Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством игровых технологий 10
1.1 Проблема формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом в психолого-педагогических исследованиях 10
1.2 Игровые технологии как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом навыков самообслуживания 16
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством игровых технологий 29
2.1 Выявление уровня сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 29
2.2 Содержание и организация работы по формированию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством игровых технологий 41
2.3 Динамика уровня сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 55
Заключение 67
Список используемой литературы 69
Приложение А Список детей, участвующих в исследовании 72
Приложение Б Комплекс игровых технологий 73
Приложение В Виды используемых тренажеров 74
Приложение Г Памятка для родителей 75
Приложение Д Буклет с консультацией для педагогов 76
Приложение Е Индивидуальные профили формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 77
Детский церебральный паралич - это целая группа двигательных расстройств. Причиной этого заболевания является прежде всего повреждение мозговых структур. Основными симптомами являются повышенный мышечный тонус, нарушение равновесия и осанки, неконтролируемые движения, судороги. Психическое развитие или задержанное, или с серьезными интеллектуальными нарушениями. Очень часто сопровождается нарушениями зрения и слуха.
Такие дети не могут развиваться без специально организованной помощи специалистов разного профиля. Прогноз дальнейшего развития зависит от состояния двигательных умений и формы детского церебрального паралича ребенка. Описанный симптомокомплекс обуславливает не только задержку в психическом развитии, но и отсутствие сформированности элементарных навыков самообслуживания. Ведущим в уровне сформированности данных навыков является уровень развития мелкой моторики пальцев рук.
Одним из основных разделов реабилитации детей с детским церебральным параличом является формирование навыков самообслуживания. Важность умения обслуживать себя и обходиться собственными силами в жизни и его развитие подчеркивается большинством ученых и практиков. Независимость от других дает ребенку духовные и физические силы, а главное мотивацию к движению вперед. У него увеличивается круг интересов, жизненная позиция становится активней.
Многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи занимались изучением проблемы воспитания и психолого-педагогического сопровождения детей с детским церебральным параличом. Это известные ученые М.В. Ипполитова, Т.И. Серганов, К.А. Семенова, Л.М. Шипицина. Формирование навыков самообслуживания у детей с недостатками в психофизическом развитии это отдельная тема для изучения. Ее рассматривали А.М. Буркова, А.В. Киселева, Н.А. Полетаева-Дубровина, Е.А. Шилович.
Эффективными приемами для формирования навыков самообслуживания являются педагогические игры. Они позволяют в игровой форме решать разнообразные образовательные задачи. Педагогическими играми называют игровые технологии в образовании. Для развития навыков самообслуживания можно применить все виды игровых технологий: воспитывающие, дидактические, развивающие, социализирующие. Игровые технологии изучались Е.И. Касаткиной, З.А. Михайловой, Б.П. Никитиным.
На основании вышеизложенного, нами были выявлены противоречия между:
• необходимостью формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом и недостаточным использованием игровых технологий для данного процесса;
• наличием программ по формированию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и отсутствием этих программ для детей с детским церебральным параличом.
На основе выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования: каковы возможности игровых технологий в формировании навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством игровых технологий.
Объект исследования: процесс формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Предмет исследования: формирование навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством игровых технологий.
Гипотеза исследования: формирование навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством игровых технологий будет возможно, если:
• отобраны игровые технологии в соответствии с показателями сформированности навыков самообслуживания;
• реализована индивидуальная коррекционно-развивающая работа по формированию навыков самообслуживания посредством игровых технологий;
• организована работа с родителями воспитанников по обучению приемам формирования навыков самообслуживания.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом в современных исследованиях.
2. Определить комплекс диагностических заданий, критериев, показателей и уровни сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством игровых технологий.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• положения о воспитании детей с детским церебральным параличом (Р.Д. Бабенкова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова);
• положения о сложной структуре дефекта при аномальном развитии (Л.С. Выготский, Г.Я. Трошнин);
• исследования, посвященные изучению формирования навыков самообслуживания у детей с детским церебральным параличом (И.Ю. Левченко, А.Р. Маляр, И.И. Мамайчук, Е.В. Моржина);
• исследование возможностей игровых технологий в формировании навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья (Л.И. Сайгушева, И.С. Стряпухина).
В исследовании использовались следующие методы:
• методы теоретического исследования: анализ общей и специальной педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования;
• психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
• анализ и интерпретация данных (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Экспериментальная база исследования: исследование проводились на базе МБУ детского сада № 197 «Радуга», г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 10 детей с детским церебральным параличом.
Организация и этапы исследования.
Первый этап - поисково-аналитический (2020 - 2021 гг.). Определение проблемы исследования, научного и понятийного аппарата; составление программы исследования; анализ теоретических источников; определение показателей и уровней развития навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Второй этап - экспериментальный (2021 - 2022 гг.). Разработка и апробация содержания работы по формированию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством игровых технологий в процессе комплексной коррекции.
Третий этап - аналитико-обобщающий (2022 г.). Обработка, анализ и интерпретация результатов проведенного эксперимента, выводы по результатам работы, обобщение, систематизация и оформление материалов магистратской диссертации.
Научная новизна исследования заключается в описании возможностей игровых технологий в формировании навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом в коррекционно-развивающей работе.
