Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Государственное (муниципальное) унитарное предприятие как особая организационно-правовая форма юридического лица: общая характеристика 7
1.1 Правовое положение унитарных предприятий на современном этапе развития российского общества 7
1.2 Формы унитарных предприятий в Российской Федерации 14
Глава 2 Правовые вопросы деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий 21
2.1 Способы создания унитарных предприятий 21
2.2 Способы реорганизации унитарных предприятий 27
2.3 Управление унитарными предприятиями как условие осуществления их деятельности 32
2.4 Юридическая ответственность руководителя и собственника унитарного предприятия 36
Заключение 50
Список используемой литературы и используемых источников 53
В России государство традиционно было и остается одним из крупнейших собственников в стране. Задачей каждого собственника является эффективное использование принадлежащего ему имущества. С целью реализации своей экономической функции государство специально создает субъекты, которые осуществляют свою деятельность в гражданском обороте на основе государственного имущества. Одними из таких субъектов являются государственные и муниципальные унитарные и муниципальные предприятия, которые имеют в России глубокие исторические и правовые корни.
В настоящее время государственными и муниципальными унитарными предприятиями монопольно осуществляются определенные виды экономической деятельности. Действие унитарных предприятий в условиях рыночной экономики и преобладания частнопредпринимательских интересов является гарантией государства в осуществлении публичных интересов в имущественной сфере. Вместе с тем государственные и муниципальные унитарные предприятия должны стремиться к достижению позитивных финансовых результатов, заботиться об упрочении своей конкурентоспособности, ориентироваться на инициативность и инновации, быстро и гибко реагировать на сигналы рынка.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия обладают существенными особенностями в сравнении с другими юридическими лицами. Не вызывает сомнения, что создание и деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий будут представлять интерес так долго, как долго суждено существовать государственному сектору экономики. Все вышеизложенное и предопределяет актуальность настоящего исследования.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного изучения теории и практики создания и деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий сформулировать проблемы и пути совершенствования правовых норм о создании и деятельности унитарных предприятий, обеспечивающих эффективность функционирования государственных и муниципальных унитарных предприятий в современных условиях и превращение их в одну из самых привлекательных форм участия государства в гражданском обороте.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
• дать общую характеристику правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий на современном этапе развития российского общества;
• определить способы создания, деятельности и реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий;
• определить формы государственных и муниципальных унитарных предприятий в Российской Федерации;
• провести анализ тенденций развития правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в процессе создания и деятельности федеральных государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Предметом исследования стали правовые нормы, устанавливающие правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий, и регулирующие их деятельность как субъектов гражданского права.
Теоретическую основу исследования составили научные труды ученых-правоведов: С.С. Алексеева, В.К. Андреева, С.В. Артеменкова, С.И. Аскназия, З.А. Ахметьяновой, В.Ю. Бакшинскаса, В.В. Брагинского, С.Н. Братуся, А.Г. Быкова, В.В. Витрянского, С.П. Гришаева, А.Н. Гуева, В.А. Дозорцева, О.С. Иоффе, Ю.Х. Калмыкова, И.А. Покровского, Э.Г. Полонского, В.А. Рахмиловича, О.Н. Садикова, А.П. Сергеева, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого и др.
Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской Федерации [32], Гражданский и Бюджетный кодексы Российской Федерации, федеральный законы Российской Федерации, в которых рассматриваются вопросы деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Методологическую основу исследования составили общенаучный метод диалектического познания, частно-научные (исторический, формально-логический, лингвистический, системный анализ), а также специально-юридические методы (нормативный, сравнительно-правовой, формально-юридический).
Структурно работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка используемых источников и литературы.
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы. Унитарное предприятие отличается от других организационных форм тем, что имущество, которое используется в процессе деятельности - не в собственности у предприятия. В Российской Федерации право собственности на имущество унитарных предприятий принадлежит государству, либо муниципалитетам.
Распорядительный порядок, является основой, для создания государственных и муниципальных унитарные предприятий. Решение об их создании может приниматься соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Классифицируются данные предприятия по следующим принципам:
• с учетом того, кто является собственником имущества унитарных предприятий, могут являться федеральными, субъектов РФ и муниципальными;
• в соответствии, каким правом на имущество обладает само предприятие, их создание и действие, может быть на основе хозяйственного ведения или оперативного управления.
На основе принадлежности имущества, унитарных предприятий, возможно, произвести их распределение по следующим видам :
Государство является собственником имущества унитарного предприятия, учреждение предприятия производится Правительством Российской Федерации либо властью федерального уровня.
Владение имуществом осуществляет субъект Российской Федерации, соответственно им принимается решение об образовании. Государственное унитарное предприятие (ГУП) субъекта Российской Федерации:
• областное государственное унитарное предприятие,
• краевое государственное унитарное предприятие,
• районное государственное унитарное предприятие.
Название казенного предприятия, предоставляется, в случае, если предприятию предоставлено только право оперативного управление.
Ликвидировать или реорганизовать предприятие возможно по решению собственника. Также, предусмотрены и условия, для возможности принудительной ликвидации, по основания установленным законом , в том числе по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством о несостоятельности.
