Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование лингвокультурологической компетенции в процессе реализации межпредметных связей на уроках литературного чтения в начальных классах

Работа №105349

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2022
Стоимость4245 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
203
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1 Теоретические основы формирования лингвокультурологической компетенции в процессе реализации межпредметных связей на уроках литературного чтения в начальных классах 9
1.1 Понятие и содержание лингвокультурологической компетенции младших школьников 9
1.2 Межпредметные связи как средство формирования
лингвокультурологической компетенции на уроках литературного чтения в начальных классах 14
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования
лингвокультурологической компетенции в процессе реализации межпредметных связей на уроках литературного чтения в начальных классах 24
2.1 Выявление уровня сформированности лингвокультурологической компетенции 24
2.2 Содержание работы по формированию
лингвокультурологической компетенции в процессе реализации межпредметных связей на уроках литературного чтения в начальных классах 40
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности
лингвокультурологической компетенции 53
Заключение 63
Список используемой литературы 65
Приложение А. Иллюстративный материал к методике «Что тебе интересно?» 69
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на констатирующем этапе 70
Приложение В. Тематический план уроков по литературному чтению по формированию лингвокультурологической компетенции учащихся 4 класса 72
Приложение Г Сводные таблицы результатов исследования на контрольном этапе 76

Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования направлен на «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий». Универсальные учебные действия должны обеспечивать формирование ключевых компетенций обучающихся. Компетентностный подход в обучении наравне с личностно ориентированным, коммуникативно-деятельностным и культуроведческим по-новому организует содержание начального образования и нуждается в новых формах и технологиях.
На уроках литературного чтения у младших школьников формируются представления о литературе как об искусстве слова, как об одном из видов искусства в контексте других его видов, как о явлении художественной культуры. Преподавание литературного чтения направлено на освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры, с которой связана лингвокультурологическая компетенция, характеризующая речевое поведение человека. В исследованиях В. В. Воробьева, С. А. Кошарной, В. А. Масловой лингвокультурологическая компетенция раскрывается как система знаний о культуре, воплощенной в национальном языке, личностные качества, приобретаемые в процессе освоения системы культурных ценностей, выраженных в языке и регулирующих коммуникативное поведение носителей этого языка. Особую значимость познания языка как одной из сторон культуры народа для общего и речевого развития школьников подчеркивают Е. А. Быстрова, А. Д. Дейкина, М. Р. Львов, Н. Л. Мишатина, Л И. Новикова, Т. Г. Рамзаева и другие современные ученые-методисты, связывая этот процесс с формированием языковой личности школьников и лингвокультурологической компетенции как ее важной составляющей.
Литературное чтение, как один из ведущих предметов, связан с целым рядом других учебных предметов, поэтому может и должен внести свой вклад в решение задачи разностороннего, поликультурного развития личности младшего школьника. Отсюда актуальна в современной методике проблема реализации межпредметных связей в ходе формирования лингвокультурологической компетенции на уроках литературного чтения в начальных классах. Однако, в современной методике остаются недостаточно изученными возможности использования межпредметных связей в ходе формирования лингвокультурологической компетенции на уроках литературного чтения в начальных классах.
На основании вышеизложенного нами было установлено противоречие между необходимостью формирования лингвокультурологической компетенции на уроках литературного чтения в начальной школе и недостаточным использованием в этом процессе межпредметных связей.
На основании выделенного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы потенциальные возможности межпредметных связей в формировании лингвокультурологической компетенции на уроках литературного чтения в начальной школе?
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования лингвокультурологической компетенции в процессе реализации межпредметных связей на уроках литературного чтения в начальной школе.
Объект исследования: процесс формирования лингвокультурологической компетенции.
Предмет исследования: реализация межпредметных связей на уроках литературного чтения в начальной школе как средство формирования лингвокультурологической компетенции.
Гипотеза исследования: мы предположили, что формирование лингвокультурологической компетенции в процессе реализации межпредметных связей на уроках литературного чтения в начальных классах возможно, если:
- отобраны литературные произведения, в которых используются единицы языка с национально-культурным компонентом, прежде всего устаревшие слова, пословицы, фразеологизмы;
- разработаны конспекты интегрированных уроков литературного чтения с целью изучения отобранных литературных произведений, содержащих национально-маркированную лексику.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить особенности формирования лингвокультурологической компетенции в процессе реализации межпредметных связей на уроках литературного чтения в начальных классах.
2. Выявить уровень сформированности лингвокультурологической компетенции учащихся начальных классов.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию лингвокультурологической компетенции в процессе реализации межпредметных связей на уроках литературного чтения в начальных классах .
