Социальная среда образовательного учреждения как фактор формирования поведения школьников старших классов (Московский Государственный Университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: обучающиеся в общеобразовательных школах города Москвы.
Выборка: 156 девушек и 115 юношей (от 16 до 18 лет ).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 13
§1. Обоснование теоретического подхода к социологическому исследованию девиантного поведения 13
§2. Обоснование теоретического подхода к социологическому исследованию социальной среды школы и механизмов влияния на формирование девиантного поведения подростков 29
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ. 46
§1. Обоснование методического подхода к изучению влияния социальной среды образовательного учреждения на формирование девиантного поведения школьников старших классов. 46
§2. Социальная среда образовательного учреждения как фактор формирования поведения школьников старших классов. 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 119
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 123
ПРИЛОЖЕНИЯ 127
База исследования: обучающиеся в общеобразовательных школах города Москвы.
Выборка: 156 девушек и 115 юношей (от 16 до 18 лет ).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 13
§1. Обоснование теоретического подхода к социологическому исследованию девиантного поведения 13
§2. Обоснование теоретического подхода к социологическому исследованию социальной среды школы и механизмов влияния на формирование девиантного поведения подростков 29
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ. 46
§1. Обоснование методического подхода к изучению влияния социальной среды образовательного учреждения на формирование девиантного поведения школьников старших классов. 46
§2. Социальная среда образовательного учреждения как фактор формирования поведения школьников старших классов. 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 119
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 123
ПРИЛОЖЕНИЯ 127
Цель дипломной работы – выявить зависимость курения, употребления алкоголя и вандализма у старшеклассников 10х-11х классов и той социальной среды, в виде отношений с учителями и одноклассниками, с которыми они взаимодействуют.
Задачи исследования:
Теоретические задачи:
1. Рассмотреть существующие теоретические подходы к изучению девиантного поведения, обосновать подход, наиболее соответствующий проблеме и целям исследования, который позволит описать и объяснить девиантное поведение;
2. Рассмотреть существующие теоретические подходы к изучению социальной среды и выбрать тот подход, который даёт возможность изучить её влияние на девиантное поведение старшеклассников;
3. Выявить понятия, которые в рамках данного исследования будут использоваться для выявления особенностей влияния социальной среды образовательного учреждения на девиантное поведение подростков;
Методические задачи:
1. Обосновать способ, а также методы измерения и анализа данных, позволяющие получить данные о влиянии социальной среды образовательного учреждения на формирование девиантного поведения у старшеклассников.
Аналитические задачи:
1. Обосновать методы обработки и анализа, необходимые для обобщения первичных данных при оценке состояния и характера процесса усвоения отклоняющихся образцов поведения у старшеклассников.
2. Обосновать методы анализа первичных данных, которые необходимо использовать при оценке характера взаимосвязи социальной среды образовательного учреждения и развития девиантного поведения.
Содержательные задачи:
1. Определить состояние параметров девиантного поведения у старшеклассников в условиях современной России;
2. Определить состояние параметров социальной среды образовательного учреждения в условиях современной России;
3. Определить характер влияния параметров среды образовательного учреждения на состояние девиантного поведения старшеклассников в условиях современной России.
Теоретические основы исследования
Исследование влияния социальной среды образовательного учреждения на социальное поведение старшеклассников осуществлялось рамках классических социологических теорий, а так же современных концепций. Рассмотрение природы девиантного поведения реализуется на основе подхода Эмиля Дюркгейма и Роберта Мертона. Рассмотрение сущности социальной среды осуществляется на основе подхода Ч.Х Кули.
Эмпирические основы исследования
Основным эмпирическим источником, ставшим основой для анализа и выводов, является авторское эмпирическое полевое исследование по теме выпускной квалификационной работы. Также, для понимания контекста исследования и обоснованности выводов были использованы данные Росстата и исследований центра ВЦИОМ.
