Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы художественно-эстетического
воспитания подростков в системе дополнительного образования 10
1.1 Художественно-эстетическое воспитание подростков как психолого-педагогическая проблема 10
1.2 Программа курса «Стилистика» как средство художественно¬
эстетического воспитания подростков в системе дополнительного образования 17
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Экспериментальная работа по художественно-эстетическому воспитанию подростков в системе дополнительного образования 21
2.1 Методы исследования степени развития художественно-эстетического
воспитания подростков 21
2.2 Организация и осуществление процесса художественно-эстетического
воспитания подростков посредством курса «Стилистика» 48
2.3 Выявление динамики художественно-эстетического воспитания
подростков 64
Выводы по второй главе 78
Заключение 79
Список используемой литературы 80
Приложения 85
Актуальность исследования на социально - педагогическом уровне определяется существующими требованиями ФГОС дополнительного образования к результатами обучения и построения образовательной работы с детьми. Одной из важных задач в системе дополнительного образования является реализация первоочерёдных потребностей ребенка, а именно создавать возможности для его самовыражения и личностного роста.
В процессе воспитания красотой и через красоту формируются не только эстетико-ценностная ориентация личности, но и развивается способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, поведении и во внешности человека [15].
Как правило, именно в подростковый период дети начинают позиционировать себя, проявлять свою культуру развития посредством внешнего вида, следуя веяниям моды. Одна из категорий эстетики - красота, определяет не только внутренние высоконравственные качества человека, но и отражается во внешнем образе личности человека. Процесс формирования художественно-эстетического отношения к своей внешности у подростков требует особого внимания и специального педагогического воздействия [4]. Поэтому одна из задач педагогов дополнительного образования - использовать стилистику в качестве средства художественно-эстетического воспитания детей.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне исходит из необходимости научного осмысления, теоретического обоснования возможности влияния моды, в частности стиля одежды на художественно-эстетическое воспитание ребенка, в уточнении возрастных возможностей подростков и конкретизации умений в овладении стиля в одежде.
Всесторонне процесс художественно-эстетического воспитания исследуется в трудах психологов и философов Л.С. Выготский, А.Ю. Гончарук, Д.Б. Коблевский, Н.И. Киященко, А.Н. Леонтьев, А.А. Мелик-Пащаев, Б.М. Неменский, В.Н. Шацкая.
Однако, анализ научных исследований в этой области показал, что потенциальные возможности стилистики (грамотной демонстрацией своего творческого внутреннего мира элементами одежды) в художественно-эстетическом воспитании недооценены, они не достаточно представлены в содержании дополнительного образования, нет необходимых учебных программ, позволяющих ее освоить, что определяет актуальность исследования на научно-методическом уровне.
Анализ проведенных исследований по проблеме художественно - эстетического воспитания подростков позволил выделить наиболее важные противоречия между:
- необходимостью внедрения стилистики, как культуры развития внешнего вида подростка, в процесс обучения и недостаточной её представленностью в практике дополнительного образования;
- важностью художественно-эстетического воспитания подростков и недостаточным использованием возможностей стилистики в этом процессе;
- возможностью влияния стилистики на художественно-эстетическое воспитание подростков и отсутствием таких учебных программ в системе дополнительного образования.
На основе выделенных противоречий была определена проблема исследования: какое влияние окажет курс «Стилистика» в системе
дополнительного образования на художественно-эстетическое воспитание подростков.
Необходимость разрешения выделенных противоречий и актуальность рассмотренной проблемы определили тему исследования: «Художественно¬эстетическое воспитание подростков посредством курса «Стилистика» в системе дополнительного образования».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние курса «Стилистика» в системе дополнительного образования на художественно-эстетическое воспитание подростков.
Объект исследования: процесс художественно-эстетического
воспитания подростков в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: художественно-эстетическое воспитание
подростков посредством курса «Стилистика» в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования: художественно-эстетическое воспитание подростков в системе дополнительного образования будет успешным, если:
- обоснована роль и место программы курса «Стилистика» в системе дополнительного образования;
- разработано содержание программы курса «Стилистика», включающей технологию, творческие упражнения и игры, направленные на художественно-эстетическое воспитание подростков;
- определены этапы работы с детьми, отражающие логику и возрастные особенности овладения подростками данного курса.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме исследования и выявить степень её разработанности в теории и практике; охарактеризовать понятийно-категориальное поле исследования.