Устав предприятия, а также законодательство, является основой управление унитарным предприятием. Структура органов управления, а также затраты, возникающие при их содержании, предприятие определяет самостоятельно. Уставом может быть, предусмотрен высший орган управления, собственник предприятия или уполномоченные им органы могут в полной мере или частично делегировать эти права данному органу.
Действия руководителя унитарного предприятия осуществляются по принципу единоначалия, из этого следует, что ответственность перед собственником предприятия за последствия своих действий в соответствии с законодательством РФ и заключенным с ним контрактом, возлагается на руководителя.
Федеральный закон № 485-ФЗ от 27.12.2019 прописал процедуру реорганизации унитарных предприятий. Такие меры приняты в целях дальнейшего развития экономики нашей страны.
Исходя из принятых решений, реорганизация государственных предприятий или муниципальных унитарных, вероятно, будет завершена к 1 января 2025 года. Прекращение реформы после этой даты, будет продолжаться. При переходе товарного рынка в состояние конкурентного, антимонопольным органом будет выставлено требование, ликвидации или реорганизации учреждения. При игнорировании требования учредителем, антимонопольная служба имеет право закрыть организацию, используя для этого, судебный порядок. Исходя из этого, мы понимаем , что первым этапом ,является ликвидация МУПов до 2025 года, после чего будет продолжено работать над стимулированием конкуренции на рынке.
Создание унитарных предприятий, будет возможно исключительно в случаях, определенных в пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Законодательство, также установило случаи, являющиеся исключительными, для создания унитарного предприятия.
Исключительный случай, создания унитарного предприятия, предусматривает представлению высшего должностного лица субъекта РФ при возникновении необходимости устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения. В вышеописанных случаях, Правительство Российской Федерации имеет основания принять решение о возможности создания унитарного предприятия или сохранения унитарного предприятия для осуществления деятельности, не предусмотренной ст. 8 Закона № 161 -ФЗ.
В настоящий момент, создание унитарного предприятия, будет возможно, только при соблюдении антимонопольных требований, только в случаях, предусмотренных законодательством, предпочтительно в областях, принадлежащих к естественным монополиям, а также для обеспечения деятельности, находящейся в ведении Российской Федерации.
Унитарные предприятия, созданные ранее 8 января 2020 года, и осуществляющие деятельность на конкурентных товарных рынках, в соответствии с Законом № 485-ФЗ, будут ликвидированы или реорганизованы по решению учредителя не позднее 1 января 2025 года.
Если установленные меры, не будут приняты в указанный срок, предусмотрена ликвидация в судебном порядке, по иску антимонопольного органа.
1. Аверченко. Н.Н. Комментарий части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации. - М.: НОРМА, 2019. - 616 с.
2. Анциферов О. Д. Принципы разумности, добросовестности и справедливости как основополагающие категории частного права // / О. Д. Анциферов // Вестник МГУ. Право - 2016. - № 7. - С. 82-85.
3. Асланян, Н.П. Основные начала российского частного права / Н.П. Асланян. - М.:Дрофа, 2019. - 322с.
4. Бабкин С. А. Практика применения Гражданского кодекса Российской Федерации. / С.А. Бабкин. - М.: АО Центр ЮрИнфоР, 2018. - 371 с.
5. Бакшинскас В.Ю. Правовое регулирование хозяйственной деятельности. - М. :«ИПБ-БИНФА», 2018. - 278 с.
6. Балашова Л. Существенные условия договора страхования профессиональной ответственности [Текст] / Л. Балашова // Право и экономика. - 2018. - № 3. - С. 22-25.
7. Бараненков В. В. Соотношение понятий «правовое положение», «правовой статус» и «правосубъектность» юридического лица [Текст] / В. В. Бараненков // Юридический мир. - 2016. - № 2 (110). - С. 20-22.
8. Бондаренко Н. Л. Формирование принципов гражданского права: историко-правовые закономерности и факторы влияния [Текст] / Н. Л. Бондаренко // Философия права. - 2017. - № 1. - С. 47-49.
9. Борисов Д. Солидарная ответственность при реорганизации юридического лица [Текст] / Д. Борисов // Хозяйство и право. - 2018. - № 8. - С. 116-121.
10. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145 -ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.
11. Вавилин Е. В. Субъективное гражданское право [Текст] / Е. В. Вавилин // Современное право. - 2017. - № 4. - С. 38-40.
12. Вавилин Е.В. Исполнение обязанностей государством в гражданских правоотношениях // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2018. - №6. - С. 34 - 38.
13. Вольвач Я.В. Услуги в системе гражданских правоотношений [Текст] / Я. В. Вольвач // Адвокат. - 2019. - № 1. - С. 99-106.
14. Гапоненко В.Ф. Проблемы развития федеральных государственных унитарных предприятий [Текст] / В. Ф. Гапоненко // Вестник Московского университета. - 2019. - № 1. - С. 72-74.
15. Глущенко П. П. Теория и практика социально-правовой защиты конституционных прав, свобод и интересов граждан в Российской Федерации [Текст]: учебник / П. П. Глущенко, В. Я. Кикоть. - МВД РФ, Департамент кадрового обеспечения. - Изд. 2-е, переработ. и доп. - М.: ЦОКР МВД России, 2018. - 411 с.
...