Работа носит методический характер.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование и его применение в современной школе 4
1.1 Понятие смешанное обучение 4
1.2 Выполнение требований ФГОС через реализацию смешанного обучения 8
Глава 2. Разработка занятий в условиях смешанного обучения 12
2.1 Виды моделей смешанного обучения 12
2.2 Теоретические и практические занятия по биологии в школе 18
Заключение 23
Список литературы 24
Приложение 1 27
Приложение 2 35
В связи с активным процессом информатизации всех сфер общественной жизни современная система российского образования претерпевает значительные преобразования в организационном и содержательном отношениях. Большое внимание уделяется информационно-коммуникативным технологиям, которые проникают в современный образовательный процесс и улучшают качество образования. Благодаря этому, возникает потребность в создании и во введении новых форм обучения.
В настоящее время обучающиеся на занятиях используют большое количество источников информации. В этих условиях педагог обязан целенаправленно формировать у обучаемых современные подходы к освоению информационных технологий обучения и, прежде всего, уделять внимание информационной грамотности обучающихся – умения находить информацию в различных типах источников, анализировать и оценивать ее, преобразовывать из одной формы в другую. В Федеральном государственном образовательном стандарте общего среднего образования (ФГОС) такие умения отнесены к метапредметным результатам образовательной деятельности обучающихся [1].
Ввиду этого, в образовательных учреждениях идет активный процесс компьютеризации. Учебные заведения закупают новейшее компьютерное оборудование и программное обеспечение. Кроме того, для реализации электронного обучения создаются специализированные компьютерные классы. В итоге в образовательный процесс начинают внедряться новые формы и технологии обучения – дистанционная (обучение на расстоянии) и смешанная.
Смешанная модель, или, как ее еще называют, технология, представляет собой интеграцию методов и приемов дистанционной и очной форм обучения. Она сочетает в себе очную работу с преподавателем в учебном заведении и заочную работу в режиме-онлайн.
Смешанная модель обучения для российского образования является новой в отличие от дистанционной, которая нередко применяется в вузах, и ее внедрение в образовательный процесс находится на начальном этапе. Во многом это связанно с тем, что большинство российских образовательных учреждений на данный момент не обладают достаточным уровнем технического и программного оснащения для реализации данной модели обучения.
В тех образовательных учреждениях, где есть все необходимые условия для реализации смешанного обучения, учителя отмечают эффективность данной модели, большой спектр возможностей, а также гибкость в построении занятий.
Объект: учебно-воспитательный процесс в преподавании биологии в школе.
Предмет: применение смешанного обучения при преподавании биологии в школе.
Цель: Рассмотреть возможность и необходимость введения смешанного обучения в современной школе при преподавании биологии.
Задачи:
- уточнить понятие «смешанное обучение»;
- рассмотреть методы и приемы, применяемые при смешанном обучении;
- разработать уроки биологии с использованием приемов технологии смешанного обучения.
Под смешанным обучением понимается инновационная образовательная технология, которая совмещает в себе особенности классической и дистанционной форм обучения.
На современном этапе развития общества и его переходе на новый, постиндустриальный уровень, данная технология является наиболее эффективной, за счет совмещения заочного и очного форм работы. Данное сочетание расширяет образовательные возможности учителя и делает процесс обучения более разнообразным и удобным.
Итак, нам удалось уточнить понятие «смешанное обучение», рассмотреть методы и приемы, применяемые при смешанном обучении, а также разработать уроки биологии с использованием приемов технологии смешанного обучения.
Таким образом можно сделать следующий вывод, что смешанное обучение необходимо современному образованию и имеет огромный потенциал развития, не только как самостоятельная технология, но в сочетании с традиционным образованием, которая уже не раз доказала свою эффективность.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Режим доступа: URL: https://fgos.ru/LMS/wm/wm_fgos.php?id=sred (дата обращения: 20.03.2022).
2. Босова Л.Л., Нателаури Н.К., Самылкина Н.Н. Профессиональные компетенции учителя в цифровой образовательной среде // Ученые записки ИУО РАО. 2018. № 4 (68). С. 33-37.
3. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Методика дистанционного обучения : учебное пособие для вузов /М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. С. Грязнова, В. А. Шитова ; под общей редакцией М. Е. Вайндорф-Сысоевой. - Москва :Юрайт, 2018. - 194 с.
4. Галиханов М.Ф., Хасанова Г.Ф. Подготовка преподавателей к онлайнобучению: роли, компетенции, содержание // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 2. С. 51-62.
5. Гизатулина, О. И. «Перевернутый» класс — инновационная модель обучения / О. И. Гизатулина // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Международной научной конференции. – 2017. – С. 116-118.
6. Голубева О.Б., Никифорова О.Ю. Смешанное обучение в условиях цифровой школы. Журнал Современные проблемы науки и образования. №6. – 2012.
7. Дистанционное обучение в дополнительном образовании детей: виды и формы: учеб.-метод. пособие / Е. В. Евтух [и др.] ; науч. ред. Е. Н. Коробкова. - Санкт-Петербург: СПбАППО, 2018.
8. Каракозов С. Д., Маняхина В. Г. Смешанное обучение в педагогическом вузе: из опыта МПГУ // Информатика и образование. 2017. № 8 (287). С. 7–11.
9. Карманова, Е. В. Дистанционное образование в условиях компетентностного подхода: монография / Е. В. Карманова. - Москва: ФЛИНТА, 2017. - 159 с.
10. Кондусова, Л. В. Учебный контент в онлайн-среде смешанного обучения / Л. В. Кондусова // Информационные технологии для Новой школы : Материалы IХ Всероссийской конференции с международным участием. Том 2. – Санкт-Петербург : ГБУ ДПО «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий», 2018. – С. 97-100.
11. Логинова А.В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения // Молодой ученый. — 2015. — №7.
13. Марголис, А. А. Что смешивает смешанное обучение? [Электронный ресурс] / А. А. Марголис // Психологическая наука и образование. – 2018. – Т. 23, №3. – Режим доступа: https://psyjournals.ru/files/94043/pse_2018_n3_Margolis.pdf. (дата обращения: 20.03.2022).
14. Меденкова, Г. В. Электронное обучение как инновационная педагогическая технология/ Г. В. Меденкова // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Международной научной конференции. – 2017. – С. 121-122.
15. Нагаева, И. А. Смешанное обучение в современном образовательном процессе: необходимость и возможности / И. А. Нагаева // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2016. – № 6. – С. 56-67.
16. Нечитайлова Е.В. Переверните класс или что такое смешанное обучение// Учительская газета №46 (10543).- 2014.-18 ноября.
17. Суворова Т.Н. Современная информационно-образовательная среда: терминологический аспект, структура, возможности, функции и перспективы развития // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2015. № 1. С. 85-99.
18. Тарасов С.В. Образовательная среда: понятие, структура, типология // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2011. № 1/6. С. 133-138.
19. Хаблиева, С. Р. Организация модели смешанного обучения с использованием информационно-коммуникативных технологий/ С. Р. Хаблиева // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. Сетевой научно-методический журнал. – 2018 –№ 2.
20. Хорн, М., Стейкер, Х. Смешанное обучение. Использование прорывных инноваций для улучшения школьного образования / М. Хорн, Х. Стейкер. – Калифорния : Willey, 2015. – 343 с.