ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ... 8
1.1. Оздоровительный менеджмент, организация и учет
эффективности занятий 8
ЛФК
1.2. Анатомо-физиологические особенности легких и развитие
дыхательной недостаточности 12
1.3. Патогенетические аспекты бронхиальной астмы 18
1.4. Современные аспекты регуляции дыхания 25
1.5. Лечебная физическая культура при бронхиальной астме 35
Выводы по главе 39
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ 41
ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Задачи исследования 41
2.2. Методы исследования 41
2.3. Организация исследования 47
Выводы по главе 48
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 49
3.1. Организация занятий ЛФК и фридайвингом c мужчинами 25-35
лет с бронхиальной астмой 49
• ••••••••••• • •••••••• • • • • ••••••••••• • •••••••• • • • • • • • • • • • • • • • .
3.2. Влияния занятий фридайвингом и ЛФК на функциональное состояние мужчин 25-35 лет с бронхиальной астмой 53
3.3. Влияние занятий фридайвингом и ЛФК на психоэмоциональное
состояние мужчин 25-35 лет с бронхиальной астмой 62
Выводы по главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность и научная значимость настоящего исследования.
В переводе на русский язык фридайвинг - подводное плавание на задержке дыхания (апноэ). Эта форма подводного плавания, стала активно практиковаться как в спортивных, так и в коммерческих целях только в последнее время. Являясь активным отдыхом и развлечением, фридайвинг дарит человеку яркие и неповторимые эмоции, полученные в совершенно необычной для человека водной среде, которые сохраняются надолго в памяти. Это вызывает потребность в регулярных занятиях подводным плаванием, поэтому фридайвинг и дайвинг можно считать средством физического воспитания и оздоровительной физической культуры. Кроме того, являясь великолепным видом активного отдыха, средством психологической и физической подготовки, средством релаксации разрабатываются методики применения дайвинга и в адаптивной физической культуре - это релаксационный дайвинг. Его применение нормализует регуляторные механизмы кардиореспираторной системы, уравновешивает психические процессы и способствует восстановлению после перенесенных заболеваний, физических и психических перегрузок [1, 2, 3, 4, 5, 20].
Бронхиальная астма характеризуется приступами удушья, которые внезапно наступают и обычно внезапно заканчиваются. Причем непосредственный механизм этих приступов связан с функциональными изменениями бронхов и вегетативной нервной системы, поэтому всем больным с бронхиальной астмой свойственен низкий порог возбудимости вегетативной нервной системы, что и обеспечивает готовность организма к аллергическим реакциям [6, 7, 22, 32].
Дыхательная гимнастика, мышечная работа и физические нагрузки оказывая тренирующий эффект на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, изменяя их функционирование и регулирование, будет сопровождаться нормализацией их деятельности. Оказывая выраженное 4
эмоционально-психологическое воздействие на организм занимающегося, физические нагрузки, релаксационный дайвинг и фридайвинг будут способствовать улучшению функционального состояния центральной нервной системы, нормализуя психосоматический статус больного бронхиальной астмой [11, 14, 18, 21, 23, 29, 30, 32, 35].
Проблему исследования мы определили следующим образом: как используя задержку дыхания, занятия дайвингом и лечебной физической культурой изменить функциональное состояние бронхов, вегетативной нервной системы и использовать это в физической реабилитации мужчин с бронхиальной астмой, а тему работы мы сформулировали как: «Организация занятий фридайвингом для мужчин с бронхиальной астмой».
Объект исследования - реабилитационный процесс астматиков в условиях универсального спортивного комплекса.
Предмет исследования - влияние разработанной методики задержки дыхания и занятий фридайвингом на нормализацию функционального состояния мужчин 25-35 лет с бронхиальной астмой.
Цель исследования - организация занятий релаксационным фридайвингом и лечебной физической культурой для улучшения функционального состояния мужчин с бронхиальной астмой.
Гипотеза исследования состоит в том, что если применять разработанную методику задержки дыхания и занятия фридайвингом, то улучшится функциональное и психологическое состояние мужчин 25-35 лет с бронхиальной астмой.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить особенности физической реабилитации лиц страдающих бронхиальной астмой.
2. Обосновать и апробировать методику физической реабилитации для мужчин с бронхиальной астмой.
3. Оценить эффективность применения занятий фридайвингом и других средств физической реабилитации на состояние мужчин с бронхиальной астмой.
