Введение 3
Глава 1 Проблема изучения словообразовательных неологизмов в современном русском языке 10
1.1 Определения понятия «словообразовательный неологизм» в лингвистической литературе. Соотношение понятий «словообразовательный неологизм», «окказионализм» и «потенциальное слово» 10
1.2 Типы словообразовательных неологизмов 21
1.3 Словообразовательные неологизмы как пейоративно-оценочные средства в медийных текстах 29
Глава 2 Особенности функционирования словообразовательных неологизмов как пейоративно-оценочных средств в современных медийных текстах 40
2.1 Префиксация как узуальный способ образования неологизмов 40
2.2 Суффиксация как узуальный способ образования неологизмов 51
2.3 Сложение и аббревиация как узуальные способы образования неологизмов 60
2.4 Неузуальные способы образования неологизмов 68
Заключение 78
Список используемой литературы и используемых источников 82
Приложение А Методическая разработка «Творческие задания и проекты при изучении словообразования в основной школе» 89
Разрабатываемая магистерская диссертация посвящена проблеме изучения словообразовательных неологизмов как пейоративно-оценочных средств в современных медийных текстах.
Актуальность нашего исследования обусловлена современной языковой ситуацией, для которой характерно сознательное создание и использование в средствах массовой информации неологизмов, несущих пейоративный характер. Примеры таковых можно наблюдать на личных страницах в социальных сетях, в газетных статьях, а также в открытых проявлениях межличностных и социальных агрессий. Особую актуальность данная проблема имеет для медийного дискурса в аспекте изучения спорных текстов.
В связи со сказанным представляется необходимым дальнейшее изучение активных словообразовательных процессов, происходящих в медийной сфере коммуникации, в частности - словообразовательных неологизмов как средств пейоративной оценочности.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретические вопросы неологии, способы словообразования и функционирования неологизмов в различных дискурсах описаны в работах И.Б. Голуб, Е.А. Земской, Л.Ю. Касьяновой, В.В. Лопатина, А.Г. Лыкова, В.Н. Немченко, Т.В. Поповой, Л.В. Рацибурской, Н.Ю. Шаталовой и других.
Несмотря на имеющиеся лингвистические труды, посвященные исследованию особенностей создания и функционирования словообразовательных неологизмов, проблема изучения данных единиц как пейоративно-оценочных средств в современных медийных текстах требует более детального исследования.
Объект исследования - языковая специфика современных медийных текстов [1].
Предмет исследования - словообразовательные неологизмы как пейоративно-оценочные средства в современных медийных текстах.
Цель исследования - выявить словообразовательные и семантические особенности неологизмов как пейоративно-оценочных средств в современных медийных текстах.
Для достижения поставленной цели в необходимо решить следующие задачи:
а) сопоставить различные точки зрения на соотношение понятий «словообразовательный неологизм», «окказионализм» и «потенциальное слово» в лингвистической литературе;
б) на основе анализа лингвистических исследований охарактеризовать типы словообразовательных неологизмов и особенности их функционирования в медийных текстах;
в) осуществить выборку словообразовательных неологизмов с отрицательным значением из словаря новых слов и значений;
г) классифицировать отобранные неологизмы с пейоративно-оценочным значением с точки зрения узуальных и неузуальных способов словообразования;
д) определить продуктивные словообразовательные модели, формирующие неологизмы с пейоративно-оценочным значением;
е) выделить семантические группы рассматриваемых неологизмов с пейоративно-оценочным значением.
В работе использовались следующие методы исследования: а) метод анализа и синтеза, с помощью которых был собран и обобщен теоретический материал и сделаны выводы по проблеме исследования; б) описательный метод, включающий анализ, сопоставление и классификацию языковых фактов, а также интерпретацию языкового материала; в) элементы статистического метода, которые позволили выявить наиболее частотные словообразовательные модели.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы по лексикологии (А.А. Брагина, Р.А. Будагов, В.Г. Гак, Е.В. Розен, Н.И. Фельдман); труды по русской неологии и неографии (Н.Г. Бабенко, Н.С. Валгина, Е.А. Земская, В.В. Лопатин, А.Г. Лыков, Р.Ю. Намитокова, Ю.Н. Несветайло, Е.В. Сенько, Т.В. Попова, Н.А. Янко-Триницкая); по категории оценочности в русском языке (Н.Д. Артюнова, А. Вежбицкая, Е.М. Вольф, Н.А. Лукьянова, В.Н. Телия, З.К. Темиргазина, В.И. Шаховский).
