Введение 4
1 Теоретические аспекты развития персонала организации 7
1.1 Понятие, сущность, цели и значение развития персонала 7
современной организации 7
1.2 Основные инструменты и формы развития персонала организации 12
2 Анализ хозяйственной деятельности и системы развития персонала OOO
«ВИТЕКС» 22
2.1 Краткая характеристика и организационно-экономические
показатели деятельности организации 22
2.2 Анализ системы развития персонала организации 33
3 Разработка мероприятий по совершенствованию системы развития
персонала в OOO «ВИТЕКС» 40
3.1 Мероприятия по повышению эффективности системы развития ... 40
3.2 Социально-экономическая оценка предложенных мероприятий .... 49
Заключение 53
Список используемой литературы 58
Приложение А Модель М. Портера для рынка строительных работ, товаров и услуг в 2019 г 61
Приложение Б Основные финансовые результаты деятельности ООО «ВИТЕКС» в 2017-2019 гг 65
Приложение В Изменение выручки с добавлением линейного тренда, изменение чистой прибыли и рентабельности ООО «ВИТЕКС» в 2017 - 2019 гг 66
Приложение Г Организационная структура управления ООО «ВИТЕКС» на начало 2020 г
Приложение Д Характеристики структуры управления ООО «ВИТЕКС 68
Приложение Е Кадровый анализ 69
Приложение Ж Расчет средств на подбор, отбор и адаптацию новых кадров75
Приложение И Система материальной мотивации труда персонала в ООО «ВИТЕКС»
Приложение К Показатели по труду и заработной плате ООО «ВИТЕКС» в 2017-2019 гг
Приложение Л Расчет зарплаты ряда сотрудников ООО «ВИТЕКС» c учетом предлагаемых премиальных доплат к должностному окладу за повышение квалификации с учетом образования и стажа работы 78
Приложение М Программа развития управленческой культуры
руководителей и специалистов 79
Приложение Н Анкета участника тренинга / семинара 80
Актуальность темы исследования обусловлена существенным усложнением внешней организационной среды, резким возрастанием её динамики, беспрецедентным усилением конкуренции на мировых рынках, требующим поиска скрытых резервов и новых путей повышения эффективности и ужесточающих требования к работникам, как по объему, так и по характеру решаемых задач.
Из всех организационных ресурсов именно в «человеческом ресурсе» или «человеческом потенциале» скрываются наибольшие резервы для повышения эффективности функционирования современной организации.
В условиях наполнения рынка, экономического кризиса, дополнительного тяжелого удара пандемии по экономике особую важность приобрел вопрос об упущенной прибыли, возникающей в результате невозможности решать актуальные задачи при помощи уже имеющегося кадрового потенциала.
Необходимость повышения эффективности управления бизнес- структурами на основе совершенствования форм и методов HR- менеджмента, оптимизации процессов кадрового развития обусловила актуальность темы выпускной квалификационной работы, направление и логику исследования.
Степень изученности темы. Исследования круга проблем, связанных с инвестированием в развитие персонала, сформировавшие основу современной «теории человеческого капитала», были начаты в конце 50-х - начале 60-х годов XX века. Основополагающими работами, в которых анализируются модели инвестиций в человеческий капитал, являются работы Т. Шульца [21], М. Армстронга [3] и др.
В процессе развития человечества человеческий фактор играет все более весомую роль, так как работники становятся основой производительности организации.
Систему научных положений, научных теорий, методологических принципов и подходов к развитию кадрового потенциала по направлениям, возможно, представить следующим образом:
Положения теории «обучающейся организации» («Learning Organization») основаны на предположении, что для поддержания достаточного уровня конкурентоспособности в быстро меняющихся условиях рыночной экономики компании должны реализовывать программу непрерывного обучения сотрудников. На основе трудов западных исследователей были разработаны многие современные методики оценки персонала. Среди ученых, издавших работы по оценке персонала, следует отметить Е.В. Скиба [18] и др.
Несмотря на наличие богатой научно-методологической базы исследования человеческого капитала и управления развитием персонала, непрерывность развития экономики, меняющиеся условия требуют постоянного совершенствования практических решений в области кадрового развития как инструмента реализации стратегических целей организации.
Это определило проблему исследования, позволило сформулировать его цель и задачи, выделить предмет и объект исследования.
Предметом исследования являются организационные и экономические отношения, возникающие в процессе развития кадров организации, формирования их новых профессиональных компетенций.
