Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТТЕРАПИИ

Работа №105307

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы88
Год сдачи2019
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
121
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования навыков межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи
III уровня посредством мульттерапии 9
1.1 Психолого-педагогические подходы к изучению навыков
межличностного общения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 9
1.2 Особенности формирования навыков межличностного общения у
детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством мульттерапии 16
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования навыков межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи
III уровня посредством мульттерапии 23
2.1 Выявление уровня сформированности навыков межличностного
общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 23
2.2 Содержание и организация работы по формированию навыков межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи
III уровня посредством мульттерапии 46
2.3 Выявление динамики формирования навыков межличностного
общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 60
Заключение 66
Список используемой литературы 68
Приложения 72


Актуальность исследования. Отечественные и зарубежные ученые с особым вниманием исследуют влияние современных образовательных технологий и методических разработок на формирование навыков межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи. Известно, что взаимодействие между собой детей способствует развитию самосознания. Следовательно, с учетом специфики данного нарушения у детей, сложность заключается в установлении взаимоотношений со сверстниками и окружающими людьми. По мнению С.Л. Белых и И.А. Гришанова, трудности в межличностном общении у данного контингента воспитанников обусловлены личностными особенностями. В своих трудах многочисленные ученые, такие как Т.Н. Волковская, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховской, О.С. Ушаковой, также акцентируют внимание на наличие у данной категории воспитанников специфических особенностей личности.
В следствии ежегодного процентного увеличения детей данной нозологической группы, существует необходимость выстраивать коррекционную работу с внедрением более новых технологий с различными нестандартными подходами. У данного контингента воспитанников, как нам известно, снижен интерес к обучению, что является одной из причин к применению инновационных технологий. К одной из них следует отнести применение в коррекционной работе мульттерапии, посредством которой, по нашему мнению, специалистам предоставляется возможность осуществить необходимую коррекцию недостатков в речевом развитии у детей с общим недоразвитием речи, а также предоставляется возможность развивать индивидуальные потенциальные способности данной категории воспитанников, не зависимо от сопутсвующих нарушений. Следует отметить, что основное преимущество данной технологии то, что она может положительно влиять на формирование межличностного взаимодействия у данного контингента воспитанников.
В своих исследованиях Е.Р. Тихонова, обращает внимание на то, что именно мультипликационная анимация позволяет ребенку ощутить состояние возможности оживления нарисованного образа или фантазийно созданного предмета. Что позволяет ребенку стать услышанным окружающими, несмотря на речевые недостатки.
Следовательно, мульттерапия выступает как модель сотворчества, посредством которой усваиваются, осознаются и прорабатываются партнерские отношения как со сверстниками, так и со взрослыми. По мнению С.В. Максимовой, мульттерапия решает проблему мотивации детей. Мультфильмы с ранних лет становятся для ребёнка дверью в мир культуры, ценностей и смыслов, художественных образов, символов. Участие в создании мультфильма, включение результатов его деятельности в общий контекст повышают самооценку ребёнка, его значимость, вызывает ощущение сопричастности к чему-то важному, интересному. Анимация (одушевление) свойственна детскому сознанию, однако всегда воспринимается ребёнком как чудо и вызывает неподдельный восторг, как у детей, так и взрослых, делающих первые шаги в анимации. Особую значимость имеет достаточно быстрое получение готового продукта - мультфильма. Собственный рисунок, который кажется ребенку некрасивым, неудачным, при появлении его на экране, включённым в общий контекст, начинает восприниматься им совсем по-другому. Просмотр и обсуждение мультфильма даёт ребёнку возможность осознать себя автором.
Исходя из анализа научной литературы по проблеме исследования, можно сделать вывод, что использование мульттерапии приводит к позитивным изменениям в межличностных взаимодействиях у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретический анализ позволил нам выявить противоречие между необходимостью формирования навыков межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием возможностей мульттерапии для эффективного осуществления данного процесса.
На основе противоречия была выявлена проблема исследования: каковы возможности мульттерапии в формировании навыков межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования навыков межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством мульттерапии.
Объект исследования: процесс формирования навыков межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: мульттерапия как средство формирования навыков межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: формирование навыков межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством мульттерапии будет эффективным, если:
- подобраны мультфильмы для работы по формированию навыков межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитие речи III уровня;
- выстроена поэтапная работа по формированию навыков межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством мульттерапии, которая включает мотивационный, когнитивный и творческий этапы;
- включены родители в работу по формированию навыков межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством мульттерапии.
