ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
по дисциплине Почвоведение
Исходные данные: Вариант задания 11
1. Результаты лабораторных анализов почвы
Горизонт А0 А1 А2 А2B B BC C
Мощность горизонта, см
Содержание физического песка, %
Содержание физической глины, % - 43 38 35 52 61 61
Содержание илистой фракции, % - 18 12 12 32 41 41
Название гранулометрического состава
Гигроскопическая влага, % 9,44 2,93 1,62 1,44 2,71 3,90 3,90
Коэффициент гигроскопичности (Kw)
Потеря от прокаливания, % 54,6 12,4 4,1 2,9 4,0 4,6 4,9
Содержание органического углерода, % 4,9 3,6 0,8 0,4 0,31 0,28 0,22
Содержание гумуса
Плотность твердой фазы почвы, г/см3 0,98 1,97 2,23 2,13 2,71 2,64 2,68
Плотность сложения, г/см3 0,11 1,13 1,27 1,13 1,52 1,6 1,7
Полевая влажность, % 200 98 11 11 12 15 16
Пористость общая, %
Пористость аэрации, %
Поры занятые водой, %
pН солевой вытяжки 4,7 4,0 3,2 3,9 3,8 3,9 3,9
pН водной вытяжки 5,4 4,5 4,3 5,0 4,4 5,1 5,4
Сумма обменных оснований S,мг-экв100г 12,2 1,2 0,8 1,8 3,8 16,1 11
Гидролитическая кислотность Нг, мг-экв100г 40,6 17,8 10,3 7,6 9,5 4,6 2,7
Емкость катионного обмена Е, мг-экв100г
Степень насыщенности почвы основаниями V,%
Содержание подвижного фосфора, мг100г 68 43 26 20 10 5 2
Содержание подвижного калия, мг100г 200 34 11 9 20 33 35
Содержания железа, % - 2,77 2,91 2,99 3,78 1,8 1,9
Содержание алюминия, % - 10,5 11,3 11,8 14,4 15,6 14
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 УСЛОВИЯ ПОЧВООБРАЗОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ ТАЕЖНО-ЛЕСНОЙ ЗОНЫ6
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДУЕМОЙ ПОЧВЫ 9
2.1 Основные морфологические признаки, используемые при описании 9
2.2 Название почвы и ее таксономическое положение 11
2.3 Описание генетических горизонтов по морфологическим признакам 12
2.4 Аналитический план проведения исследований почв 13
ГЛАВА 3. ГРАНУЛОМЕТРИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПОЧВЫ 16
3.1 Значение гранулометрического состава почв, классификация и связь с другими свойствами почв 16
3.2 Анализ гранулометрического состава исследуемой почвы 17
ГЛАВА 4. ВОДНО-ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПОЧВЫ 18
4.1 Водно-физические свойства почв, их значение и связь с другими показателями почвы 18
4.2 Анализ водно-физических свойств исследуемой почвы 20
ГЛАВА 5. СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПОЧВЫ 23
5.1 Анализ содержания органического вещества в почве 23
5.2 Анализ кислотности почвы 25
5.3 Анализ поглотительной способности почвы 27
5.4 Содержание подвижных соединений фосфора и калия в почве 28
ГЛАВА 6. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Основным свойством почвы является плодородие - способность удовлетворять потребность растений в элементах питания, воде, обеспечивать их корневые системы достаточным количеством воздуха, тепла для нормальной деятельности и создания урожая. Обладая свойством плодородия, почва выступает как основное средство производства в сельском хозяйстве. Воздействуя на почву, человек меняет ее свойства, режим увлажнения, облик растительности. Следовательно, почва становится не только предметом труда, но и как следствие производства - продукт труда, то есть почвоведение изучает почву не только как средство производства, но и как предмет и продукт труда.
В лесном хозяйстве Европейского Севера почвы являются средством в производстве. Однако лесничества и лесхозы Севера не имеют почти никаких материалов, характеризующих генетические свойства и плодородие лесных почв, не имеют крупномасштабных почвенных карт и почвенных картограмм. Преобладающая часть лесов Севера обладает низкой продуктивностью. Все это не может содействовать интенсификации лесного хозяйства и рациональному использованию почв.