2. Выявить уровень художественно-эстетического воспитания подростков, определить показатели и характеристику уровней.
3. Разработать и поэтапно апробировать программу, содержание и формы работы по художественно-эстетическому воспитания подростков.
4. В ходе экспериментальной работы проверить эффективность выдвинутых положений.
Теоретическая основа исследования:
- философские и педагогические концепции творчества и познания (Н.А. Бердяев, М.К. Мамардашвили, В.И. Загвязинский и др.)
- общая теория систем, методологические принципы проектирования образовательных систем (П.Г. Алексеев, В.С. Безрукова, Н.В. Борисова);
- Школа эстетического воспитания (Ю.П. Азаров, Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова)
- работы, раскрывающие сущность и специфику методической деятельности в современных условиях (М.М. Поташник, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова и др.);
- работы, посвященные особенностям самовыражения подростков (Е. Скопинцева, И.В Пономаренко); эстетическому воспитанию подростка средствами художественного творчества (Д. М. Ткачева, Л. М. Миляева); проблеме проектирования одежды и основам композиции костюма (Э.М. Андросова, Сью Джонс, Катрин Пе и др);
Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования:
- теоретический анализ работ психологов, философов, педагогов по проблеме художественно-эстетического воспитания; анализ концепций, учебных программ, и учебных пособий по основам композиции костюма;
- обобщение опыта работ специалистов по художественному
проектированию костюма;
- проведение педагогического эксперимента (тестирование, анализ работ, игра) и статистическая обработка его результатов.
Опытно-экспериментальная база исследования.
Базой для исследования было МБОУДО «Икар» г.о. Тольятти. Исследование осуществлялось с детьми 12-15 лет.
Основные этапы исследования.
Исследование проводилось в три этапа с 2016 по 2018гг.: теоретико-поисковый; опытно-экспериментальный и заключительный.
На первом этапе (сентябрь 2016г. - февраль 2016г.) изучалась
и анализировалась специальная литература по избранной теме, формулировалась проблема исследования, определялся объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования; разрабатывалась стратегия опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе (февраль 2016 г.- февраль 2017 г.) проводилась работа, связанная с констатирующим, формирующим этапами эксперимента; разрабатывалась и апробировалась образовательная программа курса «Стилистика» в системе дополнительного образования, направленная художественно-эстетическое воспитание подростков.
На третьем этапе (февраль 2017 г. - май 2018 г.) проводился
сравнительный анализ результатов экспериментальной работы;
формулировались основные выводы по проблеме исследования; систематизировались и обрабатывались качественные и количественные результаты, теоретико-экспериментальные материалы исследования оформлялись в виде диссертации.
Новизна данного исследования заключается в степени изученности проблемы и разработке нового направления художественно-эстетического воспитания подростков в соответствии с задачами современных концепций системы дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования:
- уточнено понятие «художественно-эстетическое воспитание
подростков» и охарактеризованы его компоненты (показатели);
- предложено конструктивное решение научно-педагогической проблемы художественно-эстетического воспитания подростков посредством программы курса «Стилистика» в системе дополнительного образования;
- теоретически обоснованы технологии, творческие упражнения, используемые на занятиях в рамках предложенного курса в системе дополнительного образования, способные влиять на формирование эстетического вкуса и культуры внешнего вида.
Практическая значимость исследования. Материалы
экспериментальной работы могут быть использованы педагогами в работе с детьми в учреждениях дополнительного образования,
общеобразовательных учреждениях для их художественно-эстетического воспитания.
Достоверность результатов и обоснованность основных положений и выводов обеспечивается опорой на концептуальные положения педагогики и психологии; комплексным характером используемых методов исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация результатов исследования. По теме диссертации имеются 4 публикаций: в научном журнале 2 публикации в «Международный студенческий научный журнал вестник» (2016 г., 2017 г.) и 2 публикации в сборнике материалов конференции «Проблемы образования на современном этапе» (2017 г., 2018 г.).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Художественно-эстетическое воспитание подростков - это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, проявляющейся в развитой эмоциональной отзывчивости, в художественно-эстетической культуре внешнего вида личности и исполнительском мастерстве творческой деятельности.
2. Работа с подростками по их художественно-эстетическому воспитанию посредством курса «Стилистика» осуществляется поэтапно (мотивационный и когнитивно-деятельностный).
