Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная среда образовательного учреждения как фактор формирования поведения школьников старших классов (Московский Государственный Университет)

Работа №105084

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы138
Год сдачи2021
Стоимость3000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
120
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: обучающиеся в общеобразовательных школах города Москвы.
Выборка: 156 девушек и 115 юношей (от 16 до 18 лет ).
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 13
§1. Обоснование теоретического подхода к социологическому исследованию девиантного поведения 13
§2. Обоснование теоретического подхода к социологическому исследованию социальной среды школы и механизмов влияния на формирование девиантного поведения подростков 29
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ. 46
§1. Обоснование методического подхода к изучению влияния социальной среды образовательного учреждения на формирование девиантного поведения школьников старших классов. 46
§2. Социальная среда образовательного учреждения как фактор формирования поведения школьников старших классов. 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 119
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 123
ПРИЛОЖЕНИЯ 127

Цель дипломной работы – выявить зависимость курения, употребления алкоголя и вандализма у старшеклассников 10х-11х классов и той социальной среды, в виде отношений с учителями и одноклассниками, с которыми они взаимодействуют.
Задачи исследования:
Теоретические задачи:
1. Рассмотреть существующие теоретические подходы к изучению девиантного поведения, обосновать подход, наиболее соответствующий проблеме и целям исследования, который позволит описать и объяснить девиантное поведение;
2. Рассмотреть существующие теоретические подходы к изучению социальной среды и выбрать тот подход, который даёт возможность изучить её влияние на девиантное поведение старшеклассников;
3. Выявить понятия, которые в рамках данного исследования будут использоваться для выявления особенностей влияния социальной среды образовательного учреждения на девиантное поведение подростков;
Методические задачи:
1. Обосновать способ, а также методы измерения и анализа данных, позволяющие получить данные о влиянии социальной среды образовательного учреждения на формирование девиантного поведения у старшеклассников.
Аналитические задачи:
1. Обосновать методы обработки и анализа, необходимые для обобщения первичных данных при оценке состояния и характера процесса усвоения отклоняющихся образцов поведения у старшеклассников.
2. Обосновать методы анализа первичных данных, которые необходимо использовать при оценке характера взаимосвязи социальной среды образовательного учреждения и развития девиантного поведения.
Содержательные задачи:
1. Определить состояние параметров девиантного поведения у старшеклассников в условиях современной России;
2. Определить состояние параметров социальной среды образовательного учреждения в условиях современной России;
3. Определить характер влияния параметров среды образовательного учреждения на состояние девиантного поведения старшеклассников в условиях современной России.
Теоретические основы исследования
Исследование влияния социальной среды образовательного учреждения на социальное поведение старшеклассников осуществлялось рамках классических социологических теорий, а так же современных концепций. Рассмотрение природы девиантного поведения реализуется на основе подхода Эмиля Дюркгейма и Роберта Мертона. Рассмотрение сущности социальной среды осуществляется на основе подхода Ч.Х Кули.
Эмпирические основы исследования
Основным эмпирическим источником, ставшим основой для анализа и выводов, является авторское эмпирическое полевое исследование по теме выпускной квалификационной работы. Также, для понимания контекста исследования и обоснованности выводов были использованы данные Росстата и исследований центра ВЦИОМ.
Методологическая база
Методологическая база данного исследования подготовлена на основе основных социологических методов теоретического и прикладного анализа. В работе использован метод первичного сбора эмпирической информации – анкетный опрос с применением онлайн-технологий. Обработка полученной информации осуществлялась посредством пакета SPSS с использованием функций одномерного описательного анализа, таблиц перекрестной классификации, корреляционного, факторного и одномерного дисперсионного анализа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Основной целью данной работы было выявить зависимость курения, употребления алкоголя и вандализма у старшеклассников 10х-11х классов и той социальной среды, в виде отношений с учителями и одноклассниками, с которыми они взаимодействуют.
