;
- проведение педагогического эксперимента (тестирование, анализ работ, игра) и статистическая обработка его результатов.
Опытно-экспериментальная база исследования.
Базой для исследования было МБОУДО «Икар» г.о. Тольятти. Исследование осуществлялось с детьми 12-15 лет.
Основные этапы исследования.
Исследование проводилось в три этапа с 2016 по 2018гг.: теоретико-поисковый; опытно-экспериментальный и заключительный.
На первом этапе (сентябрь 2016г. - февраль 2016г.) изучалась
и анализировалась специальная литература по избранной теме, формулировалась проблема исследования, определялся объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования; разрабатывалась стратегия опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе (февраль 2016 г.- февраль 2017 г.) проводилась работа, связанная с констатирующим, формирующим этапами эксперимента; разрабатывалась и апробировалась образовательная программа курса «Стилистика» в системе дополнительного образования, направленная художественно-эстетическое воспитание подростков.
На третьем этапе (февраль 2017 г. - май 2018 г.) проводился
сравнительный анализ результатов экспериментальной работы;
формулировались основные выводы по проблеме исследования; систематизировались и обрабатывались качественные и количественные результаты, теоретико-экспериментальные материалы исследования оформлялись в виде диссертации.
Новизна данного исследования заключается в степени изученности проблемы и разработке нового направления художественно-эстетического воспитания подростков в соответствии с задачами современных концепций системы дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования:
- уточнено понятие «художественно-эстетическое воспитание
подростков» и охарактеризованы его компоненты (показатели);
- предложено конструктивное решение научно-педагогической проблемы художественно-эстетического воспитания подростков посредством программы курса «Стилистика» в системе дополнительного образования;
- теоретически обоснованы технологии, творческие упражнения, используемые на занятиях в рамках предложенного курса в системе дополнительного образования, способные влиять на формирование эстетического вкуса и культуры внешнего вида.
Практическая значимость исследования. Материалы
экспериментальной работы могут быть использованы педагогами в работе с детьми в учреждениях дополнительного образования,
общеобразовательных учреждениях для их художественно-эстетического воспитания.
Достоверность результатов и обоснованность основных положений и выводов обеспечивается опорой на концептуальные положения педагогики и психологии; комплексным характером используемых методов исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация результатов исследования. По теме диссертации имеются 4 публикаций: в научном журнале 2 публикации в «Международный студенческий научный журнал вестник» (2016 г., 2017 г.) и 2 публикации в сборнике материалов конференции «Проблемы образования на современном этапе» (2017 г., 2018 г.).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Художественно-эстетическое воспитание подростков - это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, проявляющейся в развитой эмоциональной отзывчивости, в художественно-эстетической культуре внешнего вида личности и исполнительском мастерстве творческой деятельности.
2. Работа с подростками по их художественно-эстетическому воспитанию посредством курса «Стилистика» осуществляется поэтапно (мотивационный и когнитивно-деятельностный).
3. Содержание программы (тематическое планирование, технология, творческие задания и игры) курса «Стилистика» по художественно-эстетическому воспитанию подростков разработано в соответствии со спецификой дополнительного образования и их возрастных особенностей.
4. Художественной направленности в соответствии с особенностями системы дополнительного образования и её методическое обеспечение, включающее тематическое планирование, упражнения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведения исследования было установлено, что проблема художественно-эстетического воспитания подростков является актуальной. Поэтому разработка программы, по художественно-эстетическому
воспитания подростков является необходимым для успешного формирования гармоничной личности подростков. После проведённого исследования можно сделать следующие выводы.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил раскрыть понятие художественно-эстетического воспитания подростков посредством курса «Стилистика» - это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, проявляющейся в развитой эмоциональной отзывчивости, в художественно-эстетической культуре внешнего вида личности и исполнительском мастерстве творческой деятельности.
