Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологический анализ ментальности личности инноватора 11
1.1. Ментальность личности: комплексный подход 11
1.2. Представления о личности инновационного типа: зарубежные и
отечественные теории 16
Глава 2. Инноваторы в современном российском обществе: степень распространенности и особенности ментальности 25
2.1. Инновационный слой в г. Тольятти: социологический анализ 25
2.2. Жизненные траектории и особенности ментальности современных
российских инноваторов 37
Заключение 52
Список используемой литературы и источников 55
Приложение 1 61
Приложение 2 67
Приложение 3 79
Приложение 4
Актуальность темы исследования. В постиндустриальном обществе все сферы жизнедеятельности человека охвачены преобразованиями и нововведениями. Главной тенденцией и стратегической перспективой динамичного социально-экономического прогресса XXI века становится социально ориентированное развитие - модернизация в экономике, политике и общественных отношениях, направленная на расширяющееся воспроизводство социального и человеческого потенциала.
Невообразимый всплеск инновационных преобразований охватил современное постиндустриальное общество. В корне изменяются технологические уклады и поколения техники, стратегии управления и дидактические системы, информационные и психолого-педагогические технологии, появляются новые стили мышления, типы поведения, образы действия, новые обычаи и нравы. В современном социальном государстве именно социальные инновации формируют инновационную среду, которая способствует научно-техническим, технологическим и информационным нововведениям, гарантируют их ускорение, повышение эффективности использования новейшей техники и технологий, сокращение инновационных издержек.
Новая экономика выносит на первый план людей, которые обладают творческими амбициями, профессионализмом, способных выйти за рамки тех функций и ролей, в которых они заменяемы. Происходит переход от технократической к антропоцентрической организации производства и труда. Инноватор становится неотъемлемой частью современного общества, рыночной экономики, способствует развитию предпринимательской деятельности в целом. Чтобы соответствовать существующей ныне эпохе инновационного развития, человеку нужно обладать определенным набором личных качеств, ценностей и установок, благодаря которым человек может эффективно участвовать в инновационных процессах.
В научных исследованиях понятие «инновация» появилось в XIX веке. В частности, в этнографии оно использовалось для обозначения самостоятельно разработанного или заимствованного из чужой культуры элемента, который, качественно отличаясь от существующих, тем не менее внедрялся в традиционную среду. И уже в ХХ веке данный термин часто и широко используется в различной научной литературе.
Также важно рассмотреть понятие ментальности. Ментальность сформирована совокупностью бессознательных процессов, складывающихся в ходе приспособления человеческого коллектива (этноса) к окружающей природно-социальной среде и выполняющих в этнической культуре роль основных механизмов, ответственных за психологическую адаптацию этноса к окружающему миру. Эти бессознательные образы обусловливают характер действия человека в мире.
В современном обществе происходит интенсификация инноваций. Их скорость и объем настолько велики, что общество не успевает адаптироваться к одним изменениям, как уже происходят другие. Инноваторы заинтересованы в том, чтобы оказаться в числе тех, кто лидирует в этих процессах, способствуя социально-экономическому развитию и наращиванию собственного экономического капитала.
Сущность проблемы инновационного поведения заключается в том, что по природе своей оно может и должно быть понято как явление сверх адаптивного порядка, но остается без объяснения мотивация выхода человека «за пределы» устоявшихся норм, традиций, установок, стереотипов, требований ситуации и так далее. Ситуация усугубляется тем, что проблему побуждения инновационного поведения нельзя решить путем анализа мотивации, с помощью которых люди пытаются объяснить основания проявленных ими «запредельных» поведенческих форм.
Инноваторы поглощены воплощением какой-либо идеи в жизнь, однако, подчас они не задумываются о последствиях изменений для общества в целом. Поэтому нельзя забывать о морально-этических аспектах инновационной деятельности. В связи с этим ментальность личности инноватора представляет собой наиболее важный феномен для глубинного изучения.
Степень разработанности проблемы. Изучением темы ментальности занимались многие исследователи, данной проблематике отведено множество работ, монографий и статей. B. А. Маслова под «ментальностью» понимала миросозерцание в категориях и формах родного языка, которые соединяют в себе интеллектуальные, духовные и волевые качества национального характера в типичных его проявлениях.
