РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ КОНСТРУИРОВАНИЯ
|
Введение
Глава 1 Теоретические основы развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством конструирования
1.1Особенности развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
1.2Конструирование как средство развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством конструирования
2.1Выявление уровня развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
2.2Организация и содержание работы по развитию произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством конструирования
2.3Динамика уровня развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Характеристика выборки исследования
Приложение Б Общие результаты выполнения диагностических заданий констатирующего этапа
Приложение В Общие результаты выполнения диагностических заданий контрольного этапа
Глава 1 Теоретические основы развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством конструирования
1.1Особенности развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
1.2Конструирование как средство развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством конструирования
2.1Выявление уровня развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
2.2Организация и содержание работы по развитию произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством конструирования
2.3Динамика уровня развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Характеристика выборки исследования
Приложение Б Общие результаты выполнения диагностических заданий констатирующего этапа
Приложение В Общие результаты выполнения диагностических заданий контрольного этапа
Актуальность исследования подтверждается целевыми ориентирами современного образования, указывающими на важность развития внимания у дошкольников с задержкой психического развития. Тем самым, предполагается, что работа по изучению развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития позволит определить эффективные психолого-педагогические средства. В работе с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития эффективно использовать продуктивные виды детской деятельности, например, такие как конструирование. Данный вид детской деятельности не только является интересным для детей, но также позволит повысить уровень развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Давно известно, что внимание не только особое, но и важное свойство человеческой психики. Внимание невозможно без развития мышления, восприятия, памяти. Ребенок не может быть просто внимательным, поскольку внимание зависит от избирательности сознания на выполнение определенной деятельности, в том числе внимание зависит от органов, чувств, которые влияют на процесс запоминания. Говорить о внимании можно только применительно к какой-нибудь деятельности практической или теоретической. Конструированию в этом процессе принадлежит особая роль из-за её огромного эмоционального воздействия на детей, когда эмоции и заинтересованность являются главным регулятором активизации внимательности. Поэтому занятия по конструированию, становятся особенно значимыми, так как служат всестороннему развитию личности детей 6-7 лет с задержкой психического развития, в частности, развитию внимания.
Основополагающее значение для осмысления роли конструирования в развитии внимания имеют исследования Л.Г. Арчажниковой, Н.А. Метлова, О.П. Радыновой, К.В. Тарасовой. Однако конструирование с точки зрения целенаправленного развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития исследовалась мало и фрагментарно, обобщающих публикаций практически нет. Анализ изучения проблемы показал, что на современном этапе пока не существует педагогической системы развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством конструирования. В психолого-педагогической литературе не определена структура способностей к конструированию, не разработаны методика и психолого-педагогические условия их целенаправленного применения с учетом психофизиологических возможностей детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
В последнее время активно развиваются экспериментальное изучение произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Во многих работах (Л.А. Венгер, Т.А. Власова, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Н. Ланге, А.В. Петровский, М.С. Певзнер) указывается, что произвольное внимание играет большую роль в развитии детей с задержкой психического развития. В связи с этим произвольное внимание нередко становилось объектом психологического изучения. Вместе с тем как уже было сказано выше, в настоящее время недостаточно изучено развитие произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством конструирования, что делает исследование весьма актуальным.
Теоретический анализ проблемы развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством конструирования позволил выявить противоречия:
- между необходимостью развития произвольного внимания у детей 6
7 лет с задержкой психического развития и недостаточным использованием возможностей конструирования с этой целью у данной категории детей;
- между наличием трудностей в подборе заданий по развитию произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития, встающих перед педагогами при обучении конструированию и недостаточностью методических рекомендаций по развитию данного вида внимания посредством конструирования у данной категории детей.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы возможности конструирования в развитии произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития?
Цель: теоретически обосновать и экспериментально изучить
возможности конструирования в развитии произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: конструирование как средство развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: развитие произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством конструирования будет возможным, если:
-подобран игровых заданий по конструированию в соответствии с показателями произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
-определены приемы педагогического руководства
конструированием, направленные на развитие произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
-проведены интерактивные мероприятия для родителей, с целью вовлечения их в работу по развитию произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством конструирования.
2.Выявить уровень развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3.Определить и апробировать содержание работы по развитию произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством конструирования.
4.Оценить динамику развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Методы исследования:
-теоретические (анализ психолого-педагогической, методической литературы, интерпретация, обобщение опыта);
-эмпирические (психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий, контрольный этапы; методы психологической диагностики произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития);
-методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования, представление материалов исследования в виде диаграмм и таблиц).
Теоретической основой исследования явились:
-исследования в области развития произвольного внимания у
детей 6-7 лет (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, И.В. Дубровина, О.Ю. Ермолаев, Е.П. Ильин, С.С. Левитина, Р.С. Немов,
А.В. Петровский, Т. Рибо);
-исследования в области изучения возможностей конструирования (А.Н. Давидчук, Л.В. Куцакова, А.Р. Лурия, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддьяков);
-исследования в области коррекционно-педагогической работы с детьми с 6-7 лет с задержкой психического развития (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, Е.А. Стребелева, С.Г. Шевченко, К.В. Демьянов, Л.И. Переслени).
