Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Речевая характеристика главной героини в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор» (Вятский государственный университет)

Работа №104941

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

филология

Объем работы24
Год сдачи2022
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
190
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Речевая характеристика персонажа как объект филологического исследования 5
1.1 Речевая характеристика персонажа: смысловое наполнение термина 5
1.2 Речевой портрет персонажа художественного произведения 10
1.3 Способы речевой характеристики персонажей художественного произведения 13
Глава 2. Языковая личность главной героини рассказа А. И. Солженицына "Матренин двор" 17
2.1. Анализ речевого портрета персонажа художественного произведения...17
2.2 Язык А. И.Солженицына…………20
Заключение 22
Библиографический список 24

В любом художественном произведении основным предметом изображения является персонаж, следовательно, исследование художественных текстов включает в себя и изучение речевой характеристики персонажей. Язык является непосредственным воплощением идеи, одним из внешних проявлений внутреннего мира персонажа, детальным и ярким прослеживанием содержания, речи, интонации, а также его уникальных слов, идиоматических выражений, является важным средством для описания образа и выявления черт характера персонажа. В лингвистике разделяют понятия «язык» и «речь».
Язык - система звуковых и словарно-грамматических средств, закрепляющих результаты работы мышления и являющихся орудием общения людей, обмена мыслями и взаимного понимания в обществе.
Речь - язык в действии, язык в «работе», когда мы им пользуемся для общения с другими людьми. Речевая характеристика персонажей непосредственно отражает личностные черты героев и фон образовательной эпохи. Далее писатели стараются представить персонажей перед читателями более четко и ярко. В данной работе внимание будет уделено именно речи героев рассказа.
Данное исследование посвящено речевым характеристикам героини рассказа А.И. Солженицына «Матрѐнин двор».
Авторское название рассказа – «Не стоит село без праведника», однако главный редактор «Нового мира», где в 1963-м году было напечатано произведение, А. Твардовский, настоял на названии «Матрѐнин двор». Оно, на наш взгляд, с точки зрения выражения авторской позиции, уступает названию, предложенному самим автором. Солженицын уже в названии делал акцент на том, что считает свою героиню носительницей той нравственной силы, без которой жизнь человека теряет свой высокий смысл и превращается просто в существование.
Цель настоящей работы - описать речевые характеристики персонажей на примере рассказа А.И. Солженицына «Матрѐнин двор».
Задачи:
1) дать определение термину «речевая характеристика» персонажа;
2) рассмотреть способы характеристики персонажей в художественной литературе;
3) рассмотреть особенности рассказа А.И. Солженицына «Матрѐнин двор»;
4) составить речевой портрет главной героини.
Объектом исследования является рассказ А.И. Солженицына «Матрѐнин двор».
Предмет исследования - речевая характеристика персонажа.
В работе использовались следующее методы исследования: описательно–аналитический, классификационный, сопоставительный методы, а также метод количественного анализа и метод сплошной выборки.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Речевая характеристика персонажа — один из инструментов профессионального писателя. В лингвистике под речевой характеристикой персонажа обычно понимается набор слов, выражений и оборотов речи, выступающих в качестве средства художественного изображения персонажей. Речь персонажа представлена прямой речью, т.е. репликами и высказываниями в диалогах, или внутренней (мысли и размышления).
Образ литературного персонажа складывается из многих аспектов, таких как темперамент человека, внешность, уровень образования, увлечения и склонности, социальная среда, статус, самооценка и отношение к другим. Все они помогают формировать психологический и социальный образ персонажа не только с помощью их поведения и действий, но и с помощью своих речевых методов, чтобы раскрыть образ персонажа читателям. Автор использует вербальные характеристики как указатели возраста и пола, социального статуса и эмоционального состояния, отношения к людям и вещам. Вот почему здесь существует двусторонняя ассоциация: с одной стороны, манера речи персонажа помогает определить социальный статус; с другой стороны, эта информация помогает объяснить особенности его голоса.
В работе используется литературоведческий подход к изучению речевых характеристик персонажа. Для речевой характеристики персонажа используются лексические (слова- паразиты, афоризмы, историзмы, диалектизмы, фразеологизмы) средства.
Человек в произведении должен восприниматься как живая индивидуальность, как характер, следовательно. Он должен иметь индивидуальный язык, имеющий за собой историю. т. е. воспринимаемый нами ка как язык, обусловленный в своём строении психологией, культурой, жизненной обстановкой именно данного человека, той жизненной ситуацией, в которой он в данный момент находится. [21, с.454]
Таким образом, через речевую характеристику героини, автор создает чистый и светлый образ женщины, которая будто светится изнутри сама по себе. Да, ее одежда была поношенной и невзрачной. Да, возможно, она не отличалась внешней красотой, в привычном понимании этого слова. Но у Матрѐны было нечто большее – еѐ прекрасная душа, что отражалась не только в глазах и улыбке героини, но и в речи.
Рассказ «Матрѐнин двор» сознательно ориентирует читателя на религиозно-нравственное представление о человеке, характерное для русской литературы XIX века. А.И. Солженицын возрождает прежнее понимание положительного героя, праведника, когда прямо указывает в финале своего рассказа на близкую ему художественную традицию – концепцию праведничества, цитируя народную пословицу: без праведника нет граду стояния.



