РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста 10
1.1 Характеристика эмпатии в психолого-педагогических
исследованиях 10
1.2 Особенности развития эмпатии у детей старшего дошкольного
возраста посредством сказки 17
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию эмпатии у детей 5-6
лет посредством сказки 24
2.1 Выявление уровня развития эмпатии у детей 5-6 лет 24
2.2 Организация и содержание работы по развитию эмпатии у детей
5-6 лет посредством сказки 38
2.3 Определение эффективности работы по развитию эмпатии у
детей 5-6 лет посредством сказки 50
Заключение 60
Список используемой литературы 65
Приложение 71
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста 10
1.1 Характеристика эмпатии в психолого-педагогических
исследованиях 10
1.2 Особенности развития эмпатии у детей старшего дошкольного
возраста посредством сказки 17
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию эмпатии у детей 5-6
лет посредством сказки 24
2.1 Выявление уровня развития эмпатии у детей 5-6 лет 24
2.2 Организация и содержание работы по развитию эмпатии у детей
5-6 лет посредством сказки 38
2.3 Определение эффективности работы по развитию эмпатии у
детей 5-6 лет посредством сказки 50
Заключение 60
Список используемой литературы 65
Приложение 71
Наше общество требует взаимоотношений между людьми, построенных на гуманистической основе, где к человеку относятся как к индивидуальности. Развитие эмоциональной стороны в отношениях «человек-человек» приобретает особую актуальность, поэтому перестройка человеческих взаимоотношений происходит в процессе утверждения новых ценностей. Основная идея гуманизма заключается в том, что человек является наивысшей ценностью. По мере того, как личность все глубже познает себя, свою индивидуальность, она становиться более чувствительной и способной принять уникальность других. Следовательно, развитие эмпатии сопровождает личностный рост и становится одним из его ведущих признаков.
Развитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей , обеспечивает успешную адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Современная психолого-педагогическая теория и практика уделяет большое внимание воспитанию межличностных отношений, развитию способности ребенка управлять своими переживаниями и чувствами (Е.В. Бондаревская).
Психологи различных направлений выделяют аффективный, когнитивный и поведенческий аспекты эмпатического взаимодействия.
С. Маркус рассматривает эмпатию как взаимодействие эмоциональных, познавательных способностей индивида познавать внутренний мир другого человека. Эмпатия осуществляется через акты интроекции, проекции и идентификации.
Развитие эмпатии обусловлено системой воспитательных воздействий и социальными влияниями (Д. Аронфрид, Э. Бордин, Г. Гофман, С. Ирвинг, Л. Мерфи, Ч. Паскаль, Э. Ролингс, Ч. Рош, Р. Хогэни др.).
Проблема изучения эмпатии как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях имеет два подхода и рассматривается в связи с эстетическими и нравственными чувствами (Т.П. Гаврилова, А.А. Бодалев, А.Д. Кошелева, Г.И. Ефремова, К. Роджерс, Я.З. Неверович, и др.), и как один из аспектов человеческих отношений (А.Д. Кошелева, Л.И. Божович, Т.Е. Конникова, Е.Ф. Субботский, Ю.А. Менджерицкая, О.И. Цветкова, К. Роджерс и др.).
Изучения эмпатии приобретает особую значимость в связи с исследованиями взаимоотношений между взрослыми в семье и детьми. В семье ребенок получает первые уроки эмоционального отклика. Ребенок через взаимодействия с близким взрослым учится строить отношения со сверстниками и понимать их (Л.И. Божович, А.А. Бодалев, А.Я. Варга, Л.С. Выготский, К.Н. Дембеле, Е.И. Захарова, В.В. Зеньковский, П.М. Якобсон, М.И. Лисина, А.Г. Ковалев и др.).
Дошкольный возраст - это период настоящего социального развития ребенка, приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческим ценностям. Значимость этого возраста в психическом развитии человека определена в новом документе министерства образования - Федеральном государственном образовательном стандарте, где говорится, что результатом развития ребенка в дошкольном возрасте является его полноценная социализация.
