ВВЕДЕНИЕ 10
1. Теоретические основы системы стимулирования и мотивации 13 труда в организации
1.1 Понятие,сущность мотивации и стимулирования труда 13
1.2 Формы, методы мотивации и стимулирования труда 24
2. Оценка эффективности использования трудовый ресурсов МБДОУ 31 «Детский сад №47»
2.1. Характеристика деятельности организации 31
2.2. Пути повышения эффективности использования трудовый ресурсов 37 МБДОУ «Детский сад №47»
2.3. Направления совершенствования мотивации и стимулирования труда
работников МБДОУ «Детский сад №47» 61
Заключение 69
Список использованной литературы 73
На современном этапе развития рыночной экономики современные организации, фирмы, предприятия сталкиваются с разного рода задачами, от правильного решения которых зависит эффективность работы данных организаций в целом. Одна из главных задач менеджмента организации заключается в эффективном управлении персоналом, что подразумевает под собой понимание потребностей персонала, его мотивов, что будет благоприятствовать правильному подбору стимулов к труду.
Менеджмент организации, стремящейся к эффективности своей деятельности, должен разрабатывать такую систему стимулирования и мотивации труда своих работников, которая будет удовлетворять их потребности в труде.
Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что основными средствами обеспечения максимального применения ресурсов и мобилизации потенциала кадрового состава в современной организации являются мотивация и стимулирование персонала.
Основной целью системы мотивации и стимулирования труда является максимальная отдача от применения трудовых ресурсов, имеющихся в наличии у организации на данный момент, что будет способствовать общей результативности и прибыльности деятельности организации.
Понятие мотивации персонала характеризовали в своих трудах такие зарубежные исследователи как Ф. Тейлор, Г. Эмерсон, А. Файоль; Э. Мэйо; Д. МакКлеланд, С. Альдерфер, А. Маслоу, Ф. Герцберг; Д. Адамс, В. Врум, Л. Портер; У. Оучи, П. Друккер и другие.
Среди российских исследователей мотивации можно отметить работы П.М. Керженцева, Н.А. Витке, А.К. Гастева, Е.Ф. Розмировича, в трудах которых исследовались проблемы отношений людей и научной организации труда в процессе производства. Помио этого О.С. Виханский, А.Я. Кибанов, Д.А. Аширов, А.В. Филиппов, И.А. Баткаев, М.В. Грачев, А.П. Егоршин и другие анализировали в своих трудах разные аспекты мотивации персонала.
В связи с тем, что деятельность современных муниципальных учреждений сталкивается с проблемами недостаточности использования трудовых ресурсов, тема исследования повышения стимулирования и мотивации персонала в МБДОУ «Детский сад № 47» является весьма актуальной. Это связано, прежде всего, с недостаточно полным использованием возможных методов стимулирования и мотивации пероснала в муниципальных учреждениях.
Объект исследования вкр - система стимулирования и мотивации персонала МБДОУ «Детский сад № 47».
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
• Раскрыть теоретические основы системы стимулирования и мотивации труда;
• Проанализировать и оценить эффективность использования
трудовых ресурсов в МБДОУ «Детский сад №47»;
• Осуществить анализ систему мотивации и стимулирования
перосонала МБДОУ «Детский сад №47»;
• Разработать меорприятия по совершенствованию системы
мотиваци персонала МБДОУ «Детский сад №47».
Предмет исследования - эффективность сложившейся системы стимулирования и мотивации персонала МБДОУ «Детский сад № 47».
Актуальность выбранной темы исследования обусловили постановку цели и задач работы. Целью работы является изучение возможностей совершенствования системы мотивации и стимулирования персонала МБДОУ «Детский сад № 47».
В работе были использованы следующие методы: анализ научной и периодической литературы, обобщение полученных результатов.
Теоретическая база исследования: научная и публицистическая литература, открытые ресурсы сети интернет, а также документы, регламентирующие работу организации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В заключение дипломной работы, необходимо сделать следующие выводы:
Стимулирование труда - это метод воздействия на трудовое поведение работника через его мотивы, в результате чего мотивация становится инструментом стимулирования труда. Меры воздействия на трудовые ресурсы предприятия будут наиболее эффективны, если обеспечить мотивационное развитие. Поскольку система мотивов и стимулов труда в предпринимательской среде должна опираться на определенную базу, включающую не только нормативы трудовой деятельности, но и уровень активности работника при вступлении в трудовые отношения, необходимо предварительно оговорить вознаграждение за определенный круг обязанностей, которые должен выполнять работник. Речь идет о создании контролируемой ситуации, в которой наиболее эффективно работают мотивы. Важно исключить воздействие отрицательных мотивов, связанных, например, с боязнью работника наказания за невыполнение предъявляемых к нему требований. Однако это не означает, что нерадивый работник может полностью избежать потери материальных благ, поскольку возможны частичная выплата обещанного вознаграждения и даже разрыв трудовых отношений, если окажется, что работник не будет отвечать предъявляемым к нему требованиям.