Для достижения поставленной цели были рассмотрены теоретико-методологические задачи, были выбраны теории для обоснования содержания предмета и объекта исследования. Были даны определения понятия девиантного поведения, девиантного поведения подростков старшего школьного возраста, социальной среды, социальной среды школы и др. В соответствии с этим были выдвинуты теоретические, методические и содержательные задачи для достижения данной цели.
Далее был обоснован метод исследования, формирования выборочной совокупности, методы сбора и обработки данных, а также выдвинуты различные типы научной новизны исследования – теоретико-методологическая, методическая, содержательная и практическая.
Был определен и обоснован теоретико–методологический подход к исследованию особенностей влияния социальной среды школы на формирование девиантного поведения старшеклассников. В рамках представления данного теоретико-методологического подхода были определены и обоснованы теоретические основы для объекта и предмета исследования.
Была выбрана система понятий, которые более полно описывают состояние объекта и предмета исследования. В качестве основных теоретических результатов данного социологического исследования можно назвать построение концептуальной модели с обоснованием использования основных понятий данной модели из теоретических основ исследования. Также в результате операционализации и типологизации свойств объекта и предмета исследования были составлены модели зависимых и независимых переменных.
При решении методологических задач данного социологического исследования, то в рамках обоснования методики исследования влияния социальной среды школы на формирование девиантного поведения у старшеклассников была сформирована модель выборочной совокупности, обоснован выбор метода анкетного опроса с использованием онлайн-технологий, учитывая все его сильные и слабые стороны. Также, был обоснован выбор количественной стратегии для изучения данной темы.
После проведённых операций была создана социологическая анкета на основе разработанных ранее индикаторов и шкал. Анкета была первично протестирована для выявления возможных недочётов. После проведённого первичного исследования, анкета была разослана лицам, которые имели непосредственный контакт с необходимой группой респондентов. Было проведено анкетирование, в ходе которого опрошено 271 человек, после чего данные были экспортированы в MS Excel для корректировки и более удобного экспорта в программу SPSS для дальнейшего анализа. Методологические задачи данного исследования были выполнены посредством определения и и обоснования методического подхода к социологическому исследованию и использования анкетного опроса в качестве основного метода получения необходимой первичной информации.
Решение содержательных задач исследования на основе результатов анализа данных посредством описательного, одномерного дисперсионного и корреляционного анализа были сделаны следующие выводы:
1. Девиантное поведение является достаточно распространённой практикой в подростковой среде. Более того, общественное мнение среди подростков не готово осуждать подобные привычки своих друзей. Следовательно, можно говорить о лояльном отношении подростков к наличию подобных привычек. Наличие одной девиантной привычки с высокой вероятность может приводить к приобретению ещё одной. Те подростки, которые не имеют подобных привычек, менее склонны оправдывать подобное поведение. Более того, такие подростки готовы предпринимать действия по коррекции такого поведения у своих друзей.
2. Половые и возрастные различия не оказывают воздействия на наличие привычки, её восприятие, а также на отношения с одноклассниками и учителями.
3. Наиболее распространёнными формами девиантного поведения стали курение и употребление алкоголя. Эти формы девиантного поведения стали и наиболее оправдываемыми. Вандализм - крайне редкая форма девиантного поведения. Эта форма поведения является наименее одобряемой среди молодых людей.
4. В школе подростки имеют хорошее представление о том, кто вовлечён в девиантные практики в классе. Было статистически доказано то, что частота наблюдения подростками своих одноклассников в ситуации курения положительно коррелирует с субъективной оценкой числа курящих одноклассников. Было отмечено, что чем чаще подросток самостоятельно употребляет алкоголь, тем чаще он это делает и в компании одноклассников.
5. Как и в случае индивидуального девиантного поведения, имеется статистически доказанная взаимосвязь между числом курящих одноклассников и числом употребляющих алкоголь одноклассников: чем чаще респонденты отмечали большое число курящих одноклассников, тем чаще встречается большое число употребляющих алкоголь одноклассников.
