ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ КУРСА «СТИЛИСТИКА» В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы художественно-эстетического
воспитания подростков в системе дополнительного образования 10
1.1 Художественно-эстетическое воспитание подростков как психолого-педагогическая проблема 10
1.2 Программа курса «Стилистика» как средство художественно¬
эстетического воспитания подростков в системе дополнительного образования 17
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Экспериментальная работа по художественно-эстетическому воспитанию подростков в системе дополнительного образования 21
2.1 Методы исследования степени развития художественно-эстетического
воспитания подростков 21
2.2 Организация и осуществление процесса художественно-эстетического
воспитания подростков посредством курса «Стилистика» 48
2.3 Выявление динамики художественно-эстетического воспитания
подростков 64
Выводы по второй главе 78
Заключение 79
Список используемой литературы 80
Приложения 85
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы художественно-эстетического
воспитания подростков в системе дополнительного образования 10
1.1 Художественно-эстетическое воспитание подростков как психолого-педагогическая проблема 10
1.2 Программа курса «Стилистика» как средство художественно¬
эстетического воспитания подростков в системе дополнительного образования 17
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Экспериментальная работа по художественно-эстетическому воспитанию подростков в системе дополнительного образования 21
2.1 Методы исследования степени развития художественно-эстетического
воспитания подростков 21
2.2 Организация и осуществление процесса художественно-эстетического
воспитания подростков посредством курса «Стилистика» 48
2.3 Выявление динамики художественно-эстетического воспитания
подростков 64
Выводы по второй главе 78
Заключение 79
Список используемой литературы 80
Приложения 85
Актуальность исследования на социально - педагогическом уровне определяется существующими требованиями ФГОС дополнительного образования к результатами обучения и построения образовательной работы с детьми. Одной из важных задач в системе дополнительного образования является реализация первоочерёдных потребностей ребенка, а именно создавать возможности для его самовыражения и личностного роста.
В процессе воспитания красотой и через красоту формируются не только эстетико-ценностная ориентация личности, но и развивается способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, поведении и во внешности человека [15].
Как правило, именно в подростковый период дети начинают позиционировать себя, проявлять свою культуру развития посредством внешнего вида, следуя веяниям моды. Одна из категорий эстетики - красота, определяет не только внутренние высоконравственные качества человека, но и отражается во внешнем образе личности человека. Процесс формирования художественно-эстетического отношения к своей внешности у подростков требует особого внимания и специального педагогического воздействия [4]. Поэтому одна из задач педагогов дополнительного образования - использовать стилистику в качестве средства художественно-эстетического воспитания детей.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне исходит из необходимости научного осмысления, теоретического обоснования возможности влияния моды, в частности стиля одежды на художественно-эстетическое воспитание ребенка, в уточнении возрастных возможностей подростков и конкретизации умений в овладении стиля в одежде.
Всесторонне процесс художественно-эстетического воспитания исследуется в трудах психологов и философов Л.С. Выготский, А.Ю. Гончарук, Д.Б. Коблевский, Н.И. Киященко, А.Н. Леонтьев, А.А. Мелик-Пащаев, Б.М. Неменский, В.Н. Шацкая.
Однако, анализ научных исследований в этой области показал, что потенциальные возможности стилистики (грамотной демонстрацией своего творческого внутреннего мира элементами одежды) в художественно-эстетическом воспитании недооценены, они не достаточно представлены в содержании дополнительного образования, нет необходимых учебных программ, позволяющих ее освоить, что определяет актуальность исследования на научно-методическом уровне.
Анализ проведенных исследований по проблеме художественно - эстетического воспитания подростков позволил выделить наиболее важные противоречия между:
- необходимостью внедрения стилистики, как культуры развития внешнего вида подростка, в процесс обучения и недостаточной её представленностью в практике дополнительного образования;
- важностью художественно-эстетического воспитания подростков и недостаточным использованием возможностей стилистики в этом процессе;
- возможностью влияния стилистики на художественно-эстетическое воспитание подростков и отсутствием таких учебных программ в системе дополнительного образования.
На основе выделенных противоречий была определена проблема исследования: какое влияние окажет курс «Стилистика» в системе
дополнительного образования на художественно-эстетическое воспитание подростков.