Для мотивации персонала может быть внедрение различных методик и средств мотивации.
Эффективная система мотивации обязана подключать и материальные, и нематериальные стимулы с учётом специфики деятельности персонала, социально-экономических реалий и личных характеристик.
В исследуемой организации МБДОУ «Детский сад № 47» были выявлены следующие проблемы мотивации персонала:
1. Применяются несовершенные методы материального стимулирования:
Пути решения:
- Внедрение гибкой системы оплаты труда.
Совершенствование мотивации труда персонала организации касается, прежде всего, развития базовых мотиваций. Одним из видов такого развития является совершенствование системы оплаты труда в организации.
Внедрение гибкой система оплаты труда, повысит заинтересованность работников в отношении своих обязанностей, так как от этого будет зависеть размер заработной платы, следовательно, администрация МБДОУ «Детский сад № 47» внедрив гибкую систему оплаты труда, будет своевременно без задержек получать отчеты о выполненной работе.
- Оценка и поощрение достигнутых результатов (организовать прямую связь вознаграждения с результатами труда).
С целью повышения результата следует ввести систему поощрений и вознаграждений (дополнительные выплаты, оплата определенных расходов, страховка).
Администрация МБДОУ «Детский сад № 47» должна учитывать все эти факторы и по возможности удовлетворять потребности своих подчиненных, при этом учитывая и анализируя потребности в поощрении и вознаграждении каждого из подчиненных. При вознаграждении и поощрении своих подчиненных, увеличится производительность труда и интерес к выполняемой работе.
2. Не разработана система эффективной нематериальной мотивации персонала.
Пути решения:
- Совершенствование условий труда.
Изучение условий труда играет большую роль в повышении престижа организации. Материальная заинтересованность не всегда выдвигается на первый план, работник испытывающий дискомфорт на рабочем месте, постарается сменить работу. Его интересуют продолжительность рабочего дня, недели, возможность перерывов в работе, организация питания в обеденный перерыв.
Немаловажную роль играет отношение начальства к предложениям о благоустройстве рабочего места. Условия труда, кроме престижа организации и как следствие текучесть кадров, оказывают огромное влияние на отношение работников к выполняемым обязанностям, здесь производительность и качество выполняемой работы.
- Повышение квалификации работников.
Предоставление возможности повышать свою квалификацию дает работнику уверенность в сохранении за ним данного рабочего места. Параллельно с повышением квалификации повышается заработная плата, открываются новые перспективы продвижения по служебной лестнице. Это рождает рвение и добросовестное отношение к работе. Повышение квалификации отдельных работников, повышает квалификацию организации в целом.
- Создание условий для социальной активности работников организации (совершенствование организационной культуры предприятия).
Для выполнения поставленных перед организацией задач, а также житейских проблем, требуется участие отдельных групп и всего коллектива. Более высокие результаты достигаются в хорошо сплоченной команде. Некоторые непонятные моменты в работе можно формировать только сообща. Если работник будет чувствовать себя членом единой группы, если ощущается поддержка со стороны коллег, то возложенные обязанности будут выполняться с повышенной отдачей.
3. Инициатива и предприимчивость работников не поощряются, а часто, наоборот пресекаются.
Пути решения:
- Привлечение работников к формированию целей и разработке решений.
С целью повышения эффективности организации имеется опыт привлечения подчиненных к формированию решений. Так как подчиненный знает все тонкости своей работы, его совет может оказаться весьма полезен. К тому же решения, разработанные с участием подчиненного, будут выполняться им с большей точностью, это позволит улучшить отношение с персоналом и увеличить эффективность управления.
1. Адаир Д. Эффективная мотивация. - М.: Эксмо, 2010. - 256 с.
2. Амангалиева Н.Е. Мотивация как фактор детерминации эффективности трудовой деятельности. - Саратов, 2012. - 16 с.
3. Анисимов В.М. Энциклопедический словарь работника кадровой службы. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 328 с.
4. Болт Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом. - М.: Экономика, 2011. - 271 с.
5. Большой энциклопедический словарь. - М.: БРЭ, 2012. - 1456 с.
6. Варданян И.С. Новые тенденции к мотивации персонала. - 2012. - № 9
10. - С. 39-44.