6. Существует взаимосвязь не только с девиантным поведением, но и с опытом подобного поведения в компании одноклассников: если респондент часто курит и употребляет алкоголь, то он часто это делает и в компании одноклассников.
7. Существует статистически достоверная связь между числом одноклассников, вовлечённых в девиантное поведение (курение и употребление алкоголя) и числом рассказов одноклассников о своих девиантных привычках. Можно сделать вывод о том, что одноклассники с отклоняющимся поведением часто делятся подробностями своего поведения.
8. Формы непедагогического поведения со стороны учителя имеют тесную взаимосвязь с переменной о наличии в классе агрессивных одноклассников. Более того, было статистически доказано, что разные переменные о непедагогическом поведении учителя часто имеют связь между собой, то есть подобное поведение со стороны учителя часто сопровождается не одной формой.
9. Наиболее популярной формой проведения профилактической работы по предотвращению девиантного поведения стало проведение классных часов с классными руководителями. Формой, при которой подростки лучше всего запоминали материал, стали мероприятия со сторонними специалистами.
Главным итогом исследования можно назвать то, что только одноклассники в значительной мере оказывают воздействие на формирование подобного поведения. Учителя в социальной среде школы не оказывают подобного влияния. Однако, для нас всё ещё остаётся значимым выявление того, что является причиной, а что следствием.
Более того, будет важным отметить то, что действия, предпринимаемые школой по предотвращению девиантного поведения, являются неэффективными, поскольку малая часть подростков стремится предпринимать активные действия по изменению своего поведения. Подростки достаточно равнодушно относятся к присутствию девиантных привычек среди их друзей, что также не способствует их искоренению.
Поэтому, при формировании стратегии борьбы с девиантным поведением необходимо привлекать к работе специалистов-практиков, которые смогут заинтересовать ребят своим богатым опытом, а так же применить политику нулевой терпимости по отношению к проявлению девиантного поведения. Ведь наличие одной негативной привычки может означать наличие и другой.



1. Аверин Ю. П. Теоретическое построение количественного социологического исследования: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., уточнённое и дополненное. – М.: Академический проект, 2014. – 432 с.
2. Асмолов А. Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека. – 3-е изд., исправленное и дополненное. – М.: Смысл, 2007. – 526 с.
3. Афанасьев, В.С. Эволюция концепции аномии в социологии девиантного поведения // Рубеж (альманах социальных исследований). - 1992. - №2. - С. 69-81.
4. Берёзкин, А.В. Социологическая интерпретация феномена интернет-зависимости в контексте теории аномии Эмиля Дюркгейма и Роберта Мертона // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2011. - №3. - С. 107-111.
5. Бойко, O. A. Соотношение свободы и детерминации в теории личности К.Г Юнга // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2010. – №. 1. – С. 69-72.
6. Бойко, О. А. Проблема личности и ее границ в антропологической теории К.Г Юнга //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – №4. - С. 59-66.
7. Бююль А., Цёфель П. SPSS: искусство обработки информации. – М., 2005. – 608 с.
8. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования. 2-е изд. - М.: Университет, 2002. - 295 с.
9. Добреньков В. И., Осипова Н. Г. История западной социологии (20 - 60-е гг. ХХ в.): Учебник для вузов. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2012. – 600с.
10. Добреньков, В.И., Кравченко, А.И. Методы социологического исследования: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 768 с.
11. Дубинин, С. Н. Психологические особенности темперамента несовершеннолетних правонарушителей и механизмы коррекции девиантного поведения личности: монография .- Москва-Костанай: Изд-во КСТУ. – 2009. – С. 82.
12. Дудьев, В.П. Психомоторика: словарь-справочник. - М.: Владос, 2008. – 366 с.
13. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова.— М.: Мысль, 1994.— 399 с.
14. Зорина, Е.А. Общество и личность: подходы к пониманию проблемы // Общество: философия, история, культура. - 2017. - №8. - С. 61-64.
