Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ВИДОВЫХ ФОРМ ГЛАГОЛА В ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 9
1.1. Грамматическое значение категории вида в современном русском языке. Общее и частное значение видовых форм 9
1.2. Основные способы глагольного действия у глаголов совершенного и несовершенного вида 19
1.3. Классификация прямых и переносных значений у глаголов совершенного и несовершенного вида 24
1.4. Категория вида глагола в художественном тексте 27
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО И НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА В РОМАНЕ Ю.В. БОНДАРЕВА «ГОРЯЧИЙ СНЕГ» 34
2.1. Художественные особенности романа Ю.В. Бондарева «Горячий снег» 34
2.2. Видовые значения глаголов совершенного вида и их классификация по характеру видового значения 39
2.3. Видовые значения глаголов несовершенного вида и их классификация по характеру видового значения 46
2.4. Случаи переносного (некатегориального) употребления видовых форм глагола 53
Выводы по второй главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 61
В данной работе рассматривается проблема функционирования глаголов несовершенного и совершенного вида в романе Ю. Бондарева «Горячий снег».
Актуальность исследования определена важностью форм видов глагола в художественном произведении, где они являются не только яркими средствами выразительности, но и репрезентируют значимые художественные смыслы. В романе «Горячий снег» встречается большое количество пейзажей, описаний военных событий и фронтовых будней. В связи с этим особого внимания заслуживает употребление видовых форм глаголов в тексте романа, герои которого живут в ощущении времени.
Проблема изучения видов глагола становилась предметом рассмотрения в лингвистических работах В.В. Виноградова [Виноградов 1972], А.В. Бондарко [Бондарко 1971], И.В. Воскресенской [Воскресенская 1965], Г.А. Золотовой [Золотова 1998], Л.Л. Буланина [Буланин 1976], И.П. Мучника [Мучник 1971], П.А. Леканта [Лекант 1991], Е.М. Ремчуковой [Ремчукова 1992], Е.В. Падучевой [Падучева 1996], Ю.С. Маслова [Маслов 2007], Ю.П. Князева [Князев 2007], Е.В. Петрухиной [Петрухина 2009], Г.И. Пановой [Панова 2010] и др.
Особенности функционирования категории вида глаголов в художественном произведении рассматривались в работах языковедов В.С. Храковского [Храковский 2002], О.П. Рассудовой [Рассудова1982], Д.Н. Солдатовой [Солдатова 2014], Е.Н. Никитиной [Никитина 2012] и др.
Несмотря на то, что данную проблему затрагивали многие исследователи, вопрос о выразительных грамматических единицах художественной речи требует дальнейшего изучения.
Объектом исследования являются формы несовершенного и совершенного вида глаголов в тексте романа Ю.В. Бондарева «Горячий снег».
Предметом исследования выступают особенности функционирования глагольных форм несовершенного и совершенного вида в данном тексте.
Цель бакалаврской работы - выявить семантику и функции глаголов несовершенного и совершенного вида в романе Ю.В. Бондарева «Горячий снег».
Цель исследования определила следующие задачи:
1) рассмотреть и обобщить различные подходы к семантике грамматической категории вида глагола в современной лингвистике;
2) на основе анализа научной литературы выявить классификации частных видовых значений глаголов, способов глагольного действия;
3) методом сплошной выборки отобрать из романа Ю.В. Бондарева «Горячий снег» примеры употребления видовых форм глаголов;
4) выполнить классификацию отобранных глагольных форм по способам глагольного действия;
5) отметить случаи прямого и переносного употребления глагольных форм вида;
6) определить их функции в контексте художественного произведения.
Для решения поставленных задач были использованы различные методы исследования.
• общенаучные методы исследования: анализ, синтез и обобщение теоретической информации;
• метод сплошной выборки для сбора фактического материала;
• описательный метод, включающий в себя наблюдение, приемы обобщения, систематизацию и классификацию форм совершенного и несовершенного вида глаголов в соответствии с задачами исследования;
• приемы контекстуального анализа для определения особенностей функционирования данных форм в художественных текстах.
Материалом для исследования послужил текст романа Ю.В. Бондарева «Горячий снег», в результате работы с которым методом сплошной выборки нами были отобраны 137 примеров употребления форм глаголов совершенного вида и 130 примеров - глаголов несовершенного вида.
В работе использованы ссылки на фундаментальные труды А.В. Бондарко [Бондарко 1971], Л.Л. Буланина [Буланин 1976], Г.И. Пановой [Панова 2010] и др.