Методологическая база
Методологическая база данного исследования подготовлена на основе основных социологических методов теоретического и прикладного анализа. В работе использован метод первичного сбора эмпирической информации – анкетный опрос с применением онлайн-технологий. Обработка полученной информации осуществлялась посредством пакета SPSS с использованием функций одномерного описательного анализа, таблиц перекрестной классификации, корреляционного, факторного и одномерного дисперсионного анализа.
Задачи исследования:
Теоретические задачи:
1. Рассмотреть существующие теоретические подходы к изучению девиантного поведения, обосновать подход, наиболее соответствующий проблеме и целям исследования, который позволит описать и объяснить девиантное поведение;
2. Рассмотреть существующие теоретические подходы к изучению социальной среды и выбрать тот подход, который даёт возможность изучить её влияние на девиантное поведение старшеклассников;
3. Выявить понятия, которые в рамках данного исследования будут использоваться для выявления особенностей влияния социальной среды образовательного учреждения на девиантное поведение подростков;
Методические задачи:
1. Обосновать способ, а также методы измерения и анализа данных, позволяющие получить данные о влиянии социальной среды образовательного учреждения на формирование девиантного поведения у старшеклассников.
Аналитические задачи:
1. Обосновать методы обработки и анализа, необходимые для обобщения первичных данных при оценке состояния и характера процесса усвоения отклоняющихся образцов поведения у старшеклассников.
2. Обосновать методы анализа первичных данных, которые необходимо использовать при оценке характера взаимосвязи социальной среды образовательного учреждения и развития девиантного поведения.
Содержательные задачи:
1. Определить состояние параметров девиантного поведения у старшеклассников в условиях современной России;
2. Определить состояние параметров социальной среды образовательного учреждения в условиях современной России;
3. Определить характер влияния параметров среды образовательного учреждения на состояние девиантного поведения старшеклассников в условиях современной России.
Теоретические основы исследования
Исследование влияния социальной среды образовательного учреждения на социальное поведение старшеклассников осуществлялось рамках классических социологических теорий, а так же современных концепций. Рассмотрение природы девиантного поведения реализуется на основе подхода Эмиля Дюркгейма и Роберта Мертона. Рассмотрение сущности социальной среды осуществляется на основе подхода Ч.Х Кули.
Эмпирические основы исследования
Основным эмпирическим источником, ставшим основой для анализа и выводов, является авторское эмпирическое полевое исследование по теме выпускной квалификационной работы. Также, для понимания контекста исследования и обоснованности выводов были использованы данные Росстата и исследований центра ВЦИОМ.
Методологическая база
Методологическая база данного исследования подготовлена на основе основных социологических методов теоретического и прикладного анализа. В работе использован метод первичного сбора эмпирической информации – анкетный опрос с применением онлайн-технологий. Обработка полученной информации осуществлялась посредством пакета SPSS с использованием функций одномерного описательного анализа, таблиц перекрестной классификации, корреляционного, факторного и одномерного дисперсионного анализа.
Основной целью данной работы было выявить зависимость курения, употребления алкоголя и вандализма у старшеклассников 10х-11х классов и той социальной среды, в виде отношений с учителями и одноклассниками, с которыми они взаимодействуют.
Для достижения поставленной цели были рассмотрены теоретико-методологические задачи, были выбраны теории для обоснования содержания предмета и объекта исследования. Были даны определения понятия девиантного поведения, девиантного поведения подростков старшего школьного возраста, социальной среды, социальной среды школы и др. В соответствии с этим были выдвинуты теоретические, методические и содержательные задачи для достижения данной цели.
Далее был обоснован метод исследования, формирования выборочной совокупности, методы сбора и обработки данных, а также выдвинуты различные типы научной новизны исследования – теоретико-методологическая, методическая, содержательная и практическая.
