Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ИГРЫ «ТЫ НУЖЕН ПЛАНЕТЕ!

Работа №105308

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы90
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
166
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения в юношеском возрасте
1.1 Проблема профессионального самоопределения в работах
отечественных и зарубежных психологов
1.2 Психологическая готовность к выбору профессии как результат
профессионального самоопределения
1.3 Игровая деятельность как условие профессионального самоопределения в юношеском возрасте
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование игровой деятельности как условия профессионального самоопределения в юношеском возрасте
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Разработка и апробация авторской профориентационной игры «Ты
нужен Планете!»
2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Актуальность исследования. XXI век изменил подходы к профессиональному самоопределению. Теперь успешность в профессии напрямую связана с успехом в жизни, поэтому на первый план выходят интересы самого человека, решаются задачи профессионального выбора, ведущего к благополучию и удовлетворению собственных потребностей, в том числе и в самореализации.
Однако сделать успешный профессиональный выбор, не имея опыта и полной картины из более, чем 40000 профессий (количество стремительно растёт), а факторов влияния и противоречий слишком много, чрезвычайно сложная задача.
Значительно увеличилась потребность не просто в профориентации, но в профессиональной психологической поддержке профессионального самоопределения, в развитии современных методов формирования готовности к выбору профессии, которые позволяли бы сделать процесс профориентации увлекательным для юношей и девушек.
Высоким потенциалом обладает игровая деятельность, которая активно используется в школьной профориентации. Однако разработка профориентационных игр гораздо сложнее, чем, например, создание тестовых диагностических методик или информационно-просветительских. Поэтому пул игровых профориентационных методик формируется медленно, многие игры морально устарели (содержание их часто не соответствует реалиям сегодняшнего дня) либо возможности их очень ограничены с точки зрения решаемых профориентационных проблем, — большинство психологических аспектов выбора профессии не затрагиваются в имеющихся играх.
В настоящее время назрела потребность в практических методиках профессионального самоопределения в игровой форме, помогающих специалистам целенаправленно и системно решать индивидуальные запросы, связанные с выбором профессии, однако не хватает исследований, связанных с применением игр в психологическом консультировании по проблемам профессионального самоопределения.
Основным противоречием, которое необходимо решить в работе, является то, что несмотря на высокую потребность практических психологов в действенных методах профессионального самоопределения в юношеском возрасте и понимание образовательной и развивающей роли игры, в настоящее время проблема использования игровой деятельности в профессиональном самоопределении недостаточно разработана.
Цель исследования: изучить психологические возможности игровой деятельности как условия самоопределения в профессии в юношеском возрасте и экспериментально проверить эффективность использования игропрактических методов в профориентационным психологическом консультировании.
Объект исследования: Профессиональное самоопределение в
юношеском возрасте.
Предмет исследования: Игровая деятельность как условие
эффективности профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что условием профессионального самоопределения в юношеском возрасте является использование в психологическом сопровождении игровых методов, актуализирующих субъектную позицию оптантов и позволяющих организовать системную целенаправленную работу по формированию у них готовности сделать свой профессиональный выбор.
Для успешного профессионального самоопределения возможно применение специально разработанной профориентационной игры «Ты нужен Планете!», в которой актуализируются личностные интересы, склонности, направленность и мотивы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к психологическому сопровождению профессионального самоопределения в юношеском возрасте с использованием методов игровой деятельности.
2. Изучить психологические возможности игровой деятельности, связанные с профессиональным самоопределением в юношеском возрасте.
3. Разработать и апробировать авторскую профориентационную психологическую игру, направленную на актуализацию личностных качеств, необходимых для профессионального самоопределения и проработку основных затруднений, связанных с профессиональным самоопределением.
4. На основе данных, полученных в результате статистического анализа, сделать выводы об эффективности игровой деятельности в профессиональном самоопределении в юношеском возрасте.
Методы исследования:
1) Теоретический анализ научных отечественных и зарубежных источников о состояния изученности проблемы.
2) Констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
3) Психодиагностические методы, позволяющие выявить готовность юношей и девушек к выбору профессии:
a) Методика исследования готовности к выбору профессии Чернявской «Профессиональная готовность»;
b) Методика изучения статусов профессиональной идентичности.
(А.А. Азбель, А.Г. Грецов) Методы обработки данных:
4) Методы математической статистики: статистический анализ результатов исследования с использованием t-критерия Стьюдента;
5) Качественный анализ полученных данных и их интерпретация.
Организация и этапы исследования:
Исследование проводилось в три этапа:
1) Этап теоретического изучения проблемы, включающий исследование степени разработанности изучаемой проблемы, формулирование научного аппарата данного исследования (формулирование целей, задач, гипотезы и подбор и методов исследования) - сентябрь 2017 - январь 2018 г.
2) Этап эмпирического исследования экспериментальное исследование и осмысление результатов исследования - разработка настольной профориентационной игры и исследование её эффективности в профессиональном самоопределении в юношеском возрасте. - февраль 2018 - январь 2019 г.
3) Этап аналитический - анализ результатов исследования, обработка и подведение итогов работы - январь - май 2019 г.
Теоретико-методологическую основу данного исследования составили общие методологические принципы психологии: системности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.), развития (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин), активности (В.П. Зинченко, Н.Д. Завалова, В.А. Петровский, В.А. Пономаренко), единства личности и деятельности (Е.А. Климов, А.Н. Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, Э.Ф. Зеер, А.Н. Леонтьев), детерминизма (С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский). Основы субъектно­деятельностного подхода раскрыты в трудах (С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, Б.Ф. Ломова, А.Л. Журавлева). В основе подхода лежат культурно-историческая концепция Л.С. Выготского; идеи и концепции гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Н. Роджерс и др.); теории отечественных и зарубежных ученых в области разработки методов (Л.С. Выготский, B.C. Мухина, Ж. Пиаже и др.), концепции профессионального самоопределения (М.Р. Гинзбург, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников); концепция системы и взаимосвязи компонентов профессионального самоопределения (М.С. Каган, Г.П. Щедровицкий и др.); исследования игровой деятельности и игровых методов в психологии (Гросс, К.Э. Фабри, Эльконин Д.Б., Л.С. Выготский, Д.Н. Узнадзе, Е. Михеева и др.).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные эмпирического исследования позволяют расширить и углубить существующие знания об игровой деятельности как условии профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что в ходе данного исследования на основе теоретических предпосылок была разработана и апробирована авторская настольная профориентационная игра «Ты нужен Планете!», показавшая свою эффективность. Данная игра может быть рекомендована практическим психологам, специалистам по профориентации, работающим с оптантами юношеского возраста.
Достоверность и надежность исследования обеспечивают комплексный подход к анализу проблемы, использование валидных психологических методик и методов статистического анализа.
Структура магистерской диссертации соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность проблемы профессионального самоопределения в юношеском возрасте формирует в обществе запрос на профориентационную поддержку. Большое количество психологических аспектов и сложностей профориентации на современном этапе развития общества формирует необходимость усиливать психологическую составляющую
профориентационной помощи.
Анализ логики развития профессионального самоопределения показал, что в настоящее время выбор профессии перестал быть главной задачей профориентации, — он воспринимается как средство достижения успеха в жизни, самореализации, нахождения своего места в обществе.
Такой подход значительно усиливает стремление оптантов усиливать свою субъектную позицию и меняет содержательную составляющую профориентационных программ. На первое место выходят психологические аспекты выбора профессии: рассогласования между желаниями и
возможностями, между реальным и идеальным образами выбранной профессии, неуверенность в своём выборе и поиск некоторых «гарантий» будущего успеха и многие другие. Также многие юные оптанты теряются перед обилием информации, им требуется технологичный подход, позволяющий самим ориентироваться в мире профессий, выстраивать собственные траектории.