1. Анненков П.В. Литературные воспоминания. – М.: 1998. – С. 694.
2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Художественная литература, 1975. – С. 566.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1979. – С. 423.
4. Большев А.О. Авторитарное слово в произведениях А. Солженицына. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtoritarnoeslovo-v-proizvedeniyah-a-solzhenitsyna
5. Валгина Н.С. Теория текста. – М.: Логос, 2003. – С. 173.
6. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. – М.:Государственное издательство художественной литературы, 1959. – С. 656.
7. Язык, речь и речевая характеристика [Текст]: Вопр. изучения речи персонажа / Чижевская Марина Игоревна ; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М. : Изд-во МГУ, 1986. – с. 69.
8. Галинская И.Л. Жизнь и судьба Александра Солженицына. [Электронный ресурс]URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhizn-i-sudbaaleksandra-solzhenitsyna/viewer
9.Галкина Е.В. А.И. Солженицын о человеке в тоталитарном обществе. [Электронный ресурс] URL:https://cyberleninka.ru/article/n/a-isolzhenitsyn-o-cheloveke-v-totalitarnom-obschestve
10.Достоевский Ф.М. Грибоедов и вопрос об искусстве. // Ф. М. Достоевский об искусстве – СПб.: Наука, 1993.–С. 47-87.
11.Еликова М.Г. Исследовательская работа по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор» в контексте русского религиозного искусства. [Электронный ресурс] URL: https://pedsovet.su/load/32-1-0-24748
12.Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Флинта, Наука. – 2000. – С. 248.
13.Корман Б.О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора // Страницы истории русской литературы. – М.: 1992. – С. 199.
14. Красовский В.Е. Литература. Справочник абитуриента. [Электронный ресурс]URL: https://a4format.ru/pdf_files_slovari/4b6b03d0.pdf
15.Кухаренко В.А. Интерпретация текста. – Л.: Просвещение, 1988. – С. 192.
16.Лопухина-Родзянко Т. Духовные основы творчества Солженицына. – Франкфурт-на-Майне: Посев, 1974. – С. 178.
17.Ранчин А.М. К вопросу о литературных подтексах и о полемике в «Матрѐнином дворе» [Электронный ресурс] URL:https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-literaturnyh-podtekstah-io-polemike-v-matryoninom-dvore
18. Шевченко Н.М. Структура языкового портрета М. Цветаевой // Вестник БГУ. — Бишкек: Изд-во БГУ, 2013. — № 2 (25). — С. 47—50
19. Гальперин А. И. Очерки по стилистике языка. – М., 1958. – 200 с
20. Ходунова А. И. Речевая характеристика персонажей на примере детской литературы: Автореф. дис... канд. филол.наук. – СПб., 2010 – 19 c.
21. Тимофеев, Л .И. Основы теории литературы, 2-е изд., испр. и доп., Учпедгиз. - М„ 1963. - 454 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