Необходимость разрешения выделенных противоречий и актуальность рассмотренной проблемы определили тему исследования: «Художественно¬эстетическое воспитание подростков посредством курса «Стилистика» в системе дополнительного образования».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние курса «Стилистика» в системе дополнительного образования на художественно-эстетическое воспитание подростков.
Объект исследования: процесс художественно-эстетического
воспитания подростков в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: художественно-эстетическое воспитание
подростков посредством курса «Стилистика» в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования: художественно-эстетическое воспитание подростков в системе дополнительного образования будет успешным, если:
- обоснована роль и место программы курса «Стилистика» в системе дополнительного образования;
- разработано содержание программы курса «Стилистика», включающей технологию, творческие упражнения и игры, направленные на художественно-эстетическое воспитание подростков;
- определены этапы работы с детьми, отражающие логику и возрастные особенности овладения подростками данного курса.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме исследования и выявить степень её разработанности в теории и практике; охарактеризовать понятийно-категориальное поле исследования.
2. Выявить уровень художественно-эстетического воспитания подростков, определить показатели и характеристику уровней.
3. Разработать и поэтапно апробировать программу, содержание и формы работы по художественно-эстетическому воспитания подростков.
4. В ходе экспериментальной работы проверить эффективность выдвинутых положений.
Теоретическая основа исследования:
- философские и педагогические концепции творчества и познания (Н.А. Бердяев, М.К. Мамардашвили, В.И. Загвязинский и др.)
- общая теория систем, методологические принципы проектирования образовательных систем (П.Г. Алексеев, В.С. Безрукова, Н.В. Борисова);
- Школа эстетического воспитания (Ю.П. Азаров, Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова)
- работы, раскрывающие сущность и специфику методической деятельности в современных условиях (М.М. Поташник, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова и др.);
- работы, посвященные особенностям самовыражения подростков (Е. Скопинцева, И.В Пономаренко); эстетическому воспитанию подростка средствами художественного творчества (Д. М. Ткачева, Л. М. Миляева); проблеме проектирования одежды и основам композиции костюма (Э.М. Андросова, Сью Джонс, Катрин Пе и др);
Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования:
- теоретический анализ работ психологов, философов, педагогов по проблеме художественно-эстетического воспитания; анализ концепций, учебных программ, и учебных пособий по основам композиции костюма;
- обобщение опыта работ специалистов по художественному
проектированию костюма;
- проведение педагогического эксперимента (тестирование, анализ работ, игра) и статистическая обработка его результатов.
Опытно-экспериментальная база исследования.
Базой для исследования было МБОУДО «Икар» г.о. Тольятти. Исследование осуществлялось с детьми 12-15 лет.
Основные этапы исследования.
Исследование проводилось в три этапа с 2016 по 2018гг.: теоретико-поисковый; опытно-экспериментальный и заключительный.
На первом этапе (сентябрь 2016г. - февраль 2016г.) изучалась
и анализировалась специальная литература по избранной теме, формулировалась проблема исследования, определялся объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования; разрабатывалась стратегия опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе (февраль 2016 г.- февраль 2017 г.) проводилась работа, связанная с констатирующим, формирующим этапами эксперимента; разрабатывалась и апробировалась образовательная программа курса «Стилистика» в системе дополнительного образования, направленная художественно-эстетическое воспитание подростков.
На третьем этапе (февраль 2017 г. - май 2018 г.) проводился
сравнительный анализ результатов экспериментальной работы;
формулировались основные выводы по проблеме исследования; систематизировались и обрабатывались качественные и количественные результаты, теоретико-экспериментальные материалы исследования оформлялись в виде диссертации.
Новизна данного исследования заключается в степени изученности проблемы и разработке нового направления художественно-эстетического воспитания подростков в соответствии с задачами современных концепций системы дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования:
- уточнено понятие «художественно-эстетическое воспитание
подростков» и охарактеризованы его компоненты (показатели);
- предложено конструктивное решение научно-педагогической проблемы художественно-эстетического воспитания подростков посредством программы курса «Стилистика» в системе дополнительного образования;
- теоретически обоснованы технологии, творческие упражнения, используемые на занятиях в рамках предложенного курса в системе дополнительного образования, способные влиять на формирование эстетического вкуса и культуры внешнего вида.