Теоретико-методологическую основу исследования составили материалы изучения научно-исследовательской литературы и методик исследований, касающихся:
- физического состояния мужчин зрелого возраста с бронхиальной астмой;
- вопросов, раскрывающих особенности развития бронхиальной астмы и особенности психологического состояния заболевших;
- анализа научно-методической литературы по вопросам физической реабилитации лиц страдающих бронхиальной астмой;
- анализа специальной методической литературы по методике занятий фридайвингом и методике задержки дыхания;
- анализа психологических и психофизических аспектов личности зрелого человека.
Базовыми для настоящего исследования явились также: литературные источники и материалы исследований, касающиеся организации лечебно-реабилитационной работы больных с бронхиальной астмой, особенности оздоровительного менеджмента и организации занятий лечебной физической культурой, особенности применения средств и методов адаптивной физической культуры в реабилитационно-оздоровительной работе, вопросы предупреждения возможных осложнений при занятиях фридайвингом.
Методы исследования, использованные в работе: теоретические (анализ литературы), статистические и эмпирические (опрос, наблюдение, эксперимент).
Опытно-экспериментальная база исследования располагалась в бассейне «Старт» (г. Тольятти, улица Республиканская 1). В эксперименте приняло участие 20 мужчин 25-35 лет с бронхиальной астмой легкой формы в межприступном периоде и находящиеся на амбулаторном лечении.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- проанализированы и выявлены особенности развития бронхиальной астмы у мужчин 25-35 лет;
- применение занятий фридайвингом и средств лечебной физической культуры способствует улучшению психолого-физиологического состояния мужчин-астматиков 25-35 лет;
- занятия фридайвингом можно использовать как средство физической реабилитации для мужчин 25-35 лет с бронхиальной астмой легкой формы в стадии ремиссии.
Теоретическая значимость исследования заключается в:
- возможности использования занятий фридайвингом для реабилитации мужчин с бронхиальной астмой;
- разработке и организации занятий фридайвингом для реабилитации мужчин с бронхиальной астмой;
- выявлении закономерностей и особенностей физиолого-психологического состояния мужчин с бронхиальной астмой занимающихся фридайвингом.
Практическая значимость исследования заключается:
- в реализации примененной программы физической реабилитации у мужчин зрелого возраста с бронхиальной астмой легкой формы;
- в разработке и применении используемой в данной работе методики, позволяющей комплексно и индивидуально подойти к тренировкам и привлечь в спортивную деятельность мужчин с бронхиальной астмой.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались:
- личным участием автора в проведении исследования;
- разработкой методики применения фридайвинга;
- апробацией и применением методики работы с мужчинами зрелого возраста с бронхиальной астмой;
- наличием положительных результатов в физиолого-психологическом состоянии мужчин с бронхиальной астмой.
Личное участие автора в организации и проведении исследования заключалось в том, что автор принимал непосредственное участие в организации, планировании и проведении исследования. Ему принадлежит выбор и апробация методических подходов и методов исследования, обоснование и формулировка исходных научных гипотез, всесторонний анализ и обобщение научных исследований, формулировка выводов и положений, выносимых на защиту.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на кафедре «Адаптивная физическая культура, спорт и туризм» и в научных статьях.
На защиту выносятся:
1. Обоснование необходимости применения занятий фридайвингом и лечебной физической культурой у мужчин 25-35 лет с бронхиальной астмой легкой формы в стадии ремиссии.
2. Эффективность использования занятий фридайвингом для нормализации функционального и психологического состояния мужчин 25-35 лет с бронхиальной астмой легкой формы в стадии ремиссии.
Результаты, полученные в ходе экспериментально-педагогической деятельности, позволяют считать предложенную методику занятий фридайвингом, лечебной физической культурой и мышечной релаксацией вполне эффективной и позволяют сделать следующие выводы:
1. Анализ теоретических и практических основ физической реабилитации лиц страдающих бронхиальной астме позволил разработать методику лечебной физической культуры с включением в неё занятий фридайвингом и мышечной релаксацией.
2. Лечебная физическая культура, мышечная релаксация и занятия фридайвингом при бронхиальной астме способствует укреплению организма, улучшению эмоционального статуса и нормализации функции внешнего дыхания.