Был определен и обоснован теоретико–методологический подход к исследованию особенностей влияния социальной среды школы на формирование девиантного поведения старшеклассников. В рамках представления данного теоретико-методологического подхода были определены и обоснованы теоретические основы для объекта и предмета исследования.
Была выбрана система понятий, которые более полно описывают состояние объекта и предмета исследования. В качестве основных теоретических результатов данного социологического исследования можно назвать построение концептуальной модели с обоснованием использования основных понятий данной модели из теоретических основ исследования. Также в результате операционализации и типологизации свойств объекта и предмета исследования были составлены модели зависимых и независимых переменных.
При решении методологических задач данного социологического исследования, то в рамках обоснования методики исследования влияния социальной среды школы на формирование девиантного поведения у старшеклассников была сформирована модель выборочной совокупности, обоснован выбор метода анкетного опроса с использованием онлайн-технологий, учитывая все его сильные и слабые стороны. Также, был обоснован выбор количественной стратегии для изучения данной темы.
После проведённых операций была создана социологическая анкета на основе разработанных ранее индикаторов и шкал. Анкета была первично протестирована для выявления возможных недочётов. После проведённого первичного исследования, анкета была разослана лицам, которые имели непосредственный контакт с необходимой группой респондентов. Было проведено анкетирование, в ходе которого опрошено 271 человек, после чего данные были экспортированы в MS Excel для корректировки и более удобного экспорта в программу SPSS для дальнейшего анализа. Методологические задачи данного исследования были выполнены посредством определения и и обоснования методического подхода к социологическому исследованию и использования анкетного опроса в качестве основного метода получения необходимой первичной информации.
Решение содержательных задач исследования на основе результатов анализа данных посредством описательного, одномерного дисперсионного и корреляционного анализа были сделаны следующие выводы:
1. Девиантное поведение является достаточно распространённой практикой в подростковой среде. Более того, общественное мнение среди подростков не готово осуждать подобные привычки своих друзей. Следовательно, можно говорить о лояльном отношении подростков к наличию подобных привычек. Наличие одной девиантной привычки с высокой вероятность может приводить к приобретению ещё одной. Те подростки, которые не имеют подобных привычек, менее склонны оправдывать подобное поведение. Более того, такие подростки готовы предпринимать действия по коррекции такого поведения у своих друзей.
2. Половые и возрастные различия не оказывают воздействия на наличие привычки, её восприятие, а также на отношения с одноклассниками и учителями.
3. Наиболее распространёнными формами девиантного поведения стали курение и употребление алкоголя. Эти формы девиантного поведения стали и наиболее оправдываемыми. Вандализм - крайне редкая форма девиантного поведения. Эта форма поведения является наименее одобряемой среди молодых людей.
4. В школе подростки имеют хорошее представление о том, кто вовлечён в девиантные практики в классе. Было статистически доказано то, что частота наблюдения подростками своих одноклассников в ситуации курения положительно коррелирует с субъективной оценкой числа курящих одноклассников. Было отмечено, что чем чаще подросток самостоятельно употребляет алкоголь, тем чаще он это делает и в компании одноклассников.
5. Как и в случае индивидуального девиантного поведения, имеется статистически доказанная взаимосвязь между числом курящих одноклассников и числом употребляющих алкоголь одноклассников: чем чаще респонденты отмечали большое число курящих одноклассников, тем чаще встречается большое число употребляющих алкоголь одноклассников.
6. Существует взаимосвязь не только с девиантным поведением, но и с опытом подобного поведения в компании одноклассников: если респондент часто курит и употребляет алкоголь, то он часто это делает и в компании одноклассников.
7. Существует статистически достоверная связь между числом одноклассников, вовлечённых в девиантное поведение (курение и употребление алкоголя) и числом рассказов одноклассников о своих девиантных привычках. Можно сделать вывод о том, что одноклассники с отклоняющимся поведением часто делятся подробностями своего поведения.
