ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Факторы, влияющие на состояние здоровья школьников
1.2. Особенности организации адаптивного физического воспитания в общеобразовательных школах
Вывод по главе
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Задачи исследования
2.2. Методы исследования
2.3. Организация исследования
Вывод по главе
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Баскетбол как средство развития физических качеств у старшеклассников с ОВЗ
3.2. Обоснование эффективности комплекса физических упражнений с элементами баскетбола, направленного на развитие физических качеств у
старшеклассников с ОВЗ
Вывод по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность исследования. В настоящее время тревогу вызывает состояние здоровья детского населения, в частности, учащихся общеобразовательных школ. По данным статистики более 80% старшеклассников имеют различные нарушения в состоянии здоровья.
Волобуева Л.И. в своей работе отметила: «Сохранение здоровья является актуальной темой в настоящее время. Сейчас идеально здоровые дети встречаются не часто. Авторы отмечают, что в течение года 80% детей переносят то или иное заболевание. На нездоровье оказывают влияние следующие факторы: увеличенная учебная нагрузка, стрессы, неправильное питание, загрязненная окружающая среда, неумение заботится о своем здоровье. На протяжении всего периода школьной учебы ребенок активно растет и развивается, в это время происходит формирование всех систем организма и психики» [19].
Тулякова О.В. дает определение: «Здоровье детей определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным и соответствующим возрасту развитием, нормальным уровнем основных функциональных показателей» [15].
Первый зампред думского комитета по образованию и науке Геннадий Онищенко обозначил лишь основные угрозы здоровью школьников, это большие учебные перегрузки, плохое школьное питание и вредные привычки самих учащихся, склонность к курению, которой привержены сейчас 35,1% одиннадцатиклассников и 37,8% одиннадцатиклассниц.
На том же сайте указано: «Лишь за последние 3 года их состояние заметно ухудшилось, а хроническая заболеваемость выросла в 1,5 раза, - уточнила замдиректора Национального исследовательского медицинского центра здоровья детей Анна Седова. «Так, в 2018 году почти половина наших школ были отнесены исследователями к группам значительного, высокого или потенциального риска. Вдобавок идет пересмотр санитарных нормативов в сторону снижения требований» [18].
На сайте Рос Минздрава отмечается: «Требования к обучению, современные программы для обучения школьников ограничивает двигательную активность, которая является физиологической потребностью. С одной стороны, развитие программы школьного обучения и в его организации стали применять наиболее эффективные средства обучения, но с другой стороны недостаточность движений приводит к росту заболеваемости среди школьников, увеличению школьных болезней и снижению учебной активности. И это противоречие. Получается, что учебный процесс значительно ограничивает двигательную активность учащихся. Эта проблема не остается не отмеченной множеством авторов, она активно изучается. Количество публикаций со временем даже увеличивается, но актуальность недостаточной двигательной активности продолжает расти, что влечет угрожающий рост заболеваемости среди школьников» [17].
«В подростковом возрасте (15 - 17 лет) нарастает частота болезней глаз, что может быть связано с повышенной нагрузкой на зрение» - по данным литературы [17].
Таким образом, можно отметить, что в школах увеличилось количество детей, которые имеют освобождение от уроков физической культуры. К старшим классам это количество значительно увеличивается.
В подростковый период причинами снижения двигательной активности могут стать: маленький двигательный опыт (чаще
отрицательный) и в связи с этим самооценка на уроках физической культуры заметно снижается. Можно отметить, что формирование телосложения приводит к изменениям, которые вызывают стеснение своего тела, а от сюда и страх публичной демонстрации своей неуклюжести.
На основании выше сказанного, актуальным является изучение проблемы недостаточной двигательной активности в связи с ее ростом, который влечет увеличение заболеваемости среди школьников». Что и послужило выбором темы бакалаврской работы.
Теоретическая база исследования составили концепции теоретических основ организации адаптивной физической культуры, физического воспитания предлагаемые Евсеевым С. П., Зайцеваой И. П. Матвеева Л. П., Менхин Ю. В., Менхин А. В., положения теоретического аспекта спортивных игр предложенные авторовами Железняком Ю. Д., Ковалевой М. В., Мишенькиной В.Ф., Готовцева Е. В., а также основы медико-биологических дисциплин предложенные Черапкиной Л.П., Пасмуровой Л.Э., Башмакова В. П., Солодкова, А. С., Туляковой О. В., Барышевой Е. С.