3. Эффективность разработанной методики физической реабилитации выразилась в улучшении следующих показателей: ЧД, ЖЕЛ, силы мышц выдоха, проб Штанге и Генчи, ЧСС, САД, и в улучшении психоэмоциональных показателей мужчин 25-35 лет страдающих бронхиальной астмой.
4. Достоверное изменение ЧД (р<0,001), ЖЕЛ (р<0,001), соотношения ФЖЕЛ/ДЖЕЛ (р<0,001), пробы Штанге (р<0,001), пробы Генчи (р<0,001), силы мышц выдоха (р<0,01), ЧСС (р<0,01), САД (р<0,05), субъективной оценки самочувствия (р<0,05), активности (р<0,001) и настроения (р<0,05) у лиц экспериментальной группы в сравнении с показателями лиц контрольной группы свидетельствует об эффективности использованных нами занятий фридайвингом для улучшения и развития вышеперечисленных качеств и способностей у мужчин 25-35 лет с бронхиальной астмой.
1. Аикин, В. А. Разновидности дайвинга / В. А. Аикин // Физкультурное образование Сибири. - 2006. - №2 (19). - С. 59-62.
2. Аикин, В. А. Релаксационный дайвинг в бассейне / В. А. Аикин // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 3 . - С. 74-78.
3. Аикин, В.А. Дайвинг и его применение: учебное пособие/ В.А.Аикин.- Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2007.- 59 с.
4. Аикина, Л.И. Оздоровительное плавание: учебно-методическое пособие / Л.И. Аикина - Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2018. - 96с.
5. Алан Маунтин. Подводное плавание: руководство/ Алан Маунтин. - М.: «Интербук-бизнес», 2005. - 160 с.
6. Александрова, Р.А. Внутренние болезни: учебник для
медицинских вузов: в 2 т. Том 1 / Р.А. Александрова [и др.]. - Санкт- Петербург: СпецЛит, 2015. - 783с.
7. Александрова, Р.А. Внутренние болезни: учебник для
медицинских вузов: в 2 т. Том 2. / Р.А. Александрова. - Санкт-Петербург: СпецЛит, 2015. - 575с.
8. Антропова, О. В. Теория и практика сестринского дела. Курс лекций: учебное пособие / О. В. Антропова. - Санкт-Петербург: Лань, 2020. - 84с.
9. Ахмадуллина, Х. М. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учебное пособие / Х. М. Ахмадуллина, У. З. Ахмадуллин. - 2-е изд. - Москва: ФЛИНТА, 2018. - 300с.
10. Барышева, Е.С. Культура здоровья и профилактика заболеваний: учебное пособие для СПО / Е.С. Барышева, С.В. Нотова. - Саратов: Профобразование, 2020. - 214c.
11. Вайнер, Э.Н. Лечебная физическая культура: учебник / Э.Н. Вайнер. - 4-е изд., стер. - Санкт- Петербург: Лань, 2018. - 421с.
12. Васильева, И.В. Психодиагностика: учебное пособие / И.В. Васильева. - 3-е изд. стер. - Москва: Флинта, 2019. - 252с
13. Власов, В.Н. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре. Практикум: учебное пособие / В.Н. Власов. - 2-е изд., стер. - Санкт- Петербург: Лань, 2019. - 172с.
14. Глазина, Т.А. Лечебная физическая культура. Практикум для студентов специальной медицинской группы: учебное пособие / Т.А. Глазина, М.И. Кабышева. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2017. - 125 с.
15. Жирков, А. М. Здоровый человек и его окружение. Междисциплинарный подход: учебное пособие / А. М. Жирков, Г. М. Подопригора, М. Р. Цуцунава. - Санкт-Петербург: Лань, 2016. - 272с.
16. Заречнева, Т.Ю. Сестринский уход в пульмонологии: учебное пособие / Т.Ю. Заречнева. - Санкт-Петербург: Лань, 2020. - 144с.
17. Зинчук, В.В. Основы нормальной физиологии: учеб.пособие / В.В. Зинчук, О.А. Балбатун, Ю.М. Емельянчик. - Минск: Новое знание, 2017.
- 253с.
18. Избранные лекции по лечебной физической культуре. Часть 2. Лечебная физическая культура при заболеваниях внутренних органов: учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений / - Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2017. - 107c.
19. Иорданская, Ф.А. Гипоксия в тренировке спортсменов и факторы, повышающие ее эффективность: монография/ Ф.А. Иорданская. - Москва: Издательство «Спорт», 2019. - 160c.
