Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения в юношеском возрасте
1.1 Проблема профессионального самоопределения в работах
отечественных и зарубежных психологов
1.2 Психологическая готовность к выбору профессии как результат
профессионального самоопределения
1.3 Игровая деятельность как условие профессионального самоопределения в юношеском возрасте
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование игровой деятельности как условия профессионального самоопределения в юношеском возрасте
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Разработка и апробация авторской профориентационной игры «Ты
нужен Планете!»
2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Актуальность исследования. XXI век изменил подходы к профессиональному самоопределению. Теперь успешность в профессии напрямую связана с успехом в жизни, поэтому на первый план выходят интересы самого человека, решаются задачи профессионального выбора, ведущего к благополучию и удовлетворению собственных потребностей, в том числе и в самореализации.
Однако сделать успешный профессиональный выбор, не имея опыта и полной картины из более, чем 40000 профессий (количество стремительно растёт), а факторов влияния и противоречий слишком много, чрезвычайно сложная задача.
Значительно увеличилась потребность не просто в профориентации, но в профессиональной психологической поддержке профессионального самоопределения, в развитии современных методов формирования готовности к выбору профессии, которые позволяли бы сделать процесс профориентации увлекательным для юношей и девушек.
Высоким потенциалом обладает игровая деятельность, которая активно используется в школьной профориентации. Однако разработка профориентационных игр гораздо сложнее, чем, например, создание тестовых диагностических методик или информационно-просветительских. Поэтому пул игровых профориентационных методик формируется медленно, многие игры морально устарели (содержание их часто не соответствует реалиям сегодняшнего дня) либо возможности их очень ограничены с точки зрения решаемых профориентационных проблем, — большинство психологических аспектов выбора профессии не затрагиваются в имеющихся играх.
В настоящее время назрела потребность в практических методиках профессионального самоопределения в игровой форме, помогающих специалистам целенаправленно и системно решать индивидуальные запросы, связанные с выбором профессии, однако не хватает исследований, связанных с применением игр в психологическом консультировании по проблемам профессионального самоопределения.
Основным противоречием, которое необходимо решить в работе, является то, что несмотря на высокую потребность практических психологов в действенных методах профессионального самоопределения в юношеском возрасте и понимание образовательной и развивающей роли игры, в настоящее время проблема использования игровой деятельности в профессиональном самоопределении недостаточно разработана.
Цель исследования: изучить психологические возможности игровой деятельности как условия самоопределения в профессии в юношеском возрасте и экспериментально проверить эффективность использования игропрактических методов в профориентационным психологическом консультировании.
Объект исследования: Профессиональное самоопределение в
юношеском возрасте.
Предмет исследования: Игровая деятельность как условие
эффективности профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что условием профессионального самоопределения в юношеском возрасте является использование в психологическом сопровождении игровых методов, актуализирующих субъектную позицию оптантов и позволяющих организовать системную целенаправленную работу по формированию у них готовности сделать свой профессиональный выбор.
Для успешного профессионального самоопределения возможно применение специально разработанной профориентационной игры «Ты нужен Планете!», в которой актуализируются личностные интересы, склонности, направленность и мотивы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к психологическому сопровождению профессионального самоопределения в юношеском возрасте с использованием методов игровой деятельности.
2. Изучить психологические возможности игровой деятельности, связанные с профессиональным самоопределением в юношеском возрасте.
3. Разработать и апробировать авторскую профориентационную психологическую игру, направленную на актуализацию личностных качеств, необходимых для профессионального самоопределения и проработку основных затруднений, связанных с профессиональным самоопределением.
4. На основе данных, полученных в результате статистического анализа, сделать выводы об эффективности игровой деятельности в профессиональном самоопределении в юношеском возрасте.
Методы исследования:
1) Теоретический анализ научных отечественных и зарубежных источников о состояния изученности проблемы.
2) Констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
3) Психодиагностические методы, позволяющие выявить готовность юношей и девушек к выбору профессии:
a) Методика исследования готовности к выбору профессии Чернявской «Профессиональная готовность»;
b) Методика изучения статусов профессиональной идентичности.
(А.А. Азбель, А.Г. Грецов) Методы обработки данных:
4) Методы математической статистики: статистический анализ результатов исследования с использованием t-критерия Стьюдента;
5) Качественный анализ полученных данных и их интерпретация.
Организация и этапы исследования:
Исследование проводилось в три этапа:
1) Этап теоретического изучения проблемы, включающий исследование степени разработанности изучаемой проблемы, формулирование научного аппарата данного исследования (формулирование целей, задач, гипотезы и подбор и методов исследования) - сентябрь 2017 - январь 2018 г.
2) Этап эмпирического исследования экспериментальное исследование и осмысление результатов исследования - разработка настольной профориентационной игры и исследование её эффективности в профессиональном самоопределении в юношеском возрасте. - февраль 2018 - январь 2019 г.
3) Этап аналитический - анализ результатов исследования, обработка и подведение итогов работы - январь - май 2019 г.
Теоретико-методологическую основу данного исследования составили общие методологические принципы психологии: системности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.), развития (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин), активности (В.П. Зинченко, Н.Д. Завалова, В.А. Петровский, В.А. Пономаренко), единства личности и деятельности (Е.А. Климов, А.Н. Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, Э.Ф. Зеер, А.Н. Леонтьев), детерминизма (С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский). Основы субъектнодеятельностного подхода раскрыты в трудах (С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, Б.Ф. Ломова, А.Л. Журавлева). В основе подхода лежат культурно-историческая концепция Л.С. Выготского; идеи и концепции гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Н. Роджерс и др.); теории отечественных и зарубежных ученых в области разработки методов (Л.С. Выготский, B.C. Мухина, Ж. Пиаже и др.), концепции профессионального самоопределения (М.Р. Гинзбург, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников); концепция системы и взаимосвязи компонентов профессионального самоопределения (М.С. Каган, Г.П. Щедровицкий и др.); исследования игровой деятельности и игровых методов в психологии (Гросс, К.Э. Фабри, Эльконин Д.Б., Л.С. Выготский, Д.Н. Узнадзе, Е. Михеева и др.).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные эмпирического исследования позволяют расширить и углубить существующие знания об игровой деятельности как условии профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что в ходе данного исследования на основе теоретических предпосылок была разработана и апробирована авторская настольная профориентационная игра «Ты нужен Планете!», показавшая свою эффективность. Данная игра может быть рекомендована практическим психологам, специалистам по профориентации, работающим с оптантами юношеского возраста.
Достоверность и надежность исследования обеспечивают комплексный подход к анализу проблемы, использование валидных психологических методик и методов статистического анализа.
Структура магистерской диссертации соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Актуальность проблемы профессионального самоопределения в юношеском возрасте формирует в обществе запрос на профориентационную поддержку. Большое количество психологических аспектов и сложностей профориентации на современном этапе развития общества формирует необходимость усиливать психологическую составляющую
профориентационной помощи.
Анализ логики развития профессионального самоопределения показал, что в настоящее время выбор профессии перестал быть главной задачей профориентации, — он воспринимается как средство достижения успеха в жизни, самореализации, нахождения своего места в обществе.
Такой подход значительно усиливает стремление оптантов усиливать свою субъектную позицию и меняет содержательную составляющую профориентационных программ. На первое место выходят психологические аспекты выбора профессии: рассогласования между желаниями и
возможностями, между реальным и идеальным образами выбранной профессии, неуверенность в своём выборе и поиск некоторых «гарантий» будущего успеха и многие другие. Также многие юные оптанты теряются перед обилием информации, им требуется технологичный подход, позволяющий самим ориентироваться в мире профессий, выстраивать собственные траектории.
В качестве критериев готовности к выбору профессии рассматривается формирование психологической готовности к выбору профессии, которая сама является достаточно сложным комплексным объектом. Психологическую готовность в профессиональном самоопределении можно оценивать с помощью различных методик.