Объект исследования - Система организации адаптивной физической культуры в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении г.о.Тольятти «Школа № 5».
Предмет исследования - комплекс упражнений с элементами баскетбола, направленный на развитие физических качеств у старшеклассников, имеющих отклонениями в состоянии здоровья.
Цель исследования - изучение влияние комплекса упражнений с элементами баскетбола направленный на развитие физических качеств у учащихся старших классов, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Для достижения поставленной цели в ходе педагогического исследования решались следующие задачи:
1. Определить уровень развития физических качеств у школьников 9 - 11 классов, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
2. Разработать и внедрить комплекс упражнений с элементами баскетбола, направленный на развитие физических качеств у старшеклассников, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
3. Оценить эффективность разработанного комплекса физических упражнений с элементами баскетбола, направленного на развитие физических качеств у учащихся старших классов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, экспериментальным путём.
Гипотеза исследования заключается в предположении, комплекс упражнений с элементами баскетбола улучшает развитие физических качеств, а также способствует повышению мотивации к занятиям физическими упражнениями старшеклассников, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, изучение архивов (учебных журналов, медицинских карт), методы контрольного тестирования, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической обработки результатов.
Теоретическая значимость исследования в работе собраны и приведены принципы, методы и средства баскетбола для проведения занятий с учащимися старших классов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Предложенный материал можно использовать на уроках физической культуры и адаптивного физического воспитания, для планирования занятий в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных и коррекционных образовательных учреждений.
Практическая значимость Использование комплекса физических упражнений с элементами баскетбола, направленного на развитие физических качеств у старшеклассников, имеющих отклонениями в состоянии здоровья, позволило достигнуть оздоровительного эффекта, который проявился в повышении уровня физической подготовленности, улучшения самочувствия учащихся, повысил уровень мотивации к занятиям физическими упражнениями.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит 4 таблицы, 7 рисунков, список используемых источников. Основной текст работы изложен на 58 страницах.
В заключении можно сделать следующие выводы:
1. По данным статистики и в работах многих авторов отмечается, что количество здоровых детей уменьшилось, а число детей с функциональными нарушениями и хронических заболеваниями наблюдаются примерно у 50-60% подростков.
2. Понятие «школьные болезни» включает: близорукость, нарушение осанки, неврастения, анемия. Причинами называют: переутомление, неправильное питание, вредные привычки, недостаток витаминов, употребление фаст-фуда, и множество авторов основной причиной признают низкую физическую активность (гиподинамию).
3. В результате проведенного педагогического эксперимента мы получили следующие результаты: у девочек произошел прирост всех показателей развития физических качеств у участниц экспериментальной группы.
Показатель уровня развития гибкости в ЭГ увеличился на 20,7%; прирост силы составил 10,2%; показатель выносливости увеличился не 13,8%; прирост координационных способностей составил 43,7% - (это почти в два раза) и показатель скоростных способностей улучшился на 24%.
В контрольной группе также произошли изменения показателей физической подготовленности, но значительно меньше, чем в экспериментальной группе или даже ухудшились. Итак, положительная динамика отмечена в приросте координационных способностей, которые тестировали тестом «Проба Ромберга поза «аист», прирост составил 23,2%. Показатели гибкости увеличились на 3,4%, показатели «кистевой динамометрии» улучшились на 5,8%. Тест Купера 12- минутный бег, с помощью которого измеряли выносливость, увеличился незначительно всего на 0,7%. «Набивание мяча за 15 секунд» определял в контрольной группе произошло снижение показателя на 29%.
В контрольной и экспериментальной группах у мальчиков также произошли изменения показателей физической подготовленности.
Показатель уровня развития гибкости в ЭГ увеличился на 18,4% (2,91 см); прирост силы составил 35% (8,45 кг); показатель выносливости увеличился не 17,9% (270 м); прирост координационных способностей
составил 41,3% (11,16 сек) и показатель скоростных способностей улучшился на 24,7% (9,99 раз).