Вырастить и воспитать гармонично развитого человека - желание и стремление многих родителей. В последнее время психологами, педагогами, родителями уделяется большое внимание развитию гуманистических, то есть человеческих качеств в ребёнке. Как был убежден В.А. Сухомлинский, воспитание - это, прежде всего, книга и живые человеческие взаимоотношения. Умная, вдохновенная книга, как он считал, зачастую разрешает судьбу человека. Чтение - это окно, через которое дети постигают общество и самих себе. «Жизнь в обществе книг - это приобщение к красоте мысли, наслаждение культурными богатствами, возвышение самого себя» [5].
Литература как ресурс духовности заставляет читателя подумать над значением существования, учит жить согласно правде и действовать согласно совести, осознавать страдание и удовольствие других людей, сострадать им, сопереживать. Соприкасаясь с литературой, дошкольник духовно растет и формируется.
Проанализировав литературу, можно отметить следующие индивидуальные особенности, которые следует формировать у детей дошкольного возраста: сопереживание героем сказки, вежливость, уважительность, честность, совестливость, скромность, дружелюбие. Эти качества способны заложить основу дальнейшего формирования высоконравственной культуры личности.
Эмпатия так же интересна тем, что в состоянии проявляться не только по отношению к окружающим людям или животным - ее особенность в проявлении чувств и эмоций той же силы к героям литературных произведений, театра и кино.
Высокий уровень эмпатии у личности проявляется в ее умении сопереживать определенным образом, что отличает ее от сочувствия. В момент сопереживания эмпатийный человек «забывает» про себя, свои интересы и переживания - он целиком погружен в проблемы другого; отчетливо понимает и называет для себя эмоции и переживания другой личности; умеет заботливо и тактично донести свою поддержку и выразить способом, комфортным и близким для другого.
Анализ исследований позволил нам выявить ряд противоречий:
- несмотря на то, что многими педагогами и психологами доказана значимость развития эмпатии у детей дошкольного возраста, современные программы дошкольного образования не включают в качестве специфической задачи развитие у детей сочувствия, сопереживания и сострадания другим людям, вследствие чего развитие эмпатии происходит стихийно;
- несмотря на значимость эмоционально-нравственного воспитания детей в образовательных учреждениях недостаточно реализуют средства развития эмпатии у детей 5-6 лет.
Проблема исследования: каковы возможности сказки как средства развития эмпатии у детей 5-6 лет?
Цель исследования: теоретически и экспериментально изучить возможности использовании сказки как средства развития эмпатии у детей 5¬6 лет.
Объект исследования: процесс развития эмпатия у детей 5-6 лет.
Предмет исследования: сказка как средство развития эмпатии у детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что эффективность процесса развития эмпатии у детей 5-6 лет посредством сказки возможно, если:
- осуществить подбор сказок, позволяющих развивать эмпатию у детей 5-6 лет;
- строить процесс работы со сказкой таким образом, чтобы он развивал все компоненты эмпатии;
- обогащать знания детей об эмоциональных состояниях других людей;
- развивать у детей способность понимать эмоциональное состояние сверстников и обучать их способам проявления эмпатии;
- развивать у детей 5-6 лет доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость, справедливость, сочувствие, сопереживание и сострадание сверстникам.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определенны следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития эмпатии у дошкольников.
2. Выявить уровень развития эмпатии у детей 5-6 лет.
3. Определить возможности сказки как средства развития эмпатии у детей 5-6 лет.
Теоретической основой исследования являлись следующие положения:
- положения о сензитивных этапах развития личности (В.В. Абраменкова, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и др.);
- принцип предметности эмоций (Г.Б. Бреслав, Л.С. Выготский);
- положение Л.С. Выготского о единстве аффективных и интеллектуальных процессов;
- теория социальных эмоций (А.В. Запорожец);
- теоретические и экспериментальные исследования, посвященные изучению различных аспектов эмпатии и связанных с ней явлений восприятия и понимания человека человеком (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Н.Н. Обозов, Л.П. Стрелкова, А.Д. Кошелева и др.).