В данном исследовании применяются методика изучения профессиональных статусов (А.А. Азбель, А.Г. Грецов) и методика А.П. Чернявской «Профессиональная готовность», позволяющая оценить
готовность к выбору профессии по критериям: автономность,
информированность, принятие решений, планирование, эмоциональное отношение.
Для современных юношей и девушек, решающих вопросы профессионального выбора, также важно, чтобы методы взаимодействия с ними специалистов помогающих профессий воспринимались как доступные, не очень трудозатратные (для них), интересные, и при этом эффективные.
Мы предположили, что таким требованиям соответствует игровая деятельность, и что она является одним из условий профессионального самоопределения для юношей и девушек.
Перед авторами стояла цель изучить психологические возможности игровой деятельности как условия самоопределения в профессии в юношеском возрасте и экспериментально проверить эффективность использования игропрактических методов в профориентационным психологическом консультировании.
Действительно, игровая деятельность обладает всеми признаками деятельности как таковой, а потому её можно планировать, ею можно управлять, и она способна привести к целевому запланированному результату. Игра есть увлекательная деятельность, в игру возможно заложить на концептуальном уровне необходимые алгоритмы и модели реальной деятельности.
Многие игры легко встраиваются в консультационный процесс, например, как форма групповой консультации по заданной проблеме.
Однако далеко не каждая игра может быть достаточно эффективна использована в процессе профессионального самоопределения.
В ходе данного исследования мы рассмотрели игровую деятельность с точки зрения основных характеристик игры, возможных функций, которые она способна выполнять, рассмотрели требования соответствия игры требованиям помогающей практики; стандартам трансформационной игры (тета- и т-игры); требованиям, предъявляемым к форме групповой консультации.
Для успешного профессионального самоопределения возможно применение специально разработанной профориентационной игры «Ты нужен Планете!», в которой актуализируются личностные интересы, склонности, направленность и мотивы выбора профессии.
Эти факторы позволяют утверждать, что, в сочетании с учебнопрофессиональной деятельностью, игровая деятельность выступает как одно из условий успешного профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
С целью проверки гипотезы о том, что условием профессионального самоопределения в юношеском возрасте является использование в психологическом сопровождении игровых методов, актуализирующих субъектную позицию оптантов и позволяющих организовать системную целенаправленную работу по формированию у них готовности сделать свой профессиональный выбор, было проведено эмпирическое исследование.
Авторами была разработана, описана и апробирована настольная профориентационная игра «Ты нужен Планете!», направленная на актуализацию личностных качеств, необходимых для профессионального самоопределения и проработку основных затруднений, связанных с профессиональным самоопределением.
Исследование показало, что игра «Ты нужен Планете!» соответствует требованиям помогающей практики; стандартам трансформационной игры (тета- и т-игры); требованиям, предъявляемым к форме групповой консультации, концептуально позволяет моделировать процесс выбора профессии оптантами.
Игра в экспериментальной группе была проведена специально подготовленным ведущим в течение 4-х встреч по 3 часа (игра с продолжением) с интервалом в 1 неделю. Через 2 недели по окончанию программы было проведено повторное исследование уровня развития готовности к выбору профессии в контрольной и эксперимебнтальной группах.
Методами математической статистики получены убедительные подтверждения эффективности игры как средства формирования готовности к выбору профессии. Увеличивается доля оптантов, уверенных в своём выборе, имеющих план дальнейших действий; уменьшается количество оптантов, за которых важные жизненные решения принимают значимые взрослые.
Оптанты, принимавшие участие в игре «Ты нужен Планете!», ощущают себя более самостоятельными (автономными), информированными о мире профессий и возможном своём месте в нём; более уверенно принимают решений, планируют свои жизненные перспективы и более позитивно начинают относиться к выбору профессии и своему будущему. В контрольной группе со схожими характеристиками также были проведены повторные исследования готовности к выбору профессии по тем же методикам через 2 месяца после первого этапа, — при этом статистически значимых изменений не произошло.