Л. Пушкарев в своей работе «Понятие «менталитет» в современной зарубежной историографии» делает акцент на то, что менталитет регулирует не мышление человека, а его поведение, отношение к миру. C. Б. Переслегин рассматривает 7 основных факторов, которые определяют тип ментальности личности.
В.Е. Семенов и Л.Г. Бызов отмечают полиментальность российского социума, а также приводят свои классификации российского менталитета.
Проблематике инноваций посвящено множество работ как зарубежных исследователей, так и российских. Она нашла свое отражение в работах таких известных зарубежных ученых, как У. Томаса, Ф. Знанецкого, Й. Шумпетера, Э. Дандона, Р. Мертона, П. Шомпки, Г. Тарда, Э. Хагена и других [32;35;6;40;42;31;38].
Социологи У. Томас и Ф. Знанецкий изучали поведение индивида при освоении им инноваций, а также выделяли три типа личности, различных по творческому потенциалу.
Й. Шумпетер трактовал понятие «инновация» как новую комбинацию производственных факторов, а также разработал «инновационную теорию предпринимательства». Особое внимание Йозеф Шумпетер уделял новаторам, которые являются активным элементом процесса экономического развития страны.
Э. Хаген, в свою очередь, рассматривает понятие «инновационная личность», как предпосылку преумножения экономического роста, распространения предпринимательства и скапливания капитала.
Проблематика инноваций также рассматривалась в ряде работ российских исследователей - Т.Н. Ивановой , Ю.А. Карповой , Н.Д. Кондратьева , Ю.А.Крикуновой , Н.И. Лапина , П.А. Сорокина , Е.В. Желниной и других.
По мнению Н. И. Лапина, во все времена и в любом социуме главными распространителями и носителями инновационной деятельности являются творческие, инновационно заряженные личности.
Ю.А. Карпова рассматривает инновационную личность - личность, которая создаёт современность, которая может оказать влияние на ход социального развития.
Исследования как российских, так и зарубежных исследователей направлены на выявление сущностных черт инноваций как социального феномена; анализ факторов, которые способствуют появлению инновационных изменений; поиск типов и форм инновационного поведения; осмысление проблем инновационной восприимчивости, инновационного потенциала, инновационной готовности индивидов и групп к инновационным преобразованиям в разных социальных подсистемах и т. д. В настоящее время растет количество работ, направленных на выработку путей инновационного развития современных обществ, а также эффективного управления инновациями в разных сферах жизни социума. Однако малоизученной остается тема ментальности личности инноватора в постиндустриальном обществе.
Цель работы - анализ ментальности личности инноватора в современном российском обществе.
Объектом данного исследования является личность инноватора.
Предмет исследования - особенности ментальности инноватора в современном российском обществе.
Задачи исследования:
1. Изучить методологические источники анализа ментальности в философии и социологии;
2. Систематизировать теоретические основы исследования личности инновационного типа в зарубежной социологии;
3. Проанализировать представления об особенностях функционирования инноваторов в России;
4. Выявить основные типы и стратегии инноваторов в России.
Теоретико-методологическая база исследования. Содержание и специфику научного исследования в значительной степени определяют подходы: феноменологический, социокультурный, деятельностный
Феноменологический подход (Г. Тард, Э. Роджерс) позволяет изучить не столько действительность, сколько то, как эту действительность воспринимают люди в повседневной жизни. С помощью данного подхода можно рассмотреть отношение людей к инновациям, инновационной деятельности.
Социокультурный подход (П.А. Сорокин, Н.И. Лапин, В. Немировский) позволяет выявить и изучить важнейшие детерминанты мотивации и поведения людей, которыми выступают общество и культура в их органическом взаимодействии. При помощи данного подхода можно рассмотреть мотивацию инновационного поведения личности в современном российском обществе.
Деятельностный подход (Ф. Знанецкий, П. Бурдье, Э. Гидденс). Отведение особой роли деятельностным субъектам - людям: лидерам, реформаторам - позволяет максимально адекватно описать содержание социального мира и учесть в изучении социальных процессов многовариантные траектории изменений при их радикальном характере. С помощью данного метода можно рассмотреть влияние инновационного поведения личности на современное российское общество.
Гипотеза исследования: в условиях интенсификации социокультурных глобализационных процессов и необходимости консолидации общественных сил в процессе установления стабильности в российском обществе ментальность личности инноватора характеризуется повышением ценности самореализации, индивидуализмом, желанием изобретать новое и уникальное.
