Введение 5
Глава 1. Теоретические аспекты формирования умений разножанровой письменной речи студентов 8
1.1 Письмо как вид речевой деятельности 8
1.2 Автобиография и резюме как виды разножанровой письменной речи 11
1.3 Трудности в овладении разножанровыми видами письменной речи 17
Глава 2. Практические аспекты формирования умений разножанровой письменной речи у студентов неязыковых направлений 25
2.1 Разработка комплекса упражнений для обучения написанию резюме и
автобиографии 25
2.2 Описание экспериментальной работы по формированию умений разножанровых видов письменной речи у студентов неязыковых специальностей 35
Заключение 43
Список используемой литературы 45
Приложение А Упражнения на формирование умений написания резюме 50
Приложение Б Упражнения на формирование умений написания автобиографии 53
Приложение В Опрос
Освоение английского языка в высших учебных заведениях студентами младших курсов неязыковых специальностей предусматривает не только обучение самому языку, но и непосредственно формирование у студентов культуры общения и формирование основных аспектов иноязычной коммуникативной компетенции. В свою очередь иноязычная коммуникативная компетенция должна учитывать развитие основных лингвистических умений и навыков, а именно грамматических, аудитивных, лексических, фонетических, а также их грамотное употребление в речи. Развивая лингвистические умения через различные виды комплексов заданий и упражнений, студенты учатся применять их в различных видах речевой и письменной деятельности. Грамотное употребление лингвистических умений дает студентам возможность использовать язык не только как средство образования, но и как важный инструмент использования своих коммуникативных навыков при взаимодействии с реальным миром.
Одним из важных инструментов при общении выступает письменная речь. Именно она занимает особую позицию при обучении иностранному языку студентов разных курсов и направленностей. Письменная речь помогает студентам применить и развить свои лингвистические навыки благодаря разным видам и жанрам письма. К сожалению, при обучении письму на иностранном языке основной упор делается на не осложненные структурой сочинения, эссе, письма, что в свою очередь ведет к более редкому обучению таким видам письменной речи, как деловое письмо, автобиография, резюме и т.д. В связи с этим студенты неспособны грамотно использовать знания иностранного языка для составления деловой документации. Именно этим и обуславливается актуальность данной выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - процесс обучения иностранному языку в вузе. Предметом исследования выступают особенности формирования умений письменной речи на английском языке.
Целью исследования является повышение эффективности формирования умений письменной речи студентов неязыковых специальностей на примере жанра автобиография и резюме.
Цель определила следующие задачи:
1) рассмотреть письмо как вид речевой деятельности;
2) сравнить особенности автобиографии и резюме как разных жанров письменной речи;
3) выделить и провести анализ трудностей в овладении разножанровыми видами письменной речи;
4) разработать комплекс упражнений по формированию умений написания автобиографии и резюме и сделать выводы о его эффективности.
Методологической основой исследования являются труды: по обучению иностранному языку в вузе Е.Н. Солововой, Н.Ф. Коряковцевой, Н.И. Гез, Н.А. Горловой, Е.А. Маслыко, П.К. Бабинской, А.Ф. Будько, С.И. Петровой; методике формирования умений письменной речи А.Р. Лурии, Н.Д. Гальсковой, Е.И. Пассова, Л.В. Сычёвой; жанрам текстов М.В. Баделиной, H.B. Bарзухиной, M.C. Беляевой, А.Е. Шабановой, Е.Н. Картушиной.
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы состоит в том, что разработанный комплекс упражнений по формированию умений разножанровой письменной речи можно использовать на практических занятиях по английскому языку со студентами разных направлений подготовки, а также стилистике, используя сравнительный анализ разных жанров деловой коммуникации.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы, состоящего из 40 источников, 12 из которых на английском языке, и 3 приложений.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект, предмет, цель и задачи исследования.
В первой главе рассматриваются основные понятия исследования: письмо, письменная речь, автобиография и резюме. Помимо этого описываются трудности при овладении представленными видами письменной речи.
Во второй главе представлены и описаны разработанные упражнения по формированию у студентов умений разножанровых видов письменной речи, а также представлены результаты апробации данных упражнений, которые доказывают их эффективность.
В заключении представлены выводы по проведенному исследованию.
Приложения включают в себя разработанный комплекс упражнений, который в дальнейшем может быть использован для обучения написанию резюме и автобиографии.
В настоящее время набор и отбор персонала является приоритетной задачей каждой успешной организации. Любая фирма постоянно нуждается в хороших и компетентных сотрудниках. Создать резюме и сопроводительное письмо, которые выделят вас среди других кандидатов и порадуют HR- менеджеров своей структурированностью - непростая задача. Облегчить ее решение до некоторой степени призвана данная выпускная квалификационная работа.
Проанализировав теоретические источники по проблеме исследования, мы можем утверждать, что письмо - это сложный вид речевой деятельности, а также продукт, представленный в виде графических знаков. Все исследования приходят к выводу, что письменная речь на иностранном языке является трудным способом выражения своих мыслей на письме.
