Обозначение и сокращения 5
Введение 6
Глава 1 Литературный обзор 8
1.1 Способы защиты порогов 8
1.1.1 Применение защитных покрытий 9
1.1.2 Обработка антигравием 10
1.1.3 Защитная пленка 11
1.2 Дополнительные пороги 12
Глава 2 Экспериментальная часть 14
2.1 Объект исследования 14
2.1.1 Грунт-эмаль АК-142 ООО «Краски для всех» 14
2.1.2 Грунт-эмаль AS-60 ООО «Экопол» 17
2.1.3 Эмаль GTGE ООО «Ханвал Рус» 20
Глава 3 Фторполимеры 22
3.1 Отходы фторопласта и их переработка 24
3.2 Суспензия фторопласта Форум 27
Глава 4 Исследование свойств покрытий 29
4.1 Методы определения технологических свойств материалов 29
4.2 Исследование декоративных и физико-механических свойств покрытия
4.3 Исследования защитных свойств и стойкости покрытия к агрессивным средам
4.4 Методика проведения испытаний на стойкость к истиранию основных и модифицированных покрытий
Глава 5 Результаты и их обсуждение 46
Заключение 57
Список используемых источников
Приложение А
Степень важности вопросов защиты автомобиля от коррозии хорошо известна. В комплексе мер, применяемых в мировом автомобилестроении для решения вопроса антикоррозионной (АК) защиты, важное место занимает использование в процессе изготовления кузовов различных типов и марок материалов, применяемых для защиты порогов автомобиля.
Следует отметить, что функциональные свойства используемых при этом материалов позволяют комплексно решать стоящие перед производителями автомобилей задачи, а именно, эти материалы:
- обеспечивают собственно АК защиту;
- повышают потребительские свойства автомобиля;
- препятствуют абразивному износу ЛКП.
Основными факторами механического воздействия со стороны дороги на днище кузова автомобилей являются удары гравия (камней) и абразивный износ частицами песка, грязи, что актуально в реальных условиях эксплуатации.
Наибольшему абразивному износу подвергается днище кузова, арки колес и пороги пола. Учитывая неуклонно растущие требования потребителей, выбор способов защиты от воздействия механических внешних факторов является одной из приоритетных задач при разработке конструкции автомобиля и технологии его производства. В настоящее время для покрытия порогов автомобиля 21214 применяется грунт-эмаль АК-142 ООО «Краски для всех», имеющая проблемы по стойкости к истиранию и к воздействию агрессивных сред (бензина, изооктана, толуола, высокощелочных моющих составов (рН=12), применяемых на предпродажной подготовки на ПССС).
Фторполимерные материалы, как модификаторы, представляют особый интерес. Благодаря повышенной стойкости к различным воздействиям использование их в качестве покрытий является весьма целесообразным для широкого спектра назначений. Однако их применение ограничено из-за сложной технологии переработки фторполимеров, а также в связи с высокой адгезионной активностью по отношению к металлическим поверхностям. Решением данных проблем является формирование покрытий на основе композиций олигомерных электролитов и водных дисперсий фторполимеров. При этом, образуется послойно-неоднородное покрытие, в котором за адгезию покрытия отвечает олигомерный компонент, а во внешнем слое содержится фторполимер, придающий покрытию гидрофобные и антифрикционные свойства. Интерес представляет получение таких покрытий, обеспечивающим лучшую антикоррозионную защиту, высокую стойкость к истиранию.
В связи с этим расширяются возможные области применения композиционных полимерных, покрытий, а одной из важных научно-технических задач становится разработка новых их видов и методов управления их свойствами.
Целью моей работы являлось проведение исследований физико-механических и защитных свойств различных материалов, применяемые для окраски порогов автомобилей, а также покрытий на их основе, модифицированных ПТФЭ. Выбор материала с оптимальным набором свойств для получения покрытий с высокими эксплуатационными свойствами.
В ходе проделанной работы были получены модифицированные грунт- эмали добавкой ПТФЭ «Форум». По изученным методикам испытаний было установлено исследовательским путем, что однокомпонентная черная матовая грунт-эмаль А8-60 ООО «Экопол» по результатам испытаний показала себя лучше по многим показателям, чем грунт-эмали АК-142 и GT G-ЕА на соответствие требованиям ПАО «АВТОВАЗ». AS-60 обладает наилучшей стойкостью к истиранию и воздействию агрессивных жидкостей и может быть рекомендована для производственных испытаний в технологии окраски порогов автомобиля 21214. Прилагаю акт производственных испытаний в приложении А.
1) Encyclopedia of Polymer Science and Technology. V. 13, New York — London, 1970. 843 p.: Teflon Fluorocarbon Resins — Safety in handling and use. Prospect of du Pont, 1970 (USA).
2) Hamilton I. М. In: Stacey М. e. a. Advances in Fluorine Chemistry, 1963, № 3.
3) I.A. Krylova Progressin Organic Coatings/ I.A.Krylova, S.V. Sazonova, N.I. Morozova 1992. V.21.P.1-15.
4) Krylova I.A. Progr. in Organic Coatings/ Krylova I.A., Zubov P.I. - 1984. v.32 p.1 - 13.
5) Авт. Свид. СССР №883120; 883121; 883122; все 1983.
Опубликовано в «Бюллетене изобретений» №3/85.
6) Алексеева Г.А. Лакокрасочные материалы и их применение/ Алексеева Г.А, Смирнов В.А., Сухоленцева Т.В., Смирнов В.А., Сухоленцева Безуглый В.Д., Бугоркова И.А. и др. - 1986.№ 5. - с.34-36.
7) Алтухова В.В. Лакокрасочные материалы и их применение/ Алтухова В.В., Ерочкин М.П., Титова Е.И., Бугоркова И.А. - 1978.№1. - с.39-41.
