Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СПОСОБЫ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Работа №104968

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы66
Год сдачи2021
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
119
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты феномена профессиональной деформации личности педагогов дошкольного учреждения и способов ее преодоления
1.1 Профессиональная деформация личности: понятие и сущность 8
1.2 Профессиональная деформация личности педагогов дошкольного
учреждения 14
1.3 Способы преодоления профессиональной деформации личности
педагогов дошкольного учреждения 18
Глава 2 Исследование профессиональной деформации личности педагогов дошкольного учреждения и способов ее преодоления
2.1 Организация и методы исследования 23
2.2 Результаты диагностики психологических составляющих
профессиональной деформации личности педагогов дошкольного учреждения 27
2.3 Психологическая программа по преодолению профессиональной
деформации личности педагогов дошкольного учреждения «Я - личность, Я- профессионал» 35
Заключение 51
Список используемой литературы 55
Приложение А Содержание программы по преодолению профессиональной деформации личности педагога «Я - личность, Я- профессионал» 60

Актуальность исследования. Большое количество времени человек проводит на работе и, соответственно, профессиональная сфера нашей жизни оказывает большое влияние на психику человека. Довольно часто такое влияние имеет негативный характер и способствует формированию профессиональной деформации личности - негативному изменению личностных характеристик человека в процессе профессиональной деятельности, приводящему к снижению эффективности работы и исключающему возможность личностного развития человека, а также влияющему и на здоровье человека. Поскольку профессиональная деформация личности является мощным фактором, оказывающим влияние на качество жизни человека и затрагивающим все сферы его деятельности, важно не только вовремя диагностировать негативные изменения, но и предупредить их, а, если процесс профессиональной деформации личности уже начался, необходимо использовать эффективные пути для ее преодоления.
В связи с тем, что на современном этапе перед педагогами встает множество трудно решаемых задач (инновации в образовании, трудновоспитуемые дети и др.), сильнейшее воздействие оказывается на психику педагогов, что далеко не всем возможно преодолеть. Данное обстоятельство провоцирует формирование у педагогов профессиональной деформации личности. В «Профессиональном стандарте педагога» представлены требования к личностным качествам педагога, «неотделимым от его профессиональных компетенций, таким как готовность учить всех без исключения учащихся, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей» [41]. Во многом личность педагога определяет его профессиональную успешность и является фундаментом профессионализма, поэтому представляет интерес изучение профессиональной деформации личности представителей такой профессии как педагог.
Сегодня существует противоречие между потребностью образовательной практики в педагоге-профессионале, способном решать неординарные задачи в современных реалиях, и непосредственными проблемами, связанными с профессиональной деформацией личности педагогов дошкольного учреждения, оказывающими негативное влияние на эффективность образовательного процесса. Необходимость устранения данного противоречия и определяет проблему нашего исследования. С точки зрения теории - это, прежде всего, необходимость поиска путей преодоления профессиональной деформации личности педагогов дошкольного учреждения.
Цель исследования: рассмотреть профессиональную деформацию личности педагогов дошкольного учреждения и определить способы ее преодоления.
Объект исследования: профессиональная деформация.
Предмет исследования: профессиональная деформация личности педагогов дошкольного учреждения и способы ее преодоления.
Гипотеза исследования сформулирована следующим образом:
- для психологической деформации личности педагогов дошкольного учреждения характерны такие психологические составляющие как низкий уровень развития адаптивных способностей, нервно-психической устойчивости, коммуникативных особенностей, моральной нормативности, профессиональной компетентности, творческой активности, стрессоустойчивости;
- психологическая программа «Я - личность, я - профессионал» является одним из возможных средств преодоления профессиональной деформации личности педагогов дошкольного учреждения.
Задачи исследования:
- изучить понятие и сущность профессиональной деформации личности;
- рассмотреть профессиональную деформацию личности педагогов дошкольного учреждения и пути ее преодоления;
- выявить психологические составляющие профессиональной деформации личности педагогов дошкольного учреждения;
- разработать и апробировать в экспериментальной группе психологическую программу по преодолению профессиональной деформации личности педагогов дошкольного учреждения «Я - личность, я - профессионал»;
- определить эффективность предложенной психологической программы по преодолению профессиональной деформации личности педагогов дошкольного учреждения «Я - личность, я - профессионал»;
- проанализировать полученные результаты, сделать выводы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды таких исследователей как Гордиенко Н.В., Ильин Е.П., Мардахаев Л.В., Певзнер Н.Ю. и др.