Для рационального ведения лесного хозяйства необходимо глубокое и всестороннее знание лесных почв, их свойств (биологических, химических, физических и производственных). Надо знать почву, как природное тело, как главное тело производства и объект труда в лесном хозяйстве и использовать эти знания для поднятия плодородия лесных почв и продуктивности лесов. Для таежной зоны Европейского Севера это имеет большое значение, так как экономика Архангельской, Вологодской областей, Республики Коми, расположенных на территории указанной зоны, в основном связана с лесом. Недостаточность научной биологической основы для планирования и ведения лесного хозяйства влечет за собой иногда вредный шаблон в применении различных лесохозяйственных мероприятий. Слабая изученность почв лесов Севера сильно затрудняет эффективное обобщение и распространение передового опыта по производству.
Целью курсовой работы по почвоведению является:
· приобретение навыков выполнения основных агрохимических анализов почв;
· разработка предложений по улучшению агрохимических свойств почвы (на примере лесного питомника) и расчет доз внесения удобрений и извести.
Задачи:
. на основе анализа физико-химических показателей исследуемой почвы разработать предложения по улучшению этих характеристик почвы (на примере использования под лесной питомник), рассчитать дозы внесения удобрений, необходимые для создания благоприятных водно-физических свойств и повышения плодородия пахотного слоя почвы.
При написании этой курсовой работы я приобрела навыки выполнения основных агрохимических анализов подзолистой почвы. Изучила ее морфологические, механические, водно-физические свойства.
В данной почве верхний горизонт обладает довольно большими запасами питательных веществ и доступной влаги, но остальные горизонты бедны питательными веществами. Необходимо их удобрение азотными и калиевыми удобрениями. Также почва имеет большую кислотность, и следовательно требует ее уменьшения с помощью известкования. Почва также плотная и для успешного выращивания культур необходимо ее разрыхление.
Подзолообразовательный процесс наиболее выражен в подзонах северной и средней тайги. Он обусловлен формированием почв подзолистого типа. По механическому составу подзолистые почвы очень разнообразны - от глинистых до песчаных.
Подзолистые почвы содержат мало гумуса и сосредоточен он в основном в верхнем слое. В составе гумуса преобладают фульвокислоты. Емкость поглощения очень мала. В состав поглощенных катионов в верхних горизонтах преобладает водород и алюминий, книзу по профилю содержание поглощенного водорода уменьшается, а кальция и магния увеличивается. Подзолистые почвы не насыщены основаниями, обладают повышенной кислотностью и малой буферностью. В них мало азота, фосфора, калия и др.
Неблагоприятны для земледелия и физические свойства подзолистых почв, они бесструктурны, плохо водо- и воздухопроницаемые.
После дождя пахотный горизонт заплывает, а при высыхании твердеет, образуя корку, что отрицательно сказывается на росте и развитии растений.
Рассматриваемая почва относится к типу подзолистых. По механическому составу она является супесчаной, содержит мало гумуса, недостаточно обеспечена калием и фосфором, запас продуктивной влаги очень плохой, повышенная кислотность, вымывание зольных веществ. Все эти свойства являются неблагоприятными для роста любой растительности на данных почвах. Подзолистые почвы, образованные на материнских породах глинистого состава, могут хорошо удерживать влагу, осуществлять приток воздуха к корням растений. Поэтому здесь создаются благоприятные условия только для деревянистой растительности. Песчаный механический состав говорит о том, что данная почва плохо удерживает влагу и поэтому обеспеченность этой почвы водными запасами наблюдается только при близком залегании грунтовых вод или при неглубоком расположении материнской породы.
Повышенная кислотность почв также препятствует произрастанию различной растительности на данной почве, так как большинство культурных растений предпочитают слабокислую или нейтральную реакцию среды. Для того чтобы понизить кислотность почвы и подвести реакцию среды к слабокислой или даже к нейтральной применяют известкование, то есть внесение в почву извести. Под влиянием извести устраняется вредное воздействие на растения избытка подвижного алюминия и марганца и повышается содержание кальция. В результате улучшаются физические, физико-химические и биологические свойства почвы.
Из-за недостатка в почве фосфора и калия вносят фосфорные и калийные удобрения. Иногда применяют рыхление лесной подстилки, для того чтобы улучшить кислородный режим почвы. Также применяют зеленые удобрения, то есть зеленую массу растений-сидератов. В качестве растений-сидератов могут выступать бобовые культуры, однолетний и многолетний люпин и др. Зеленые удобрения улучшают водный, воздушный и тепловой режимы почв.
Данная почва не слишком пригодна для выращивания сельскохозяйственных культур, из-за своей бедноты органическими веществами, а также переувлажненного верхнего слоя и повышенной кислотности. Необходимо снижать кислотность почвы, вносить множество удобрений, а также разрыхлять почву, поскольку ее нижние слои имеют излишнюю плотность и плохой доступ воздуха.