3. Содержание программы (тематическое планирование, технология, творческие задания и игры) курса «Стилистика» по художественно-эстетическому воспитанию подростков разработано в соответствии со спецификой дополнительного образования и их возрастных особенностей.
4. Художественной направленности в соответствии с особенностями системы дополнительного образования и её методическое обеспечение, включающее тематическое планирование, упражнения.
В ходе проведения исследования было установлено, что проблема художественно-эстетического воспитания подростков является актуальной. Поэтому разработка программы, по художественно-эстетическому
воспитания подростков является необходимым для успешного формирования гармоничной личности подростков. После проведённого исследования можно сделать следующие выводы.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил раскрыть понятие художественно-эстетического воспитания подростков посредством курса «Стилистика» - это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, проявляющейся в развитой эмоциональной отзывчивости, в художественно-эстетической культуре внешнего вида личности и исполнительском мастерстве творческой деятельности.
В теоретической части исследования был уточнено понятие «художественно-эстетическое воспитание подростков» и охарактеризованы его компоненты (показатели); предложено конструктивное решение научно-педагогической проблемы художественно-эстетического воспитания подростков посредством программы курса «Стилистика» в системе дополнительного образования; теоретически обоснованы технологии, творческие упражнения, используемые на занятиях в рамках предложенного курса в системе дополнительного образования, способные влиять на формирование эстетического вкуса и культуры внешнего вида.
В рамках изучения темы исследования была разработана программа курса «Стилистика». Результат эксперимента позволил утверждать, что процесс художественно-эстетического воспитания подростков возможен при использовании программы курса «Стилистика», практические занятия которого будут основаны на художественной направленности. Полученные теоретические и практические данные позволяют сделать вывод о подтверждении гипотезы
1. Асоян, Ю. Открытие идеи культуры [Текс] / Ю. Асоян, А. Малафеев. - М. : ОГИ, 2000. - 344 с.
2. Белкин. А.С. основы возрастной педагогики [Текс] / А.С. Белкин. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с
3. .Бессонов. Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности [Текст] / Б.Н. Бессонов. - М. : Просвещение, 2016 - 35 с.
4. Божович. Л.И. Личность и ее формирование в подростковом возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М. : Просвещение, 2012. - 87 с.
5. Бондаревская, Е.В. Методика изучения нравственной воспитанности школьников [Текст] / Е.В. Бондаревская, В.П. Богомолова. - М. : Ростов-на-Дону, 2013. - 87 с.
6. Бордовская, Н.В. Педагогика. Учебник для Вузов [Текст] / Н.В. Бордовская/ - М. : СПб. Издательство «Питер», 2000. - 304 с.
7. Боряз, В.Н. Молодёжь. Методологические проблемы исследования [Текст] / В.Н. Боряз. - М. : Просвещение, 2003. - 45 с.
8. Буш, М. Молодёжный имидж [Текст] / М. Буш. - М. : Просвещение, 2000. - 84 с.
9. Воспитание школьников. Теоретический и научно-методический журнал [Текст] / Учредитель - ООО «Школьная пресса». - №10. - М. : - 2014. - 176 с.
10. Ганд, С. Гламур [Текст] / С. Гандл. - М. : Новое литературное обозрение, 2011. - 384 с.
11. Гачев, Г. Творчество, жизнь, искусство [Текст] / Г. Гачев. - М. : Просвещение, 1980. - 64 с.
12. Герма, Ш.М. Беседы об эстетике [Текст] / Ш..М. Герман, В.К.
Скатерщиков. - М. : Просвещение, 2014. - 86 с.
13. Гинецинский, В.И. Основы теоретической педагогики [Текст] / В.И. Гинецинский. - М. : Просвещение, 2015. - 76 с.
14. Голубкова, Н.Я. Социальное поведение учащейся молодёжи [Текст] /
Н.Я. Голубкова. Социологические исследования. - № 9, - М. :
Просвещение, 2014. - 56 с.
15. Гольдентрихт, С.С. О природе эстетического творчесва [Текст] / С.С. Гольдентрихт. - М. : Просвещение, 2015. - 53 с.
16. Глассер, У. Школа без неудачников [Текст] / У. Глассер. Психология, пер. с англ. - М. : Прогресс, 2013. - 184 с.