Положения, выносимые на защиту:
1. Глагольная категория вида имеет богатейшее грамматическое значение - множество частных категориальных и некатегориальных значений, внутривидовых семантических оттенков, что позволяет рассматривать ее как яркое средство выразительности в художественном тексте.
2. В романе Ю.В. Бондарева «Горячий снег» представлены 11 семантических групп глаголов совершенного вида и 11 семантических групп глаголов несовершенного вида, выделяемых по способам глагольного действия.
3. Контекстуальные значения видовых форм глагола связаны с выполнением следующих выразительных функций: изобразительной, функции оформления пространственно-временной перспективы художественного текста, функции семантического центра высказывания, функции «настоящего исторического».
Новизна исследования заключается в том, что в результате проведенного исследования удалось:
1) классифицировать глаголы совершенного и несовершенного вида по их контекстным значениям, выделяемым по способам глагольного действия;
2) выявить прямые и переносные значения глагольных форм вида в романе Ю.В. Бондарева «Горячий снег»;
3) определить выразительные функции видовых форм глаголов в обозначенном произведении.
Теоретическая значимость бакалаврской работы определяется тем, что предложенные классификации видовых глагольных форм могут способствовать уточнению представлений о семантике категории вида в современном русском языке и о специфике ее функционирования в художественной речи.
Практическая значимость бакалаврской работы состоит в том, что результаты исследования могут использоваться в учебных целях для студентов высших учебных заведений направления подготовки «Филология».
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, который насчитывает 70 источников.
Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируются объект и предмет, цель и задачи бакалаврской работы, характеризуются методы и материал исследования, теоретическая и практическая значимость работы, выносятся положения на защиту.
В первой главе «Актуальные проблемы изучения видовых форм глагола в лингвистической литературе» обобщаются различные точки зрения на проблему категории вида глагола; определяются общие и частные, прямые и переносные грамматические значения видовых форм; представляется классификация глаголов по способам глагольного действия; описывается функционирование категории вида в художественной речи.
Во второй главе «Функционирование глаголов совершенного и несовершенного вида в романе Ю.В. Бондарева «Горячий снег» выявляются художественные особенности данного романа; дается классификация семантических групп глаголов совершенного и несовершенного вида по способам глагольного действия; анализируются примеры некатегориального употребления видовых форм в указанном романе; выявляются их выразительные функции.
В заключении обобщаются основные результаты проведенного исследования, формулируются выводы.
Апробация исследования проведена в виде докладов и публикаций на следующих конференциях: «Студенческие Дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, 3 апреля 2019 г.); XLV Самарская областная студенческая научная конференция (г. Самара, 18 апреля 2019 г.).
Объем бакалаврской работы составил 67 страниц.
В ходе проведённого исследования мы пришли к следующим выводам.
Для изучения семантики видовых форм глаголов и особенностей их функционирования в художественном произведении нами были отобраны методом сплошной выборки 137 примеров употребления форм глаголов совершенного вида и 130 примеров - глаголов несовершенного вида.
За основу систематизации отобранного материала в предлагаемой работе принята классификация способов действия глагольных видов Г.И. Пановой. Под способом действия (СД) понимается количественно-временная и результативная модификация значения глагола.
В результате проведенного анализа удалось выяснить, что классификация категориальных (прямых) значений глаголов совершенного вида в романе Ю.В. Бондарева «Горячий снег» включает 11 из 19 семантических групп.
Наибольшую регулярность в анализируемом романе имеют глаголы совершенного вида таких способов глагольного действия, как:
1) глаголы начинательного СД (называют начальные непродолжительные по времени действия героев); 2) глаголы ограниченного СД (встречаются в описаниях чувств и мыслей героев, их желаний что-то изменить в ужасающей обстановке войны); 3) глаголы смягчительного СД; 4) глаголы повторительного СД; 5) глаголы общерезультативного СД (употребляются в описаниях повседневных действий героев романа).
Чаще всего словоформы совершенного вида в романе встречаются в описаниях непосредственно военных действий и фронтовых будней, с точностью их отражая. Данные глаголы также способствуют передаче психологического состояния персонажей, являются средством их речевой характеристики.
Словоформы несовершенного вида встречаются в романе реже, и в основном в воспоминаниях героев о довоенном прошлом, для выражения сосуществующих и реально наблюдаемых в момент описания ситуации действий. Нами были выделены 11 семантических групп глаголов несовершенного вида по способам глагольного действия.
Наибольшую регулярность в анализируемом романе имеют глаголы несовершенного вида таких способов глагольного действия, как: глаголы начинательного СД; многоактного СД; статального СД.