15. Кавецкий, С.Т. Э. Дюркгейм о социальной солидарности и аномии// Социологические исследования. -2013.- № 5 (349). - С. 129-133.
16. Карасев, А. П. Маркетинговые исследования: учебник и практикум для среднего профессионального образования.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 315 с.
17. Контексты современности – II. Хрестоматия. 2-е изд., Переработанное и дополненное. / Сост. и ред. С.А.Ерофеев. - Казань: Издательство Казанского Университета, 2001.-188 с.
18. Краткий психологический словарь / Ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский ; ред.-сост. Л.А. Карпенко. – Издание 2-е, расширенное, исправленное и дополненное. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. – 512 с.
19. Кривошеев, В.В. Особенности аномии в современном российском обществе // Социологические исследования. - 2004. - №3. - С. 93-97.
20. Кубякин, Е.О., Стригуненко, И.К., Драгин, В.А. Методологические подходы к анализу девиантного поведения// Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность.- 2014. -№ 1 (17).- С. 134-142.
21. Ломброзо Ч. Преступный человек //М.: Эксмо, 2005. – 880 с.
22. Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. Зигмунд Фрейд: жизненность идей [Электронный ресурс] // Электронное периодическое рецензируемое научное издание «Культурологический журнал». №4 (6). URL: http://www.cr-journal.ru/files/file/04_2012_18_53_58_1333464838.pdf (дата обращения: 10.03.2021).
23. Мельник, С. Н. Психология личности //Единое окно [Электронный ресурс] Режим доступа (URL): http://window.edu.ru/resource/978/40978/files/dvgu099.pdf (Дата обращения 24.12.19).
24. Мертон, Р. Социальная структура и аномия // Рубеж (альманах социальных исследований). - 1992. - №2. - С. 89-105.
25. Мещерякова, Н.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социальной аномии в российском обществе// Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология.-2014.- № 3 (27).- С. 104-113.
26. Наследов А. SPSS 19: профессиональный статистический анализ данных. — СПб.: Питер, 2011. — 400 с.
27. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1998. - С. 330.
28. Павлов, Е.В. Чезаре Ломброзо: современное видение // Вестник магистратуры. - 2016. - №12. - С. 196-199.
29. Парк, Р. Город как социальная лаборатория // Социологическое обозрение. - 2002. - №3. - С. 3-13.
30. Петрова, С.И. Социальная среда: проблемы интерпретации //Бюллетень науки и практики. – 2016. – №. 4. – С. 247-251
31. Подросток // Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор [Электронный ресурс] Режим доступа (URL): http://feb-web.ru/feb/ushakov/ush-abc/default.asp (Дата обращения: 04.02.20).
32. Пономарева Т. А. Особенности девиантного поведения подростков: социокультурный аспект //Инновационная наука. – 2017. – №. 254-257.
33. Сверх-Я// Лапланш Ж., Понталис Ж. Б. Словарь по психоанализу/ Перевод с франц. Автономовой Н. С.– М.: Высшая Школа, 1996. – С. 239.
34. Скрябина, Л. И. Универсальный механизм социального взаимодействия //Уровень жизни населения регионов России. – 2017. – №. 3 (205). - С.34-40.
35. Состояние преступности январь-декабрь 2019 // Министерство внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://media.mvd.ru/files/application/1748898 (дата обращения: 01.11.2020).
36. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г, В. Осипов. — М.: Издательская группа ИНФРА М — НОРМА, 1998. — 488 с.
37. Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В.Т.Лисовского.—СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1996. - 460с.
38. Тачина, С. В. Особенности девиантного поведения подростков: социологический анализ. Автореф. дис.... канд. соц. наук (22.00. 06) Изд-во Урал. экон. ун-та, 2003. – 28 с.
39. Теории девиантного поведения: учебное пособие /Ю.Ю.Комлев.– 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Изд. дом АЛЕФ-ПРЕСС, 2014. – 222 с.