Методы исследования: вторичный анализ социологического исследования, анкетный опрос, анализ биографий и вторичный контент-анализ журналистских интервью.
Эмпирическая база исследования. В ходе анкетного опроса изучается выборочная совокупность в размере 100 респондентов, по типу выборка целевая, где единицами отбора выступят индивиды двух групп: 50 чел. - респонденты 18-35 лет, 50 чел. - респонденты старше 36 лет. Во втором исследовании мы применяли синтез двух методов: устная история и контент- анализ N=6 человек.
Апробация работы:
1. Научно-методический электронный журнал «Концепт» (сентябрь 2018).
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемой литературы и источников и приложения.
В современном постиндустриальном обществе происходят преобразования в области экономики, политики и в сфере общественных отношений. Инновационные изменения полностью охватывают современное общество. Происходит переход от технократической организации труда к антропоцентрической. На первый план в экономике, политике, общественных отношениях выходят люди, которые обладают определенным набором личных качеств, таких как: профессионализм, творческая амбициозность, готовность рисковать, направленность ценностей и установок на совершенствование в профессиональной деятельности, что помогает им соответствовать ныне существующей эпохе инновационного развития и эффективно участвовать в инновационных процессах.
Итак, в процессе написания выпускной квалификационной работы мы достигли поставленных задач. В ходе исследования мы изучили степень распространенности и особенности ментальности инноваторов в современном российском обществе.
Инновационный слой - это слой населения, который в большей мере и наилучшим образом освоил современные социокультурные практики. Данный слой характеризуется: использованием новых технологий, оптимизацией своего времени, активным финансовым поведением, заботой о своем здоровье и внешности и стремлением к расширению жизненного горизонта. Ориентируясь на контрольные вопросы, мы пришли к выводу, что в среднем около 10 % опрошенных нами респондентов можно отнести к инновационному слою - они более открыты и предрасположены к инновационной деятельности.
Данные респонденты характеризуются такими качествами как: активность, целеустремленность, креативность, ответственность и самореализация. Представители данного слоя более компетентны в использовании технических новинок, в большинстве отлично или хорошо владеют современной компьютерной техникой. Они посвящают свое свободное время чтению книг, журналов, web-сайтов; активному спорту (велосипед, сноуборд и т.д.); уделяют большое количество времени развивающим играм с детьми, стараются, чтобы дети получали не только уход, но и полноценное внимание, любовь, гармоничное воспитание и всестороннее развитие.
Анализируя биографии и интервью современных российских инноваторов, мы пришли к выводу, что они имеют схожие моменты в биографии и социализации. Так, например, все рассмотренные нами деятели имеют высшее образование и посвящают обучению значительную часть своего времени, видят в нем существенную ступень развития. Также в жизни каждого из них был «наставник», который подтолкнул их к деятельности, повлиял на мировоззрение и становление в жизни. Также они склонны к риску, избегают рутинной работы, что позволяет им не бояться менять род своих занятий и приоритеты в профессиональной деятельности. Инноваторы ориентированы на здоровый образ жизни, негативно относятся к злоупотреблению алкоголем, наркотиками и курением. Они обладают такими качествами как: активность, позитивность, целеустремленность, упорство и рискованность. Для них важна польза от внедренного ими продукта или проекта как для них самих, так и для общества в целом.
Таким образом, поставленная нами в начале работы гипотеза о том, что в условиях интенсификации социокультурных глобализационных процессов и необходимости консолидации общественных сил в процессе установления стабильности в российском обществе ментальность личности инноватора характеризуется повышением ценности самореализации, индивидуализмом, желанием изобретать новое и уникальное, подтвердилась частично. Не подтвердилась та часть гипотезы, которая связана с представлением о личности инноватора, как о индивидуалисте. Индивидуализм означает, что индивид признает приоритет своих интересов над коллективными или институциональными. В ходе нашего исследования мы выяснили, что современные российские инноваторы в большей степени думают не только о своих интересах и выгоде, но и о пользе для общества в целом.
Как итог, цель нашей работы - анализ ментальности личности инноватора в современном российском обществе была достигнута. Мы выяснили какими качествами обладают инноваторы, какие имеют ценности, что толкает их на создание чего-то нового, что является важным в современном российском обществе, так как инноваторы играют важную роль в экономическом развитии страны.