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики), эмпирические (беседа, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, психодиагностические методы), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного предъявления результатов).
Экспериментальной базой исследования является ДС № 201 «Волшебница» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти. В исследовании принимало участие 41 ребенок 5-6 лет.
Новизна исследования состоит в том, что в работе определены показатели и выделены уровни развития эмпатии у детей 5-6 лет, определены возможности сказки как средства развития эмпатии у детей 5-6 лет.
Теоретическая значимость состоит в том, что в исследовании раскрыты концептуальные основы процесса развития эмпатии у детей 5-6 лет, описаны характеристики уровней развития эмпатии у детей 5-6 лет, обосновано применение сказки в качестве средства развития эмпатии у детей 5-6 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в воспитательно - образовательном процессе дошкольной образовательной организации для работы с детьми 5-6 лет, а также родителями в семейном воспитании ребенка.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (58 источников), 7 приложений. Работа проиллюстрирована 14 таблицами и 13 рисунками.
Развитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей , обеспечивает успешную адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Современная психолого-педагогическая теория и практика уделяет большое внимание воспитанию межличностных отношений, развитию способности ребенка управлять своими переживаниями и чувствами (Е.В. Бондаревская).
Психологи различных направлений выделяют аффективный, когнитивный и поведенческий аспекты эмпатического взаимодействия.
С. Маркус рассматривает эмпатию как взаимодействие эмоциональных, познавательных способностей индивида познавать внутренний мир другого человека. Эмпатия осуществляется через акты интроекции, проекции и идентификации.
Развитие эмпатии обусловлено системой воспитательных воздействий и социальными влияниями (Д. Аронфрид, Э. Бордин, Г. Гофман, С. Ирвинг, Л. Мерфи, Ч. Паскаль, Э. Ролингс, Ч. Рош, Р. Хогэни др.).
Проблема изучения эмпатии как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях имеет два подхода и рассматривается в связи с эстетическими и нравственными чувствами (Т.П. Гаврилова, А.А. Бодалев, А.Д. Кошелева, Г.И. Ефремова, К. Роджерс, Я.З. Неверович, и др.), и как один из аспектов человеческих отношений (А.Д. Кошелева, Л.И. Божович, Т.Е. Конникова, Е.Ф. Субботский, Ю.А. Менджерицкая, О.И. Цветкова, К. Роджерс и др.).
Изучения эмпатии приобретает особую значимость в связи с исследованиями взаимоотношений между взрослыми в семье и детьми. В семье ребенок получает первые уроки эмоционального отклика. Ребенок через взаимодействия с близким взрослым учится строить отношения со сверстниками и понимать их (Л.И. Божович, А.А. Бодалев, А.Я. Варга, Л.С. Выготский, К.Н. Дембеле, Е.И. Захарова, В.В. Зеньковский, П.М. Якобсон, М.И. Лисина, А.Г. Ковалев и др.).
Дошкольный возраст - это период настоящего социального развития ребенка, приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческим ценностям. Значимость этого возраста в психическом развитии человека определена в новом документе министерства образования - Федеральном государственном образовательном стандарте, где говорится, что результатом развития ребенка в дошкольном возрасте является его полноценная социализация.
Вырастить и воспитать гармонично развитого человека - желание и стремление многих родителей. В последнее время психологами, педагогами, родителями уделяется большое внимание развитию гуманистических, то есть человеческих качеств в ребёнке. Как был убежден В.А. Сухомлинский, воспитание - это, прежде всего, книга и живые человеческие взаимоотношения. Умная, вдохновенная книга, как он считал, зачастую разрешает судьбу человека. Чтение - это окно, через которое дети постигают общество и самих себе. «Жизнь в обществе книг - это приобщение к красоте мысли, наслаждение культурными богатствами, возвышение самого себя» [5].
Литература как ресурс духовности заставляет читателя подумать над значением существования, учит жить согласно правде и действовать согласно совести, осознавать страдание и удовольствие других людей, сострадать им, сопереживать. Соприкасаясь с литературой, дошкольник духовно растет и формируется.
