Аннотация 2
Введение 4
Глава 1.Теоретический анализ проблемы мотива и мотивации в подходах отечественных и зарубежных ученых 6
1.1 Мотивационная сфера личности как предмет психологического исследования 6
1.2 Понятие мотива и мотивации в психологии 13
Выводы по первой главе 16
Глава 2. Мотивация в структуре учебной деятельности младших школьников 17
2.1 Ведущая деятельность у детей младшего школьного возраста 17
2.2 Мотивация как ведущий компонент учебной деятельности младших школьников 24
Выводы по второй главе 30
Глава 3. Эмпирическое исследование мотивов учебной деятельности младших школьников 32
3.1 Методические пути исследования 32
3.2 Анализ результатов исследования по формированию учебной мотивации у детей младшего школьного возраста 35
Выводы по третьей главе 42
Заключение 44
Список используемой литературы 46
Актуальность исследования. Последние десятилетия знаменуются большими преобразованиями во всех сферах жизни нашей страны, поскольку идет развитие российского общества на основе гуманистических ценностей, демократии. Это не могло не сказаться на образовании. Новая образовательная философия сейчас воплотилась в личностно ориентированной модели обучения, приоритетной целью которой является развитие личности ученика, его потребностей, ценностей, мотивов, обеспечение перспектив самореализации.
Расширение образовательного пространства и трансформация всех сфер жизнедеятельности общества требуют от подрастающего поколения умения разумно ориентироваться в быстроменяющемся потоке информации и эффективно приобретать новые знания. Поэтому сегодня приоритетной задачей всех типов учебных заведений является активизация учащихся в системе организованного обучения как субъектов учения и сохранения должной результативности последнего. В связи с этим возрастает интерес исследователей к психологическим факторам эффективности учебной деятельности школьников, в частности к проблеме мотивационного причинение результативности обучения.
В становлении личности мотивация играет немаловажную роль. Саморазвитие, самосовершенствование, эффективная учебная деятельность и развитие способностей - это все невозможно без мотивации. Основа для дальнейшего обучения закладывается в младшем школьном возрасте. От желания учиться в начальной школе зависит стремление к обучению в средних и старших классах.
Сложность исследования мотивации обусловлена тем, что учащийся побуждается к учению комплексом мотивов, которые не только взаимно обогащаются, но и противостоят друг другу. Мотивация формируется, изменяется и перестраивается в процессе деятельности. Именно поэтому перед педагогами современной школы стоит достаточно важная задача найти новые пути формирования положительной мотивации школьников к осуществлению учебной деятельности.
Цель исследования: теоретически раскрыть и экспериментально исследовать особенности функционирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: мотивационная сфера детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: мотивы учения в структуре учебной деятельности младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование мотивации учебной деятельности младших школьников в процессе обучения будет эффективным при рассмотрении процесса формирования мотивации как части целостного процесса формирования учебной деятельности младших школьников.
В рамках работы мы ставим перед собой следующие задачи:
1. осуществить теоретический анализ проблемы мотива и мотивации в концептуальных подходах зарубежных и отечественных ученых;
2. раскрыть место мотивации в структуре учебной деятельности младших школьников;
3. изучить уровень сформированности мотивации к учебной деятельности у младших школьников;
4. обработать и интерпретировать результаты исследования.
Одна из стержневых проблем в психологии - проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности. Мотивация - одно из базовых понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения, деятельности человека. Таким образом, классификационный, феноменологический и структурный подходы, имея собственную специфику, являются взаимодополняющими.
Результаты эксперимента свидетельствуют, что для детей начальной школы наименее характерным является тип мотивации учения, связанный с интересом к знаниям и потребности в их изучении. Учебно-познавательный мотив занял самую низкую позицию. В начале обучения в школе ведущее значение для ребенка имеют социальные и позиционные мотивы, значительную мотивационную роль играют и получаемые учащимися оценки. Однако для 20% первоклассников преобладают еще игровые мотивы, перенесенные в новую учебную сферу. Отдельная группа учеников учатся по принуждению (6%).