В качестве критериев готовности к выбору профессии рассматривается формирование психологической готовности к выбору профессии, которая сама является достаточно сложным комплексным объектом. Психологическую готовность в профессиональном самоопределении можно оценивать с помощью различных методик.
В данном исследовании применяются методика изучения профессиональных статусов (А.А. Азбель, А.Г. Грецов) и методика А.П. Чернявской «Профессиональная готовность», позволяющая оценить
готовность к выбору профессии по критериям: автономность,
информированность, принятие решений, планирование, эмоциональное отношение.
Для современных юношей и девушек, решающих вопросы профессионального выбора, также важно, чтобы методы взаимодействия с ними специалистов помогающих профессий воспринимались как доступные, не очень трудозатратные (для них), интересные, и при этом эффективные.
Мы предположили, что таким требованиям соответствует игровая деятельность, и что она является одним из условий профессионального самоопределения для юношей и девушек.
Перед авторами стояла цель изучить психологические возможности игровой деятельности как условия самоопределения в профессии в юношеском возрасте и экспериментально проверить эффективность использования игропрактических методов в профориентационным психологическом консультировании.
Действительно, игровая деятельность обладает всеми признаками деятельности как таковой, а потому её можно планировать, ею можно управлять, и она способна привести к целевому запланированному результату. Игра есть увлекательная деятельность, в игру возможно заложить на концептуальном уровне необходимые алгоритмы и модели реальной деятельности.
Многие игры легко встраиваются в консультационный процесс, например, как форма групповой консультации по заданной проблеме.
Однако далеко не каждая игра может быть достаточно эффективна использована в процессе профессионального самоопределения.
В ходе данного исследования мы рассмотрели игровую деятельность с точки зрения основных характеристик игры, возможных функций, которые она способна выполнять, рассмотрели требования соответствия игры требованиям помогающей практики; стандартам трансформационной игры (тета- и т-игры); требованиям, предъявляемым к форме групповой консультации.
Для успешного профессионального самоопределения возможно применение специально разработанной профориентационной игры «Ты нужен Планете!», в которой актуализируются личностные интересы, склонности, направленность и мотивы выбора профессии.
Эти факторы позволяют утверждать, что, в сочетании с учебно­профессиональной деятельностью, игровая деятельность выступает как одно из условий успешного профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
С целью проверки гипотезы о том, что условием профессионального самоопределения в юношеском возрасте является использование в психологическом сопровождении игровых методов, актуализирующих субъектную позицию оптантов и позволяющих организовать системную целенаправленную работу по формированию у них готовности сделать свой профессиональный выбор, было проведено эмпирическое исследование.
Авторами была разработана, описана и апробирована настольная профориентационная игра «Ты нужен Планете!», направленная на актуализацию личностных качеств, необходимых для профессионального самоопределения и проработку основных затруднений, связанных с профессиональным самоопределением.
Исследование показало, что игра «Ты нужен Планете!» соответствует требованиям помогающей практики; стандартам трансформационной игры (тета- и т-игры); требованиям, предъявляемым к форме групповой консультации, концептуально позволяет моделировать процесс выбора профессии оптантами.
Игра в экспериментальной группе была проведена специально подготовленным ведущим в течение 4-х встреч по 3 часа (игра с продолжением) с интервалом в 1 неделю. Через 2 недели по окончанию программы было проведено повторное исследование уровня развития готовности к выбору профессии в контрольной и эксперимебнтальной группах.
Методами математической статистики получены убедительные подтверждения эффективности игры как средства формирования готовности к выбору профессии. Увеличивается доля оптантов, уверенных в своём выборе, имеющих план дальнейших действий; уменьшается количество оптантов, за которых важные жизненные решения принимают значимые взрослые.
Оптанты, принимавшие участие в игре «Ты нужен Планете!», ощущают себя более самостоятельными (автономными), информированными о мире профессий и возможном своём месте в нём; более уверенно принимают решений, планируют свои жизненные перспективы и более позитивно начинают относиться к выбору профессии и своему будущему. В контрольной группе со схожими характеристиками также были проведены повторные исследования готовности к выбору профессии по тем же методикам через 2 месяца после первого этапа, — при этом статистически значимых изменений не произошло.