20. Иссурин, В.Б. Научные и методические основы подготовки квалифицированных спортсменов / В.Б. Иссурин, В.И. Лях. - Москва: Издательство «Спорт», 2020. - 176c.
21. Карась, Т.Ю. Оздоровительное плавание: учебное пособие для СПО / Т.Ю. Карась. - Саратов: Профобразование, 2019. - 52 с.
22. Клинико-фармакологические основы современной
пульмонологии / В.А. Ахмедов [и др.]. - Москва: Лаборатория знаний, 2020.
- 360с.
23. Коулман, К. Пособие для дайверов: идеальный помощник в ваших подводных путешествиях: практ. пособие / К. Коулман ; пер. с англ. А. И. Авдиевой. - М.: ACT (и др.), 2007. - 352с.
24. Курч, Н.М. Физические средства восстановления в спорте: учебное пособие/ Н. М. Курч, И. Г. Таламова, Т.Н. Федорова. - Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2019. - 132с.
25. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г. Сайранов. Москва: Издательский центр «Академия», 2004. 432с.
26. Миронова, Е.Н. Основы физической реабилитации: учебно-методическое пособие / Е.Н. Миронова. - Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2017.- 199c.
27. Мустафина, И.Г. Основы патологии. Курс лекций: учебное пособие - Санкт-Петербург: Лань, 2017. - 184с.
28. Нормальная физиология: учебник / К. В. Судаков [и др.]; под ред. К. В. Судакова. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 875с.
29. Основы реабилитации, физиотерапии, массажа и лечебной физкультуры / Стельмашонок В.А., Владимирова Н.В. - Минск:РИПО, 2015. - 328с.
30. Основы физической реабилитации: учебник / А.Н. Налобина [и др.]. - Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2017. - 328c.
31. Патологическая физиология: учебник / В.Н. Байматов, В.М. Мешков; под ред. В.Н. Байматова. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 411с.
32. Подводный спорт и дайвинг: словарь-справочник / сост. О. Н. Московченко, И. А. Толстопятов, А.В. Александров. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ФЛИНТА, 2019. - 315 с.
33. Ромашин, О.В. Некоторые неотложные состояния в практике спортивной медицины: учебное пособие / О.В. Ромашин, А.В. Смоленский, В.Ю. Преображенский; под редакцией К.В. Лядова, 2-е изд., стер. Санкт- Петербург: Лань, 2019. - 132с.
34. Солодовников, Ю.Л. Основы профилактики: учебное пособие / Ю.Л. Солодовников. 4-е изд., стер. - Санкт-Петербург: Лань, 2020. - 292с.
35. Спатаева, М.Х. Лечебная физическая культура в неврологии: учебное пособие. - Омск: ОмГУ, 2017. - 256с.
36. Тулякова, О.В. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Исследование и оценка физического развития детей и подростков: учебное пособие / О.В. Тулякова. - Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2020. - 140c.
37. Физиология с основами анатомии. Практические занятия: учебное пособие / В. Б. Брин, Р. И. Кокаев, Ж. К. Албегова, Т. В. Молдован. - 2-е изд., стер. - Санкт-Петербург: Лань, 2020. - 492с.
38. Физиологические основы здоровья: Учеб.пособие. / Н.П. Абаскалова и др.; Отв. ред. Р.И. Айзман. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 351 с.
39. Фролова, Ю. Г. Медицинская психология: учебное пособие / Ю.Г. Фролова. - Минск: «Вышэйшая школа», 2015. - 384с.
40. Яковлева, Л.А. Анатомия и физиология человека: учебное пособие / Л.А. Яковлева, Е.Ю. Шпаковская. - М.: ФЛИНТА, 2015. - 40с.
41. Euler C., von. The respiratory system // Handbook of physiology. Washington, 1986. - V. 2. - 536p.
42. Guyton A.C., Hall J.E. Regulation of respiration // Textbook of medical physiology Philadelphia. 2010. - 1064 p.
43. Hoff H.E., Breckenridge C.G. The respiratory system // Fulton J. E. A textbook of physiology. Philadelphia. - London. - 2015. - 1275 p.
44. Mitchel G.S. Johnson S.M. Neuroplasticity in respiratory motor control // J. Appl. Physiol, 2003. - V. 94. - P. 1242-1249.