Разработанная игра может рекомендоваться для профориентационной работы с оптантами юношеского возраста и может быть реализована на базе школ специалистами, имеющими соответствующую подготовку по психологии и профориентации.
Оптимальный возраст оптантов для эффективного участия в игре составляет 15-18 лет, однако это не исключает его использования для более младших (от 12 лет) и для людей более старшего возраста. Главное, чтобы у игрока существовал актуальный запрос на решение проблемы профессионального самоопределения.
Вести игру может только специалист, обладающий подготовкой по профориентации, желательно с психологическим образованием, сам прошедший игру как игрок и обучившийся ведению игру, так как это не просто игра, а методика и инструмент.
В целом наши исследования подтвердили гипотезу о важной роли игровой деятельности как условия профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
1. Бендюков, М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации [Текст] / М.А. Бендюков, И.Л. Соломин. - Спб.: Речь, 2006.
• С. 65 - 70
2. Берлянд, И.Е. Игра как феномен сознания [Текст] / И.Е. Берлянд.
• Кемерово: Алеф, 1992. - 96 с.
3. Вараксин, В.В. В игре развиваем личность [Текст] / В.В. Вараксин // Журнал Воспитание школьников. - 2005. - №5. - С.55
4. Врублевская, М.М., Зыкова О.В. [Текст] / Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации/ М.М. Врублевская, О.В. Зыкова. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. - С. 13-17
5. Выготский, Л.С. Педология подростка [Текст] / Л.С. Выготский //
• М.: Наука. - 1931. - 300 с.
6. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. В 6 т.Т. 3,4 [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2003. - 544 с.
7. Гессе, Г. Игра в бисер / Пер. Д. Каравкиной и Вс. Розанова [Текст] / Г. Гессе. - М.: Худ.лит., 1969. - 543 с.
8. Гинзбург, Я.С., Коряк, Н.М Социально-психологическое
сопровождение деловых игр Игровое моделирование: Методология и практика [Текст] / Я.С. Гинзбург, Н.М. Коряк. — Новосибирск: Наука, 2010.
• С. 61-105.
9. Горбунова, Г. А. Психологическое сопровождение выбора профессии на разных возрастных этапах [Текст] / Г. А. Горбунова // Известия Самарского научного центра РАН. - 2011. - №2-1. - С. 101-105.
10. Греков, И.В. Игровая терапия взрослых: современные терапевтические трансформационные технологии [Текст] / И.В. Греков // Журнал Человек. Искусство. Вселенная. Международный научнопрактический журнал. - Берлин-Москва-Сочи, 2016. - С. 379-386.
11. Греков, И.В. Тэта-игра: игровая терапия взрослых [Текст] / И.В. Греков // Журнал Человек. Искусство. Вселенная. Международный научнопрактический журнал. - Берлин-Москва-Сочи, 2014. - С. 193-196.
12. Грецов, А.Г., Азбель, А.А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков [Текст] / А.Г. Грецов, А.А. Азбель. - СПб.: Издательский дом «Питер», 2012. - 208с.
13. Деева, Ю. И., Елфимова, М. М. Развитие психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников средствами профориентационного практикума [Текст] / Ю. И. Деева, М. М. Елфимова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 50. - С. 119-126.
14. Дубиненкова, Е. Н., Борисенкова, П. А. Возможности использования коучинговой трансформационной игры в карьерном консультировании. Бизнес-психология — современный ресурс развития организаций: материалы международной научно-практической конференции «Бизнес-психология — современный ресурс развития организаций» / под науч. ред. В. А. Штроо [Текст] / Е. Н.Дубиненкова, П. А. Борисенкова. - М.: НИУ ВШЭ; Изд-во СГУ, 2016.
15. Закревская, О.В. Психологическое сопровождение
профессионального самоопределения старшеклассников[Текст] / О.В. Закревская // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - С. 660.