Введение 3
Глава 1 Теоретический аспект корпоративной социальной ответственности 10
1.1 Понятие и сущность корпоративной социальной ответственности 10
1.2 Современные концепции корпоративной социальной ответственности 20
Глава 2 Анализ современной практики государственного регулирования корпоративной социальной ответственности 35
2.1 Государственное регулирование корпоративной социальной ответственности за рубежом 35
2.2 Государственное регулирование корпоративной социальной ответственности в России 48
Глава 3 Направления совершенствования государственного регулирования корпоративной социальной ответственности в России 59
Заключение 70
Список используемой литературы и источников 73
Актуальность темы исследования. В настоящее время переход к устойчивому развитию является одной из наиболее важных и приоритетных задач, решение которой позволит обеспечить поступательное развитие большинства стран уже в самое ближайшее время. Хотя за последние годы по вопросам устойчивого развития написано немало работ, однако конкретные, действенные механизмы обеспечения решения этой важной задачи так и не созданы. К числу таких механизмов, безусловно, можно отнести инструменты корпоративной социальной ответственности.
В современном мире социальная ответственность бизнеса в большинстве случаев все еще остается исключительно инициативой бизнеса. И хотя государство все чаще обращает свое внимание на инициирование и даже поддержку этого механизма, однако слаженной, системной политики государства в этой области нет.
В настоящее время эффективность любых компаний, в том числе представителей крупного бизнеса зачастую связана с их вовлечённостью в решение глобальных проблем, стоящих перед современным обществом. Среди указанных проблем стоит выделить низкий уровень развития экономики, различные социальные проблемы, плохая экология и т.п. Логичным становится появление таких понятий как социальное предпринимательство, социальная ответственность бизнеса. Представители предпринимательского сообщества продолжают исторически сложившиеся в развитых европейских государствах традиции благотворительности и меценатства. Охрана окружающей среды, поддержка социально незащищенных слоев населения становятся популярными направлениями в деятельности компаний. В современной действительности с учётом существующих глобальных проблем, достигнутым уровнем развития общества, а также формированием в общественном сознании определённой системы ценностей, участие бизнеса в решении указанных проблем становится жизненно необходимым как для общества, так и компаний. Большое количество представителей бизнеса стремится к достижению высоких стандартов деятельности, предлагаемых крупными мировыми компаниями. При этом задачей бизнеса становится формирование партнёрских отношений с государством. Участие в решении социальных, экономических и экологических проблем, существующих в стране и мире, требующих значительных финансовых затрат, позволяет компаниям решить указанную задачу. В данном случае государство также идёт навстречу корпорациям, оказывая содействие в их деятельности.
Таким образом, в последнее время обычной практикой для крупного бизнеса становится информирование в добровольном порядке государства и мировой общественности о результатах их деятельности в сфере корпоративной социальной ответственности.
Актуальной становится потребность в формировании системы государственного управления такого явления как корпоративная социальная ответственность. В том числе, на организационном и правовом уровнях.
Несомненно, важным является и то, что направления участия, методы и средства, связанные с корпоративной социальной ответственностью, начали формироваться только после перехода нашей страны к рыночным отношениям, так как использование практики, сложившейся в советский период, в силу понятных причин невозможно.
С учётом вышеизложенного, актуальность работы напрямую связана с важностью развития корпоративной социальной ответственности, а также с необходимостью формирования в России механизма государственного регулирования данного явления.
Степень научной разработанности темы исследования. Исследовали понятие корпоративной социальной ответственности известные западные ученые. В частности, это: Н. Боуи, Т. Левит, М. Фридман, Р. Акерман, Д. Эсти, Дж. Маккей и др.
Вопросы взаимодействия государства и бизнеса в области социальной ответственности рассматривались авторами: И.Ю. Беляевой, Б.С. Батаевой, А.А. Окорочковой, С.В. Туркиным, Л.А. Плотицыной, М.А. Эскиндаровым и другими российскими учеными. Однако до сих пор понятие корпоративной социальной ответственности не анализировалось с целью повышения эффективности государственного управления социальными инвестициями, а также в неразрывной связи с общественно-экономической и экологической системы территории ее присутствия.