4. Оценить динамику уровня сформированности лингвокультурологической компетенции учащихся начальных классов.
Для решения обозначенных задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность формирования лингвокультурологической компетенции в процессе реализации межпредметных связей на уроках литературного чтения в начальных классах.
База исследования: ГБОУ СОШ №4 г. о. Сызрань.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию лингвокультурологической компетенции в процессе реализации межпредметных связей на уроках литературного чтения в начальных классах может быть использовано учителями в образовательном процессе.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (29 наименований) и 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 12 таблиц и 2 рисунка. Основной текст работы изложен на 65 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Лингвокультуроведческая компетенция младшего школьника представляет собой интегральное качество обучающегося, включающее мотивационную, когнитивную, операционно-деятельностную и поведенческую составляющие. Материалом для формирования всех компонентов лингвокультуроведческой компетенции являются единицы языка с национально-культурным компонентом значения. Реализация лингвокультурологического подхода на уроках литературного чтения предполагает использование базовых методов и приемов культурологической направленности: культуроведческого фона урока, лингвистического комментирования, лексикографической справки, лингвокультурологического комментария.
На основании исследований Г. Е. Мережко, И. А. Тарасовой, К. Г. Силаковой, И. А. Чиликовой были выделены критерии и показатели сформированности лингвокультурологической компетенции учащихся 4 класса, осуществлён подбор диагностических заданий и проведён констатирующий этап эксперимента.
На констатирующем этапе был выявлен уровень сформированности лингвокультурологической компетенции учащихся 4-х классов. Высокий уровень продемонстрировали 8 учащихся (40%) экспериментальной группы и 8 учащихся (40%) контрольной группы. Средний уровень сформированности лингвокультурологической компетенции показали 9 учащихся (45%) экспериментальной группы и 8 учащихся (40%) контрольной группы. Высокий уровень сформированности лингвокультурологической компетенции выявлен у 3 учащихся (15%) экспериментальной группы и 4 учащихся (20%) контрольной группы
На формирующем этапе было разработано и реализовано содержание работы по формированию лингвокультурологической компетенции на уроках литературного чтения. Работа осуществлялась в процессе реализации межпредметных связей с другими предметами цикла начальной школы: русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки. Широко использовались сказки, былины, малые фольклорные жанры с целью практического освоения заключённой в них лингвокультурологической информации учащимися. Мы развивали у учащихся эмоциональный интерес к произведениям, отражающим культуру и историю русского народа, формировали умение воспринимать слова с национально -культурным компонентом как источник информации о традициях и культуре русского народа, умение находить информацию о национально-культурном компоненте значения слов в тексте, учили пользоваться словарями как источником лингвокультуроведческой информации. Учащимся предоставлялась возможность сочинять собственные тексты с национально- маркированнной лексикой, делиться своими личными впечатлениями , возникшими в ходе обсуждения изучаемого произведения искусства , отражать эмоциональные впечатления в рисунках.
В результате проведения контрольного среза была выявлена следующая динамика уровня сформированности лингвокультурологической компетенции:
- количество детей с низким уровнем сократилось на 30 %;
- количество учащихся со средним уровнем возросло на 5%;
- количество детей с высоким уровнем повысилось на 25%.
Результаты контрольного эксперимента подтверждают эффективность разработанного нами содержание работы по формированию лингвокультурологической компетенции в процессе реализации межпредметных связей на уроках литературного чтения и правильность выдвинутой гипотезы исследования



1. Ахтырская Е Н. К вопросу об ознакомлении младших школьников с изобразительно-выразительными средствами на уроках литературного чтения // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения. Балашов, 2018. С. 40-44.
2. Антипова А. М. Традиции и современные стратегии развития методики преподавания литературы // Литература в школе. 2020. № 6. С. 113-122.
3. Воробьев В. В. Лингвокультурология. Монография. М.: РУДН, 2008. 336 с.
4. Верещагин Е. М., В .Г. Костомаров. Язык и культура. М.: Русский язык, 2015. 1038 с.
5. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М.: Высшая школа, 2017. 656 с.
6. Демичева В. В., Еременко О. И., Яковлева Т. В. К проблеме
использования лингвокультурологического комментирования
художественных текстов на уроках литературного чтения //Начальная школа. 2017. №4. С. 29-39.