База исследования. Исследование профессиональной деформации личности педагога и способов ее преодоления организовано на базе МАДОУ Детский сад №182 г. Уфа. В исследовании приняли участие 40 воспитателей, которые были разделены на экспериментальную (воспитатели, у которых выявлены признаки профессиональной деформации личности) и контрольную (воспитатели без признаков профессиональной деформации личности) группы, по 20 человек в каждой.
Методики исследования:
- Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина[42];
- Краткая графическая запись уровня профессиональной компетентности учителя Н.В. Клюева [24];
- Методика на определение творческой активности личности учителя М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишева, Л.А. Воловича [42];
- Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т. Холмса и Р. Раге [14].
Новизна исследования заключается в том, что раскрыты способы преодоления профессиональной деформации личности педагога дошкольного учреждения.
Теоретическая значимость исследования: изучены психологические аспекты феномена профессиональной деформации личности педагога дошкольного учреждения.
Практическая значимость исследования: полученные результаты могут быть использованы практическим психологом при работе с профессиональной деформацией личности педагога дошкольного учреждения, а также помочь при ее преодолении.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (50 наименований), 1 приложения. Для иллюстрации текста используется 17 таблиц, 16 рисунков. Основной текст работы изложен на 66 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В психологической литературе изучением феномена профессиональной деформации личности педагогов дошкольного учреждения занимались такие исследователи как Зеер Э.Ф., Маркова А.К., Безносов С.П., Грановская Р.М., Корнеева Л.Н., Сиксма Х.Дж., Пайнс А. и др.
Деформация личности представляет собой изменение свойств и качеств личности под воздействием каких-либо факторов, имеющих для нее первостепенное значение. Соответственно, профессиональная деформация личности является разновидностью деформации личности под воздействием профессиональных факторов, т.е. в процессе осуществления профессиональной деятельности.
Профессиональная деформация личности отличается распространенностью на все стороны жизни человека, что может привести к затруднениям в повседневной жизни и снижению жизненной активности личности.
Профессиональная деформация личности имеет довольно сложный механизм развития. Изначально отрицательные трудовые условия приводят к формированию негативных изменений в поведении и профессиональной деятельности человека. Далее, когда подобные ситуации повторяются, отрицательные изменения накапливаются и приводят к неблагоприятной перестройке личности, сказывающейся не только на профессиональной деятельности человека, но и за пределами работы (формируются специфические установки и представления, возникают определенные черты личности, затрагивающие мотивационную, когнитивную сферу личности). В результате, положительные свойства личности замещаются негативными психическими качествами, которые изменяют личностный профиль специалиста, т.е. происходит деформация личности.
Особенности профессиональной деятельности может оказывать на личность негативное влияние, что приводит к возникновению отрицательных 51
изменений в личностной структуре специалиста. Данное явление в научной литературе обозначается как «профессиональная деформация личности». Под деформацией личности в психологии понимают изменение свойств и качеств личности под воздействием каких-либо факторов, имеющих для нее первостепенное значение. В связи с этим, можно сказать, что профессиональная деформация личности является разновидностью деформации личности под воздействием профессиональных факторов, т.е. в процессе осуществления профессиональной деятельности.
В настоящее время профессиональная деформация личности педагогов дошкольного учреждения представляет собой важнейшую проблему современности, решение которой имеет важное значение для всех субъектов образовательного процесса. Возникновению профессиональной деформации личности педагогов дошкольного учреждения способствуют как объективные (особенности социальной и профессиональной среды), так и субъективные (особенности субъектов образовательного процесса), а также объективно-субъективные факторы. Для преодоления профессиональной деформации личности педагогов дошкольного учреждения важное значение имеет не только своевременная диагностика компонентов ее проявления, но и требуется целенаправленная работа по их коррекции, в результате чего, помимо работы, у педагога должна появиться яркая и насыщенная жизнь.
Исследование профессиональной деформации личности педагогов дошкольного учреждения и способов ее преодоления организовано на базе МАДОУ Детский сад №182 г. Уфа. В исследовании приняли участие 40 воспитателей. В состав экспериментальной группы вошли 20 воспитателей, у которых в результате диагностики были выявлены признаки профессиональной деформации личности. Были использованы следующие диагностические методики: Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина; Краткая графическая запись уровня профессиональной компетентности учителя Н.В. Клюева; Методика на определение творческой активности личности учителя М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишева, Л.А. Воловича; Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т. Холмса и Р. Раге. Полученные в ходе исследования данные обрабатывались с помощью методов математической статистики: был использован критерий Вилконсона. Для расчета и анализа данных использовались программы STATISTICA и Excel пакета Microsoft Office.