В процессе исследования нами было выделено 4 из 5 некатегориальных значений глаголов совершенного и несовершенного вида. Наиболее активно используются в переносном значении формы глаголов будущего времени совершенного вида в значении обобщенно-узуальных ситуаций в прошлом, а также формы прошедшего времени несовершенного вида, выступающие в контексте настоящего времени, примером может служить следующее предложение: «- Я знаю, что такое медсанбат. Ужас в квадрате. Провалялся все лето, хоть вешайся! Лежишь как дурак и отовсюду слышишь: "Сестра, судно, сестра, утку!" Да, идиотская ерунда какая-то, знаешь...». Случаи некатегориального (переносного) употребления видовременных форм в романе служат выражению экспрессивности и эмоциональности.
Видовые формы глаголов выполняют в романе Ю.В. Бондарева «Горячий снег» разнообразные выразительные функции: изобразительную, функцию оформления пространственно-временной перспективы художественного текста, функцию семантического центра высказывания, функцию «настоящего исторического».
Обобщая результаты исследования, можно сделать следующие выводы:
1. В романе «Горячий снег» отчетливо наблюдается расположенность автора к лаконичному изображению мира, достигаемому с помощью большого количества пейзажей и деталей фронтовых будней, подробных описаний действий героев. Несмотря на «конкретность и точность» описания мелких деталей, Бондареву удается воссоздать полную картину великой и ужасающей войны.
2. Автор использует все возможности семантики видовых форм глаголов. В анализируемом произведении в зависимости от художественного контекста реализованы 11 контекстных значений глаголов совершенного вида и 11 значений - несовершенного вида.
3. Видовые формы глагола позволяют точно отразить драматизм и динамику военных действий, невыносимость фронтовых будней, передать нюансы психологического состояния персонажей и создать их речевой портрет.
В данной работе были рассмотрены все случаи употребления глаголов совершенного и несовершенного вида. Однако данное исследование не исчерпывает всех возможностей изучения категории вида. К перспективам изучения данной проблемы следует отнести анализ взаимодействия категории вида с категорией времени в других произведениях Ю. В. Бондарева.
1. Авилова, Н.С. Вид глагола и семантика глагольного слова [Текст] / Н.С. Авилова; АН СССР. Ин-т рус. яз. - Москва: Наука, 1976. - 328 с.
2. Апресян, Ю.Д. Интегральное описание языка и системная грамматика [Текст] / Ю.Д Апресян // Избранные труды. Т. II. - М.: Языки русской культуры, 1995. - С. 163- 167.
3. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О.С Ахманова. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - 607 с.
4. Ахматова, А.А. Избранное [Текст] / А.А. Ахматова. - Смоленск: Русич, 1999. - 638 с.
5. Блок, А.А. Лирика [Текст] / Александр Блок. - Москва: Эксмо, 2008. - 317 с.
6. Бондарев, Ю. Горячий снег. Роман. Детская литература [Текст] / Ю. Бондарев. - М.: Детская литература, 2010. - 490 с.
7. Бондарев, Ю.В. Главное в жизни - сама жизнь [Текст] / Ю.В. Бондарев // Аврора. - 2012. - 75. № 1. - С. 93-104.
8. Бондарко, А.В. Вид и время русского глагола (значение и употребление) [Текст] / А.В. Бондарко. - М.: Просвещение, 1971. - 239 с.
9. Бондарко, Л.В. Прикладное языкознание [Текст] / Л.В. Бондарко, Л.А. Вербицкая. - СПБ.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1996. - 528 с.
10. Бондарко, Л.В. Теоретические проблемы русской грамматики [Текст] / Л.В. Бондарко. - М.: Издательство СПбГУ, Филологический факультет СПбГУ, 2004. - 208 с.
11. Буланин, Л.Л. Трудные вопросы морфологии [Текст] / Л.Л. Буланин. - М.: Просвещение, 1976. - 208 с.
12. Буслаев, Ф.И. Историческая грамматика русского языка [Текст] / Ф.И. Буслаев. - М.: Учпедгиз, 2005. - 625 с.
13. Валгина, Н.С. Функциональные стили русского языка [Текст] / Н.С. Валгина. - М.: Илекса, 2011. - 224 с.
14. Васильев, Л.М. Семантические классы русского глагола [Текст]: (Глаголы чувства, мысли, речи и поведения): автореферат дис. ... д-ра филол. наук / Л.М. Васильев. - Ленинград: АН СССР. Ин-т языкознания. Ленингр. отд-ние, 1971. - 38 с.
15. Введенская, Л.А.Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов [Текст] / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. Е.Ю. Кашаева. - Ростов- на-Дону: Феникс, 2002. - С. 59 - 68.
...