Ментальность личности современного российского инноватора представляет собой специфический образ мышления, предопределяющий его жизненную позицию, направленную на несогласие с существующим положением вещей и соответственно на преобразование внешнего мира путем изобретения и внедрения специально созданных для этого способов. Нами было установлено, что современными российскими инноваторами движет не только и не столько коммерческая составляющая успешности внедрения того или иного проекта, сколько желание сделать этот мир лучше. Кроме того, высокий уровень эмоциональной энергии и вместе с тем творческий потенциал инноваторов позволяют им успешно осуществлять свою профессиональную деятельность долгие годы.
1. Абрамов Р. Н., Зудина А. А. Социальные инноваторы: досуговые практики и культурное потребление // Мониторинг общественного мнения. - 2010. - С. 134 - 142.
2. Аверянов Ю. И. Политология: энциклопедический словарь. Изд-во Московского коммерческого университета. - 1993. - 431 с.
3. Бурдье П. Биографическая иллюзия / пер. с фр. Е. Ю. Мещеркиной // ИНТЕР: ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2002. № 1. С. 75 - 84.
4. Бутенко А.П., Колесниченко Ю.В. Менталитет россиян и евразийство: их сущность и общественно-политический смысл // Социологические исследования. - 1996. - № 5. - С. 94.
5. Визгин В.П. Ментальность, менталитет // Современная западная философия: Словарь. - М.: Интрада, 1991. - С. 176.
6. Волчек Н.З. Процесс модернизации социокультурных ценностей...// Социокультурные проблемы инновационного развития общества. - СПб.: Нестор-История, 2014. - С. 25 - 49.
7. Дандон Э. Инновации: как определять тенденции и извлекать выгоду. - 2006. - 304 с.
8. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998. - 208 с.
9. Друкер П. Бизнес и инновации. Изд-во ИД «Вильямс. - 2007. - 432 с.
10. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. - 1993. - № 5. - С. 20 - 29.
11. Желнина Е. В., Ростова А. В. Инновационная открытость населения: концептуализация понятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - С. 1 - 6.
12. Завадовский В. В. Философия и методология инновационного процесса // Инновации. - 2011. - № 7. - С.69 - 73.
13. Иванова Т.Н. Инновационные параметры концептуальной модели в системе принципов современного социально-трудового пространства Самарского региона // Приоритетные направления развития социологии в XXI веке: к 25-летию социологического образования в России: сб. материалов IX Международной научной конференции «Сорокинские чтения», Москва, 04-05 декабря 2014 г. М: Московский университет, 2014. - С. 280 - 283.
14. Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики. - СПб. - 2004. - 185 с.
15. Кирилов М. Н. Инновационное качество экономики России // Вестник НГИЭИ. - 2014. - С. 63 - 75.
16. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Исследование инновационного
потенциала личности: концептуальные основания // Сибирский
психологический журнал. - 2009. - С. 6 - 12.
17. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. - M.: Наука. - 1989. - 523 с.
18. Косов А.В. Ментальность как мировоззренческая система и компонента мифосознания // Методология и история психологии. - 2007. - Том 2. - № 3. - С .75 - 90.
19. Крикунова Ю.А. Инновационная деятельность телеведущего в процессе
социальной коммуникации // Сборник тезисов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Инновационная активность современных промышленных предприятий: междисциплинарные научные подходы, результаты исследований, опыт социальных преобразований» 26-27 сентября 2013 г./ Отв. ред.
Е.В.Желнина. - Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2013. - 370 с.
20. Крикунова Ю.А. Личность телеведущего как социального инноватора // Сборник тезисов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Отв. ред. Е.В. Желнина. - Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2013. - 370 с.
21. Крикунова Ю.А. Личность телеведущего в инновационном пространстве регионального телевещания // Сборник тезисов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Отв. ред. Е.В. Желнина. - Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2013. - 370 с.
22. Лапин Н.И. Теория и практика инноватики. - М.: Логос,
Университетская книга. - 2008. - 328 с.
23. Маслова В. А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.
24. Немов Р. С. Психология. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС. - 2003. - 684 с.
25. Пушкарев, Л. Н. Понятие «менталитет» в современной зарубежной историографии // Российская ментальность: методы и проблемы изучения. - М., 1999. - С. 81 - 82.
26. Переслегин С.Б. Менталитет // Соционика, психология и межличностные отношения: человек, коллектив, общество. - 2007. - N 3. - С. 26 - 36.
27. Ричард Флорида «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» // The Rise of The Creative Class and How It's Transforming Work, Leisure, Community and Everyday Life. - Классика-XXI, 2005. - 430 с.