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей конструирования в развитии произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в работе уточнены особенности, уровни и показатели развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития; разработаны игорвые задания по конструированию, которые могут составить основу для более развернутых научных представлений о методах и средствах развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость работы заключается в результатах исследования, методах диагностики, разработанном содержании работы по развитию произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством конструирования, в игровых заданиях по конструированию, которые могут использоваться педагогами-дефектологами дошкольных образовательных организациях.
Экспериментальная база исследования. ГБОУ школа-интернат № 2 городского округа Жигулевск. В исследовании принимали участие 10 детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (33 источника), 3 приложений. Работа содержит 2 рисунка и 11 таблиц.
Давно известно, что внимание не только особое, но и важное свойство человеческой психики. Внимание невозможно без развития мышления, восприятия, памяти. Ребенок не может быть просто внимательным, поскольку внимание зависит от избирательности сознания на выполнение определенной деятельности, в том числе внимание зависит от органов, чувств, которые влияют на процесс запоминания. Говорить о внимании можно только применительно к какой-нибудь деятельности практической или теоретической. Конструированию в этом процессе принадлежит особая роль из-за её огромного эмоционального воздействия на детей, когда эмоции и заинтересованность являются главным регулятором активизации внимательности. Поэтому занятия по конструированию, становятся особенно значимыми, так как служат всестороннему развитию личности детей 6-7 лет с задержкой психического развития, в частности, развитию внимания.
Основополагающее значение для осмысления роли конструирования в развитии внимания имеют исследования Л.Г. Арчажниковой, Н.А. Метлова, О.П. Радыновой, К.В. Тарасовой. Однако конструирование с точки зрения целенаправленного развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития исследовалась мало и фрагментарно, обобщающих публикаций практически нет. Анализ изучения проблемы показал, что на современном этапе пока не существует педагогической системы развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством конструирования. В психолого-педагогической литературе не определена структура способностей к конструированию, не разработаны методика и психолого-педагогические условия их целенаправленного применения с учетом психофизиологических возможностей детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
В последнее время активно развиваются экспериментальное изучение произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Во многих работах (Л.А. Венгер, Т.А. Власова, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Н. Ланге, А.В. Петровский, М.С. Певзнер) указывается, что произвольное внимание играет большую роль в развитии детей с задержкой психического развития. В связи с этим произвольное внимание нередко становилось объектом психологического изучения. Вместе с тем как уже было сказано выше, в настоящее время недостаточно изучено развитие произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством конструирования, что делает исследование весьма актуальным.
Теоретический анализ проблемы развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством конструирования позволил выявить противоречия:
- между необходимостью развития произвольного внимания у детей 6
7 лет с задержкой психического развития и недостаточным использованием возможностей конструирования с этой целью у данной категории детей;
- между наличием трудностей в подборе заданий по развитию произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития, встающих перед педагогами при обучении конструированию и недостаточностью методических рекомендаций по развитию данного вида внимания посредством конструирования у данной категории детей.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы возможности конструирования в развитии произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития?
Цель: теоретически обосновать и экспериментально изучить
возможности конструирования в развитии произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: конструирование как средство развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: развитие произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством конструирования будет возможным, если:
-подобран игровых заданий по конструированию в соответствии с показателями произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
-определены приемы педагогического руководства
конструированием, направленные на развитие произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
-проведены интерактивные мероприятия для родителей, с целью вовлечения их в работу по развитию произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством конструирования.
2.Выявить уровень развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3.Определить и апробировать содержание работы по развитию произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством конструирования.
4.Оценить динамику развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Методы исследования:
-теоретические (анализ психолого-педагогической, методической литературы, интерпретация, обобщение опыта);
-эмпирические (психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий, контрольный этапы; методы психологической диагностики произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития);
-методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования, представление материалов исследования в виде диаграмм и таблиц).
Теоретической основой исследования явились:
-исследования в области развития произвольного внимания у
детей 6-7 лет (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, И.В. Дубровина, О.Ю. Ермолаев, Е.П. Ильин, С.С. Левитина, Р.С. Немов,
А.В. Петровский, Т. Рибо);
-исследования в области изучения возможностей конструирования (А.Н. Давидчук, Л.В. Куцакова, А.Р. Лурия, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддьяков);
-исследования в области коррекционно-педагогической работы с детьми с 6-7 лет с задержкой психического развития (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, Е.А. Стребелева, С.Г. Шевченко, К.В. Демьянов, Л.И. Переслени).
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей конструирования в развитии произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в работе уточнены особенности, уровни и показатели развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития; разработаны игорвые задания по конструированию, которые могут составить основу для более развернутых научных представлений о методах и средствах развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость работы заключается в результатах исследования, методах диагностики, разработанном содержании работы по развитию произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством конструирования, в игровых заданиях по конструированию, которые могут использоваться педагогами-дефектологами дошкольных образовательных организациях.
