Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования
лингвокультурологической компетенции в процессе реализации межпредметных связей на уроках русского языка в начальной школе 7
1.1 Понятие лингвокультурологической компетенции в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Межпредметные связи на уроках русского языка как средство
формирования лингвокультурологической компетенции 15
Глава 2 Практическое исследование формирования
лингвокультурологической компетенции в процессе реализации межпредметных связей на уроках русского языка в начальной школе 27
2.1 Диагностика уровня сформированности лингвокультурологической
компетенции у младших школьников на уроках русского языка 27
2.2 Межпредметные связи как средство формирования
лингвокультурологической компетенции на уроках русского языка в начальной школе 35
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 46
Заключение 52
Список используемой литературы 55
Приложение А Оценка уровня познавательного интереса 58
Приложение Б Результаты диагностических методик 60
Приложение В Содержание Диагностических методик 61
Актуальность выбранной темы заключается в том, что формирование лингвокультурологической компетенции в настоящее время является частью обучения русскому языку в начальной школе [1, с. 284]. Новая модель обучения, принятая в российских школах, строится на основе приобщения учащихся к культурным ценностям, в том числе с целью формирования поликультурного мышления [2, с. 405]. Проблема исследования чётко раскрывается и в содержании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), где сказано, что целью обучения в начальной школе является формирование лингвистической и культурологической компетенций.
Лингвокультурология - это сложная, комплексная научная дисциплина. Ее появление связано с ХХ веком, когда в лингвистике сложилось понимание связи языка и культуры. Сейчас особый интерес ученых вызывают те единицы языка, которые отражают стоящую за ними культуру народа, например, фразеологизмы, пословицы и поговорки, личные имена и др. Формирование лингвокультурологической компетенции у младших школьников является важным потому, что так на уроке русского языка создается та обстановка, которая естественным образом приобщает учащихся к национальной культуре через расширение их знаний о семантике лексических единиц, культуре русского языка и его истории.
Объектом исследования: является процесс формирования лингвокультурологической компетенции у младших школьников.
Предмет исследования: формирование лингвокультурологической компетенции у младших школьников на уроках русского языка в процессе реализации межпредметных связей.
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить эффективность использования межпредметных связей на уроках русского языка в начальной школе, способствующих формированию формирование лингвокультурологической компетенции.
Гипотеза исследования: формирование лингвокультурологической компетенции будет проходить успешнее в процессе реализации межпредметных связей на уроках русского языка в начальной школе, если:
- разработать и внедрить комплекс уроков русского языка, направленный на формирование лингвокультурологической компетенции;
- учитывать индивидуально-личностные особенности каждого учащегося.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования лингвокультурологической компетенции у младших школьников на уроках русского языка;
2) изучить особенности использования межпредметных связей на уроках русского языка в начальной школе;
3) подобрать методики и провести диагностическое исследование уровня сформированности лингвокультурологической компетенции у младших школьников;
4) разработать комплекс уроков русского языка, направленный на формирование лингвокультурологической компетенции на основе межпредметных связей;
5) провести повторную диагностику, проанализировать и обобщить полученные результаты.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; формулировка выводов по результатам исследования;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент
(констатирующий этап, формирующий этап, контрольный этап);
- проведение диагностики уровня лингвокульторологической
компетенции младших школьников.
Новизна исследования состоит в разработанном комплексе уроков русского языка, направленном на формирование лингвокультурологической компетенции на основе межпредметных связей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы школьными учителями русского языка в начальной школе, а также на практических занятиях по методике преподавания русского языка в начальной школе.
Практическая база исследования: МОУ «Киришская средняя общеобразовательная школа № 3» г. Кириши, Ленинградской области. В эксперименте приняли участие 3 «А» и 3 «Б» классы.
Структура исследования включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении представлен научный аппарат исследования. В первой главе изучается научная литература по теме исследования, во второй главе проводится опытно-экспериментальная работа. В заключение формулируются выводы по всей работе.
Лингвокультурология как наука занимается описанием тех лексических единиц языка, семантика которых отражает культуру в языке. Это такие лексические единицы, как фразеологизмы, пословицы и поговорки, топонимы, личные имена и др.