Проблемы государственного регулирования в области корпоративной социальной ответственности не столь проработаны, так как, в большинстве стран, корпоративная социальная ответственность - добровольная инициатива бизнеса, что исключает значительное государственное участие. Отдельные работы по государственному регулированию корпоративной социальной ответственности можно видеть у таких авторов, как: С. Розенталь, А. Крамер, А. Вилсон, Н. Денчев, А. Хен, А. Мидтан, А. Рошальд, А. Тенкати, А. Е. Костин, В. М. Захаров, И. Ю. Беляева.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе государственного регулирования корпоративной социальной ответственности в Российской Федерации и зарубежных странах, а также определение направлений совершенствования государственного регулирования социальной ответственности бизнеса в России.
В качестве предмета исследования выступают механизмы государственного регулирования в области корпоративной социальной ответственности в России и за рубежом.
Целью исследования является разработка и обоснование предложений и рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования корпоративной социальной ответственности в Российской Федерации.
Достижению заявленной цели будет способствовать решение задач:
В качестве задач определены:
• определение понятия корпоративной социальной ответственности;
• изучение зарубежного опыта в указанной сфере деятельности бизнеса;
• исследование существующего механизма государственного регулирования сферы социальной ответственности бизнеса;
• выработка предложений по возможным направлениям развития сотрудничества бизнеса и государства в указанной сфере;
• исследование понятий социальная отчётность, социальный аудит, а также рассмотрение возможности их внедрения в практику отношений государства и бизнеса.
Методы исследования. В настоящей работе применяются такие общенаучные методы исследования, как метод диалектики, системный, методы анализа, синтеза, аналогии, дедукции, наблюдения, моделирования и некоторые другие, а также частнонаучные: сравнительный, статистический, формально-логический и др.
Теоретическая база исследования представлена идеями, концептуальными положениями, научными обобщениями, в той или иной степени касающимися корпоративной социальной ответственности, изложенными западными и российскими учеными.
Научная новизна исследования заключается том, что оно представляет собой комплексное исследование проблем государственного регулирования корпоративной социальной ответственности, проведенное на основе анализа современного состояния государственного регулирования социальной ответственности в России, в том числе в сравнении с практикой зарубежных государств. Новизну исследования отличает также то, что диссертант выделяет направления совершенствования государственного регулирования корпоративной социальной ответственности в России в целях повышения эффективности решения социальных и экологических проблем.
Научные положения и результаты исследования, выносимые на защиту:
1. Доказано, что в современных условиях бизнесу выгодно смещать акценты в своем развитии в сторону социального инвестирования и управления нефинансовыми рисками, поскольку это обеспечить рост бизнеса в долгосрочной перспективе и гарантирует устойчивость развития общества в целом.
2. Корпоративная социальная ответственность определена как сложная совокупность ответственных перед всеми заинтересованными лицами действий компании, выражающаяся в управлении нефинансовыми рисками, увеличении социальных инвестиций и соблюдении корпоративного кодекса.
3. Обобщен опыт реализации моделей корпоративной социальной ответственности в различных странах и выявлены элементы, которые можно применить в России.
4. Обоснована необходимость осуществления государством мер, направленных на повышении информированности общества о значении корпоративной социальной ответственности; принятие необходимых федеральных законов в области социальной ответственности бизнеса; внедрение системы обязательной социальной отчетности и оценки деятельности компаний в области корпоративной социальной ответственности.
