Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Количественные критерии оценки развития равновесия у людей разного возраста

Работа №104992

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы53
Год сдачи2017
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
126
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАВНОВЕСИЯ
У СПОРТСМЕНОВ (обзор литературы) 7
1.1. Методы оценки равновесия 7
1.2. Пути совершенствования равновесия 16
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 18
2.1. Методы исследования 18
2.2. Организация исследования 20
2.3. Критерии оценки тестов на информативность 21
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.23
3.1. Роль зрительного анализатора в реакциях поддержания равновесия 23
3.2. Влияние тотальных размеров тела 25
3.3. Влияние сердечной деятельности и дыхательных движений 31
3.4. Влияние уровня развития некоторых физических качеств 33
3.5. Разработка оптимальной дозы вестибулярной нагрузки 36
3.6. Количественные показатели, характеризующие
развитие равновесия у людей разного возраста 38
3.7. Устойчивость тела как критерий технического мастерства
фигуристов 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52


Актуальность исследования. Вместе с ходьбой, бегом и другими двигательными актами способность человека удерживать вертикальное положение в поле земной гравитации имеет жизненно важное значение, т.к. исходным при выполнении ряда видов движений является ортоградное положение. Многие двигательные акты и рабочие позы включают элементы равновесия, а поэтому правильное и точное выполнение даже относительно простых движений не может быть совершено без достаточно высокого уровня развития органов, обеспечивающих поддержание тела человека в равновесии.
Занятия спортом предъявляют к этому качеству большие требования. Способность ориентироваться в пространстве и времени, быстро и точно, выполнять сложные движения в условиях малой, неустойчивой и приподнятой площади опоры, после различного рода ускорений (опорных и акробатических прыжков) достигается за счет совершенствования анализаторов, принимающих участие в реакциях поддержания равновесия. Достаточный уровень развития равновесия позволяет быстрее овладевать сложной техникой разнообразных физических упражнений, выполнять их рационально и на более высоком техническом уровне. От степени развития органов и систем, управляющих позной активностью, зависят не только успехи в трудовой и спортивной деятельности, но и здоровье людей. Вот почему справедливо мнение, что «необходимое для нашей повседневной деятельности равновесие является элементарной предпосылкой вашего существования» [6].
Однако, несмотря на широкое и разностороннее изучение этого качества специалистами разного профиля (врачами, педагогами, физиологами), многие вопросы, относящиеся к теории, методике, практике физического воспитания и спорта, не получили однозначного ответа, не обобщены, находятся лишь в стадии постановки.
Мнение исследователей о роли вестибулярного анализатора в реакциях поддержания равновесия противоречиво. Одни считают вестибулярный анализатор «органом равновесия» и именно с его деятельностью связывают возможность удерживать равновесие и способность ориентироваться в пространстве [1,9,13,23]. Большая группа специалистов придерживается противоположной точки зрения [11,22,28], считая, что вестибулярному аппарату не принадлежит абсолютная роль в поддержании равновесия и что он не является единственным органом, управляющим равновесием и ориентацией тела человека в пространстве. Это мнение поддерживают и клиницисты, отвечающие, что люди, у которых функция вестибулярного аппарата была нарушена или полностью отсутствовала, все же могли ориентироваться в пространстве и сохранять равновесие. Подобные явления наблюдалась в том случае, когда не была нарушена деятельность зрительного анализатора и проприоцепции.
Кроме двух изложенных мнений, в литературе существует еще одно. Сторонники его полагают, что вестибулярный аппарат у человека играет сравнительно незначительную, второстепенную роль в поддержании вертикального положения тела [2,3,14].
Решение всех этих противоречий и является научной проблемой нашего исследования.
Объект исследования. Функция вестибулярного анализатора у спортсменов.
Предметом исследования выступает динамическое и статическое равновесие.
Целью исследования является совершенствование количественных критериев оценки развития равновесия у людей разного возраста.
Гипотеза. Можно предположить, что раздражение вестибулярного анализатора через систему межанализаторных функциональных связей оказывает влияние на эффективность протекания физиологических процессов, лежащих в основе регуляции равновесия тела.