8) Величко А.И. Окрашивание электроосаждением/ Величко А.И., Дворниченко Г.Л. - Украинский издательский центр, 2004. - 318с.
9) Верхоланцев В.В. и др. Двухкомпонентные ЛКП// Лакокрасочные материалы и их применение.- 1983.- №3. - С54-56 24. [Электронный ресурс]: База данных. - Электронные текстовые данные. - Режим доступа: http://climat- test.ru/corrosionbox/corrosionbox.html.
10) ГОСТ 15140-78Материалы лакокрасочные. Методы определения адгезии.
11) ГОСТ 19007-73 Материалы лакокрасочные. Метод определения времени и степени высыхания.
12) ГОСТ 21903-76 Материалы лакокрасочные. Методы определения условной светостойкости
13) ГОСТ 31939-2012 (ISO 3251:2008) Материалы лакокрасочные. Определение массовой доли нелетучих веществ.
14) ГОСТ 4765-73Материалы лакокрасочные. Метод определения прочности при ударе.
15) ГОСТ 5233-89 (ИСО 1522-73) Материалы лакокрасочные. Метод определения твердости покрытий по маятниковому прибору.
16) ГОСТ 8420-74 Материалы лакокрасочные. Методы определения условной вязкости.
17) ГОСТ 8832-76 (ИСО 1514-84) Материалы лакокрасочные. Методы получения лакокрасочного покрытия для испытания
18) ГОСТ 9.401-91 Покрытия лакокрасочные. Общие требования и методы ускоренных испытаний на влажность.
19) ГОСТ Р 51694-2000 (ISO 2808-97) Материалы лакокрасочные. Определение толщины покрытия.
20) Дидюков, З. С. Лакокрасочные покрытия / З.С. Дидюков. - М.: Государственное научно-техническое издательство машиностроительной и судостроительной литературы, 1982. - 216 с.
21) Исикава М. Соединения фтора - Мир.1990. - 478 с.
22) Карякина, М. И. Лабораторный практикум по испытанию лакокрасочных материалов и покрытий / М.И. Карякина. - М.: Химия, 1977. - 240 с.
23) Королёва И.А. Лакокрасочные материалы и их применение/ Королёва И.А., Крылова И.А., Панкина Л.Д. - 1986.№1.6-8.
24) Корбакова А. И., Макулова И. Д., Марченко Е. Н. и др. Токсикология фторорганических соединении и гигиена труда в их производстве. М., «Медицина», 1975. 183 с.
25) Крылова И.А. ВХО им. Д.И.Менделеева/ Крылова И.А., Р.К.Абрамян Ж. - 1988.т.23 - с.47-53.
26) Крылова И.А. Окраска электроосаждением/ Крылова И.А., Коган Н.Д., Ратников В.Н. - М. Химия, 1982. 248с.
27) Кузьмичев В.И. Водорастворимые пленкообразователи и лакокрасочные материалы на их основе/ Кузьмичев В.И., Абрамян Р.К., Чагин М.П. - М.: Химия.1986.152 с.
28) Кумачёва Е.Э. Коллоидные жидкости/ Кумачёва Е.Э., Панкина Л.Д., Крылова И.А. - 1984.т.45.№5. - с.1022-1024.
29) Лакокрасочные покрытия функционального назначения-А.Д. Яковлев, С.А. Яковлев 2018 г.
30) Любимов, В.В. Защитные покрытия изделий / В.В. Любимов. - М.: Машиностроение, 1989. - 216 с.
31) Паншин Ю.А. Фторопласты/ Паншин Ю.А., Малкевич С.Г., Дунаквская В.С. Л. - 1978. - 230 с.
32) Пугачёв А.К. Переработка фторопластов в изделия/ Пугачёв А.К., Росляков О.А. Л. - 1987.
33) Розенфельд, И. Л. Защита металлов от коррозии лакокрасочными покрытиями / И.Л. Розенфельд, Ф.И. Рубинштейн, К.А. Жигалова. - М.: Химия, 1987. - 224 с.
34) Славинская Н.М. Лакокрасочные материалы и их применение/ Славинская Н.М., Бирман Я.И., ВейцманМ.Р.и др. - 1979.№5. - с.499-508.
35) Смирнов В.А. Лакокрасочные материалы и их применение/ Смирнов В.А., Сухоленцева Т.В., Антипов С.И. - 1987.№2. - с.40-41.
36) Сорокин М.В. Химия и технология плёнкообразующих веществ/ Сорокин М.В., Кочнова З.А., Шодэ Л.Г. - Москва: МХТИ им. Д.И. Менделеева, 1989. - 477с.
37) Справочник по пластическим массам. Т. 2. Под ред. В. М. Катаева, В. А. Попова, Б. И. Сажина. М., «Химия», 1975. 566 с.
38) Сухая смазка ФОРУМ [Электронный ресурс]: База данных. - Электронные текстовые данные. - Режим доступа: http://forumshop.ru/suhaja- smazka-phorum-tovar.html, свободный.
39) Фторхинолоны. Синтез и применение, Липунова Г.Н., Носова Э.В. 2016 г.
40) Химическая энциклопедия. - М.1998. т.5 18. Давыдова С.Л.
Успехи в химии/ Давыдова С.Л., Платэ Н.А., Каргин В.А., -1970-т.39,выпуск 12.-2256-2285 19. [Электронный ресурс] : База данных. - Электронные
текстовые данные. Режим доступа: http://www.
plasma.com.ua/chemistry/chemistry/wetting_agent.html, свободный.
41) Шангин, Ю. А. Восстановление лакокрасочного покрытия легкового автомобиля / Ю.А. Шангин. - М.: Транспорт, 1987. - 128 c.