На констатирующем этапе исследования была проведена диагностика психологических составляющих профессиональной деформации личности педагогов дошкольного учреждения. В экспериментальной группе выявлены низкие показатели по всем методикам, а результаты контрольной группы в пределах нормы. Также подтвердилась гипотеза о том, что для психологической деформации личности педагога характерны такие психологические составляющие как низкий уровень развития адаптивных способностей, нервно-психической устойчивости, коммуникативных особенностей, моральной нормативности, профессиональной компетентности, творческой активности, стрессоустойчивости.
На формирующем этапе была разработана и апробирована в экспериментальной группе программа занятий по преодолению профессиональной деформации личности педагогов дошкольного учреждения «Я - личность, я - профессионал».
Цель программы: формирование личностных ресурсов для преодоления профессиональной деформации личности педагогов.
Задачи программы:
- обеспечение необходимых психологических условий для преодоления профессиональной деформации личности педагогов;
- расширение знаний педагогов о профессиональных и личностных качествах, которые имеют важное значение для современного педагога- профессионала;
- определение и реализация психолого-педагогических стратегий оптимизации профессионального и личностного развития педагогов в рамках современного образования;
- формирование таких психологических компонентов как адаптивные
способности, нервно-психическая устойчивость, коммуникативные особенности, моральная нормативность, профессиональная компетентность, творческая активность, стрессоустойчивость.
Программа включает 7 занятий, продолжительность каждого из которых составляет около 90 минут.
На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика психологических составляющих профессиональной деформации личности педагогов дошкольного учреждения после апробации в экспериментальной группе психологической программы по преодолению профессиональной деформации личности педагогов дошкольного учреждения «Я - личность, я - профессионал». Было установлено, что результаты экспериментальной группы улучшились после проведения формирующего этапа, а результаты контрольной группы остались прежними. Можно сказать, что проведенная с экспериментальной группой работа была эффективной.
В результате проведенного исследования была подтверждена гипотеза о том, что:
- для психологической деформации личности педагогов дошкольного учреждения характерны такие психологические составляющие как низкий уровень развития адаптивных способностей, нервно-психической устойчивости, коммуникативных особенностей, моральной нормативности, профессиональной компетентности, творческой активности, стрессоустойчивости;
- психологическая программа «Я - личность, я - профессионал» является одним из возможных средств преодоления профессиональной деформации личности педагогов дошкольного учреждения.



1. Абдалина Л. В. Психолого-акмеологическая модель развития профессионализма педагога. Автореф. дисс. ... докт. псих, наук. Тамбов, 2008. 50 с.
2. Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы
общепсихологического анализа. М., 2007. 368 с.
3. Ашанина О. Ю., Гладкая О. С. Роль, содержание и виды инновационной деятельности преподавателя в условиях модернизации общества и образования // Молодой ученый. 2019. №38. С. 145-148.
4. Безносов С. П. Профессиональные деформации личности. СПб.: Речь, 2004. 272с.
5. Бейли А. Образование в новом веке. М.: Амрита-Русь, 2017. 192 с.
6. Берзин Б. Ю. Психологическое сопровождение в системе образования. Сборник научных трудов по материалам Международной междисциплинарной научно-практической конференции «Психология и психологическая практика в современном мире»: Материалы конференции / Берзин Б.Ю., Сыманюк Э.Э., - 2-е изд., стер. М.: Флинта, 2018. 287 с.
7. Бодров В. А. Психология профессиональной деятельности:
теоретические и прикладные проблемы: монография. М.: Институт
психологии РАН, 2006. 623 с.
8. Величковская С. Б. Зависимость возникновения и развития стресса от факторов профессиональной деятельности педагогов: Дис. ... канд. псих, наук. М., 2005. 171 с.
9. Вербицкий A. A. Проблемы гуманизации образования в условиях новой образовательной парадигмы Нижний Тагил: ЭЛБИ, 2006. - 214 с.