Материалом для исследования послужили тексты, размещенные на публичной странице в социальной сети «ВКонтакте», паблике «Тольятти», а также в книге «Новые слова и значения: словарь-справочник новых слов и значений по материалам прессы и литературы 90-х годов XX века [38]. Общий объем отобранных словообразовательных неологизмов составил 193 единицы.
Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе предпринимается структурно-семантическое описание неологизмов как оценочных средств в современных медийных текстах; выявляются активные словообразовательные модели формирования данных слов; устанавливаются семантические группы оценочных неологизмов.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
а) были уточнены механизмы реализации оценочности в структуре рассматриваемых неологизмов;
б) выявлены наиболее частотные способы словообразования неологизмов с пейоративной оценкой.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты исследования могут быть использованы на семинарских и лекционных занятиях по теоретическому курсу основного языка, стилистике и культуре речи в высшем учебном заведении. Основные положения исследования могут быть использованы для разработки проектных и творческих заданий для учащихся основной школы (см. приложение А).
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в осмыслении проблемы изучения словообразовательных неологизмов в современном русском языке; в отборе и анализе материала исследования; в подготовке докладов и публикаций по выполненной работе; в оформлении полученных результатов.
Апробация результатов работы проходила в виде выступлений с докладами на следующих научно-практических конференциях:
а) всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Молодежь. Наука. Общество» в рамках секции «Отечественная филология (русский язык, русская литература)» (Тольятти, ноябрь 2019 года);
б) студенческая научно-практическая конференция «Студенческие Дни науки в ТГУ» в рамках секции «Лингвокриминалистика» (Тольятти, 24 апреля 2020 года). Диплом победителя I этапа научно-практической конференции;
в) Самарская областная студенческая научная конференция, секция «Изучение и преподавание русского языка на разных уровнях образования» (Самара, 17 ноября 2020 г.);
г) всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Молодежь. Наука. Общество» в рамках секции «Отечественная филология (русский язык, русская литература)» (Тольятти, декабрь 2020 года);
д) студенческая научно-практическая конференция «Дни науки в ТГУ» в рамках секции «Лингвокриминалистика» (Тольятти, 7 апреля 2021 года).
На защиту выносятся следующие положения:
а) одна из активных тенденций в области современного словообразования - увеличение оценочных неологизмов как реализация потребностей носителей языка в эмоциональном самовыражении ;
б) оценочность неологизмов в современных медийных тексах во многом определяется структурой новообразования, в которой оценочный компонент значения реализуется за счет словообразовательной основы производящего слова, форманта или же их сочетания;
в) неологизмы с пейоративно-оценочным значением в современных медийных текстах образуются преимущественно узуальными способами словообразования, наибольшей продуктивностью из которых обладают префиксация, суффиксация, сложение и аббревиация;
г) неузуальное словообразование неологизмов с пейоративно-оценочным значением отражает механизмы языковой игры. Наибольшую значимость среди выявленных неузуальных способов формирования рассматриваемых неологизмов имеет контаминация.
Структура магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы (81 источник). Основной текст работы изложен на 94 страницах.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются объект, предмет, цель, выдвигается гипотеза и формулируются задачи работы, характеризуются научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования.
В первой главе «Проблема изучения словообразовательных неологизмов в современном русском языке» определяется понятие «словообразовательный неологизм», устанавливается соотношение понятий «словообразовательный неологизм», «окказионализм» и «потенциальное слово»; характеризуются типы словообразовательных неологизмов; отмечаются актуальные для современного русского языка типы словообразования.
Во второй главе «Особенности функционирования словообразовательных неологизмов как пейоративно-оценочных средств в современных медийных текстах» представляется классификация отобранных неологизмов с пейоративно-оценочным значением по способам узуального и неузуального словообразования; выявляются тематические группы неологизмов на основе общности семантики.