В контрольной группе также произошли изменения показателей физической подготовленности, но значительно меньше, чем в экспериментальной группе. Итак, положительная динамика отмечена в приросте координационных способностей, которые тестировали тестом «Проба Ромберга поза «аист», прирост составил 27% (4,29сек). Показатели гибкости увеличились на 8,1% (0,9 см), показатели «кистевой динамометрии» улучшились на 22,9% (4,48 кг). Тест Купера 12- минутный бег, с помощью которого измеряли выносливость, увеличился незначительно всего на 1,6% (20 м). «Набивание мяча за 15 секунд» определял быстроту в контрольной группе произошло увеличение показателя на 2,7% (0,83 раз).
4. Таким образом, подободранный комплекс физических упражнений с элементами баскетбола, направленный на развитие физических качеств у учащихся старших классов, имеющих отклонения в состоянии здоровья положительно влияет повышение уровня физической подготовленности у мальчиков и девочек 9 - 11 классов, а также повышает мотивацию к занятиям физическими упражнениями.
1. Барышева, Е. С. Культура здоровья и профилактика заболеваний: учебное пособие для СПО / Е. С. Барышева, С. В. Нотова. - Саратов: Профобразование, 2020. - 214 с.
2. Башмаков, В. П. Педагогические и медицинские аспекты занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы: учебно-методическое пособие / В. П. Башмаков. - Санкт-Петербург: Санкт- Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2011. - 52 с.
3. Готовцев, Е. В. Баскетбол: вариативная часть физической культуры.
Учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей / Е. В. Готовцев, Д. И. Войтович, В. А. Петько. - Воронеж: Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016. - 99 с. - ISBN 978-5-89040-601-9. - Текст: электронный // Электроннобиблиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL:
http://www.iprbookshop.ru/59110.html (дата обращения: 22.05.2020). - Режим доступа: для авторизир. пользователей
4. Евсеев, С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры:
учебник / С. П. Евсеев. - Москва: Издательство «Спорт», 2016. - 616 c. - ISBN 978-5-906839-42-8. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/55593.html (дата обращения: 22.05.2020). - Режим доступа: для авторизир.
Пользователей
5. Железняк Ю. Д. Юный волейболист: Учеб. пособие для тренеров. — М.: Физкультура и спорт, 1988 - 192 с., ил.
6. Зайцева, И. П. Физическая культура. Теоретический зачет для студентов I курса специальной медицинской группы «Б»: учебное пособие / И. П. Зайцева. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. - 206 c.
7. Избранные лекции по лечебной физической культуре. Часть 2. Лечебная
физическая культура при заболеваниях внутренних органов: учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений / составители Л. П. Черапкина. - Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2017. - 107 c. - ISBN 2227-8397. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL:
http://www.iprbookshop.ru/74266.html (дата обращения: 22.05.2020). - Режим доступа: для авторизир. пользователей
8. Ковалева, М. В. Баскетбол для студентов нефизкультурных
специальностей: учебное пособие / М. В. Ковалева. - Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2017. - 197 c. - ISBN 978-5-361-00455-3. - Текст: электронный // Электроннобиблиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL:
http://www.iprbookshop.ru/80409.html (дата обращения: 12.05.2020). - Режим доступа: для авторизир. Пользователей
9. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с, ил. ISBN 5-278-00326-X
10. Менхин, Ю. В., Менхин, А. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с.
11. Мишенькина, В.Ф. Волейбол, гандбол, баскетбол: судейство
соревнований по упрощённым правилам / В.Ф. Мишенькина, О.С. Шалаев, И.А. Сучков; подред. А.Я. Соколова. - Омск: СибГАФК, 1998. - 58 с.
12. Пасмурова Л.Э. Современные проблемы здоровья человека //
Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2008. №3 (8). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/sovremennye-problemy-zdorovya-cheloveka (дата обращения: 20.05.2020).
13. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Электронный ресурс] : учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - Электрон. текстовые данные. - М.: Человек, Издательство «Спорт», 2015. - 620c.
14. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: С 73 Учеб. для
студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов, В.П.Савин, А.В.Лексаков; Под ред. Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова. - 2-е изд.,
стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 520 с
15. Тулякова, О. В. Возрастная анатомия, физиология и гигиена.
Исследование и оценка физического развития детей и подростков: учебное пособие / О. В. Тулякова. - Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2020. - 140 c. - ISBN 978-5-4497-0493-1. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/93803.html (дата обращения: 12.05.2020). - Режим доступа: для авторизир. Пользователей