Новизна. Улучшение динамического равновесия, происходящее с возрастом, свидетельствует о совершенствовании анализаторов, входящих в общий комплекс систем, управляющих равновесием и ориентацией тела человека в пространстве.
Практическая значимость. Для практики спорта важно знать нормативные показатели, характеризующие развитие равновесия спортсменов, специализирующихся в видах спорта, предъявляющих повышенные требования к уровню развития этого качества.
Задачи исследования.
1. Изучить функции анализаторов в реакциях поддержания равновесия.
2. Установить взаимосвязь между равновесием и развитием моторики спортсменов разного возраста и квалификации.
3. Разработать методику оценки равновесия тела как критерия технического мастерства спортсменов и проверить ее эффективность на практике.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Результаты проведенного анализа позволили установить определенную связь между факторами (силой, скоростно-силовым фактором, гибкостью, быстротой), определяющими структуру физической подготовленности и равновесием тела человека.
Установлена также взаимосвязь между показателями пространственной дифференцировки (в условиях выключенного зрения) и результатами выполнения тестов на равновесие.
3. В результате также установлено, что 12-кратное вращение в кресле Барани (I оборот за I секунду). Испытуемый сидит с наклоненным вперед на 30-40° туловищем вызывало значительные вестибулосоматические и вегетативные расстройства.
Выявлена оптимальная доза вестибулярной нагрузки. Для школьников она равна - 10,6±0,6 оборота, а для фигуристов - 11,5±0,5 оборота за 10 секунд.
Таким образом, оптимальная доза вестибулярного раздражения находится в пределах 10-22 оборотов за 10 секунд.
Оказалось, что время (30-40 секунд), в течение которого происходит восстановление равновесия после воздействия на вестибулярный анализатор стандартной вестибулярной нагрузки, характеризуется значительной индивидуальной вариабельностью (30 - 35 %).
Время восстановления равновесия у фигуристов меньше (t = 2,9), чем у школьников, не занимающихся спортом, что указывает на лучшую устойчивость вестибулярного аппарата фигуристов.
С помощью достаточно информативного теста (рис. 7) было установлено (таблица 6), что с увеличением возраста происходит развитие равновесия, уровень которого к 12 годам достигает значительной величины, близкой к показателям взрослых.
Установлено также, что задержка дыхания в течение 30 секунд приводит к снижению колебаний тела в среднем на 6,5 %. При этом показатель частоты колебаний тела остается без видимых изменений.
В результате выполненных работ не удалось выявить какой-нибудь зависимости между тотальными размерами тела детей и уровнем развития равновесия.
У женщин не обнаружена зависимость (р = 0,07) между особенностями телосложения и уровнем развития равновесия, в то время как у мужчин эта связь (р = 0,63) просматривается.
Основной вывод, полученный в результате этой серии экспериментов, сводится к тому, что специально подобранная доза вестибулярного раздражения вызывает улучшение устойчивости тела, которое наступает через определенный (строго индивидуальный) промежуток времени после раздражения вестибулярного аппарата.
В результате предпринятого исследования можно заключить, что для оценки способности фигуриста удерживать позу с минимальными колебаниями достаточно рассматривать колебания тела в сагиттальной плоскости, анализируя дисперсию колебаний и соотношение низкочастотных и высокочастотных составляющих этих колебаний, которые с повышением мастерства сдвигаются в более высокочастотную область.
В школьном звене системы физического воспитания является эффективной комплексная методика, включающая:
а) раздельную тренировку анализаторов, входящих в комплекс систем, управляющих равновесием тела, с помощью упражнений, составляющих содержание разных разделов программы по физической культуре;
б) совершенствование равновесия специальными упражнениями, выполняемыми на специальных снарядах (бревно, бум, скамейка и т.п.);
в) тренажерное устройство (туго натянутый трос).
Улучшение динамического равновесия, происходящее с возрастом, свидетельствует о совершенствовании анализаторов, входящих в общий комплекс систем, управляющих равновесием и ориентацией тела человека в пространстве.
Методика, обеспечивающая тренировку анализаторов, участвующих в поддержании ортоградной стойки, средствами общей физической подготовки и выполнение специальных упражнений на равновесие - оказалась также эффективной в системе занятий людей среднего и старшего возраста.