Проанализировав литературу, можно отметить следующие индивидуальные особенности, которые следует формировать у детей дошкольного возраста: сопереживание героем сказки, вежливость, уважительность, честность, совестливость, скромность, дружелюбие. Эти качества способны заложить основу дальнейшего формирования высоконравственной культуры личности.
Эмпатия так же интересна тем, что в состоянии проявляться не только по отношению к окружающим людям или животным - ее особенность в проявлении чувств и эмоций той же силы к героям литературных произведений, театра и кино.
Высокий уровень эмпатии у личности проявляется в ее умении сопереживать определенным образом, что отличает ее от сочувствия. В момент сопереживания эмпатийный человек «забывает» про себя, свои интересы и переживания - он целиком погружен в проблемы другого; отчетливо понимает и называет для себя эмоции и переживания другой личности; умеет заботливо и тактично донести свою поддержку и выразить способом, комфортным и близким для другого.
Анализ исследований позволил нам выявить ряд противоречий:
- несмотря на то, что многими педагогами и психологами доказана значимость развития эмпатии у детей дошкольного возраста, современные программы дошкольного образования не включают в качестве специфической задачи развитие у детей сочувствия, сопереживания и сострадания другим людям, вследствие чего развитие эмпатии происходит стихийно;
- несмотря на значимость эмоционально-нравственного воспитания детей в образовательных учреждениях недостаточно реализуют средства развития эмпатии у детей 5-6 лет.
Проблема исследования: каковы возможности сказки как средства развития эмпатии у детей 5-6 лет?
Цель исследования: теоретически и экспериментально изучить возможности использовании сказки как средства развития эмпатии у детей 5¬6 лет.
Объект исследования: процесс развития эмпатия у детей 5-6 лет.
Предмет исследования: сказка как средство развития эмпатии у детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что эффективность процесса развития эмпатии у детей 5-6 лет посредством сказки возможно, если:
- осуществить подбор сказок, позволяющих развивать эмпатию у детей 5-6 лет;
- строить процесс работы со сказкой таким образом, чтобы он развивал все компоненты эмпатии;
- обогащать знания детей об эмоциональных состояниях других людей;
- развивать у детей способность понимать эмоциональное состояние сверстников и обучать их способам проявления эмпатии;
- развивать у детей 5-6 лет доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость, справедливость, сочувствие, сопереживание и сострадание сверстникам.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определенны следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития эмпатии у дошкольников.
2. Выявить уровень развития эмпатии у детей 5-6 лет.
3. Определить возможности сказки как средства развития эмпатии у детей 5-6 лет.
Теоретической основой исследования являлись следующие положения:
- положения о сензитивных этапах развития личности (В.В. Абраменкова, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и др.);
- принцип предметности эмоций (Г.Б. Бреслав, Л.С. Выготский);
- положение Л.С. Выготского о единстве аффективных и интеллектуальных процессов;
- теория социальных эмоций (А.В. Запорожец);
- теоретические и экспериментальные исследования, посвященные изучению различных аспектов эмпатии и связанных с ней явлений восприятия и понимания человека человеком (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Н.Н. Обозов, Л.П. Стрелкова, А.Д. Кошелева и др.).
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики), эмпирические (беседа, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, психодиагностические методы), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного предъявления результатов).
Экспериментальной базой исследования является ДС № 201 «Волшебница» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти. В исследовании принимало участие 41 ребенок 5-6 лет.
Новизна исследования состоит в том, что в работе определены показатели и выделены уровни развития эмпатии у детей 5-6 лет, определены возможности сказки как средства развития эмпатии у детей 5-6 лет.
Теоретическая значимость состоит в том, что в исследовании раскрыты концептуальные основы процесса развития эмпатии у детей 5-6 лет, описаны характеристики уровней развития эмпатии у детей 5-6 лет, обосновано применение сказки в качестве средства развития эмпатии у детей 5-6 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в воспитательно - образовательном процессе дошкольной образовательной организации для работы с детьми 5-6 лет, а также родителями в семейном воспитании ребенка.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (58 источников), 7 приложений. Работа проиллюстрирована 14 таблицами и 13 рисунками.