В теоретической части исследования был уточнено понятие «художественно-эстетическое воспитание подростков» и охарактеризованы его компоненты (показатели); предложено конструктивное решение научно-педагогической проблемы художественно-эстетического воспитания подростков посредством программы курса «Стилистика» в системе дополнительного образования; теоретически обоснованы технологии, творческие упражнения, используемые на занятиях в рамках предложенного курса в системе дополнительного образования, способные влиять на формирование эстетического вкуса и культуры внешнего вида.
В рамках изучения темы исследования была разработана программа курса «Стилистика». Результат эксперимента позволил утверждать, что процесс художественно-эстетического воспитания подростков возможен при использовании программы курса «Стилистика», практические занятия которого будут основаны на художественной направленности. Полученные теоретические и практические данные позволяют сделать вывод о подтверждении гипотезы



1. Асоян, Ю. Открытие идеи культуры [Текс] / Ю. Асоян, А. Малафеев. - М. : ОГИ, 2000. - 344 с.
2. Белкин. А.С. основы возрастной педагогики [Текс] / А.С. Белкин. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с
3. .Бессонов. Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности [Текст] / Б.Н. Бессонов. - М. : Просвещение, 2016 - 35 с.
4. Божович. Л.И. Личность и ее формирование в подростковом возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М. : Просвещение, 2012. - 87 с.
5. Бондаревская, Е.В. Методика изучения нравственной воспитанности школьников [Текст] / Е.В. Бондаревская, В.П. Богомолова. - М. : Ростов-на-Дону, 2013. - 87 с.
6. Бордовская, Н.В. Педагогика. Учебник для Вузов [Текст] / Н.В. Бордовская/ - М. : СПб. Издательство «Питер», 2000. - 304 с.
7. Боряз, В.Н. Молодёжь. Методологические проблемы исследования [Текст] / В.Н. Боряз. - М. : Просвещение, 2003. - 45 с.
8. Буш, М. Молодёжный имидж [Текст] / М. Буш. - М. : Просвещение, 2000. - 84 с.
9. Воспитание школьников. Теоретический и научно-методический журнал [Текст] / Учредитель - ООО «Школьная пресса». - №10. - М. : - 2014. - 176 с.
10. Ганд, С. Гламур [Текст] / С. Гандл. - М. : Новое литературное обозрение, 2011. - 384 с.
11. Гачев, Г. Творчество, жизнь, искусство [Текст] / Г. Гачев. - М. : Просвещение, 1980. - 64 с.
12. Герма, Ш.М. Беседы об эстетике [Текст] / Ш..М. Герман, В.К.
Скатерщиков. - М. : Просвещение, 2014. - 86 с.
13. Гинецинский, В.И. Основы теоретической педагогики [Текст] / В.И. Гинецинский. - М. : Просвещение, 2015. - 76 с.
14. Голубкова, Н.Я. Социальное поведение учащейся молодёжи [Текст] /
Н.Я. Голубкова. Социологические исследования. - № 9, - М. :
Просвещение, 2014. - 56 с.
15. Гольдентрихт, С.С. О природе эстетического творчесва [Текст] / С.С. Гольдентрихт. - М. : Просвещение, 2015. - 53 с.
16. Глассер, У. Школа без неудачников [Текст] / У. Глассер. Психология, пер. с англ. - М. : Прогресс, 2013. - 184 с.
17. Гросс, К.Дж, Дресс-код. Путеводитель по деловому стилю для успешных женщин [Текст] / К.ДЖ. Гросс. - М. : Изд-во Эксмо, 2007. - 208 с.
18. Дмитриев, А.Е. Педагогика. Хрестоматия [Текст] / А.Е. Дмитриев. Учебное пособие для учащихся пед. уч-щ. - М. : Просвещение, 2013. - 415 с.
19. Едалина, Н.А. Личностно-ориентированное воспитание [Текст] / Н.А. Едалина. - М. : Просвещение, 1997. - 320 с.