7. Верхоглазенко В. Система мотивации персонала. - 2012. - № 4. - С. 23
24.
8. Веснин В.Р. Менеджмент. - М.: ТД Элит-2000, 2014. - 552 с.
9. Виханский О.С. Менеджмент: учебник. - М.: Экономистъ, 2012. - 670 с.
10. Вудкок М. Раскрепощенный менеджер. - М.: Дело, 2011. - 320 с.
11. Герчиков В.И. Управление персоналом: работник - самый эффективный ресурс компании: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 282 с.
12. Герш М.В. Еще раз о мотивации. - 2013. - № 9. - С. 13-14.
13. Дубрин Э. Что значит быть хорошим начальником?. - М.: АСТ - Астрель, 2013. - 348 с.
14. Журавлев П.В. Технология управления персоналом. - М.: Экзамен, 2013. - 576 с.
15. Занюк С.С. Психология мотивации: Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг. - Киев, 2011. - 220 с.
16. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2011. - 305 с.
Кабушкин И.И. Основы менеджмента: учеб. пособие. - Мн.: Новое знание, 2013. - 336 с.
18. Казанцев А.К. Менеджмент в предпринимательстве: учеб. пособие по спец. «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)». - М.: ИНФРА-М, 2013. - 230 с.
19. Каширина Л.В. Ценностно-мотивационная структура личности государственного служащего - основа его эффективной. - 2010. - № 2. - С. 106
20. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник. - М.: ИНФРА- М, 2011. - 304 с.
21. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 265 с.
22. Коваленко Н.В. Мотивация и система стимулирования педагогов. - 2011. - № 8. - С. 32-34
23. Козлов А.А. К вопросу управления персоналом в условиях переходной экономики. - 2011.- № 1. - С. 46-55.
24. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: учеб. пособ. для вузов, обуч. по спец. «Менеджмент» и «Маркетинг». - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2013. - 511 с.
25. Кристиани А. Мотивация успеха. 111 советов для достижения лучших результатов. - М.: Интерэксперт, 2015. - 256 с.
26. Лафта Дж. К. Менеджмент: учеб. пособие для вузов. - М.: КноРус,
2014. - 592 с.
27. Лепешова Е.М. Мотивирование педагогов ОУ. - 2012. - № 5. - С. 7984.
28. Лукашевич М.П. Социология труда. - МАЧП, 2012. - 320 с.
29. Лукичева Л.И. Управление персоналом: курс лекций; практические занятия. - М.: Омега-Л, 2011. - 264 с.
30. Менеджмент организации: учеб. пособие / под. ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 432 с.
31. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 477 с.
32. Морозова И.С. Мотивация как фактор оптимизации мыслительного процесса. Дис. на соиск. степени к.псих.н. - Новосибирск, 2012. - 168 с.
33. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспективы будущего. - М., 2014. - 198 с.
34. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М., 2011. - 367 с.
35. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - М.: ИТИ Технология, 2011. - 944 с.
36. Основы менеджмента: учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 2015. - 376 с.
37. Психологический словарь. - М.: Педагогика, 2013. - 291 с.
38. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 2011. - 496 с.
39. Пугачев В.П. Мотивация трудовой деятельности. - М., 2012. - 232 с.
40. Словарь-справочник менеджера / под ред. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА- М, 2011. - 608 с.
41. Сыманюк Э.Э. Нематериальная мотивация педагогов. - 2011. - № 7. -
С. 94-99.
42. Толочек В.А. Современная психология труда. - СПб., 2010. - 255 с.
43. Травин В.В. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело, 2011. - 272 с.
44. Управление организацией: энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА- М, 2011. - 822 с.
45. Управление персоналом: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 360 с.
46. Уткин Э.А. Основы мотивационного менеджмента. - М.: Эксмо, 2011. - 216 с.
47. Уткин Э.А. Управление персоналом. Вопросы и ответы. - М.: Эксмо, 2012. - 224 с.
48. Федосеев В.Н. Управление персоналом: учебник. - М.: МарТ. Ростов- н/Д: МарТ, 2011. - 528 с.
49. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М., 2013. - 132 с.
50. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала: учеб. пособие. - М.: ГроссМедиа, 2011. - 224 с.
51. Шапиро С.А. Мотивация. - М., 2012. - 400 с.
52. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: учебно-практ. пособие. - М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2014. - 368 с.
53. Шредер Германн А. Руководить сообразно ситуации. - М.:
Интерэксперт, 2008. - 160 с.
54. Эггерт М. Мотивация: карманный справочник. - М.: Hippo, 2013. - 112 с.