Аннотация 2
Ведение 5
Глава 1 Теоретические основы развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством интерактивных медиа-игр 11
1.1 Особенности овладения связной монологической речью детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 11
1.2 Характеристика интерактивных медиа-игр как средства развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 16
Глава 2 Экспериментальное исследование развития связной монологической речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством интерактивных медиа-игр 22
2.1 Выявление уровня развития связной монологической речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 22
2.2 Содержание и организация работы по развитию связной монологической речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством интерактивных медиа-игр 34
2.3 Определение результативности развития связной монологической речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством интерактивных медиа-игр 41
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальной работе 55
Приложение Б Протоколы результатов проведения диагностических методик на констатирующем этапе эксперимента 56
Приложение В План реализации эксперимента 60
Приложение Г Картотека интерактивных игр 63
Приложение Д Примеры визуализации интерактивных игр 65
Приложение Е Технологические карты непрерывной образовательной деятельности 73
Приложение Ж Протоколы результатов проведения диагностических методик на контрольном этапе эксперимента 84
Общее недоразвитие речи является одним из часто встречающихся нарушений речи у детей дошкольного возраста. Изучение особенностей детей с общим недоразвитием речи является важной составляющей дошкольной дефектологии, а проблема развития связной монологической речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи не теряет своей актуальности.
«Многие ученые, такие как Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, отмечали в своих исследованиях, что связная речь определяет уровень речевого и умственного развития ребенка» [3, 19]. Каждый из исследователей выделяет сложность характера связной монологической речи и подчеркивает значение специальной работы по ее развитию у детей дошкольного возраста. Тем более необходима специальная коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи. Их связная монологическая речь имеет следующие особенности: искаженность фраз, нарушена связность и последовательность изложения, часто встречаются «выпадания» частей из рассказа, наблюдаются значительные трудности в процессе составления пересказа; ярко выражены языковые трудности (пассивность словарного запаса, отсутствие навыков словообразования, «аграмматизмы, ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, сложность использования как простых, так и сложных предлогов» [11, 22]) (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
В современной логопедии «на основе исследований закономерностей речевого развития детей с разной речевой патологией определены пути преодоления речевой недостаточности» [10, 17], содержание, методы и приемы коррекционной работы. «Изучение структуры различных форм недоразвития речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы, позволило подойти к научно обоснованной индивидуализации специального воздействия в логопедической работе (Е.Н. Винарская, Б.М. Гриншпун, Г.М. Жаренкова, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Спирова, Е.Л. Соботович, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина)» [11, 17, 22]. У детей с общим недоразвитием речи III уровня при незначительном изменении звукового произношения и слоговой передачи слов, наличии негрубых грамматических ошибок при построении предложений появляется развернутая фразовая речь. Однако, дети избегают использования сложных предложений, упрощенность речевого отражения мыслей сказывается на связности монологической речи.
Развитие связной монологической речи является одной из задач коррекционно-развивающей работы с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня согласно примерной АООП ДО для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Так как у детей с данным уровнем недоразвития речи нарушена логика повествования, они не проводят аналогий и логических цепочек между пространственными, временными, причинно - следственными отношениями, актуальным для дошкольной логопедии остается вопрос выбора средств логопедической работы, обогащающих речевую мотивацию и связность высказываний детей с общим недоразвитием речи III уровня.
В нашем исследовании в качества коррекционно-развивающего средства, позволяющего решать данную задачу, мы определили интерактивные медиа-игры. Идею медиа-игры мы заимствовали из проекта Омского государственного университета им. Ф.И. Достоевского и адаптировали ее для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Медиа-игра - это игровая культурная практика с элементами раннего профориентирования дошкольников, в которой дети вместе со взрослыми, выполняя роли представителей профессий медиа-кластера (журналистика, дизайн, реклама), решают маркетинговую задачу, связанную с подготовкой медиа-продуктов. Согласно национальному проекту «Образование» особое значение отводится патриотическому воспитанию, поэтому в нашем исследовании мы остановились на создании детьми медиа-продуктов о родном городе. Согласно фабуле игры администрация города обращается к воспитанникам детского сада ко Дню города подготовить и разместить на сайте детского сада рекламный пост о родном городе, сообщение на радио и видеоролик о родном городе. Фабула медиа-игры становится мотивом обогащения содержания и средств логопедической работы с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня, чтобы они могли успешно решить поставленную в игре маркетинговую задачу.