Эмпатии посвящено немало исследований в педагогике и в отечественной, и зарубежной психологии. В современной отечественной психологии эмпатия рассматривается по следующим направлениям: изучение качественной природы эмпатии (С.Б. Борисенко, Т.П. Гаврилова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Л.Н. Джрназян, Р.Б. Карамуратова, М.М. Муканов, Н.И. Сарджвеладзе и др.); исследование связи структурных характеристик эмпатии с разными психическими процессами и психологическими особенностями личности (А.А. Бодалев, Л.П. Стрелкова, Б.М. Теплов, О.И. Цветкова, И.М. Юсупов и др.); исследование процессуального характера эмпатии (С.Б. Борисенко, А.Г. Ковалев, Л.П. Стрелкова и др.); изучение эмпатии в русле социальных эмоций, то есть как интегрального образования, включающего когнитивный (Б.М. Теплов, П.М. Якобсон, Д.Б. Эльконин, М.М. Муканов, И.М. Юсупов, и др.); аффективный (Т.П. Гаврилова, Л.П. Стрелкова, Е.Н. Васильева и др.) и поведенческий компоненты (Л.П. Стрелкова, Н.Н. Обозов, В.П. Кузьмина и др.), проявляющиеся в общении и взаимодействии людей.
В зарубежной психологии исследователи эмпатии обращают внимание, что развитие эмпатии обусловлено социальными влияниями и системой воспитательных воздействий (Ч. Рош, Э. Бордин, Р. Хогэн, Л. Мерфи, Э. Ролингс, С. Ирвинг, Г. Гофман, Д. Аронфрид, Ч. Паскаль и др.).
Проблема изучения эмпатии как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях имеет два подхода и рассматривается в связи с нравственными и эстетическими чувствами (А.А. Бодалев, Т.П. Гаврилова, Г.И. Ефремова, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович, К. Роджерс и др.), и как один из аспектов человеческих отношений (Л.И. Божович, Т.Е. Конникова, А.Д. Кошелева, Ю.А.Менджерицкая, Е.Ф. Субботский, О.И. Цветкова, К. Роджерс и др.). В.Н. Мясищев, говорит о том, что способность человека эмоционально откликаться на чувства другого человека способствует установлению взаимоотношений и организует взаимодействие.
Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии социальных механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, что создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений, базирующихся на механизмах сопереживания, сочувствия, содействия.
Многие педагоги-психологи уделяли внимание изучению условий для развития эмпатии у детей дошкольного возраста. Выявлено, что благоприятное развитие эмпатии осуществляется в специфических видах детской деятельности: игровой и одним из способов является художественная литература, которая занимает важное место. В изучениях, проведённых под руководством А.В. Запорожца, было выявлено специфическая позиция ребенка к художественным произведениям - сопереживание героем сказок. Дети активно относятся к воспринятому событиях сказок, что влечет за собой успешное воспитание эмпатии и эмпатийного поведения - сострадание, и содействия другим при сочетании детских деятельностей, опосредствующих общение и взаимодействие взрослого и ребенка.
Сопереживание персонажам художественного произведения, особенно в сказках, представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции, как сострадание, осуждение, гнев, удивление. Эти социально ценные эмоции должны еще закрепиться, актуализироваться, найти выход и привести к результату, который может и должен создавать взрослый . Развитию эмпатии способствует совместная деятельность детей и совместная деятельность с взрослым. Подчеркнута важность характера взаимоотношений, стиля воспитания, принятых ценностей в семье, так как именно это определяет отношение ребенка к себе и другим людям.
Исследование уровня развития эмпатии у детей 5-6 лет осуществлялось в контрольной и экспериментальной группах.
Результаты констатирующего этапа показали необходимость проведения работы по развитию эмпатии у детей 5-6 лет. Таким образом, проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что эмпатия изучаемых групп (ЭГ и КГ) находятся на разных уровнях развития. В контрольной группе преобладает высокий уровень развития эмпатии, у 9 детей (45%). Средний уровень развития эмпатии, имеют 7 ребят (35%). Низкий уровень развития эмпатии, имеют 4 ребенка (20%). В экспериментальной группе преобладает средний уровень развития эмпатии, 9 детей (43%), к высокому уровню развития эмпатии отнести 7 ребят (33%), к низкому уровню развитии эмпатии отнести 5 детей (24%).