Для исследования формирования умений были выбраны такие разножанровые виды письменной речи иностранного языка, как «автобиография» и «резюме». Также были изучены материалы, раскрывающие цели, задачи, функции и основное назначение автобиографии и резюме. Было выявлено отсутствие в русской письменной речи конкретной установленной модели и формы резюме, что приводит к значительным трудностям в понимании английского резюме. Были выделены аспекты каждого документа, описана структура каждого документа. Важно отметить, что соблюдение структуры и всех аспектов деловых документов очень важно, как в русской письменной речи, так и в особенности в иностранной письменной речи. Малейшее отклонение от структуры или ошибка в последовательности изложения данных (хронлогическая последовательность в автобиографии, обратная хронологическая последовательность в определённых разделах резюме) может испортить впечатление о соискателе на должность, что в последствие может, а скорее всего обязательно приведет к определённым последствиям при подаче заявления соискателем на должность.
Учитывая важность формирования умений разножанровой письменной речи, а конкретнее таких видов как автобиография и резюме, было разработано два комплекса упражнений, направленных на формирование умений написания резюме и автобиографии. Комплексы были апробированы в ходе опытно-экспериментального обучения группы студентов неязыкового направления. Результаты обучения дают возможность утверждать об эффективности разработанной системы упражнений по формированию умений разножанровой письменной речи. Комплекс может быть эффективен и для устной речи, так как изученные лексические единицы для составления резюме помогут студентам при использовании их в речи, например, при собеседовании по тому же резюме.
Задачи выпускной квалификационной работы выполнены, цель достигнута. Формирование умений разножанровых видов письменной речи на английском языке у студентов неязыковых специальностей вуза является важным аспектом при обучении студентов английскому языку, развитию у них межкультурной иноязычной компетенции для дальнейшего межкультурного общения и взаимодействия.
Перспективами исследования могло бы стать изучение портфолио выпускника высшего учебного заведения, стремящегося получить вакансию, сравнение особенностей портфолио на русском и английском языках и разработке методических указаний по его разработке и наполнению содержанием.
1. Баделина М.В., Орехова Е.Ю. Резюме и CV в деловой коммуникации
(на примере русского и английского языков) // Наука и бизнес: пути развития. №11(53). 2015. С. 116-119. URL:
https://elibrary.ru/contents.asp?id=34215018 (дата обращения 25.12.2019).
2. Баделина M.B., Фалина В.Л. Актуальность проблематики составления резюме как особого жанра деловой коммуникации // Перспективы науки. №12(63). 2014. С. 77-80. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23090665 (дата обращения 24.12.2019)
3. Беляева M.C., Шабанова А.Е. Из практики обучения: написание резюме в рамках освоения письменной речевой деятельности на английском языке в техническом вузе // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. №3. 2018. С. 12-18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36421834 (дата обращения 26.12.2019)
4. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М.: Просвещение, 1966. 308с. URL: http://padaread.com/?book=182713&pg=2 (дата обращения 22.12.2019)
5. Варзухина И.В. Как заинтересовать работодателя своим резюме? // Via scientiarum. № 1. 2015. С. 49-57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25435027(дата обращения 28.11.2019)
6. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие. М: Издательский центр «Академия», 2009. 336с.
7. Горлова Н.А. Методика обучения иностранному языку: в 2 ч. Ч. 1: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 336 с
8. Даниленко А.С. Структура иноязычной коммуникативной компетенции // Вестник Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева. 2016 URL: https://cyberleninka.ru/article/nZstruktura-inoyazychnoy-kommunikativnoy-kompetentsii ( дата обращения 27.04.2020)
9. Жариков В.В., Лыжникова М.А. Инновационные технологии отбора
персонала // Управление персоналом. 2014. №21. С. 71-79. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=22376820(дата обращения 25,04.2020)
10. Картушина Е.Н. Видеорезюме в российском рекрутинге // Социально-экономические явления и процессы. 2013. №3 (49). С. 67-69. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=19084039
11. Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам:
продуктивные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Академия, 2010. 192 с. URL: https://istina.msu.ru/publications/book/55628923/ (дата
обращения 25.04.2020)
12. Ломакина Г. Р., Лаер А.А. Раннее обучение иностранному языку: плюсы и минусы // Молодой ученый. 2014. № 20 (79). С. 597-599. URL: http s://moluch.ru/archive/79/13756/(дата обращения: 21.04.2020)
13. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. M: Изд-во AH СССР. 1950. 250с.
14. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. - Минск, 1996. 522с.
15. Мильруд И.П. Теория обучения иностранным языкам. Английский
язык : учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 406 с. (Высшее образование). URL: https://static.my-
shop.ru/product/pdf/383/3820598.pdf (дата обращения 15.05.2020)
16. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. 4-е изд. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 640 с.