Объект исследования - непубличное общество с ограниченной ответственностью «ВИТЕКС», осуществляющего специализированные строительные работы (далее по тексту ООО «ВИТЕКС»), г. Москва.
Цель работы - разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности развития персонала.
В соответствии с указанной целью исследования ставятся задачи:
- провести теоретический анализ и раскрыть сущность технологизации процессов развития персонала в современных условиях;
- дать оценку организационно-экономического состояния объекта исследования и провести исследование состояния процесса развития персонала предприятия;
- разработать предложения по оптимизации комплекса рабочих методов и способов кадрового развития на исследуемом предприятии, провести его апробацию и дать оценку социально-экономического эффекта его внедрения.
Теоретической и методологической основой исследования явилась научная и специальная литература в области экономики труда, экономической социологии, социальной психологии, психологии менеджмента, теории управления персоналом, концептуальные положения теории конкуренции, теории управления знаниями, а также результаты научных исследований по проблеме организационной социализации и адаптации персонала.
В ходе написания работы был использованы следующие взаимодополняющие методы исследования: анализ специальной и методической литературы; обобщение, сравнение, общенаучные методы познания, метод системного подхода; праксиметрические методы (изучение архивных и служебных материалов конкретного предприятия), эмпирические методы (наблюдение; анкетирование), системно-ситуационный анализ и пр.
В качестве методов обработки данных использовались количественный и качественный способы.
Практическое значение проведенного исследования определяется возможностью использования организационно-управленческого сопровождения проекта совершенствования кадрового развития.
Объем и структура работы. Включает введение, три главы основной части, заключение, список используемых источников из 22-х наименований, приложения.
Основной смысл организационной деятельности - постоянное развитие своей способности создавать собственное будущее. Современной организации недостаточно просто выживать. Чем сложнее и динамичнее мир бизнеса, тем большее значение приобретает способность организации адаптироваться и предвосхищать будущие потребности. А это требует от компании постоянного направленного процесса управления персоналом.
Грамотно построенная система развития персонала предприятия может и должна становиться ядром системы управления более высокого уровня - системы управления предприятием в целом.
В представленной работе был проведен анализ действующей системы развития профессионального потенциала персонала строительного предприятия ООО «ВИТЕКС», на высоко конкурентном падающем рынке строительных товаров, работ и услуг Московской области со штатом сотрудников на 01.01.2020 г. в 32 человека.
Предприятие в исследуемый период последовательно снижает показатели валового дохода, рентабельности, прибыли и др. При этом отмечена сверхнормативная текучесть персонала, причем максимальная нежелательная текучесть кадров характерна для категории «рабочие», что может оцениваться крайне негативно, так следуя иерархии финансовой структуры предприятия, именно этот контингент сотрудников формирует Центр прибыли для предприятия (ЦП).
В абсолютном большинстве случаев в анализируемый период 2017¬2019 гг. лидировали следующие реальные причины увольнения:
1) неудовлетворенность взаимоотношениями с линейными и функциональными руководителями, авторитарный стиль руководства на предприятии;
2) неблагоприятный социально-психологический климат в коллективе;
3) неконкурентная ставка заработной платы и наличие разветвленной системы штрафов.
Обобщен опыт предприятия в области внутрифирменного обучения и поддержки, адаптации, оценки, управлении карьерой, мотивации сотрудников. Несомненно, можно констатировать факт, что существующая система развития профессионального потенциала персонала в ООО «ВИТЕКС» является не эффективной, требует тотальной реорганизации, а используемые методы не многочисленны и являются традиционными и отчасти, устаревшими:
1. Обучение. В ООО «ВИТЕКС» используются такие виды обучения как самообучение, самоподготовка; внутреннее обучение (наставничество) и система дистанционного обучения (СДО), которая, тем не менее, требует дополнения электронными курсами.
Но коэффициент использования полученных знаний и навыков (К исп.) персоналом ООО «ВИТЕКС» в 2019 г. не высок и составляет только 53,16 %, а значение коэффициента изменения общего балла ключевых компетенций не превышает 0,48. При этом программа повышения квалификации управленцев (нетехнические тренинги) не упорядочена, не разбита на тематические блоки. В среднем, в ООО «ВИТЕКС» на обучение и профессиональное развитие персонала тратится лишь около 0,1 % прибыли ежегодно.