Разработанная игра может рекомендоваться для профориентационной работы с оптантами юношеского возраста и может быть реализована на базе школ специалистами, имеющими соответствующую подготовку по психологии и профориентации.
Оптимальный возраст оптантов для эффективного участия в игре составляет 15-18 лет, однако это не исключает его использования для более младших (от 12 лет) и для людей более старшего возраста. Главное, чтобы у игрока существовал актуальный запрос на решение проблемы профессионального самоопределения.
Вести игру может только специалист, обладающий подготовкой по профориентации, желательно с психологическим образованием, сам прошедший игру как игрок и обучившийся ведению игру, так как это не просто игра, а методика и инструмент.
В целом наши исследования подтвердили гипотезу о важной роли игровой деятельности как условия профессионального самоопределения в юношеском возрасте.


1. Бендюков, М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации [Текст] / М.А. Бендюков, И.Л. Соломин. - Спб.: Речь, 2006.
• С. 65 - 70
2. Берлянд, И.Е. Игра как феномен сознания [Текст] / И.Е. Берлянд.
• Кемерово: Алеф, 1992. - 96 с.
3. Вараксин, В.В. В игре развиваем личность [Текст] / В.В. Вараксин // Журнал Воспитание школьников. - 2005. - №5. - С.55
4. Врублевская, М.М., Зыкова О.В. [Текст] / Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации/ М.М. Врублевская, О.В. Зыкова. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. - С. 13-17
5. Выготский, Л.С. Педология подростка [Текст] / Л.С. Выготский //
• М.: Наука. - 1931. - 300 с.
6. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. В 6 т.Т. 3,4 [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2003. - 544 с.
7. Гессе, Г. Игра в бисер / Пер. Д. Каравкиной и Вс. Розанова [Текст] / Г. Гессе. - М.: Худ.лит., 1969. - 543 с.
8. Гинзбург, Я.С., Коряк, Н.М Социально-психологическое
сопровождение деловых игр Игровое моделирование: Методология и практика [Текст] / Я.С. Гинзбург, Н.М. Коряк. — Новосибирск: Наука, 2010.
• С. 61-105.
9. Горбунова, Г. А. Психологическое сопровождение выбора профессии на разных возрастных этапах [Текст] / Г. А. Горбунова // Известия Самарского научного центра РАН. - 2011. - №2-1. - С. 101-105.
10. Греков, И.В. Игровая терапия взрослых: современные терапевтические трансформационные технологии [Текст] / И.В. Греков // Журнал Человек. Искусство. Вселенная. Международный научно­практический журнал. - Берлин-Москва-Сочи, 2016. - С. 379-386.
11. Греков, И.В. Тэта-игра: игровая терапия взрослых [Текст] / И.В. Греков // Журнал Человек. Искусство. Вселенная. Международный научно­практический журнал. - Берлин-Москва-Сочи, 2014. - С. 193-196.
12. Грецов, А.Г., Азбель, А.А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков [Текст] / А.Г. Грецов, А.А. Азбель. - СПб.: Издательский дом «Питер», 2012. - 208с.
13. Деева, Ю. И., Елфимова, М. М. Развитие психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников средствами профориентационного практикума [Текст] / Ю. И. Деева, М. М. Елфимова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 50. - С. 119-126.
14. Дубиненкова, Е. Н., Борисенкова, П. А. Возможности использования коучинговой трансформационной игры в карьерном консультировании. Бизнес-психология — современный ресурс развития организаций: материалы международной научно-практической конференции «Бизнес-психология — современный ресурс развития организаций» / под науч. ред. В. А. Штроо [Текст] / Е. Н.Дубиненкова, П. А. Борисенкова. - М.: НИУ ВШЭ; Изд-во СГУ, 2016.
15. Закревская, О.В. Психологическое сопровождение
профессионального самоопределения старшеклассников[Текст] / О.В. Закревская // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - С. 660.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