28. Рябов А.В., Курбангалеева Е.Ш. Базовые ценности россиян: Социальные
установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы. - М.: Дом
интеллектуальной книги, 2003. - 448 с.
29. Семенов В.Е. Православие как имманентная национальная идея Росссии [Текст] // Современные проблемы российской ментальности. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. Е.В. Семенов. - СПб.: Астерион, 2005. - С. 137 - 140.
30. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. - Спб.: Изд-во РХГИ, 2000. - 681 с.
31. Социокультурные процессы в Восточной Сибири (на материалах социологических исследований в Красноярском крае и Республике Хакасия в 2009 - 2011 гг.): монография / отв. ред. А.В. Немировская. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. - 222 с.
32. Социология инноватики: электронное учебно-методическое пособие/
Ю.А. Карпова [и др.]. - Тольятти; Изд-во ТГУ. - 2015. - 70 с.
33. Тард Г. Законы подражания/ Пер. с фр. Ф.Павленков. Академический
проект. - 2011. - 304 с.
34. Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки // Американская
социологическая мысль. - М. - 1994. - 496 с.
35. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм,
демократия. М.: Эксмо. - 2007. - 864 с.
36. Яголковский С. Р. Психология инноваций: подходы, модели, процессы. -
2013. - 350 с.
37. Яковлева Н.Ф. Социологическое исследование: учеб. пособие. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 250с.
38. Биография - Алферов Жорес Иванович [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.biograph.rU/index.php/whoiswho/1/4742-alferov[Дата обращения: 14.05.2018].
39. Биография - Герман Греф [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://finparty.ru/personal/german-gref/[Дата обращения: 12.05.2018].
40. Владимир Пирожков. Пассионарий [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.4living.ru/items/article/vladimir-pirozhkov-passionarii/
[Дата обращения: 12.05.2018].
41. Дмитрий Чугунов: «СтопХам» - это не проект, это справедливость!»
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nasha-
molodezh.ru/society/dmitriy-chugunov-stopham-eto-ne-proekt-eto- spravedlivost.html [Дата обращения: 14.05.2018].
42. Журнал Forbes [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.forbes.ru/forbes/issue/2011-07/70318-kod-pavla-durova [Дата
обращения: 14.05.2018].
43. Журнал Forbes [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.forbes.ru/photogallery/333321-25-samyh-dorogih-rukovoditeley- kompaniy-ezhegodnyy-reyting-forbes?photo=4 [Дата обращения:
14.05.2018].
44. Журнал Forbes [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.forbes.ru/rating/360355-200-bogateyshih-biznesmenov-rossii-2018[Дата обращения: 14.05.2018].
45. Интервью дня. Павел Дуров — о взрослении, эмоциях и работе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://secretmag.ru/news/durov- 08-02-2016.htm[Дата обращения: 14.05.2018].
46. Ментальность [Электронный ресурс] // Фонд знаний «Ломоносов». - Режим доступа: http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0134513[Дата обращения: 08.11.2017].
47. О научных достижениях и целях: юбиляр Жорес Алфёров дал интервью
НТВ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.ntv.ru/novosti/1358916/[Дата обращения: 12.05.2018].
48. РИА Новости [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://ria.ru/economy/20180413/1518614444.html [Дата обращения:
12.05.2018].
49. Секреты успеха - Дмитрий Чугунов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=-JOy3jz63G8[Дата обращения: 10.05.2018].
50. Скорость русского фотона [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.warandpeace.ru/ru/commentaries/view/57797/[Дата обращения: 16.05.2018].
51. Фонд «Общественное мнение» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bd.fom.ru[Дата обращения: 08.12.2017].
52. Центр стратегических разработок [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.csr.ru[Дата обращения: 09.12.2017].
53. Everett H. Entrepreneurship: Critical Perspectives of Business and Management. London: Routledge. - 2002. - P. 112 - 158.
54. Hellstroem Т. Innovation as Social Action // Organization. Vol. 11. - 2004. - P. 631 - 649.
55. Merton R. Social Structure and Anomie// American Sociological Review. Vol.
3. - 1938. - P. 672 - 682.
56. Rogers E. M. Diffusion of Innovations. New York, Free Press of Glencoe. - 1962. - 367 p.
57. Sztompka P. The Sociology of Social Change. - 1993. - 368 p.