Полученные данные позволили сделать вывод, что у большинства детей 5-6 лет недостаточно развита эмпатия.
Следовательно, существует необходимость в повышении уровня развития эмпатии. Одними из средств развития эмпатии у дошкольников, на наш взгляд является чтение сказок.
На этапе формирующей работы для развития эмпатии у детей 5-6 лет, в экспериментальной группе, нами были разработаны и проведены психологические занятия, включающие когнитивный, эмоциональный и поведенческий блок. В когнитивном блоке особое внимание уделялось обогащению знаний детей об эмоциональных состояниях детей, в эмоциональном блоке развитию у детей способностей понимать эмоциональное состояние сверстников, а в поведенческом блоке развитию доброжелательности, отзывчивости, внимательности, заботливости, сочувствия, сопереживания и сострадания к сверстникам.
Результаты контрольного среза выявили динамику уровня развития эмпатии у детей 5-6 лет в контрольной и в экспериментальной группе. Именно в экспериментальной группе, мы можем наблюдать положительную динамику по всем показателям уровня развития эмпатии. Высокий уровень развития эмпатии увеличился с 33% до 57% (изменения произошли у 5-х детей), средний уровень развития эмпатии уменьшился с 43% до 33,3% (изменения у 3-х детей). Низкий уровень развития эмпатии уменьшился в 2 раза, что составило 9,5% (изменения у 3-х детей).
В контрольной группе, отнесенных к высокому уровню развития эмпатии, изменения произошли у 1 ребенка, с 45% до 57%. Средней уровень развития эмпатии увеличился с 35% до 40% (изменение произошли у 1 ребенка). Низкий уровень развития эмпатии уменьшился вдвое, с 20% до 10% (изменения произошли у 2-х детей).
Положительные изменения в экспериментальной группе произошли, благодаря систематически организованной работе с детьми, в ходе которой, мы обучали дошкольников поддерживать друг друга добрым словом в случае неудачи, радоваться вместе со сверстниками в случае успеха, хвалить друг друга, делиться своим настроением со сверстниками, помогать друг другу, благодарить за помощь и т.д.
Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой предварительно гипотезой, можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать, цель работы достигнута, наша гипотеза подтвердилась.
В зарубежной психологии исследователи эмпатии обращают внимание, что развитие эмпатии обусловлено социальными влияниями и системой воспитательных воздействий (Ч. Рош, Э. Бордин, Р. Хогэн, Л. Мерфи, Э. Ролингс, С. Ирвинг, Г. Гофман, Д. Аронфрид, Ч. Паскаль и др.).
Проблема изучения эмпатии как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях имеет два подхода и рассматривается в связи с нравственными и эстетическими чувствами (А.А. Бодалев, Т.П. Гаврилова, Г.И. Ефремова, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович, К. Роджерс и др.), и как один из аспектов человеческих отношений (Л.И. Божович, Т.Е. Конникова, А.Д. Кошелева, Ю.А.Менджерицкая, Е.Ф. Субботский, О.И. Цветкова, К. Роджерс и др.). В.Н. Мясищев, говорит о том, что способность человека эмоционально откликаться на чувства другого человека способствует установлению взаимоотношений и организует взаимодействие.
Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии социальных механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, что создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений, базирующихся на механизмах сопереживания, сочувствия, содействия.
Многие педагоги-психологи уделяли внимание изучению условий для развития эмпатии у детей дошкольного возраста. Выявлено, что благоприятное развитие эмпатии осуществляется в специфических видах детской деятельности: игровой и одним из способов является художественная литература, которая занимает важное место. В изучениях, проведённых под руководством А.В. Запорожца, было выявлено специфическая позиция ребенка к художественным произведениям - сопереживание героем сказок. Дети активно относятся к воспринятому событиях сказок, что влечет за собой успешное воспитание эмпатии и эмпатийного поведения - сострадание, и содействия другим при сочетании детских деятельностей, опосредствующих общение и взаимодействие взрослого и ребенка.