В этих и некоторых других лексических единицах переплетаются сведения о слове и культурологическая информация об объекте. Их изучение позволяет повысить уровень сформированности лингвокультурологической компетенции учащихся, под которой понимается осознание русской языковой картины мира и овладение культурой межнационального общения.
Межпредметные связи - это объединение в одном учебном предмете знаний из других предметных областей. Межпредметные связи рассматриваются в литературе как способ повысить эффективность обучения русскому языку в начальной школе. Лучше всего на уроке русского языка осуществляются межпредметные связи с литературой или литературным чтением, но можно вводить в уроки по русскому языку знаний из иностранного языка, изобразительного искусства и истории. С помощью такого метода обучения достигается решение обучающих, развивающих и воспитательных целей обучения учащихся начальных классов.
В данной главе работы была описана экспериментальная работа по формированию лингвокультурологической компетенции в процессе реализации межпредметных связей на уроках русского языка в начальной школе.
Эксперимент включал три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. На констатирующем этапе эксперимента мы выяснили, на каком уровне находится лингвокультурологическая компетенция учащихся 3 «А» и 3 «Б» классов.
Лингвокультурологическая компетенция младших школьников включает в себя четыре компонента: мотивационный, когнитивный, техническо-операционный и поведенческий. Данные компоненты мы проанализировали при помощи диагностических методик: «Что тебе интересно?»; «Традиции русского народа»; «Русские пословицы»; «Такие разные герои русских народных сказок».
В результате оказалось, что большинство учащихся 3 «А» и 3 «Б» класса находятся на среднем и низком уровне лингвокультурологической компетенции. Поэтому на формирующем этапе эксперимента нами была разработана система уроков русского языка с использованием межпредметных связей для 3 «А» класса, который составил экспериментальную группу исследования. 3 «Б» класс составил контрольную группу, с ним никакой целенаправленной работы не проводилось.
В ходе проведения уроков была осуществлена интеграция с такими предметами, как изобразительное искусство, литературное чтение, окружающий мир и иностранный язык. Педагогическая работы была направлена на расширение знаний детей о фразеологизмах русского языка, пословицах, поговорках, устаревших словах, сказках, стихотворениях, истории России, на обучение работе со словарями. Дети с большим интересом отнеслись к такой форме работы, задавали вопросы об устаревшей лексике, о прошлом народа. Интерес учащихся к теме заметно повысился, однако нельзя сказать, что дети стали активно применять знания фразеологии и устаревших слов в своей речи, вероятно, этого нельзя ожидать от младших школьников.
На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика уровня сформированности лингвокультурологической компетенции учащихся 3 «А» и 3 «Б» класса. Как следует из полученных нами данных, в 3 «А» классе стало больше детей с высоким, и среднем уровнем сформированности лингвокультурологической компетенции. Это говорит о том, что проведенная педагогическая работа была эффективна. В классе теперь больше тех учащихся, которые интересуются русской культурой, хорошо знают такие факты культуры, как фразеологизмы, пословицы и поговорки, устаревшие слова русского языка, дети умеют пользоваться словарями, в которых можно найти значение лексики с национально- культурным компонентом.
В 3 «Б» классе число учащихся со среднимуровнем сформированности лингвокультурологической компетенции незначительно увеличилось, число учащихся с низким уровнем сформированности лингвокультурологической компетенции незначительно снизилось, детей с высоким уровнем сформированности лингвокультурологической компетенции осталось столько же. В 3 «Б» классе теперь не больше учащихся, которые интересуются русской культурой, знают фразеологизмы, пословицы и поговорки, устаревшие слова русского языка, умеют пользоваться словарями, чем их было на констатирующем этапе эксперимента.
Результаты проведенного эксперимента подтвердили перспективность реализации межпредметных связей на уроках русского языка в начальной школе. Систематическая работа на уроках русского языка в начальной школе помогает развить у учащихся познавательную активность, показать им взаимосвязь между русским языком и культурой. Кроме того, реализация межпредметных связей вводит на урок элемент новизны, способствует прочному усвоению предметного материала по предмету «русский язык», развивает речь, внимание и мышление учащихся начальной школы.