Практическая значимость исследования. Материалы
экспериментальной работы могут быть использованы педагогами в работе с детьми в учреждениях дополнительного образования,
общеобразовательных учреждениях для их художественно-эстетического воспитания.
Достоверность результатов и обоснованность основных положений и выводов обеспечивается опорой на концептуальные положения педагогики и психологии; комплексным характером используемых методов исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация результатов исследования. По теме диссертации имеются 4 публикаций: в научном журнале 2 публикации в «Международный студенческий научный журнал вестник» (2016 г., 2017 г.) и 2 публикации в сборнике материалов конференции «Проблемы образования на современном этапе» (2017 г., 2018 г.).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Художественно-эстетическое воспитание подростков - это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, проявляющейся в развитой эмоциональной отзывчивости, в художественно-эстетической культуре внешнего вида личности и исполнительском мастерстве творческой деятельности.
2. Работа с подростками по их художественно-эстетическому воспитанию посредством курса «Стилистика» осуществляется поэтапно (мотивационный и когнитивно-деятельностный).
3. Содержание программы (тематическое планирование, технология, творческие задания и игры) курса «Стилистика» по художественно-эстетическому воспитанию подростков разработано в соответствии со спецификой дополнительного образования и их возрастных особенностей.
4. Художественной направленности в соответствии с особенностями системы дополнительного образования и её методическое обеспечение, включающее тематическое планирование, упражнения.
В процессе воспитания красотой и через красоту формируются не только эстетико-ценностная ориентация личности, но и развивается способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, поведении и во внешности человека [15].
Как правило, именно в подростковый период дети начинают позиционировать себя, проявлять свою культуру развития посредством внешнего вида, следуя веяниям моды. Одна из категорий эстетики - красота, определяет не только внутренние высоконравственные качества человека, но и отражается во внешнем образе личности человека. Процесс формирования художественно-эстетического отношения к своей внешности у подростков требует особого внимания и специального педагогического воздействия [4]. Поэтому одна из задач педагогов дополнительного образования - использовать стилистику в качестве средства художественно-эстетического воспитания детей.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне исходит из необходимости научного осмысления, теоретического обоснования возможности влияния моды, в частности стиля одежды на художественно-эстетическое воспитание ребенка, в уточнении возрастных возможностей подростков и конкретизации умений в овладении стиля в одежде.
Всесторонне процесс художественно-эстетического воспитания исследуется в трудах психологов и философов Л.С. Выготский, А.Ю. Гончарук, Д.Б. Коблевский, Н.И. Киященко, А.Н. Леонтьев, А.А. Мелик-Пащаев, Б.М. Неменский, В.Н. Шацкая.
Однако, анализ научных исследований в этой области показал, что потенциальные возможности стилистики (грамотной демонстрацией своего творческого внутреннего мира элементами одежды) в художественно-эстетическом воспитании недооценены, они не достаточно представлены в содержании дополнительного образования, нет необходимых учебных программ, позволяющих ее освоить, что определяет актуальность исследования на научно-методическом уровне.
Анализ проведенных исследований по проблеме художественно - эстетического воспитания подростков позволил выделить наиболее важные противоречия между:
- необходимостью внедрения стилистики, как культуры развития внешнего вида подростка, в процесс обучения и недостаточной её представленностью в практике дополнительного образования;
- важностью художественно-эстетического воспитания подростков и недостаточным использованием возможностей стилистики в этом процессе;
- возможностью влияния стилистики на художественно-эстетическое воспитание подростков и отсутствием таких учебных программ в системе дополнительного образования.
На основе выделенных противоречий была определена проблема исследования: какое влияние окажет курс «Стилистика» в системе
дополнительного образования на художественно-эстетическое воспитание подростков.
Необходимость разрешения выделенных противоречий и актуальность рассмотренной проблемы определили тему исследования: «Художественно¬эстетическое воспитание подростков посредством курса «Стилистика» в системе дополнительного образования».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние курса «Стилистика» в системе дополнительного образования на художественно-эстетическое воспитание подростков.