В заключении представлены основные результаты поставленных задач исследования и сделаны следующие выводы:
а) проведенный анализ новообразований наглядно демонстрирует тенденции развития русского языка в аспекте словообразования: увеличение количества новообразований, созданных посредством аббревиации; рост префиксации как способа словообразования; значительный рост агглютинативности в структуре производного слова;
б) посредством неологизации современных медийных текстов отражаются актуальные общественно-политические процессы настоящего времени, определяются экстралингвистические факторы, оказывающие влияние на создание инновационных лексем: «демократизация языка», проявления активной жизненной позиции граждан, повышение эмоционально-волевого состояния общества;
в) семантические группы префиксальных неологизмов с негативной оценкой представляют широкий спектр значений, соотносимый со всеми сферами жизнедеятельности общества: новообразования из политического, экономического, культурного и социального дискурса.
Основные результаты исследования представлены в следующих публикациях:
а) Леонтьева В.С. О соотношении понятий «словообразовательный неологизм», «окказионализм» и «потенциальное слово» // «Молодежь. Наука. Общество»: Всероссийская студенческая научно-практическая междисциплинарная конференция (Тольятти, 5 декабря 2019 года) : сборник студенческих работ / отв. за вып. С.Х. Петерайтис. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2020. С. 253-255.
б) Леонтьева В.С. Префиксальные неологизмы как средство негативной оценки в современных медийных текстах // Студенческие Дни науки в ТГУ : научно-практическая конференция. (Тольятти, 13 апреля - 29 мая 2020 года) : сборник студенческих работ / отв. за вып. С.Х. Петерайтис. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2021. С. 572-574.
в) Леонтьева В.С. Словообразовательные средства как источник негативной оценки при создании неологизмов в медийных текстах // «Молодежь. Наука. Общество» : Всероссийская студенческая научно-практическая междисциплинарная конференция (Тольятти, декабрь 2020 года) : сборник студенческих работ / отв. за вып. С.Х. Петерайтис. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2021. В печати.
г) Леонтьева В.С. Узуальные способы словообразования неологизмов с негативной оценкой в современных медийных текстах // Студенческие Дни науки в ТГУ : научно-практическая конференция (Тольятти, апрель2021) : сборник студенческих работ / отв. за вып. С.Х. Петерайтис. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2021. В печати.
В процессе структурно-семантического описания словообразовательных неологизмов как пейоративно-оценочных средств в современных медийных текстах мы пришли к следующим выводам:
Самым частотным узуальным способом образования неологизмов с пейоративной оценочностью является префиксация - 39% от общего количества примеров. В рамках данного способа словообразования выделяются следующие словообразовательные модели, в соответствии с которыми создаются рассматриваемые неологизмы:
а) префиксы, выражающие значение противоположности, противопоставления, ложности, например: анти-, псевдо-, контр-, не-, лже- и другие;
б) префиксы, способствующие усилению значения, выраженного мотивированным словом: архи, сверх-, ультра-, супер- и другие;
в) префиксы, выражающие неполноту проявления признаков, переданных производящим словом: недо-;
г) префиксы, отражающие утрату статуса, роли или социального положения человека экс-.
Согласно проведенному анализу, наиболее продуктивными в словообразовании неологизмов признаны префиксы анти-, псевдо-, лже-, недо-: антирейтинг, псевдоврачи, недоводила и другие.
Вторым по частотности узуальным способом словообразования неологизмов с пейоративной оценочностью является суффиксация - 26% от общего количества примеров. В рамках суффиксации выявлены следующие наиболее продуктивные морфемные группы:
а) суффиксы, служащие для наименования производителя или субъекта действия с негативной оценкой, например: -щик/- чик, -тель;
б) суффикс, придающий новообразованию оттенок
пренебрежительности -(л)к(а);
в) суффикс -ник для образования имен существительных с пометой разговорное, пренебрежительное;
г) суффиксы, служащие для названия процессов и явлений, актуальных для современного общества: -(из)аци(я), -изм, -щин(а);
д) суффикс, образующий существительные со значением отвлеченного состояния -ств;
е) нулевая суффиксация.
Согласно результатам проведенного анализа, наиболее частотными при словообразовании неологизмов с пейоративной оценкой являются суффиксы -(из)аци(я), -изм, -щин(а): дебилизация, вещизм, бухизм, процедурщина, бабовщина и другие.
Третьими по частотности узуальными способами словообразования пейоративно-оценочных неологизмов выступают сложение и аббревиация - 21% новообразований от общего количества примеров. Анализ данных новообразований был проведен по следующей классификации:
а) составные наименования, образованные при помощи соединительных элементов;
б) составные наименования, образованные без соединительных элементов;
в) аббревиация;
г) сложносокращенные слова, которые состоят из сокращенной части и целого слова.