17. Нистратова С.Л. Автобиография и заявление как жанры официально-делового стиля русского языка // Язык, сознание, коммуникация: Сборник статей / Отв. Ред серии Красных В.В., Изотов А.И. М.: МАКС Пресс, 2011. Вып.19. С. 146-160с.
18. Об утверждении федерального образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования/Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413. URL:
https://vk.com/doc13012694_445098698?hash=e2234b2ec75ab165a5&dl=aa8d4b b12ffac07129
19. Шссов Б.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. Москва: Глосса- пресс; Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 638с.
20. Пассов Б.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. M: Русский язык, 1989. 276с.
21. Пассов Б.И. Урок иностранного языка в средней школе. 2-е издание. М: Просвещение 1988. 223с.
22. Пучкова Е.Б. Видеорезюме как средство развития профессиональной успешности студента // Современные научные исследования и инновации. 2015 №5. Ч. 5 с.100-105. URL: http://web.snauka.ru/i s sue s/2015/05/50861 (дата обращения: 01.10.2019).
23. Рець M. C. Современный урок иностранного языка в условиях
реализации ФГОС // Молодой ученый. 2016 № 17.1. С. 46-50. URL :
https://moluch.ru/archive/121/33516/ (дата обращения: 28.12.2019).
24. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. M: Извещение, 1991. 287с.
25. Селиверстова М. В., Каленова А.Г. Применение метода видео-резюме
для оценки кандидатов на вакантную должность. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. 12. С. 263-267. URL:
http: //intj ournal. ru/primenenie-metoda-video-rezyume-dlya-otsenki-kandidatov-na-vakantnuyu-dolzhnost/ (дата обращения 29.04.2020)
26. Солововa E.H. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. 4 изд. М: Просвещение, 2006. 239с.
27. Сычёва Л.В. Проблема обучения письму и письменной речи
иностранных студентов // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Лингвистика и
межкультурная коммуникация С. 46-50 URL
https://cyberleninka.ru/article/nZproblema-obucheniya-pismu-i-pismennoy-rechi-inostrannyh-studentov (дата обращения 27.12.2019)
28. Щукин A.H. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. M: Издательство Икар, 2011. 454с.
29. Bhatia V., Rawat P. End-to-End Resume Parsing and Finding Candidates for
a Job Description using BERT. 2019 PP. 1-6. URL:
https://arxiv.org/pdf/1910.03089v1.pdf (дата обращения 25.04.2020), Текст: электронный
30. Chen J., Zhang C., Niu Z. A Two-Step resume extraction algorithm //
Mathematical Problems in Engineering, Hindawi. 2018, PP. 1-8 URL: https://www.hindawi.com/journals/mpe/2018/5761287/ (дата обращения
15.04.2020)
31. Comеr D. Tran s 1 ntion and trans fer: Interdi s c ipl inary writing and
communication // Journal of Systemics, Cybernetics and Informatics. № 11(9). 2013. PP. 106-112 URL:
http://www.iiisci.org/Journal/CV$/sci/pdfs/iEA953FD.pdf (дата обращения
15.12.2019)
32. Fidаn M. Evaluating the effect of writing instructions on students' writing skills // Journal of Language and Linguistic Studies. № 15(3). 2019. PP. 1069¬1082. URL: https://www.jlls.org/index.php/jlls/article/view/1394/510 (дата обращения 15.12.2019)
33. Hеdgе T Typеs of writing. URL: https://textarchive.ru/c-2416623-p7.html(дата обращения 21.11.2019).
34. How to write а resume that is informative, аПгасПте and easy to read. URL:
https: //www. vaughn. edu/assets/downloads/resume-writing-tips. pdf (дата
обращения 25.12.2019).
35. ^n^dy J.L. Re sume s for dummies. 2011. PP. 388. URL:
https://www. pdfdrive.com/resumes-for-dummies-e 18778625. html (дата
обращения 27.11.2019).
36. Kuzmina L. New Challenges in Writing: Пособие по развитию культуры английской письменной речи. М.: Евро школа, 1998. 46 с.
37. Listyani L. Promoting Academic Writing Students’ Skill s through “Proces s
Writing” Strategy // Advanc e s in Language and Literary Studie s. № 9(4). 2018. PP. 173-179. URL:
https://www.journals.aiac.org.au/index. php/alls/article/view/4641/3566 (дата
обращения 21.11.2019)
38. Pawl i c /ак J. Creative Writing as a Be st Way to Improve Writing Skil l s of Students // Sino-US English Teaching. 2015. PP. 347-352. URL: http://www.davidpublisher.org/Public/uploads/Contribute/556ecae5d86e4.pdf(дата обращения 25.11.2019)
39. Sеnеl E. The Integration of Crеative Writing into Academic Writing Skill s
in EFL Cl as se s // International Journal of Language s’ Education and Teaching. 2018. PP. 115-125. URL: http://www.ijlet.com/DergiTamDetay.aspx?ID=2869
(дата обращения 1.11.2019).
40. Skееn P. Best Test Design. NY, 2000. URL:
https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=6060(дата обращения 27.12.2019).