10. Вержицкая E. H. Особенности личностно-профессионального развития педагогов в условиях модернизации образования: Дис. ... канд.псих. наук. Томск, 2011. 220 с.
11. Гершунский Б. С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика. 2003. № 10. С. 3-7.
12. Гессен С. Л. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
13. Глузман Н. А. Профессионализм педагога: успешность и карьера: монография. М.: ИНФРА-М, 2020. 314 с.
14. Гордиенко Н. В. Психологическое сопровождение профилактики профессиональной деформации личности педагога. Автореферат дис. канд. психолог.наук. Ставрополь, 2008. 16 с.
15. Гуща Н. В. Профессиональное развитие педагога в структуре системы обеспечения непрерывности педагогических инноваций:Дис. ... канд. псих, наук. Казань, 2001. 183 с.
16. Деркач А. А. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. М: РАГС, 1995. 206 с.
17. Джанерьян С. Т. Психология профессионального самосознания: Учебник. Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2008. 240 с.
18. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. М.: Академия, 2009. 240 с.
19. Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Мир, 2005. 336 с.
20. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб.пособие. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1997. 480 с.
21. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности: практическое руководство. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 432 с.
22. Исламгалиев Э. Г. Профессиональная компетентность педагога (социологический анализ): дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2003. 176 с.
23. Климов Е. А. Педагогический труд: психологические
составляющие: Учеб.пособие. М.: Изд-во МГУ; Издательский центр «Академия», 2004. 240 с.
24. Клюева Н. В. Психологическое обеспечение педагогической деятельности (технологии работы психолога с педагогом). М.: ACT, 1998. 143 с.
25. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2005. 352 с.
26. Логинова А. В. Профессиональная деформация личности педагога и пути ее преодоления // Молодой ученый. 2015. № 11 (91). С. 1750-1752.
27. Мардахаев Л. В. Профессиональная деятельность и деформация личности : учеб.пособие ; МГСУ, Акад. соц. работы. М. : Союз, 2001. 37 с.
28. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. - 308 с.
29. Марчук Н. Ю. Профессиональное становление и развитие личности: профессионально-личностная направленность: монография. 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2016. 261 с.
30. Метельникова E. H. Психологическая служба как ресурс развития современного образования:Дис. ... канд. псих, наук. Москва, 2010. 275 с.
31. Минюрова С. А. Психологические основания выбора стратегий саморазвития в профессии: Дис. ... док.псих. наук. Екатеринбург, 2009. 360 с.
32. Миронова М. Н. Личностно-смысловые детерминанты развития профессионализма педагогов: Дис. ... канд. псих.наук. Москва, 2002. 227 с.
33. Митина Л. М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения // Вестн. образования России. 2005. № 7. С. 48-58.
34. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998. 200 с.
35. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы).М.: Дело, 1994. - 216 с.
36. Митина Л. М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя. М., 2001. 153 с.
37. Немов Р. С. Психология образования. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Владос, 2018. 606 с.
38. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. М.: Глобус, 2001. 406 с.
39. Певзнер Н. Ю. Психологическая культура педагога и эффективность профессиональной деятельности: Дис. ... канд. псих. наук. Екатеринбург, 2007. 206 с.
40. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) // Г арант: справочно-правовая система.
41. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550) // Гарант: справочно-правовая система.
42. Психологическое сопровождение образовательного процесса: Методическое пособие / Хусаинова Р.М., Захарова И.М., Яшкова А.Н. Казань: Издательство «Бриг», 2015. 128 с.
43. Раушкина А. В. Личность преподавателя в образовательном процессе // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). Казань: Бук, 2017. С. 5-8.
44. Рыбакова Н. А. Сущность самоактуализации педагога с позиций гуманистического подхода // Человек и культура. № 2. 2015. С. 47-52.
45. Рыданова М. И. Педагогические конфликты: пути преодоления : учебное пособие для студентов педагогических специальностей вузов. СПб. : Питер, 2008. 68 с.
46. Рыженко С. К. Психологическая поддержка педагогов с различной структурой личности // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 10. С. 264-273.
47. Семенова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов. СПб. : ПИТЕР, 2009. 213 с.
48. Сыманюк Э. Э., Печеркина А. А., Умникова Е. Л. Психолого-педагогическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагога // Фундаментальные исследования. 2011. № 8-1. С. 71-74.
49. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Гарант: справочно-правовая система.
50. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопр. психологии. 1994. № 6. С. 54-67.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