Объект исследования: процесс художественно-эстетического
воспитания подростков в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: художественно-эстетическое воспитание
подростков посредством курса «Стилистика» в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования: художественно-эстетическое воспитание подростков в системе дополнительного образования будет успешным, если:
- обоснована роль и место программы курса «Стилистика» в системе дополнительного образования;
- разработано содержание программы курса «Стилистика», включающей технологию, творческие упражнения и игры, направленные на художественно-эстетическое воспитание подростков;
- определены этапы работы с детьми, отражающие логику и возрастные особенности овладения подростками данного курса.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме исследования и выявить степень её разработанности в теории и практике; охарактеризовать понятийно-категориальное поле исследования.
2. Выявить уровень художественно-эстетического воспитания подростков, определить показатели и характеристику уровней.
3. Разработать и поэтапно апробировать программу, содержание и формы работы по художественно-эстетическому воспитания подростков.
4. В ходе экспериментальной работы проверить эффективность выдвинутых положений.
Теоретическая основа исследования:
- философские и педагогические концепции творчества и познания (Н.А. Бердяев, М.К. Мамардашвили, В.И. Загвязинский и др.)
- общая теория систем, методологические принципы проектирования образовательных систем (П.Г. Алексеев, В.С. Безрукова, Н.В. Борисова);
- Школа эстетического воспитания (Ю.П. Азаров, Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова)
- работы, раскрывающие сущность и специфику методической деятельности в современных условиях (М.М. Поташник, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова и др.);
- работы, посвященные особенностям самовыражения подростков (Е. Скопинцева, И.В Пономаренко); эстетическому воспитанию подростка средствами художественного творчества (Д. М. Ткачева, Л. М. Миляева); проблеме проектирования одежды и основам композиции костюма (Э.М. Андросова, Сью Джонс, Катрин Пе и др);
Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования:
- теоретический анализ работ психологов, философов, педагогов по проблеме художественно-эстетического воспитания; анализ концепций, учебных программ, и учебных пособий по основам композиции костюма;
- обобщение опыта работ специалистов по художественному
проектированию костюма;
- проведение педагогического эксперимента (тестирование, анализ работ, игра) и статистическая обработка его результатов.
Опытно-экспериментальная база исследования.
Базой для исследования было МБОУДО «Икар» г.о. Тольятти. Исследование осуществлялось с детьми 12-15 лет.
Основные этапы исследования.
Исследование проводилось в три этапа с 2016 по 2018гг.: теоретико-поисковый; опытно-экспериментальный и заключительный.
На первом этапе (сентябрь 2016г. - февраль 2016г.) изучалась
и анализировалась специальная литература по избранной теме, формулировалась проблема исследования, определялся объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования; разрабатывалась стратегия опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе (февраль 2016 г.- февраль 2017 г.) проводилась работа, связанная с констатирующим, формирующим этапами эксперимента; разрабатывалась и апробировалась образовательная программа курса «Стилистика» в системе дополнительного образования, направленная художественно-эстетическое воспитание подростков.
На третьем этапе (февраль 2017 г. - май 2018 г.) проводился
сравнительный анализ результатов экспериментальной работы;
формулировались основные выводы по проблеме исследования; систематизировались и обрабатывались качественные и количественные результаты, теоретико-экспериментальные материалы исследования оформлялись в виде диссертации.
Новизна данного исследования заключается в степени изученности проблемы и разработке нового направления художественно-эстетического воспитания подростков в соответствии с задачами современных концепций системы дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования:
- уточнено понятие «художественно-эстетическое воспитание
подростков» и охарактеризованы его компоненты (показатели);
- предложено конструктивное решение научно-педагогической проблемы художественно-эстетического воспитания подростков посредством программы курса «Стилистика» в системе дополнительного образования;
- теоретически обоснованы технологии, творческие упражнения, используемые на занятиях в рамках предложенного курса в системе дополнительного образования, способные влиять на формирование эстетического вкуса и культуры внешнего вида.
Практическая значимость исследования. Материалы
экспериментальной работы могут быть использованы педагогами в работе с детьми в учреждениях дополнительного образования,
общеобразовательных учреждениях для их художественно-эстетического воспитания.