Направленность на получение знаний растет у учеников 3 и 4 классов. Высокая направленность на оценку, как вид мотивации, наблюдается на всех классно-возрастных промежутках. Но самыми высокими являются показатели у учеников второго и третьего классов. Однако не все дети первого и второго классов хорошо понимают объективную роль отметки. Для младших школьников оценка выражает и оценку знаний учащихся, и общественное мнение о нем, поэтому дети стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради того, чтобы сохранить и повысить свой престиж.
Процентная доля внутренних мотивов обучения увеличивается соответственно сроку обучения и достигает максимального показателя у учащихся 4 класса. Внешние положительные мотивы являются особенно действенными для учащихся 1 и 2 классов, далее они постепенно теряют свою значимость у третьеклассников и четвероклассников. Подобная тенденция прослеживается и в действенности внешних отрицательных мотивов: самый высокий показатель показали второклассники, а самый низкий - третьеклассники. На конец окончания начальной школы внешние отрицательные мотивы несколько возрастают, однако остаются в пределах низкого уровня. Следовательно, принуждение родителей и страх быть худшим в классе является действенной негативной мотивацией для современных младших школьников.
Социальная значимость обучения особо подчеркивается у учеников 1 класса. Школьная атрибутика и дальше имеет значительное влияние на учебную деятельность младших школьников 2, 3 и 4 классов.
Из полученных результатов очевидны важность и необходимость формирования мотивационной системы учащихся, которая будет определять характер учения и динамику умственного развития. Учитывая это, первоочередной задачей учебно-воспитательного процесса в начальной школе является преодоление негативного отношения учащихся к школьному обучению, формирование дальновидной цели учения, воспитания у младших школьников правильной организации самостоятельного овладения знаниями, замечать собственные учебные недостатки, применять познавательные способности и сознательное управление своей учебной деятельностью.
1. Алексеева, М. И. Мотивы обучения учащихся: Пособ. для учителей [Текст] / М. И. Алексеева. - М., 1974. - 120 с.
2. Божович, Л. В. Проблема развития мотивационной сферы ребенка [Текст] / Л. В. Божович. - М.: Педагогика, 1972. - 352 с.
3. Боцманова, Н. Е. Самооценка как фактор нравственной саморегуляции в младшем школьном возрасте [Текст] / Н. Е. Боцманова. - М.: Педагогика, 1988.
4. Бушуева, Н. Шестилетки: формирование полноценной учебной мотивации [Текст] / Н. Бушуева. - М., 2007.
5. Васильева, Т. А. Работа с учащимися, имеющими низкий уровень учебной мотивации [Текст] / Школа и производство / Т. А. Васильева. - М.: 2007.
6. Войтко, В. И. Психологический словарь [Текст] / В. И. Войтко. - М.: Высшая школа, 1982. - 215с.
7. Воронова, Н. Мотивация как фактор успеха учебной деятельности младших школьников [Текст] / Н. Воронова. - М.: 2007.
8. Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении [Текст] / В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1972. - 423 с.
9. Дригус, Н. Т. Особенности отношения к учению младших школьников с различной успеваемостью [Текст] / Н. Т. Дригус. - М., 1979.
10. Земцова, Л. В. О соотношении внешних и внутренних мотивов Тезисы научных сообщений советских психологов «Воспитание, обучение и психическое развитие» [Текст] / Л. В. Земцова. - М.: Наука, 1983.
11. Канюк, С. С. Психология мотивации: Учебное пособие [Текст] / С. С. Канюк. - М., 2002.
12. Кириленко, В. В. Формирование и коррекция мотивации учения младших школьников [Текст] / В. В. Кириленко. - М., 2007.
13. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст] / Е. Е. Кравцова. - М.: Педагогика, 1991. - 150 с.
14. Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников [Текст] / Книга для учителей и классных руководителей / В. А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1976. - 303с.
15. Леонова, Н.А. Изучение мотивационной сферы младших школьников [Текст] / Н. А. Леонова. - М., 2008.
...