Экспериментальная база исследования. ГБОУ школа-интернат № 2 городского округа Жигулевск. В исследовании принимали участие 10 детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (33 источника), 3 приложений. Работа содержит 2 рисунка и 11 таблиц.
В исследовании были проанализированы подходы к изучению проблемам развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством конструирования.
На констатирующем этапе эксперимента выявлены общие и индивидуальные особенности процесса развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Было выяснено, что период дошкольного возраста является наиболее благоприятным для процесса коррекции произвольного внимания детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Произвольное внимание имеет прямую зависимость от воспитательного процесса. Произвольное внимание детей 6-7 лет с задержкой психического развития основывается на интересе к привлекательным и интересующим их предметам, объектам, а также на положительных эмоциональных переживаниях. Поэтому педагогу важно при организации работы по выявлению и коррекции уровня развития произвольного внимания учитывать данный факт и дополнять весь диагностический материал игровыми ситуациями, различными красочными картинками и рисунками.
В результате проведенного исследования мы рассмотрели основные понятия произвольного внимания, определили сущность понятия произвольного внимания. Рассмотрели свойства и виды произвольного внимания, охарактеризовали особенности развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Провели констатирующий этап исследования по выявлению уровня развития произвольного внимания у 10 детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Согласно проведенному исследованию у большей части детей (50%) был выявлен низкий уровень произвольного внимания, средний уровень был выявлен у 40% детей, а высокий уровень показали всего лишь 10% детей.
Анализ результатов констатации показал, что проблема развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития достаточно значительна. Полученные результаты диагностического исследования позволили заключить, что большая часть дошкольников имеют трудности в развитии произвольного внимания.
На формирующем этапе была проведена работа по развитию произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством конструирования:
-подобраны игровые задания по конструированию в соответствии с показателями произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
-определены приемы педагогического руководства
конструированием, направленные на развитие произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
-проведены интерактивные мероприятия для родителей, с целью вовлечения их в работу по развитию произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Анализ результатов исследования уровня произвольного внимания на контрольном этапе показал, что высокий уровень выявлен у 30% детей, что на 20% выше, чем на констатирующем этапе эксперимента. Средний уровень показали 60% детей, что на 30% выше, чем на констатирующем этапе эксперимента. Низкий уровень показали 20% детей, что на 40% ниже, чем на констатирующем этапе эксперимента. Проведенная работа с применением конструирования положительно повлияла на уровень развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Полученные результаты исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу исследования.
На констатирующем этапе эксперимента выявлены общие и индивидуальные особенности процесса развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Было выяснено, что период дошкольного возраста является наиболее благоприятным для процесса коррекции произвольного внимания детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Произвольное внимание имеет прямую зависимость от воспитательного процесса. Произвольное внимание детей 6-7 лет с задержкой психического развития основывается на интересе к привлекательным и интересующим их предметам, объектам, а также на положительных эмоциональных переживаниях. Поэтому педагогу важно при организации работы по выявлению и коррекции уровня развития произвольного внимания учитывать данный факт и дополнять весь диагностический материал игровыми ситуациями, различными красочными картинками и рисунками.
В результате проведенного исследования мы рассмотрели основные понятия произвольного внимания, определили сущность понятия произвольного внимания. Рассмотрели свойства и виды произвольного внимания, охарактеризовали особенности развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Провели констатирующий этап исследования по выявлению уровня развития произвольного внимания у 10 детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Согласно проведенному исследованию у большей части детей (50%) был выявлен низкий уровень произвольного внимания, средний уровень был выявлен у 40% детей, а высокий уровень показали всего лишь 10% детей.
Анализ результатов констатации показал, что проблема развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития достаточно значительна. Полученные результаты диагностического исследования позволили заключить, что большая часть дошкольников имеют трудности в развитии произвольного внимания.
На формирующем этапе была проведена работа по развитию произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством конструирования:
-подобраны игровые задания по конструированию в соответствии с показателями произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
-определены приемы педагогического руководства
конструированием, направленные на развитие произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
-проведены интерактивные мероприятия для родителей, с целью вовлечения их в работу по развитию произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Анализ результатов исследования уровня произвольного внимания на контрольном этапе показал, что высокий уровень выявлен у 30% детей, что на 20% выше, чем на констатирующем этапе эксперимента. Средний уровень показали 60% детей, что на 30% выше, чем на констатирующем этапе эксперимента. Низкий уровень показали 20% детей, что на 40% ниже, чем на констатирующем этапе эксперимента. Проведенная работа с применением конструирования положительно повлияла на уровень развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Полученные результаты исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу исследования.
Подобные работы
- Система коррекционной работы по развитию пространственной ориентировки у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - Система коррекционной работы по развитию пространственной
ориентировки у старших дошкольников с задержкой психического
развития посредством изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Психолого-педагогическая коррекция нарушений опосредованной памяти младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - Коррекция общего недоразвития речи III уровня у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2021