40. Ткачева, С.А. Педагогическое мастерство: учебно-методическое пособие. – Каракол: Иссык-Кульский государственный университет им К. Тыныстанова, 2015.- 100 с.
41. Толковый словарь русского языка Ушакова [Электронный ресурс] Режим доступа (URL): https://ushakovdictionary.ru/ (дата обращения: 18.03.2020).
42. Фролов, С.С. Социология: Учебник. Для вузов / Институт "Открытое о-во". - М.: Наука, 1994. - 256 с.
43. Хилько, М.Е. Возрастная психология: конспект лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачѐва. – М.: Изд. Юрайт, 2010. – 194 с.
44. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности // PSYLIB Психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры [Электронный ресурс] Режим доступа (URL): http://psylib.org.ua/books/hjelz01/txt14.htm (Дата обращения 24.12.2019).
45. Число зарегистрированных преступлений по видам // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] Режим доступа (URL): http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/pravo/10-01.doc (дата обращения: 06.02.2018).
46. Юнг, К.Г. Нераскрытая самость // Электронная библиотека RoyalLib.com [Электронный ресурс] Режим доступа (URL): https://royallib.com/book/yung_karl/neraskritaya_samost.html (Дата обращения 23.12.2019).
47. Юнг, К.Г. Концепция коллективного бессознательного // Электронная библиотека RoyalLib.com [Электронный ресурс] Режим доступа (URL): https://royallib.com/read/yung_karl/kontseptsiya_kollektivnogo_bessoznatelnogo.html#0 (Дата обращения 23.12.2019).
48. Ядов, В.А., Семенова В. В. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учебник для вузов. М.: Добросвет, 1998. - 596 с.
49. Якуба А. В. К вопросу о теоретико-методологических основаниях социологического анализа субкультур футбольных фанатов //Теория и практика общественного развития. – 2014. – №. 19. – с. 45-48.
50. Artishcheva L. V. The specificity of teenagers' mental states as prerequisite of deviant behavior emergence //Eurasian Journal of Analytical Chemistry. – 2017. – №. 5. – С. 631-639.
51. Bishop S. A. et al. Survey dataset on the types, prevalence and causes of deviant behavior among secondary school adolescents in some selected schools in Benin City, Edo State, Nigeria //Data in brief. – 2018. – Т. 20. – С. 101-107.
52. Chang Y. C. et al. Effects of academic performance on the relationship between child maltreatment and deviant behavior: A national study in Taiwan //Child abuse & neglect. – 2019. – Т. 98. – С. 104224.
53. Chen L. et al. Predicting substance use and deviant behavior from prosociality and sociability in adolescents //Journal of youth and adolescence. – 2019. – Т. 48. – №. 4. – С. 744-752.
54. Hanimoglu E. Deviant Behavior in School Setting //Journal of Education and Training Studies. – 2018.– №. 10. – С. 133-141.
55. Humphrey J. A., Schmalleger F. Deviant behavior. – Jones & Bartlett Learning; 2nd edition, 2019. – 496 р.
56. Kargina N. V., Polyanskaya E. N., Smirnova S. V. Aggression of teenagers as form of manifestation of deviant behavior //Amazonia Investiga. – 2019. – №. 19. – С. 408-415.
57. Khasanah U. et al. Analysis prevention of deviant behavior ngelem in junior high school students in Gowa district 2019 //Enfermeria clinica. – 2020. – С. 341-344.
58. Sheldon, W. H. Varieties of Delinquent Youth: An Introduction to Constitutional Psychiatry. – New York: Harper, 1949. – 899 p.
59. Walker D. A., Holtfreter K. Teen pregnancy, depression, and substance abuse: The conditioning effect of deviant peers //Deviant Behavior. – 2019. – С. 1-16.
60. Zotova, L. E. Specific Features of Life Situations in Teenagers and Young People, Predisposed to Deviant Behavior //International Journal of Environmental and Science Education. – 2016.– №. 18. – С. 11889-11897.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