И, наконец, существующая СДО не имеет таргетированной направленности на решение реальных внутренних проблем предприятия, что могло быть сделано за счет вполне определенного управленческого воздействия на информационно-обучающую среду предприятия.
2. Оценка. Инструментами оценки персонала в ООО «ВИТЕКС» являются профессиональное тестирование, личностная оценка, индивидуальное собеседование и др. Причем в ООО «ВИТЕКС» практикуется оценка: 1) в процессе отбора персонала при принятии решения по найму; 2) по результатам испытательного срока; 3) в целях подтверждения соответствия - ежегодная аттестация (методом стандартных оценок).
Минусы системы оценки персонала в ООО «ВИТЕКС»:
1) отсутствует психо-диагностическое тестирование персонала при поступлении на работу (для оценки и прогнозирования результатов адаптации к условиям организационной среды) и в процессе работы;
2) проведение индивидуальной оценки персонала традиционными, но устаревшими методами;
3) отсутствие систематизированной комплексной оценки труда управленцев, позволяющей отследить индивидуальную динамику профессиональных преференций (возможностей) и др.
4. Мотивация. По формам и видам затрат сложившаяся система мотивации труда персонала ООО «ВИТЕКС» является полностью монетарной. Являясь максимально экономной, система оплаты и мотивации труда не соответствует потребностям персонала ООО «ВИТЕКС». Нематериальные мотивационные факторы минимальны и не эффективны.
5. Управление карьерой. В ООО «ВИТЕКС», фактически, отсутствуют перспектив карьерного роста / должностного перемещения;
Внешне проблемы проявляются в сверхнормативной текучести кадров и устойчивом снижении показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
В результате диагностики HR-недоработок и мониторинга проблем предприятия на временном интервале 2017-2019 гг., были сформированы предложения, которые коррелируют с верхними строчками рейтинга проблем предпринимательства из-за COVID-19 (ожидание плановой убыточности в следующем налоговом периоде, необходимость сокращения персонала или расходов на фонд оплаты труда) и при этом позволят осуществить частичную оптимизацию системы развития персонала в ООО «ВИТЕКС», а именно:
1. Возложение на заместителя директора функций development- менеджера (расширение трудовой функции с письменного согласия работника) - с функциональными обязанностями по организационному развитию, в том числе, кадровому планированию.
2. Внедрение мотивирующей к обучению премиальной системы - практически, не требующей дополнительных затрат (за счет перераспределения между работниками) - и предусматривающей при этом доплату работникам за более высокую квалификацию и/ или более высокий уровень образования и/или больший стаж работы.
Рабочие на предприятии «ВИТЕКС» в абсолютном большинстве случаев повышают квалификацию в рамках уже имеющейся квалификации (а по общему правилу у работодателя нет обязанности в этом случае повышать зарплату); стимулирующие доплаты за увеличение стажа работы на предприятии не используются (напомним, что большинство увольнений на предприятии происходит в течение первого года начала работы на предприятии).
Кроме того, проработавшие на предприятии много лет уравнены в своей зарплате с вновь принятыми работниками такой же квалификации и образования.
Доплата за более высокий уровень образования так же не используется работодателем, так как:
1) размер оплаты труда устанавливается работодателем изначально согласно должности работника (согласно статье 129 ТК РФ);
2) на предприятии используется, окладная система (должностной оклад и ставка заработной платы,
3) в коллективном договоре не отражено, что при получении высшего образования работодатель должен увеличить заработную плату работника.
3. Использование рыночной системы оценки и стимулирования труда («РОСТ»), увязывающей заработную плату с результатами деятельности всей организации «ВИТЕКС» за счет пропорциональных результату его деятельности премиальных выплат работникам.
4. Регулярное прохождение управленцами и специалистами предприятия тренингов по развитию навыков преодоления стресса, а так же коммуникативных навыков и знаний для всех сотрудников ООО «ВИТЕКС», а так же для управленцев предприятия - для работы использованием комбинированного стиля руководства в управлении текущей практической деятельностью.
В результате внедрения предложений в ООО «ВИТЕКС» ожидается годовой экономический эффект в сумме 927,22 тыс. руб.
Подводя итоги, нельзя не упомянуть о том, что в условиях разрушительных экономических последствий COVID-19 компаниям следует выбрать в качестве основного ориентира собственный персонал, поставив его развитие в ряд приоритетных задач. Выполнение последних, в свою очередь, ведет к повышению эффективности деятельности хозяйствующих субъектов.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая-четвертая (в ред. от 16.12.2019 г., с изм. вступ. в силу с 01.01.2020 г.). Текст: электронный ресурс. URL: http://logos-pravo.ru/grazhdanskiy-kodeks-gk-rf- chast-1ru(дата обращения: 20.03.2020 г.).
2. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. (в ред. от 16.12.2019 г.) // Справочно-правовая система «Гарант». Текст: электронный ресурс. URL: http://garant.ru(дата обращения: 24.03.2020 г.).
3. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2016. 214 с.
4. Белкин, И.С. Строительство замедляет темп, но сохраняет оптимизм / И.С. Белкин // Строительство и экономика. 2020. № 3. С. 23-26.
5. Беляцкий Н.П. Управление персоналом: учеб. пособие / Н. П. Беляцкий, С.Е. Велесько, П. Ройш. Минск: Эко-перспектива, 2015. 352 с.
6. Бинецкая, В. Развивать или не развивать персонал? / В. Бинецкая. Текст: электронный. URL: http://hr-portal.ru/article/razvivat-ili-ne-razvivat- personal(дата обращения: 15.03.2020 г.).
7. Васнев, С.А. Как оценить эффективность мероприятия. Текст: электронный ресурс. URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook096/01/part-009.htm (дата обращения: 24.05.2020 г.).
8. Воробьев, Г.К. Служба кадров XXI века [Текст] / Г.К. Воробьев // Служба кадров. - 2016. - № 3. - С. 3-8.
9. Горботенко, Н.А. Развивать или не развивать персонал? / Н. Горботенко. Текст: электронный. URL: http://hr-portal. ru/article/razvivat-ili-ne- razvi-vat-personal (дата обращения 11.03.2020 г.).
10. Гунин, В.Н. и др. Управление инновациями / 17-модульная
программа для менеджеров «Управление развитием персонала». Модуль 7. М.: ИНФРА-М, 2018. 360 с.
11. Джонсон, Дж., Шоулз, К. Корпоративная стратегия: теория и
практика / Дж. Джонсон, К. Шоулз. М.: Williams, 2016. 800 с.
11. Живица, О. В. Путь минимизации затрат на развитие персонала / О. В. Живица // Сборник материалов XIV Международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации российского общества 2019». М.: Социс, 2019. С. 544-547.
12. Зобкова, Л.Д. Управление обучением и развитием персонала: опыт зарубежных и российских компаний. Society of Russia: educational space, psychologycal structures and social values 2017, Volume 8, Number 9. Текст: электронный. URL: http://ej.soc-journal.ru(дата обращения: 20.03.2020 г.)
13. Морозова, И.А. Оценка эффективности обучения в организации //
Оценка эффективности обучения в организации. Текст: электронный. URL: https://mspartner.microsoft.com/ru/ru/Pages/Training/morozova.aspx (дата
обращения: 11.03.2020 г.).
14. Личностный потенциал работника: проблемы формирования и развития. / Отв. редактор В.Г. Нестеров, Л.И. Иванько. М.: Альфа-книга, 2016. 284 с.
15. Нестерова, О.В. Обучение персонала как инструмент реализации
стратегических целей организации // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». Том 7, № 2 (2016 г.) http://naukovedenie.ru/PDF/09EVN215.pdf(дата
обращения: 10.03.2020 г.).
16. Скворцова, В.С. Концепция обучающейся организации и ее применение в практике менеджмента // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2020. № 3. Текст: электронный. URL: http://eko- nomika.snauka. ru/2020/03/3844 (дата обращения: 22.03.2020 г.).
17. Скиба, Е.В. Оценка: дайджест по девяти основным моделям оценки. По материалам статьи Мартина Шмаленбаха. Текст: электронный. URL: http://www.trainings.ru/library/articlesUid =6328 (дата обращения: 21.03.2017 г.).
18. Управление персоналом: энциклопедия / Под ред. А.Я. Кибанова. М: ИНФРА-М, 2016. 554 с.
19. Флах, П. Машинное обучение. Наука и искусство построения алгоритмов, которые извлекают знания из данных: учебник: пер. с англ. / П. Флах. М.: ДМК Пресс, 2019. 400 с.
20. Шваб, К. Четвертая промышленная революция: пер. с англ. /К. Шваб. М.: Эксмо, 2019. 208 с.
21. Шульц, Т. Инвестиции в человеческий капитал. М.: Академический проект, 2017. 220 с.