Теоретическая значимость исследования:
• описаны содержательные характеристики уровней сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом;
• обосновано содержание работы по формированию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством игровых технологий.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования на практике педагогами разработанных игровых технологий по формированию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались исходными теоретико-методологическими положениями психологии, педагогики и дефектологии; соответствием комплекса методов исследования цели, задачам и логике исследования; личным участием автора в основных этапах исследования, положительным результатом коррекционно-развивающего обучения.
Личное участие автора в исследовании выражено в изучении теоретического состояния проблемы, выявления уровня сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом; организации экспериментальной работы по формированию навыков самообслуживания у детей с детским церебральным параличом посредством игровых технологий.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях: научно-практическая конференция «Студенческие Дни науки в ТГУ» (2021 г., 2022 г.), отчетные конференции по практике. По итогам исследования опубликованы четыре статьи.
Положения, выносимые на защиту.
1. Формирование навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом осуществляется посредством комплекса игровых технологий, подобранных в соответствии с показателями навыков самообслуживания, с учетом уровня развития и формы детского церебрального паралича.
2. Формирование навыков самообслуживания посредством игровых технологий у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом реализуется с опорой на индивидуальный профиль специалистами дошкольной образовательной организации при автоматизации навыков родителями в домашних условиях.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 2 рисунка, 15 таблиц, список используемой литературы (34 источника) и 6 приложений. Основной текст работы изложен на 71 странице.
Анализ специальной литературе показал, что детский церебральный паралич характеризуется сочетанием триады расстройств: двигательных, психических и речевых, с сопутствующими нарушениями зрения, слуха и сенсомоторной чувствительности. В основном в семьях часто присутствует гиперопека, в результате которой снижается степень самостоятельность детей, не формируются навыки самообслуживания.
Таким образом можно отметить, что экспериментальная работа по проблеме формирования навыков самообслуживания занимает важное место в коррекционной развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ДЦП. В исследовании участвовали 10 детей старшего дошкольного возраста с различными формами ДЦП спастическая диплегия, сколиотическая осанка, анизаметрия глаз, умеренно-выраженные нарушения, задержка моторного развития, дефицитарное развитие ОДА (стойкие двигательные нарушения в нижних конечностях). Проведенное нами исследование показало состоятельность выдвинутой гипотезы и позволяет сделать следующие выводы.
Эффективность формирования навыков самообслуживания у детей с детским церебральным параличом является одним из ключевых факторов для адаптированной жизни, что дает в дальнейшем ребенку, независимость, уверенность в себе и своем бедующем.
Экспериментальная работа по формированию навыков самообслуживания включала в себя:
• диагностику формирования двигательных навыков и навыков самообслуживания,
• применение коррекционной методики на основе игровых технологий,
• консультации родителей по формированию навыков самообслуживания,
• информационную поддержку семей с ДЦП.
В ходе проведения констатирующего эксперимента были определены показатели и уровни сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом. Анализ показал, что большинство детей (50%) не имеют достаточных навыков в самообслуживании.
Формирующий этап показал, что при организации работы посредством игровых технологий, при совместном вовлечении в работу педагогов и родителей, а также обогащении развивающей предметно-пространственной среды необходимыми алгоритмами, схемами, атрибутами у детей формируются не только навыки самообслуживания, но и координация движений, внимания, усидчивость, память, умение контролировать свое поведение.
На контрольном этапе выявлено, что формирование навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством игровых технологий обладает высокой эффективностью, что получило свое подтверждение в ходе повторной диагностики. Таким образом гипотеза исследования доказана.
1. Арсентьева В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учебное пособие. Москва : Форум, 2015. 144 с.
2. Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. М. : Просвещение, 2012. 134 с.
3. Бейкер Б. Л., Брайтман А. Д. Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. М. : Теревинф. 2006. 497 с.
4. Бронников В. А. Детский церебральный паралич: справочное издание. Пермь : Здравствуй, 2000. 254 c.
5. Буре Р. С. Дошкольник и труд. СПб.: Детство-Пресс, 2004. 64 с.
6. Венгер Л. А. Психическое развитие детей в игре. М. : Просвещение, 1986. 109 с.
7. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014. 38 с.
8. Выготский Л. С. Собрание сочинений: Детская психология. М. : Педагогика, 1984. 432 с.
9. Гусарова Е. Н., Соколова Е. А. Формирование самостоятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 1. С. 110-112.
10. Ипполитова М. В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. М. : Просвещение, 1993. 52 с.
11. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ // Управление ДОУ. 2012. №5. С. 36-38.
12. Киселева А. В., Шилович Е. А. Формирование навыков самообслуживания и бытового труда у детей с особенностями психофизического развития // Специальная педагогика. 2016. № 1 (108). С. 36-42.
13. Лагойкина О. О. Особенности формирования навыков самообслуживания у детей со сложными нарушениями развития // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». 2018. № 6. С. 50-53.
14. Лысогорова Л. В., Салдаева Е. Н. Технология организации образовательной деятельности с дошкольниками, направленная на формирование инициативности и самостоятельности // Научный вектор на Балкане. 2018. № 1. С. 64-66.
15. Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? М. : Промтей, 2013 52 с.
...