Анализ теоретических основ проблемы и педагогической практики позволил вывить противоречие между необходимостью развития связной монологической речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием средств логопедической работы, обогащающих речевую мотивацию и осознанность использования детьми с данным уровнем недоразвития речи способов построения связного высказывания.
На основе противоречия была выявлена проблема исследования: каковы возможности интерактивных медиа-игр как средства развития связной монологической речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Исходя из актуальности данной проблемы сформирована тема исследования: «Развитие связной монологической речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством интерактивных медиа-игр».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития связной монологической речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством интерактивных медиа-игр.
Объект исследования - процесс развития связной монологической речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - интерактивные медиа-игры как средство развития связной монологической речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что развитие связной монологической речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством интерактивных медиа-игр возможно, если:
• уточнено понятие медиа-игры как игровой культурной практики с элементами раннего профориентирования дошкольников, в которой дети вместе со взрослыми, выполняя роли представителей профессий медиа-кластера (журналистика, дизайн, реклама), решают маркетинговую задачу, связанную с подготовкой медиа-продуктов на основе построения связных монологических высказываний;
• определена фабула медиа-игры, игровые задания, направленные на развитие показателей связной монологической речи;
• включение в логопедическую работу игровых заданий медиа-игры организовано поэтапно: подготовительный этап - игровые задания, направленные на обогащение смысловой стороны речи; основной - игровые задания, направленные на развитие показателей связной монологической речи и стимулирование самостоятельного связного высказывания.
В соответствие с поставленной целью и выделенной гипотезой были определены следующие задачи исследования.
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития связной монологической речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать и апробировать содержание, формы и методы работы по развитию связной монологической речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством интерактивных медиа-игр.
4. Определить динамику развития связной монологической речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• исследования структуры и механизмов становления связной речи в дошкольном возрасте (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин А.М. Леушина);
• психолого-педагогические исследования особенностей развития связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи (В.П. Глухов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
• исследования по применению интерактивных игр в образовательном процессе дошкольной образовательной организации (А.А. Бизикова, Т. Кульпанович, Е.А. Мишбиц, Е.А. Панина).
Использовались следующие методы исследования:
• анализ психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта;
• психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий контрольный этапы;
• методы обработки экспериментальных данных.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 104 «Соловушка» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 10 детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Новизна исследования:
• выявлена возможность использования интерактивных медиа-игр в развитии связной монологической речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
• уточнено понятие «интерактивная медиа-игра для детей дошкольного возраста», которое рассматривается как игровая культурная практика с элементами раннего профориентирования дошкольников, в которой дети вместе со взрослыми, выполняя роли представителей профессий медиакластера (журналистика, дизайн, реклама), решают маркетинговую задачу, связанную с подготовкой медиа-продуктов на основе построения связных монологических высказываний;
- получены выводы относительно теоретически возможной и практически выполняемой роли интерактивной медиа-игры как средства развития связной монологической речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования интерактивных медиа-игр учителями-логопедами и воспитателями в развитии связной монологической речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня в дошкольных образовательных организациях.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (22 источника), 7 приложений. В тексте представлено 16 таблиц, 2 рисунка. Основной текст работы изложен на 54 страницах.
Анализ теоретических основ проблемы и экспериментальное исследование позволили сделать следующие выводы.
Многие авторы посвятили свои работы исследованию развития связной монологической речи. Л.С Выготский, С.Л. Рубинштейн и Ф.А. Сохин отмечали, что монологическая речь является высшей формой речевой деятельности ребенка, которая, в свою очередь, может свидетельствовать о речевом и умственном развитии.
Целью данного исследования являлось теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития связной монологической речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством интерактивных медиа-игр. Достижение данной цели осуществлялось в ходе теоретического исследования и экспериментальной работы.
На этапе констатирующего эксперимента для выявления уровня развития связной монологической речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня нами были выделены следующие показатели: умение «устанавливать смысловые предикативные отношения и передавать их в виде соответствующей по структуре фразы» [5]; «умение устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы- высказывания; умение воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст; умение составить связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов; умение составлять рассказ на основе личного опыта» [5]; умение составлять описательный рассказ по вопросному плану.
В соответствии с показателями нами была выбрана диагностическая методика В.П. Глухова, содержащая в себе 6 диагностических заданий, с помощью которых было выявлено, что у 4 детей (40%) низкий уровень развития связной монологической речи. Средний уровень развития характерен для 3 детей (30%) группы компенсирующей направленности. И лишь у 3 детей (30%) был выявлен высокий уровень развития связной монологической речи. Таким образом, в экспериментальной выборке нами было зафиксировано преобладание низкого и среднего уровней развития связной монологической речи.