8. Формы непедагогического поведения со стороны учителя имеют тесную взаимосвязь с переменной о наличии в классе агрессивных одноклассников. Более того, было статистически доказано, что разные переменные о непедагогическом поведении учителя часто имеют связь между собой, то есть подобное поведение со стороны учителя часто сопровождается не одной формой.
9. Наиболее популярной формой проведения профилактической работы по предотвращению девиантного поведения стало проведение классных часов с классными руководителями. Формой, при которой подростки лучше всего запоминали материал, стали мероприятия со сторонними специалистами.
Главным итогом исследования можно назвать то, что только одноклассники в значительной мере оказывают воздействие на формирование подобного поведения. Учителя в социальной среде школы не оказывают подобного влияния. Однако, для нас всё ещё остаётся значимым выявление того, что является причиной, а что следствием.
Более того, будет важным отметить то, что действия, предпринимаемые школой по предотвращению девиантного поведения, являются неэффективными, поскольку малая часть подростков стремится предпринимать активные действия по изменению своего поведения. Подростки достаточно равнодушно относятся к присутствию девиантных привычек среди их друзей, что также не способствует их искоренению.
Поэтому, при формировании стратегии борьбы с девиантным поведением необходимо привлекать к работе специалистов-практиков, которые смогут заинтересовать ребят своим богатым опытом, а так же применить политику нулевой терпимости по отношению к проявлению девиантного поведения. Ведь наличие одной негативной привычки может означать наличие и другой.
Для достижения поставленной цели были рассмотрены теоретико-методологические задачи, были выбраны теории для обоснования содержания предмета и объекта исследования. Были даны определения понятия девиантного поведения, девиантного поведения подростков старшего школьного возраста, социальной среды, социальной среды школы и др. В соответствии с этим были выдвинуты теоретические, методические и содержательные задачи для достижения данной цели.
Далее был обоснован метод исследования, формирования выборочной совокупности, методы сбора и обработки данных, а также выдвинуты различные типы научной новизны исследования – теоретико-методологическая, методическая, содержательная и практическая.
Был определен и обоснован теоретико–методологический подход к исследованию особенностей влияния социальной среды школы на формирование девиантного поведения старшеклассников. В рамках представления данного теоретико-методологического подхода были определены и обоснованы теоретические основы для объекта и предмета исследования.
Была выбрана система понятий, которые более полно описывают состояние объекта и предмета исследования. В качестве основных теоретических результатов данного социологического исследования можно назвать построение концептуальной модели с обоснованием использования основных понятий данной модели из теоретических основ исследования. Также в результате операционализации и типологизации свойств объекта и предмета исследования были составлены модели зависимых и независимых переменных.
При решении методологических задач данного социологического исследования, то в рамках обоснования методики исследования влияния социальной среды школы на формирование девиантного поведения у старшеклассников была сформирована модель выборочной совокупности, обоснован выбор метода анкетного опроса с использованием онлайн-технологий, учитывая все его сильные и слабые стороны. Также, был обоснован выбор количественной стратегии для изучения данной темы.
После проведённых операций была создана социологическая анкета на основе разработанных ранее индикаторов и шкал. Анкета была первично протестирована для выявления возможных недочётов. После проведённого первичного исследования, анкета была разослана лицам, которые имели непосредственный контакт с необходимой группой респондентов. Было проведено анкетирование, в ходе которого опрошено 271 человек, после чего данные были экспортированы в MS Excel для корректировки и более удобного экспорта в программу SPSS для дальнейшего анализа. Методологические задачи данного исследования были выполнены посредством определения и и обоснования методического подхода к социологическому исследованию и использования анкетного опроса в качестве основного метода получения необходимой первичной информации.