Сопереживание персонажам художественного произведения, особенно в сказках, представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции, как сострадание, осуждение, гнев, удивление. Эти социально ценные эмоции должны еще закрепиться, актуализироваться, найти выход и привести к результату, который может и должен создавать взрослый . Развитию эмпатии способствует совместная деятельность детей и совместная деятельность с взрослым. Подчеркнута важность характера взаимоотношений, стиля воспитания, принятых ценностей в семье, так как именно это определяет отношение ребенка к себе и другим людям.
Исследование уровня развития эмпатии у детей 5-6 лет осуществлялось в контрольной и экспериментальной группах.
Результаты констатирующего этапа показали необходимость проведения работы по развитию эмпатии у детей 5-6 лет. Таким образом, проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что эмпатия изучаемых групп (ЭГ и КГ) находятся на разных уровнях развития. В контрольной группе преобладает высокий уровень развития эмпатии, у 9 детей (45%). Средний уровень развития эмпатии, имеют 7 ребят (35%). Низкий уровень развития эмпатии, имеют 4 ребенка (20%). В экспериментальной группе преобладает средний уровень развития эмпатии, 9 детей (43%), к высокому уровню развития эмпатии отнести 7 ребят (33%), к низкому уровню развитии эмпатии отнести 5 детей (24%).
Полученные данные позволили сделать вывод, что у большинства детей 5-6 лет недостаточно развита эмпатия.
Следовательно, существует необходимость в повышении уровня развития эмпатии. Одними из средств развития эмпатии у дошкольников, на наш взгляд является чтение сказок.
На этапе формирующей работы для развития эмпатии у детей 5-6 лет, в экспериментальной группе, нами были разработаны и проведены психологические занятия, включающие когнитивный, эмоциональный и поведенческий блок. В когнитивном блоке особое внимание уделялось обогащению знаний детей об эмоциональных состояниях детей, в эмоциональном блоке развитию у детей способностей понимать эмоциональное состояние сверстников, а в поведенческом блоке развитию доброжелательности, отзывчивости, внимательности, заботливости, сочувствия, сопереживания и сострадания к сверстникам.
Результаты контрольного среза выявили динамику уровня развития эмпатии у детей 5-6 лет в контрольной и в экспериментальной группе. Именно в экспериментальной группе, мы можем наблюдать положительную динамику по всем показателям уровня развития эмпатии. Высокий уровень развития эмпатии увеличился с 33% до 57% (изменения произошли у 5-х детей), средний уровень развития эмпатии уменьшился с 43% до 33,3% (изменения у 3-х детей). Низкий уровень развития эмпатии уменьшился в 2 раза, что составило 9,5% (изменения у 3-х детей).
В контрольной группе, отнесенных к высокому уровню развития эмпатии, изменения произошли у 1 ребенка, с 45% до 57%. Средней уровень развития эмпатии увеличился с 35% до 40% (изменение произошли у 1 ребенка). Низкий уровень развития эмпатии уменьшился вдвое, с 20% до 10% (изменения произошли у 2-х детей).
Положительные изменения в экспериментальной группе произошли, благодаря систематически организованной работе с детьми, в ходе которой, мы обучали дошкольников поддерживать друг друга добрым словом в случае неудачи, радоваться вместе со сверстниками в случае успеха, хвалить друг друга, делиться своим настроением со сверстниками, помогать друг другу, благодарить за помощь и т.д.
Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой предварительно гипотезой, можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать, цель работы достигнута, наша гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Развитие эмпатии детей дошкольного возраста (Кемеровский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПОНИМАТЬ ЭМОЦИИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2020 - ВОЗМОЖНОСТИ СКАЗКОТЕРАПИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - Развитие у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости посредством игр-драматизаций
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2022 - Театрализованная деятельность как средство развития психоэмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (Сургутский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2016