20. Кабалевский, Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе [Текст] / Д.Б. Кабалевский. - М. : Просвещение, 2000. - 106 с.
21. Клейберг, Ю.А. Социальные отклонения молодёжи в условиях рынка [Текст] / Ю.А. Клейберг. Молодежь в условиях социально-экономических реформ. - М. : СПб, 1995. - 45 с.
22. Козлов, А.А. Молодой человек. Становление образа жизни [Текст] / А.А. Козлов, А.В. Лисовский. - М. : Просвещение, 1986. - 53 с.
23. Кривицкий, К. Школьникам об эстетике [Текст] / К. Кривицкий. - М. : Просвещение. 2015. - 87 с.
24. Кривцун, О.А. Искусство в системе общественных отношений [Текст] / О.А. Кривцун. - М. : Просвещение, 2015. - 48 с.
25. Левикова, С.И. Молодёжная субкультура [Текст] / С.И. Левикова. Учебное пособие. - М. : Фаир-Пресс, 2004. - 608 с.
26. Лиферов, А.П. Интеграция мирового образования. Реальность третьего тысячелетия [Текст] / А.П. Лиферов. - М. : Просвещение, 2017. - 84 с.
27. Максимова, З.Н. Народное искусство в эстетическом и трудовом воспитании детей [Текст] / З.Н. Максимова. - М. : Просвещение 2016. - 35 с.
28. Модзалевский, Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времён [Текст] / Л.Н. Модзалевский. - М. : Издательство «Алетейя», 2000. - 56 с.
29. Неменский. Б.М. Эстетическое воспитание на современном этапе [Текст] / Б.М. Неменский. - М. : Сб. статей, 2017. - 56 с.
30. Орлова, Л.В. Азбука моды [Текст] / Л.В. Орлова. - М. : Просвещение, 1986. - 176 с.
31. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение [Текст] / Н.С. Пряжников. - М. : Просвещение, 1996. - 176 с.
32. Радугина, А.А. Эстетика [Текст] / А.А. Радугина. - М. : Просвещение, 2005. - 63 с.
33. Реан, А.А. Психология познания педагогом личности учащихся [Текст] / А.А. Реан. - М. : Просвещение, 2000. - 76 с.
34. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей [Текст] / А.Э.Симановский. Популярное пособие для родителей и педагогов. - М. : Просвещение, 1996. - 192 с.
35. Смольнинов, Д.В. Красота природы и воспитание природой [Текст] / Д.В. Смольнинов. - М. : Просвещение, 2013. - 176 с.
36. Федотов, Г.Я. Дарите людям красоту [Текст] / Г.Я. Федотов. Из практики нар. худож. ремёсел. - М. : Просвещение, 2003. - 56 с.
37. Фохт-Бабушкина, Ю.У. Ххудожественная культура и развитие личности [Текст] / Ю.У. Фохт-Бабушкина. АН СССР, ВНИИ искусствознания. - М. : Наука, 2014. - 233 с.
38.Чавчавадзе, Н.З. Культура ценности [Текст] / Н.З. Чавчавадзе. - М. : Мецниереба, 2015. - 171 с.
39.Челышева, Т.В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система [Текст] / Т.В. Челышева. Теоретические аспекты. - М. : АПК и ПРО, 2011. - 128 с.
40.Челышева, Т.В. Образовательная область «Искусство» [Текст] / Т.В. Челышева, Л.В. Ламыкина. Текст эксперимента по совершенствованию структуры содержания общего образования. - М. : АПК и ПРО, 2013. - 78 с.
41.Чернявская, И.С. Эстетическое воспитание школьников и культура слова [Текст] / И.С. Чернявская. Уроки внеклас. Чтения. - М. : Просвещение, 2003. - 45 с.
42.Чижик Т.М. Кройка и шитьё [Текст] / Т.М. Чижик. - М. : Просвещение, 2000. - 83 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