В процессе формирующего эксперимента осуществлялась проверка выдвинутой гипотезы. Формирующую часть эксперимента включала подготовку и выпуск с детьми в рамках проведения индивидуальной и групповой логопедической работы тематических медиа-продуктов по темам: «Профессии медиа-сферы»: «Мы-журналисты», «Мы-блогеры», «Мы-дизайнеры!»; «Транспорт. Тольятти - автомобильная столица»; «Самара- космическая»; «Мой детский сад в городе Тольятти».
В соответствии с фабулой медиа-игры дети выполняли роли сотрудников редакции: корреспондентов, обозревателей, репортеров, дизайнеров, - имели возможность в деятельности проявить активную позиции в восприятии, осознании и проявлении своего отношения к родному городу, краю. Упражнялись в составлении связных высказываний. Роли журналиста, копирайтера, радио-ведущего, атрибутика (микрофон, камера) мотивировали детей. Они старались правильно и развернуто выстраивать фразы.
Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику уровня развития связной монологической речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня. Процент детей с высоким уровнем увеличился на 20%. На 20% сократилось количество детей с низким уровнем развития связной монологической речи. Зафиксированная положительная динамика является индикатором результативности проведенной нами работы по развитию связной монологической речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием уровня III уровня посредством интерактивных медиа-игр. Задачи исследования решены, положения гипотезы доказаны.
1. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи у старших дошкольников в процессе интеграции традиционных и компьютерных игр // Библиотека диссертаций. 2007. URL: http://www.dslib.net/doshkoln-obrazovanie/razvitie- dialogicheskoj-rechi-u-starshih-doshkolnikov-v-processe-integracii.html (дата обращения: 12.01.2022).
2. Википедия. Медиа [Электронный ресурс] : 2017. URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0 (дата обращения: 12.01.2022).
3. Выготский Л. С. Мышление и речь. М. : Национальное образование, 2016. 357 с.
4. Глухов В. П. Психолингвистика. Учебник для педагогических и гуманитарных вузов. М. : Секачев В. Ю, 2014. 224 с.
5. Глухов В. П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи. М. : Логопедия, 2015. С.13-24.
6. Головлёва Н. В. Роль интерактивной игры в развитии речи дошкольников [Электронный ресурс] : 2019. URL:
https://shareslide.ru/pedagogika/rol-interaktivnyh-igr-v-razvitii-rechi (дата обращения: 12.01.2022).
7. Довидович М. В. Использование информационных технологий в процессе развития речи // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-
informatsionnyh-tehnologiy-v-protsesse-razvitiya-rechi (дата обращения: 12.01.2022).
8. Жирова М. В. Применение интерактивных игр для развития творческих способностей детей дошкольного возраста// Научно-педагогический журнал Молодой ученый. 2020. URL: https://moluch.ru/archive/317/72306/ (дата обращения 12.01.2022).
9. Иванова Н. Г., Николаева А. В. Компьютерные игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста // XI Международная студенческая научная конференция «Студенческий научный форум». 2019. URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018015717 (дата обращения: 12.01.2022).
10. Лалаева Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. СПб. : СОЮЗ, 2011. 224 с.
11. Левина Р. Е., Никашина Н. А. Характеристика общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Основы теории и практики логопедии. М. : Просвещение, 2014. С. 68-86.
12. Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории методике развития речи детей дошкольного возраста. М. : Академия, 2009. С. 358-369.
13. Михайлова А. А. Использование интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников // Электронный журнал Экстернат. РФ. 2019. URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/14186-
Ispolzovanie_interaktivnykh_tekhnologiy_v_rechevom_razvitii_doshkolnikov.html (дата обращения: 12.01.2022).
14. Мыльцева М. В. Виды монологической речи и аспекты ее понимания в современной педагогической науке // Научно-педагогический журнал Молодой ученый. 2018. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13747 (дата обращения: 24.12.2021).
15. Панина Е. Н. Интерактивное обучение как средство развития связной речи детей дошкольного возраста, 2017. URL: https://nsportal.ru/detskiy-
sad/razvitie-rechi/2017/11/09/interaktivnoe-obuchenie-kak-sredstvo-razvitiya- svyaznoy-rechi (дата обращения: 12.01.2022).
...