Для реализации цели и подтверждения гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования навыков межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
2) выявить уровень сформированности навыков межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
3) разработать и реализовать содержание работы по формированию навыков межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством мульттерапии;
4) оценить эффективность работы по формированию навыков межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством мульттерапии.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования); эмпирические (беседы с детьми и взрослыми, наблюдения, тестирование, формирующий эксперимент); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретической основой исследования явились:
- исследования, посвященные особенностям межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи (С.Л. Белых, Т.Н. Волковская, И.А. Гришанова, Р.Е. Левина, Р.Е. Левина, Ж. Пиаже, Е.О. Смирнова, Е.В. Субботский, Л.Г. Соловьева, Л.Ф. Спирова, В.Г. Утробина, О.С. Ушакова, Е.Г. Федосеева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, Д.Б. Эльконин);
- исследования, посвященные изучению возможностей мульттерапии в формировании навыков межличностного общения у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (И.В. Борщевская, Д.В. Велинский, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, М.В. Киселева, С.В. Максимова, Е.А. Медведева, Е.Р. Тихонова, С.В.Шереметова).
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей мульттерапии в формировании навыков межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты расширяют научные представления об особенностях формирования навыков межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня; содержание работы с использованием мульттерапии составит основу для более широких научных представлений о методах и средствах формирования навыков межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для построения психолого-педагогической работы по формированию навыков межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством мульттерапии воспитателями, педагогами-дефектологами, педагогами- психологами дошкольных образовательных организаций.
База исследования: МАОУ ДС № 80 «Песенка» г.о. Тольятти.
Выборка исследования включала 10 детей в возрасте 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (39 источников), приложения. Работа содержит 15 таблиц, проиллюстрирована 4 рисунками, включает в себя 14 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Учитывая специфику детей с общим недоразвитием речи III уровня, сложность заключается в установлении взаимоотношений со сверстниками и окружающими людьми. По мнению С.Л. Белых и И.А. Гришанова, трудности в межличностном общении у данного контингента воспитанников обусловлены личностными особенностями. У данного контингента воспитанников, как нам известно, снижен интерес к обучению, что является одной из причин к применению инновационных технологий. К одной из них следует отнести применение в коррекционной работе мульттерапии, посредством которой, по нашему мнению, специалистам предоставляется возможность осуществить необходимую коррекцию недостатков в речевом развитии у детей с общим недоразвитием речи, а также предоставляется возможность развивать индивидуальные потенциальные способности данной категории воспитанников, не зависимо от сопутствующих нарушений. Следует отметить, что основное преимущество данной технологии то, что она может положительно влиять на формирование межличностного взаимодействия у данного контингента воспитанников. В своих исследованиях Е.Р. Тихонова, обращает внимание на то, что именно мультипликационная анимация позволяет ребенку ощутить состояние возможности оживления нарисованного образа или фантазийно созданного предмета. Что позволяет ребенку стать услышанным окружающими, несмотря на речевые недостатки.
По результатам констатирующего этапа исследования мы можем сделать вывод о необходимости проведения целенаправленной работы, способствующей формированию навыков межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III.
Разработанное нами содержание работы формирует не только навыки межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня, но и позитивное отношение к жизни, общению, вырабатывает и закрепляет положительные эмоции, чувство и общий успешный настрой на все сферы жизнедеятельности.
Формирующая работа включала:
- подбор мультфильмов для работы по формированию навыков межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитие речи III уровня;
- выстроенную поэтапно работу по формированию навыков межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством мульттерапии, которая включает мотивационный, когнитивный и творческий этапы;
- включение родители в работу по формированию навыков межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством мульттерапии.
В результате проведенной на этапе формирования работы получена положительная динамика показателей сформированности навыков межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Проведение сравнительного анализа результатов исследования показало, что количество детей с низким уровнем сформированности навыков межличностного общения снизилось на 40%. Средний уровень сформированности навыков межличностного общения у 50 % детей. Количество детей с высоким уровнем сформированности навыков межличностного общения выросло на 10%.
Таким образом, все поставленные задачи были выполнены. С помощью мультерапии можно успешно решить задачу по формированию навыков межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня. Гипотеза исследования подтверждена.



1. Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада [Текст] / Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 291 с.
2. Бизикова, О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре [Текст] / О.А. Бизикова. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. - 136 с.
3. Безделева, М.Ю. Предшкольная подготовка детей с
отклонениями в развитии на занятиях по изодеятельности и
художественному конструированию [Текст] / М.Ю. Безделева //
Современный детский сад: [методика и практика]. - 2010. - № 3. - С. 53-56.
4. Беляев, Я.И. Специальные виды мультипликационных съемок [Текст] / Я.И. Беляев. - М.: Искусство, 1967. - 116 с.
5. Вачков, И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через
психологическую сказку [Текст] / И.В. Вачков. - М.: Ось, 2007. - 144 с.