Решение содержательных задач исследования на основе результатов анализа данных посредством описательного, одномерного дисперсионного и корреляционного анализа были сделаны следующие выводы:
1. Девиантное поведение является достаточно распространённой практикой в подростковой среде. Более того, общественное мнение среди подростков не готово осуждать подобные привычки своих друзей. Следовательно, можно говорить о лояльном отношении подростков к наличию подобных привычек. Наличие одной девиантной привычки с высокой вероятность может приводить к приобретению ещё одной. Те подростки, которые не имеют подобных привычек, менее склонны оправдывать подобное поведение. Более того, такие подростки готовы предпринимать действия по коррекции такого поведения у своих друзей.
2. Половые и возрастные различия не оказывают воздействия на наличие привычки, её восприятие, а также на отношения с одноклассниками и учителями.
3. Наиболее распространёнными формами девиантного поведения стали курение и употребление алкоголя. Эти формы девиантного поведения стали и наиболее оправдываемыми. Вандализм - крайне редкая форма девиантного поведения. Эта форма поведения является наименее одобряемой среди молодых людей.
4. В школе подростки имеют хорошее представление о том, кто вовлечён в девиантные практики в классе. Было статистически доказано то, что частота наблюдения подростками своих одноклассников в ситуации курения положительно коррелирует с субъективной оценкой числа курящих одноклассников. Было отмечено, что чем чаще подросток самостоятельно употребляет алкоголь, тем чаще он это делает и в компании одноклассников.
5. Как и в случае индивидуального девиантного поведения, имеется статистически доказанная взаимосвязь между числом курящих одноклассников и числом употребляющих алкоголь одноклассников: чем чаще респонденты отмечали большое число курящих одноклассников, тем чаще встречается большое число употребляющих алкоголь одноклассников.
6. Существует взаимосвязь не только с девиантным поведением, но и с опытом подобного поведения в компании одноклассников: если респондент часто курит и употребляет алкоголь, то он часто это делает и в компании одноклассников.
7. Существует статистически достоверная связь между числом одноклассников, вовлечённых в девиантное поведение (курение и употребление алкоголя) и числом рассказов одноклассников о своих девиантных привычках. Можно сделать вывод о том, что одноклассники с отклоняющимся поведением часто делятся подробностями своего поведения.
8. Формы непедагогического поведения со стороны учителя имеют тесную взаимосвязь с переменной о наличии в классе агрессивных одноклассников. Более того, было статистически доказано, что разные переменные о непедагогическом поведении учителя часто имеют связь между собой, то есть подобное поведение со стороны учителя часто сопровождается не одной формой.
9. Наиболее популярной формой проведения профилактической работы по предотвращению девиантного поведения стало проведение классных часов с классными руководителями. Формой, при которой подростки лучше всего запоминали материал, стали мероприятия со сторонними специалистами.
Главным итогом исследования можно назвать то, что только одноклассники в значительной мере оказывают воздействие на формирование подобного поведения. Учителя в социальной среде школы не оказывают подобного влияния. Однако, для нас всё ещё остаётся значимым выявление того, что является причиной, а что следствием.
Более того, будет важным отметить то, что действия, предпринимаемые школой по предотвращению девиантного поведения, являются неэффективными, поскольку малая часть подростков стремится предпринимать активные действия по изменению своего поведения. Подростки достаточно равнодушно относятся к присутствию девиантных привычек среди их друзей, что также не способствует их искоренению.
Поэтому, при формировании стратегии борьбы с девиантным поведением необходимо привлекать к работе специалистов-практиков, которые смогут заинтересовать ребят своим богатым опытом, а так же применить политику нулевой терпимости по отношению к проявлению девиантного поведения. Ведь наличие одной негативной привычки может означать наличие и другой.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ "ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР" КАК ФАКТОР ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Семейное воспитание как фактор формирования нравственной основы личности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование социальной компетентности у подростков в образовательном учреждении
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ДМШ: ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - Игровой метод как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью при реализации предметной области «Язык и речевая практика» в начальных классах школы
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2022 - Коллективные игры как средство профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ВУЗА НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ВУЗА НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