1. Алефиренко, Н.Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Флинта; Наука, 2010. - 284 с.
2. Алефиренко, Н.Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания и культуры / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Academia, 2002. - 405 с.
3. Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
4. Ахлебинина, Т.В. Межпредметная интеграция и ее роль в повышении качества знаний и развитии школьников / Т.В. Ахлебинина// Наука и школа. - 1998. - № 5. - С. 22-27.
5. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов. - М., 2010.
6. Белова, Н.А, Кашкарева, Е.А. Дидактические возможности межпредметных задачных ситуация в процессе достижения предметных результатов обучения на интегрированных уроках русского языка // Наука и школа. - 2020. - № 2. - С. 122-126.
7. Вендина, Т.И. Введение в языкознание / Т.И. Вендина. - М.: Высшая школа, 2001. - 288 с.
8. Воробьев. В.В. Лингвокультурология / В.В. Воробьев. - М.: МГУ, 1997. - 330 с.
9. Горелов, И.Н., Седов, К.Ф. Психолингвистика. - М.: Лабиринт, 1997. - 220 с.
10. Григорян, Л.Т. Язык мой - друг мой: Материалы для внеклас. работы по рус. яз.: Пособие для учителя / Л.Т. Григорян. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.
11. Дейкина А.Д., Янченко В.Д. Тенденции в отечественной методике преподавания русского языка // Русский язык в школе. - 2011. - № 6.
12. Дроздова, О. Е. Метапредметный подход к обучению русскому языку в разных предметных областях школьного образования: дис. ... д-ра пед. наук. / О.Е. Дроздова.- М., 2017.
13. Зверев И. Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. - М.: Педагогика, 1981. - 160 с.
14. Канакина В.Н. Русский язык. 3 класс. - М., 2001- 202 с.
15. Колокольцев, Е.Н. Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Е.Н. Колокольцев. - М.: Просвещение, 1990. - 223 с.
16. Красных, В.В. Основные проблемы описания словаря и грамматики лингвокультуры (психолингвокультурологический подход) / В.В. Красных // Проблемы истории, филологии, культуры. - 2014. - №3. - С. 59-67.
17. Лёвушкина, О.Н. Формирование комплекса предметных компетенций учащихся при работе с текстом-миниатюрой на уроке русского языка / О.Н. Лёвушкина // Русский язык в школе. - 2011. - № 11. - С. 15-19.
18. Маслова В. А. Лингвокультурология. - М.: Академия, 2001. - 208 с.
19. Мишатина Н.Л. Современная методика: инновационный путь развития // Русский язык в школе. - 2009. - № 2. - С. 3-6.
20. Непоклонова Е.О. Формирование основ исследовательской деятельности обучающихся на примере решения лингвистических задач // Наука и школа - 2020. - № 1. - С. 95-107.
21. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студ. пед. вузов / под ред. Е.А. Быстровой. - М.: Дрофа, 2004. - 240 с.
22. Скворцова, М.А. Реализация межпредметных связей как условие повышения эффективности обучения младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения / М.А. Скворцова // Вестник ЧГУ. - 2020. - №6. - С. 196-207.
23. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.
24. Токарев Г.В Лингвокультурология. - Тула: Ид-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009. - 136 с.
25. Токарева, И.Ю. Формирование культуроведческой (культурно-языковой) компетенции учащихся при изучении русского языка И.Ю. Токарева. - Тула, 2008. - 62 с.
26. Толстой Н.И. Этнолингвистика в кругу гуманитарных дисциплин / Н.И. Толстой // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. - М., 1997. - С. 307-315.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
28. Ходякова, Л.А. Принцип соизучения языка и культуры в курсе методики преподавания русского языка / Л.А. Ходякова// Актуальные проблемы преподавания русского языка на современном этапе российского среднего и высшего образования: материалы Всероссийск. науч.-практ. конф. (11-12 марта 2004 г.) / Сост. проф. А. Д. Дейкина и проф. Л.А. Ходякова. - М.: МПГУ, 2004. - С. 57-67.
29. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003.