Достоверность результатов и обоснованность основных положений и выводов обеспечивается опорой на концептуальные положения педагогики и психологии; комплексным характером используемых методов исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация результатов исследования. По теме диссертации имеются 4 публикаций: в научном журнале 2 публикации в «Международный студенческий научный журнал вестник» (2016 г., 2017 г.) и 2 публикации в сборнике материалов конференции «Проблемы образования на современном этапе» (2017 г., 2018 г.).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Художественно-эстетическое воспитание подростков - это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, проявляющейся в развитой эмоциональной отзывчивости, в художественно-эстетической культуре внешнего вида личности и исполнительском мастерстве творческой деятельности.
2. Работа с подростками по их художественно-эстетическому воспитанию посредством курса «Стилистика» осуществляется поэтапно (мотивационный и когнитивно-деятельностный).
3. Содержание программы (тематическое планирование, технология, творческие задания и игры) курса «Стилистика» по художественно-эстетическому воспитанию подростков разработано в соответствии со спецификой дополнительного образования и их возрастных особенностей.
4. Художественной направленности в соответствии с особенностями системы дополнительного образования и её методическое обеспечение, включающее тематическое планирование, упражнения.
В ходе проведения исследования было установлено, что проблема художественно-эстетического воспитания подростков является актуальной. Поэтому разработка программы, по художественно-эстетическому
воспитания подростков является необходимым для успешного формирования гармоничной личности подростков. После проведённого исследования можно сделать следующие выводы.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил раскрыть понятие художественно-эстетического воспитания подростков посредством курса «Стилистика» - это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, проявляющейся в развитой эмоциональной отзывчивости, в художественно-эстетической культуре внешнего вида личности и исполнительском мастерстве творческой деятельности.
В теоретической части исследования был уточнено понятие «художественно-эстетическое воспитание подростков» и охарактеризованы его компоненты (показатели); предложено конструктивное решение научно-педагогической проблемы художественно-эстетического воспитания подростков посредством программы курса «Стилистика» в системе дополнительного образования; теоретически обоснованы технологии, творческие упражнения, используемые на занятиях в рамках предложенного курса в системе дополнительного образования, способные влиять на формирование эстетического вкуса и культуры внешнего вида.
В рамках изучения темы исследования была разработана программа курса «Стилистика». Результат эксперимента позволил утверждать, что процесс художественно-эстетического воспитания подростков возможен при использовании программы курса «Стилистика», практические занятия которого будут основаны на художественной направленности. Полученные теоретические и практические данные позволяют сделать вывод о подтверждении гипотезы
воспитания подростков является необходимым для успешного формирования гармоничной личности подростков. После проведённого исследования можно сделать следующие выводы.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил раскрыть понятие художественно-эстетического воспитания подростков посредством курса «Стилистика» - это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, проявляющейся в развитой эмоциональной отзывчивости, в художественно-эстетической культуре внешнего вида личности и исполнительском мастерстве творческой деятельности.
В теоретической части исследования был уточнено понятие «художественно-эстетическое воспитание подростков» и охарактеризованы его компоненты (показатели); предложено конструктивное решение научно-педагогической проблемы художественно-эстетического воспитания подростков посредством программы курса «Стилистика» в системе дополнительного образования; теоретически обоснованы технологии, творческие упражнения, используемые на занятиях в рамках предложенного курса в системе дополнительного образования, способные влиять на формирование эстетического вкуса и культуры внешнего вида.
В рамках изучения темы исследования была разработана программа курса «Стилистика». Результат эксперимента позволил утверждать, что процесс художественно-эстетического воспитания подростков возможен при использовании программы курса «Стилистика», практические занятия которого будут основаны на художественной направленности. Полученные теоретические и практические данные позволяют сделать вывод о подтверждении гипотезы
Подобные работы
- КОМИКС КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ
ИСТОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Бакалаврская работа, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование восприятия и понимания искусства авангарда ХХ века в 5-м классе художественной школы на занятиях по дисциплине «История искусств»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - ОБЪЕМНЫЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ: ОСОБЕННОСТИ КОНТЕНТА И ПРИНЦИПЫ РЕДАКТИРОВАНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ПАНОРАМНЫХ ИЗДАНИЙ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ)
Бакалаврская работа, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018