17. Гросс, К.Дж, Дресс-код. Путеводитель по деловому стилю для успешных женщин [Текст] / К.ДЖ. Гросс. - М. : Изд-во Эксмо, 2007. - 208 с.
18. Дмитриев, А.Е. Педагогика. Хрестоматия [Текст] / А.Е. Дмитриев. Учебное пособие для учащихся пед. уч-щ. - М. : Просвещение, 2013. - 415 с.
19. Едалина, Н.А. Личностно-ориентированное воспитание [Текст] / Н.А. Едалина. - М. : Просвещение, 1997. - 320 с.
20. Кабалевский, Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе [Текст] / Д.Б. Кабалевский. - М. : Просвещение, 2000. - 106 с.
21. Клейберг, Ю.А. Социальные отклонения молодёжи в условиях рынка [Текст] / Ю.А. Клейберг. Молодежь в условиях социально-экономических реформ. - М. : СПб, 1995. - 45 с.
22. Козлов, А.А. Молодой человек. Становление образа жизни [Текст] / А.А. Козлов, А.В. Лисовский. - М. : Просвещение, 1986. - 53 с.
23. Кривицкий, К. Школьникам об эстетике [Текст] / К. Кривицкий. - М. : Просвещение. 2015. - 87 с.
24. Кривцун, О.А. Искусство в системе общественных отношений [Текст] / О.А. Кривцун. - М. : Просвещение, 2015. - 48 с.
25. Левикова, С.И. Молодёжная субкультура [Текст] / С.И. Левикова. Учебное пособие. - М. : Фаир-Пресс, 2004. - 608 с.
26. Лиферов, А.П. Интеграция мирового образования. Реальность третьего тысячелетия [Текст] / А.П. Лиферов. - М. : Просвещение, 2017. - 84 с.
27. Максимова, З.Н. Народное искусство в эстетическом и трудовом воспитании детей [Текст] / З.Н. Максимова. - М. : Просвещение 2016. - 35 с.
28. Модзалевский, Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времён [Текст] / Л.Н. Модзалевский. - М. : Издательство «Алетейя», 2000. - 56 с.
29. Неменский. Б.М. Эстетическое воспитание на современном этапе [Текст] / Б.М. Неменский. - М. : Сб. статей, 2017. - 56 с.
30. Орлова, Л.В. Азбука моды [Текст] / Л.В. Орлова. - М. : Просвещение, 1986. - 176 с.
31. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение [Текст] / Н.С. Пряжников. - М. : Просвещение, 1996. - 176 с.
32. Радугина, А.А. Эстетика [Текст] / А.А. Радугина. - М. : Просвещение, 2005. - 63 с.
33. Реан, А.А. Психология познания педагогом личности учащихся [Текст] / А.А. Реан. - М. : Просвещение, 2000. - 76 с.
34. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей [Текст] / А.Э.Симановский. Популярное пособие для родителей и педагогов. - М. : Просвещение, 1996. - 192 с.
35. Смольнинов, Д.В. Красота природы и воспитание природой [Текст] / Д.В. Смольнинов. - М. : Просвещение, 2013. - 176 с.
36. Федотов, Г.Я. Дарите людям красоту [Текст] / Г.Я. Федотов. Из практики нар. худож. ремёсел. - М. : Просвещение, 2003. - 56 с.
37. Фохт-Бабушкина, Ю.У. Ххудожественная культура и развитие личности [Текст] / Ю.У. Фохт-Бабушкина. АН СССР, ВНИИ искусствознания. - М. : Наука, 2014. - 233 с.
38.Чавчавадзе, Н.З. Культура ценности [Текст] / Н.З. Чавчавадзе. - М. : Мецниереба, 2015. - 171 с.
39.Челышева, Т.В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система [Текст] / Т.В. Челышева. Теоретические аспекты. - М. : АПК и ПРО, 2011. - 128 с.
40.Челышева, Т.В. Образовательная область «Искусство» [Текст] / Т.В. Челышева, Л.В. Ламыкина. Текст эксперимента по совершенствованию структуры содержания общего образования. - М. : АПК и ПРО, 2013. - 78 с.
41.Чернявская, И.С. Эстетическое воспитание школьников и культура слова [Текст] / И.С. Чернявская. Уроки внеклас. Чтения. - М. : Просвещение, 2003. - 45 с.
42.Чижик Т.М. Кройка и шитьё [Текст] / Т.М. Чижик. - М. : Просвещение, 2000. - 83 с.