5. Предложен механизм государственного регулирования корпоративной социальной ответственности в России, реализация которых способна обеспечить долгосрочный экономический рост и переход к устойчивому развитию страны, а также первостепенные меры по осуществлению политики «комплексного» государственного регулирования, которая бы состояла из проведения организационно-управленческих, нормативно-правовых, финансово-экономических и социальных мероприятий: создание системы управления в данной области на уровне государства и «примерное» руководство; повышение уровня информированности общества о роли социальной ответственности бизнеса в обеспечении устойчивого развития страны и реализации национальных проектов; создание системы поддержки добровольных инициатив бизнеса в области корпоративной социальной ответственности; оказание методологической поддержки в области проведения исследований по социальной ответственности бизнеса и устойчивому развитию, привлечение заинтересованных сторон к активному участию в области социальной ответственности бизнеса; систематизация норм права и принятие законов в этой области; внедрение обязательной системы отчетности и оценки в области корпоративной социальной ответственности; создание благоприятной фискальной системы и финансовых инструментов в области социальной ответственности бизнеса; содействие развитию международного сотрудничества в указанной области.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации современных научных и практических подходов к определению корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития, в обобщении международного опыта реализации политики государства в области корпоративной социальной ответственности и определении степени ее влияния на развитие экономики страны. Практическая значимость работы обусловлена целью и направленностью результатов исследования на решение проблем социально-экономического и экологического развития, а также возможностью использовать предложенные рекомендации в процессе реализации национальных проектов, формирования и реализации государственной политики в области корпоративной социальной ответственности в процессе перехода к устойчивому развитию.
Научная обоснованность и достоверность определяется тем, что полученные результаты и выводы диссертации были обсуждены и одобрены в Департаменте магистратуры, дана критическая оценка выводов работы, сделанная в сравнении с ранее имевшимися в научной литературе.
Личный вклад автора в исследование заключается в том, что диссертант самостоятельно выполнил выбор темы исследования, лично собрал все теоретические и эмпирические материалы, провел их анализ, подготовил предложения и опубликовал 4 научные публикации по теме исследования.
Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования изложены в четырех научных статьях.
Структура диссертация состоит из введения; двух глав, включающих четыре параграфа, одной главы без деления на параграфы, заключения и списка используемой литературы и источников. Общий объем ВКР - 79 страниц.
Таким образом, в результате проведенного исследования, были сформулированы следующие выводы:
1. Концепции социальной ответственности бизнеса разработаны и внедряются в практику в большинстве развитых стран. При этом важное значение приобрели понятия «корпоративное гражданство», «социальное инвестирование», «социальное предпринимательство» и др. В Российской Федерации данные концепции также находят свое отражение, но в значительной степени менее развиты, поэтому особенно важно сформировать комплексный подход к окружению бизнеса для успешного внедрения на практике концепции корпоративной социальной ответственности посредством усиления роли государственного регулирования по вопросам взаимодействия компаний с государственными органами и институтами гражданского общества. Отмечено, что вопросы взаимодействия бизнеса, общества и государства необходимо решать на государственном уровне, поскольку компании до сих пор придерживаются концепции максимизации прибыли в краткосрочной перспективе.
2. Сравнительный анализ действующих моделей корпоративной социальной ответственности, реализуемые в настоящее время в развитых странах, выявил следующее:
• во всех без исключений странах потребность в развитии социальной ответственности бизнеса возникла по причине невозможности у государства в должной мере обеспечивать финансирование социальной сферы, поэтому выходом из этой ситуации стало партнерство государства и крупного бизнеса;
• социально ориентированное поведение для бизнеса в настоящее время стало осознанной необходимостью, поскольку стабильное экономическое, политическое положение в обществе и в бизнесе в условиях прозрачности экономической деятельности хозяйствующих субъектов возможно только в этом случае;
• социальное инвестирование является прибыльным для самого бизнеса, поскольку в той или иной форме, денежные средства ему компенсируются (налоговые льготы, имидж и репутация, рост капитализации стоимости предприятия и т.п.);
• социальная ответственность бизнеса прямо или косвенно стимулируется государством, поскольку последнее в ней прямо заинтересовано;
• социальная ответственность бизнеса внедряется в организационную структуру компаний для управления и контроля;
• позитивные аспекты различных моделей корпоративной социальной ответственности следует внедрять в Российской Федерации с учетом ее специфики.