В возрастной динамике развития равновесия людей старшего возраста (женщин 26 - 70 лет) можно выделить три этапа:
первый - в возрасте 26 - 45 лет, когда наблюдается период компенсации и особых изменений в развитии равновесия тела не происходит;
второй - до 55 лет, когда отмечается тенденция (фактически недостоверная) к ухудшению равновесия тела в статических положениях;
третей - с 56 лет; когда устойчивость стояния уже заметно (статистически достоверно) ухудшается.
Анализ частоты колебаний позволил установить, что с возрастом она претерпевает лишь незначительные изменения, и, как правило, находится на уровне 65 - 69 колебаний, достигая в 66-70 лет максимальной величины - 80 колебаний.
Эти сведения полезны учителю физической культуры, тренеру, они позволяют обосновать конкретные требования к занимающимся, определить степень подготовки или сдвиги, которые произошли после применения конкретной методики в обучении физическим упражнениям. Имея точные критерии, характеризующие степень развития равновесия, можно установить отклонения от нормы, что играет важную роль при подборе средств и содержания материала, направленного на совершенствование равновесия тела человека.
Анализ тестов, показал, что они характеризуют способность выполнять упражнения в:
а) статических условиях (статическое равновесие),
б) в движении (динамическое равновесие);
в) в статике и движении, находясь на ограниченной, неподвижной и повышенной опоре, часто в условиях выключенной зрительной афферентации.
Статические и динамические формы равновесия не связаны между собой.



1. Бондаревский Е.Я. Оценка статического и динамического равновесия.// Ж. ТиПФК, 2/1998. с. 17-19.
2. Иванов В.В. Комплексный контроль в спорте. М.; ФиС, 1990. 189 с.
3. Ивойлов А.В. Помехо-устойчивость движений спортсмена. М.: ФиС, 2001. - 276 с.
4. Караулова Н.И. Изменение функции вестибулярных реакций у пловцов. Саратов. Сб. науч. трудов. 2017. - с. 77-85.
5. Ливицкий А.Н. Изменение функции равновесия тела у прыгунов в воду. Саратов. Сб. науч. трудов. 2007. - с. 77-85.
6. Ратов И.П. Совершенствование движения спортсмена. М.: ФиС, 1998. 247 с.
7. Ратов И.П. Двигательные возможности человека (нетрадиционные методы их развития и восстановления). Минск, 2004. - 116 с.
8. Ратов И.П. К возможности повышения качества процесса подготовки хоккеистов на основе использования изобретений новых технических средств. ТиПФК, 2005. - №8. - с. 12.14.
9. Родионов А.В. Спортсмен прогнозирует решение. ФиС, 2001. - с. 72 - 79.
10. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 520 с.
11. Фролов О.П. Совершенствование динамической и статической координации гимнаста. Ж.: Спортивная гимнастика. 2011. - с 41-43.
12. Фомин О.Н. Управление нервно-мышечной координацией боксеров и кикбоксеров. Ж.: Бокс. 2012. - С. 56-57.
13. Федотова М.И. Техника и методика ее совершенствование в фигурном катании. М.: . «Пламя» 2015. - 123 с.
14. Фомин Н.А. На пути к спортивному мастерству. М.: ФиС, 1996. - 159 с.
15. Филиппович В.И. Некоторые теоретические предпосылки к исследованию ловкости как двигательного качества. Ж.: ТиПФК. 2003. - №2. - с. 58-62.
16. Фомин Н.А. Психофизиология здоровья. Челябинск: Издатель Татьяна Лаурье. 1998. 392 с.
17. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. 18.Чурков В.В. 100 упражнений в спортивной борьбе. М.: ФиС, 2011. 78 с.
19.Чернов Л.В. Методика построение тренировки женского спорта. М.: «Пламя» 2009. - 57 с.
20. Шемуратов Ф.А. Методы тренировок и восстановления двигательных возможностей человека. М.: ВНИИФК, 2007. - С. 71-98.
21. Щавлак Ю.Т. Статика и статическая координация в фигурном катании. М.; ФиС, 2006. - 144 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