Способ сложения при помощи соединительных элементов, согласно результатам проведенного анализа, признан наиболее продуктивным при словообразовании негативно-оценочных неологизмов: мордоделы, кремледворцы, жополизы, речеписцы и другие.
Новообразования, созданные посредством неузуальных способов словообразования, составляют 14% от общего количества проанализированных в настоящем исследовании примеров.
Проанализированные примеры, позволяют сделать вывод, что наиболее продуктивным из неузуальных способом словообразования является контаминация: водятлы, маразмультики, прихватизация, толерасты и другие.
С точки зрения семантики новообразования с негативной оценкой, образованные перечисленными способами, можно классифицировать на следующие тематические группы:
а) негативное отношение к стране или национальности: Именно дезинформация по российским каналам ТВ способствовала разжиганию антибелорусских страстей [39, с. 62];
б) негативные номинации лиц по должности, профессии, роду занятий, социальной группе: Так как почти все «пирамидщики» проходят по делам о мошенничестве в особо крупных размерах, то под амнистию по этой части обвинения они не подпадут и будут сидеть в камерах до тех пор, пока следователи не передадут дело в суд [39, с. 150];
в) наименования лиц по предпочтениям, вкусам, образу жизни: Юбочник, какого свет еще не видывал. Обожает проводить время с женщинами (Тольятти - ВКонтакте: электронный ресурс);
г) недоброкачественные услуги и виды деятельности: На днях стала свидетелем псевдо-дезинфекции подъезда в Советском районе (Тольятти - ВКонтакте: электронный ресурс);
д) бытовые понятия и явления: Что из зомбоящика орут про беспрецедентные меры безопасности?... (Тольятти - ВКонтакте: электронный ресурс);
е) наименования общественно неодобряемых процессов и явлений: Это самая настоящая демонократия (Тольятти - ВКонтакте: электронный ресурс).
Проведенный анализ новообразований наглядно демонстрирует тенденции развития русского языка в аспекте словообразования: увеличение количества новообразований, созданных посредством аббревиации; рост префиксации как способа словообразования; значительный рост агглютинативности в структуре производного слова.
Посредством неологизации современных медийных текстов отражаются актуальные общественно-политические процессы настоящего времени, определяются экстралингвистические факторы, оказывающие влияние на создание инновационных лексем: «демократизация языка», проявления активной жизненной позиции граждан, повышение эмоционально-волевого состояния общества.
Семантические группы префиксальных неологизмов с негативной оценкой представляют широкий спектр значений, соотносимый со всеми сферами жизнедеятельности общества: новообразования из политического, экономического, культурного и духовного дискурса.
1. Артюнова Н.Д. Язык и мир человека. М. : Языки русской культуры, 1998. 895 с.
2. Бабенко Н.Г. Окказиональное в художественном тексте: Структурно-семантический анализ : учеб. пособие. Калининград : Калинингр. гос. ун-т, 1997. 79 с.
3. Баженова И.С. Эмоции, прагматика, текст. Калуга : Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2017. 293 с.
4. Балалыкина Э.А., Николаев Э.А. Русское словообразование. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1985. 184 с.
5. Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Русская политическая метафора. М. : ИРЯ, 1991. 193 с.
6. Брагина А.А. Неологизмы в русском языке. М. : Просвещение, 1973. 224 с.
7. Будагов Р.А. Язык и речь в кругозоре человека. М. : Добросвет, 2000. 302 с.
8. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. М. : Логос, 2001. 302 с.
9. Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики. М. : Яз. славян. культуры, 2001. 272 с.
10. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М. : Едиториал УРСС, 2002. 280 с.
11. Гак В.Г. Языковые преобразования : виды языковых преобразований, факторы и сферы реализации языковых преобразований. М. : URSS, 2010. 407 с.
12. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М. : Айрис-Пресс: Рольф, 2001. 441 с.
13. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М. : Олма-Пресс : Крас. пролетарий, 2004. 700 с.
14. Дмитриева Н.М., Завадская А.В. Языковые средства выражения негативного отношения к личности в тексте и их анализ при проведении лингвистической экспертизы // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5. С. 543-546.
15. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М. : Русский язык, 2000. URL:
https://www.efremova.info (дата обращения: 10.04.2021).
...