3. Анализ практики государственного регулирования в области корпоративной социальной ответственности выявил следующее:
• в настоящее время в реализации корпоративной социальной ответственности в России активно задействованы только крупные российские компании (вышедшие на международный уровень) и иностранные корпорации (осуществляющие бизнес на территории нашего государства);
• модель корпоративной социальной ответственности в России характеризуется реактивным поведением компаний (бизнес реагирует на уже появившиеся проблемы);
• все мероприятия, реализуемые в рамках социально ответственного поведения, осуществляются для создания положительного имиджа и в ответ на требования иностранных инвесторов и партнеров;
• основными стрейкхолдерами в России выступает государство и персонал компаний, тогда как гражданское общество до сих пор слабо заинтересовано в реализации корпоративной социальной ответственности;
• ряд национальных проектов, принятых к реализации до 2024 года, значительно расширит возможности государства и бизнеса по реализации корпоративной социальной ответственности и позволит сформировать устойчивую коалицию государственных структур, бизнеса и некоммерческого сектора, что позволит на основе взаимных интересов успешно решать социальные и экологические проблемы в России.
5. Автор предлагает в качестве основных направлений совершенствования и развития государственного регулирования корпоративной социальной ответственности в России следующее:
• формирование системы управления корпоративной социальной ответственностью на государственном уровне, в том числе систематизация законодательства и приведение его в соответствие с требованиями концепции корпоративной социальной ответственности;
• повышение уровня информированности о значении корпоративной социальной ответственности для социально-экономического развития страны;
• поддержка социальных инициатив бизнеса;
• методологическая поддержка концепции корпоративной социальной ответственности в системе высшего образования и науки;
• активное использование возможностей общественных организаций в области корпоративной социальной ответственности;
• развитие международного сотрудничества в области корпоративной социальной ответственности;
• формирование благоприятной фискальной системы для социально ответственных компаний;
• создание единой системы социальной отчетности для корпоративной социальной ответственности.
1. Бизнес и общество [Электронный ресурс]. URL: http://www.b- soc.ni/ (Дата обращения: 18.04.2020).
2. Благов Ю. Е. Особенности использования интегральной теории общественного договора при анализе этики российского бизнеса. // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Серия Менеджмент. 2019. №1. С. 39-53.
3. Венская конвенция об охране озонового слоя, принятая 22.03.1985 г. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ozone.shtml (Дата обращения: 18.04.2020)
4. Виттенберг Е. Я. Социальная ответственность бизнеса на постсоветском пространстве. М.: РГГУ, 2011. 481 с.
5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Магистр: ИНФРА- М, 2014. 576 с.
6. Глобальные принципы Салливана. Обзор международных инициатив ООН [Электронный ресурс]. URL:
http://pmguinfo.dp.ua/images/documents/korp_otnosheniya/obzor_iniciativ.pdf (Дата обращения: 28.01.2020).
7. Грейсон Д., О Делл К. «Американский менеджмент на пороге XXI века», Москва, Экономика, 1991. 235 с.
8. Зарубина Н. Н. Деньги и культура богатства: перспективы социальной ответственности бизнеса в условиях глобализации. // Социологические исследования. 2008. № 10. С. 13-23.
9. Заседание Совета по стратегическому развитию и нацпроектам. [Электронный ресурс]. URL:
http://kremlin.ru/events/president/news/58894 (Дата обращения: 08.03.2020).
10. Иванова Н.В. Социальное инвестирование: обзор зарубежных практик. // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. №3. С. 31 -36.
11. Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, принят 11 декабря 1997 года [Электронный ресурс]. URL:
https: //www. un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/kyoto. shtml (Дата обращения: 18.04.2020)
12. Киселева Е В. Методы фондовых бирж по усилению социальной ориентации компаний. // Экономика и социум. 2016. № 11(30). С. 684-689.
13. Кодекс корпоративной социальной ответственности ОАО «Нижнекамскнефтехим», утвержденный решением Совета директоров данной компании 28 сентября 2012 года [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/42720691-Kodeks-korporativnoy-socialnoy-otvetstvennosti- oao-nizhnekamskneftehim.html (Дата обращения: 18.04.2020).
14. Костин А.Е., Захаров В. М. Корпоративная ответственность и устойчивое развитие. М.: Институт устойчивого развития Общественной палаты РФ. Центр экологической политики России. 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://sustainabledevelopment.nl/upload/File/Books2013/2013
KSO.pdf (Дата обращения: 28.01.2020).
15. Красильников С. Г. Представление предпринимателей об обществе: социальная ответственность бизнеса. 2019 [Электронный ресурс]. URL: www.clab.fonn.ni (Дата обращения: 08.03.2020).
...