7. Дебердеева Т. Х. К вопросу о формировании культуроведческой компетенции [Электронный ресурс] // ВИПКРО. Режим доступа: wiki.vladimir.i-edu.ruZimagesZbZb8ZStat_dederdeeva.doc (дата обращения 29.04.2022)
8. Джеватханова Д. А., Борисова Л. П. Изобразительно-выразительные средства языка как средство развития речи // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2019. № 3. С. 16-18.
9. Завадская А. И. Уроки литературного чтения: от словарной работы к
лингвистическому комментированию // Мир детства в современном образовательном пространстве: сборник статей студентов,
магистрантов, аспирантов. Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2020. Вып. 11, стр. 57-59 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42883727_39275491.pdf(дата обращения 14.04.2022)
10. Захарова Л. И. Использование культуроведческого материала на
уроках русского языка // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://urok.1sept.ru/articles/565670(дата обращения 26.04.2022)
11. Зиновьева Е. И. Лингвокультурология: от теории к практике. СПбГУ; Нестор-История, 2016. 182 с.
12. Маслова В. А. Лингвокультурология : учеб. пособие для студ.
высш. учеб. зав Режим доступа:
http://www.helpforlinguist.narod.ru/200110N0057/MaslovaVA.html(дата обращения 26.04.2022)
13. Мишатина Н. Л. Лингвоконцептология как теоретико-прикладное
направление современной методики обучения языку. Linguistic Concept-Building as a Trend in the Theory and Practical Application of Modern Teaching Methodology [Электронный ресурс] // Университетский научный журнал. Humanities and Science University Journal. № 2 (2012). С. 77-88. Режим доступа:
http://mishatinanl.ucoz.com/index/stati(дата обращения 10.04.2022)
14. Новикова Л. И. Культуроведческий аспект обучения русскому языку в 5-9 классах как средство постижения учащимися национальной культуры: дис. ... д-ра пед. наук. М.: 2005. 515 с.
15. Откидач Н. А. Развитие речи обучающихся изобразительно-выразительными средствами языка // Вестник науки. 2018. Т. 1, № 9. С. 68-69. -
16. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2011. 400 с.
19. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. М.: Изд. Большая Российская энциклопедия, 1999. Т. 2. 860 с.
20. Рогалёва Е. И., Никитина Т Г. Путешествуем по России с русскими пословицами и поговорками. М.: Русский язык. Курсы, 2019. 133 с.
21. Сагды Ч. Т., Дамба И. H., Куулар Р. А. Интегрированный подход в изучении предметов начальной школы // Тувинский государственный университет. Вестник Педагогические науки. 2018. № 4. С. 72-77.
22. Скворцова М. А. Реализация межпредметных связей как условие эффективности обучения младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения // Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. № 6. С. 196-205.
23. Силакова К. Г. Культуроведческий комментарий на уроках русского
языка в начальной школе // Социальная психология личности и акмеология: Сборник статей молодых исследователей. М.: Перо, 2014, С. 253-258 [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary_23231034_47100503.pdf(дата обращения 26.04.2022)
24. Симухина О. И. Особенности ознакомления младших школьников с изобразительно-выразительными средствами языка на факультативных занятиях в курсе литературного чтения в начальной школе // Повышение профессионального мастерства педагогических работников в России: вызовы времени, тенденции и перспективы развития. Иркутск, 2019. С. 127-132.
25. Тарасова И. А., Силакова К. Г. Культуроведческий подход к
анализу литературного произведения в начальной школе // Проблемы филологического образования: сб. науч. тр. Вып. 5 / Под ред.
Л. И. Черемисиновой, И. А. Тарасовой, Н. К. Иванкиной. Саратов: ИЦ Наука, 2013. С. 33-40. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/kulturovedcheskiy-podhod-v-nachalnom- filologicheskom-obrazovanii-kak-faktor-sociokulturnoy-integracii- 2618214.html (дата обращения 26.04.2022)
26. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. М. : Просвещение, 2011. 33 с.
27. Чиликова И. А. Формирование культуроведческой компетенции младших школьников в процессе языкового образования : дисс.... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2016. 251 с.
28. Яковлева Т. В., Демичева В. В., Ерёменко О. И.
Лингвокультурологический комментарий как приём освоения младшими школьниками устаревшей лексики // Инновационные процессы в науке и образовании: монография / Под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. Пенза: МЦНС Наука и Просвещение. 2019. С. 82-93. [Электронный ресурс]. Режим доступаЛйрзУ/паикахр.ги^р-
content/uploads/2019/05/%D0%9C%D0%9E%D0%9D-100.pdf (дата
обращения 29.04.2022)
29. Усманова Г. М. Методика преподавания литературы // Academic research in educational sciences. - 2021. - Т. 2, № 4. - С. 300-308.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