6. Велинский, Д.В. Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки [Текст]: Методическое пособие / Д.В. Велинский. - Новосибирск: Детская киностудия «Поиск», 2010. - 41 с.
7. Виноградова, Д.А. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] / Д.А. Виноградова. - М.: Просвещение, 1995. - 210 с.
8. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. - М.: Национальный книжный центр, 2014. - 96 с.
9. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Искусство, 1968. - 576 с.
10. Гибсон, Р. Веселые игры [Текст] / Р. Гибсон, Д. Тайлер. - М.: Росмен, 2009. - 128 с.
11. Грошенков, И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Грошенков. - М.: Издат. центр «Академия», 2002. - 205 с.
12. Деккер-Фойгт, Г.Г. Введение в музыкотерапию [Текст]/
Г.Г. Декер-Фойгт. - СПб.: Питер, 2003. - 208 с.
13. Екжанова, Е.А. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии [Текст]/ Е.А. Екжанова // Дефектология. - 2003. - № 6. - С.51-54.
14. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д Основы сказкотерапии [Текст]/
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2006. - 170 с.
15. Капская, А.Ю. Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей [Текст] / А.Ю. Капская, Т.Л. Мирончик. - М.: Сфера, 2008. - 96 с.
16. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми [Текст] / М.В. Киселева. - СПб.: Речь, 2005. - 160 с.
17. Копытин, А.И. Практикум по арт-терапии. [Текст]/
А.И. Копытин. - СПб.: Питер, 2000. - 285 с.
18. Копытина, А.И. Арт-терапия - новые горизонты [Текст] / А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006. - 336 с.
19. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий [Текст] /Л.Д, Лебедева. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с.
20. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
21. Лисина, М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника [Текст] / М.И. Лисина. - М.: Академия, 2012. - 270 с.
22. Лопатина, А.А. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / А.А. Лопатина, М.В. Скребцова. - М.: Амрита-Русь, 2007. - 288 с.
23. Мардер, Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Л.Д, Мардер. - М. : Генезис, 2007. - 143 с.
24. Медведева, Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст]: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. - 248 с.
25. Морозов, В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация [Электронный ресурс] / В.П. Морозов. - URL: http://schoolint24.ru/psy/literature/morozov_v.piskusstvo_i nauka_obshhenija.pdf (дата обращения: 20.04.2019)
26. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи [Текст]: Психолингвистика и современная логопедия / О.С. Павлова. - М.: Экономика, 1997. - 189 с.
27. Павлова, Ю.В. Инновации и педагогическое творчество в образовании детей с различными возможностями [Текст]: Сборник научных и методических трудов/ Н.В. Павлова, Ю.В. Селиванова. - Саратов: Издат. центр «Наука», 2015. - 364 с.
28. Сакович, Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту [Текст] / Н.А. Сакович. - СПб. : Речь, 2006. - 176 с.
29. Смирнова, Е.О. [Электронный ресурс] / Е.О. Смирнова - URL: https://www.studmed.ru/view/smimova-eo-holmogorova-vm-mezhlichnostnye-otnosheniya-doshkolnikov-diagnostika-problemy-korrekciya_566da955f3f.html(дата обращения: 17.02.2019)
30. Тихонова, Е.Р. Рекомендации по работе с детьми в студии мультипликации. Издание второе. Переработанное и дополненное [Текст] / Е.Р. Тихонова. - Новосибирск.: Киностудия «Поиск», 2011. - 89 с.
31. Соловьева, Л.Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями [Текст]: Дефектология / Л.Г. Соловьева. -2007.- № 4. - С. 37-45.
32. Ферс, Г.М. Тайный мир рисунка: Исцеление через искусство [Текст] / Г.М. Ферс. - СПб.: Европейский Дом, 2000. - 176 с.
33. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 224 с.
34. Цукерман, Г.А. Диагностика умения учиться [Текст] /
Г.А. Цукерман, Е.В. Чудинова. - М.: Авторский Клуб, 2016. - 64 с.
35. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка [Текст]: Учебно-методическое пособие / А.М. Щетинина. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.
36. Федосеева, Е.Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.Г. Федосеева. - М., 1999.
37. Филичева, Т.Б. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей [Текст]: Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи: Коррекция нарушений речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. - М.: Просвещение, 2008. - 117 с.
38. Юсупова, Г.Ф. Психокоррекционная работа по преодолению личностных нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Г.Ф. Юсупова // Специальная психология. - 2007. - № 3 (13). - С. 54-63.
39. Maura, R. McLaughlin. Speech and Language Delay in Children
[Электронный ресурс] / R.McLaughlin. MauraAndrews // Journal of Psychoeducational Assessmen, 2011. // URL:
https://www.aafp.org/afp/2011/0515/p1183.html(Дата обращения: 26.03. 19)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