Введение 4
1 Состояние вопроса 8
2 Конструкторская часть 18
2.1 Техническое задание 18
2.2 Техническое предложение 21
2.3 Руководство по эксплуатации установки для проверки и регулировки
светового потока фар 34
3 Технологический процесс контроля и регулировки светового потока фар . 42
3.1 Контроль и регулировка светового пучка фар 42
3.2 Технологическая карта контроля и регулировки светового потока фар 44
4 Безопасность и экологичность установки для проверки и регулировки
светового потока фар 45
4.1 Конструктивно-технологическая и организационно техническая
характеристики технологического процесса проверки и регулировки светового потока фар
4.2 Определение профессиональных рисков 47
4.3 Мероприятия по снижению профессиональных рисков 47
4.4 Пожарная безопасность 52
4.5 Обеспечение экологической безопасности рассматриваемого
технологического процесса контроля и регулировки света фар 56
Заключение 58
Список используемой литературы и используемых источников 59
Приложение А Спецификация 62
В современных рыночных условиях значительное внимание уделяется росту и развитию автотранспортного комплекса и, в частности, ремонту и техническому обслуживанию автомобильного транспорта.
Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 г. № 1734-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации» утверждена Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, согласно которой, экономическая стратегия Правительства Российской Федерации определяет транспортную систему России как важнейшую составную часть производственной инфраструктуры, а ее развитие - как мощный стимул инновационного развития страны в целом.
«Ассоциация Европейского Бизнеса (АЕБ) опубликовала отчет о продажах легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России, за август 2021 года.
Согласно данным отчета, продажи новых автомобилей в августе сократились на 17% по сравнению с августом 2020. Всего, российские дилеры, в последний летний месяц 2021 года, реализовали 114 130 новых автомобилей, что на 23 387 шт. меньше чем годом ранее» [1].
«Всего же за 8 месяцев 2021 года, на российском рынке было продано 1 067 890 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 21,3% больше аналогичного периода прошлого года.
По итогам года, эксперты прогнозируют рост рынка новых автомобилей на уровне 9,3%. При этом, прогнозируемый рост может быть скорректирован как в большую, так и меньшую сторону. Такое положение продиктовано несколькими факторами: спрос на новые автомобили остается стабильно высоким, но мировой кризис на рынке чипов, диктует свои условия, сохраняя дефицит. Если решения проблемы не будет найдено, роста продаж ждать не придется, ибо продавать попросту будет нечего» [2].
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей, в России, по маркам за август 2021/2020 гг. и январь-август 2021/2020 гг. По данным АЕБ (таблица 1).
«Продажи легких коммерческих автомобилей включены в общие цифры продаж по брендам и маркам, если присутствуют в продуктовой линейке (отмечены *); указаны отдельно по некоторым маркам» [2].
Каждому автомобилю требуется техническое обслуживание, связанное, прежде всего с условиями эксплуатации транспортного средства, техническим состоянием автомобильных дорог, дорожно-транспортными происшествиями, необходимостью сезонного обслуживания автомобилей.
Выполнение своевременного и качественного техобслуживания, ремонта и правильная эксплуатация автомобиля в совокупности являются факторами, гарантирующими сохранение работоспособного состояния автомобиля в процессе его эксплуатации.
Использование технологического оборудования в процессах технического обслуживания и ремонта повышает качество, производительность выполняемых работ и безопасность труда персонала, уменьшает расходы на поддержание парка автомобилей в технически исправном состоянии.
Разнообразие конструкций узлов и агрегатов отечественных и зарубежных автомобилей требует разнообразное технологическое оборудование, применяемое для технического обслуживания автомобилей. На данный момент рынок технологического оборудования представлен, в основной своей массе моделями зарубежного производства, имеющих значительную стоимость.
Целью ВКР является разработка конструкции установки для проверки и регулировки светового потока фар.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- ознакомиться с устройством системы освещения автомобиля;
- разработать техническое задание, техническое предложение на разрабатываемую конструкцию, составить руководство по эксплуатации;
- разработать технологический процесс контроля и регулировки света фар;
- провести разработку раздела «Безопасность и экологичность установки для контроля и регулировки света фар».
В соответствии с поставленной целью, в рамках выполнения ВКР была разработана установка для проверки и регулировки светового потока фар.
В процессе выполнения работы были решены следующие задачи:
- рассмотрена система освещения автомобиля;
- разработаны техническое задание, техническое предложение на разрабатываемую конструкцию, составлено руководство по эксплуатации;
- представлен технологический процесс контроля и регулировки света фар;
- рассмотрена производственная и экологическая безопасность
установки для проверки и регулировки светового потока фар, определены профессиональные риски и мероприятия по их снижению.
Отличительной особенностью разработанной установки для контроля и регулировки света фар является возможность перевода тележки в транспортное положение с опорой на поворотное колесо и фиксация этого положения, путем воздействия оператором на педаль, что обеспечивает перекатывание установки по любой траектории и позволяет быстро и правильно устанавливать прибор относительно проверяемой фары. Положительным эффектом является улучшение условий труда, сокращение времени выполнения операции и повышение качества контроля света фар.