ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ РОМАНА М.А. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»
1.1. Роман «Тихий Дон» в контексте жизни и творчества М.А. Шолохова
1.2. Сочетание традиционализма и новаторства в поэтике романа
1.3. Художественная специфика и образность романа
ГЛАВА 2. СООТНОШЕНИЕ РОМАННОГО И ЭПИЧЕСКОГО НАЧАЛА В РОМАНЕ «ТИХИЙ ДОН»
2.1. Принципы художественной характерологии
2.2. Судьба и трагедия Григория Мелехова как проявление романного начала
в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»
2.3. Женские образы в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон» создавался в годы, когда под вопросом оказалась историческая судьба России. Историческую судьбу России М.А. Шолохов раскрывает на материале казачества. Новаторским является и язык «Тихого Дона», полный диалектных слов и выражений, он адекватно изображает казачий жизненный уклад1.
Темой дипломной работы является исследование одного из произведений М.А. Шолохова, а именно романа-эпопеи «Тихий Дон». Теоретической базой работы послужили труды Ф. Бирюкова, В. Васильева, В. Гуры, Ф. Кузнецова, П. Палиевского, И. Сухих, Л. Якименко и других исследователей.
Целью исследования является выявление связей произведения Шолохова с классической традицией русской литературы XIX в., а также раскрытие новаторской сущности эпоса писателя. Историзм повествования, глубокая мысль народная, общечеловеческая идея - вот те качества, которые перенял Шолохов у автора романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н. Толстого. В работе рассмотрена особая форма эпического мышления Шолохова, определившая жанровое своеобразие, новаторство и эстетическую целостность произведения.
Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Осмысление романа «Тихий Дон» в контексте жизни и творчества М.А. Шолохова.
2. Изучение своеобразия эпических героев М.А. Шолохова и их роли в формировании жанра произведения.
3. Исследование художественной специфики произведения Шолохова в ее органической связи с традицией русской эпической прозы, с фольклором, рассмотрение лирического начала в произведении.
4. Изучение соотношения романного и эпического начал в «Тихом Доне».
Объект исследования - роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Предмет исследования - особенности и взаимосвязь романного и эпического мышления в роман-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Актуальность данной темы заключается в том, что «многогранность писательского таланта Шолохова, оригинальность его художественного мастерства постоянно привлекают внимание. Шолохов, соединяющий лучшие традиции русской классики с творческой индивидуальностью до настоящего времени волнует исследователей, осмысливается в литературоведении XX века в разных аспектах и по-разному» [Котовчихина, 2004:282]. Однако, вопросы поэтики, взаимосвязи с традицией и новаторство не становились ещё основной темой исследования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Трагическая картина социальных катаклизмов революционной эпохи органически сочетается у Шолохова с глубокой ускоренностью художественного сознания писателя в фольклорном мышлении, в традиции русской эпической прозы.
2. Новаторство писателя выразилось в пронизанном трагическим пафосом сложном сплаве элементов эпического, лирического и романного мышления, определившем все стороны поэтики романа-эпопеи.
3. Построение образов шолоховских героев определяется сложным
сочетанием романного видения, предполагающего глубокую
психологическую разработку индивидуализированных характеров, вовлеченных в трагические конфликты эпохи, с их одновременной погруженностью в органические процессы природной жизни и всечеловеческого существования.
Методология работы включает в себя элементы следующих методов: аналитический, сопоставительный, культурно-исторический, герменевтический.
Структура работы состоит из введения, двух глав и заключения. Библиографический список составляет 45 наименований.
Концепция: народ - движущая сила истории близка Шолохову. Именно на нее он опирался в работе над эпопеей «Тихий Дон». Свое образное воплощение в романе она отразила в описании быта и жизни народа, казачьего труда, в показательных участиях народа в событиях, связанных с историей.
Революция и Гражданская война столкнули народ с трагичным и сложным жизненным путем - вот, что Шолохов показал в своем романе- эпопее «Тихий Дон». Он отмечал, что избавление от «старого мира» было связано с разрушением народных традиций, складываемых веками, разрушением церквей, православия и абсолютным отказом от духовных заповедей, которые внушались людям с самого детства.
После изучения имеющегося материала и выполнения данной работы сделаны следующие выводы:
1. Творчество Шолохова представляет собой единое эстетическое целок, имеющее определенные внутренние закономерности.
2. Роман «Тихий Дон» неразрывно связан с классической эпической традицией и в то же время представляет собой самобытное новаторское явление. Новаторство преобладает тематическое. На материале казачества показана историческая ситуация всей России. Гармонично сочетаются романное и эпическое начало в произведении. Уникальное единство тематики и поэтики.
3. Новаторство Шолохова состоит в самом создании «Тихого Дона» романической эпопеи трагического характера в русской литературе XX века;
4. Архитектоника произведения складывается из романного эпического, трагического, лирического и иронического начал.
5. В сфере художественной характерологии решающие значения имеют речевые и портретные характеристики героев.
6. В произведении искусно задействованы творения народного характера: пословицы, поговорки, побасенки, песни. Они передают общее психологическое настроение, чувства, переживания народных героев романа, отражают их эстетический мир. Произведения народного творчества, в частности песни, помогают раскрыть психологический характер эпопеи, передать философские идеи на доступном для простого народы уровне.
Сам М. А. Шолохов говорил о сложности и величии исторического пути русского народа при вручении Нобелевской премии за роман «Тихий Дон», не преминув сказать о том, что сделал это, «чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу- герою».
1. Бабиченко Д. Писатели и цензоры: Советская литература 1940-х годов под политических контролем ЦК [Текст] / Д. Бабиченко. - М., 1994.
2. Барог Л.Г. Мастерство пластического изображения человека в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» [Текст] / Л.Г. Барог // Ученые записки. Выпуск 8. Серия филологическая №2. - Уфа, 1956. - С. 36.
3. Бекедин П.В. Проверяйте литературу жизнью. (О некоторых эстетических принципах М.А. Шолохова) [Текст] / П.В. Бекедин // Творческие взгляды советских писателей. - Л., 1981. - С. 46-70.
4. Бирюков Ф.Г. Мастер речевых характеристик [Текст] / Ф.Г. Бирюков // Русская речь №1. - М., 1987. - С. 31-40.
5. Бирюков Ф.Г. Художественные открытия М. Шолохова [Текст] / Ф.Г. Бирюков. - М.: Современник, 1976.
6. Васильев В. Примечания к 1-4 книгам «Тихого Дона» [Текст] / В. Васильев // Шолохов М.А. Собр. соч.: В 9 т. / Сост. В. Васильев. - М.: Терра - Книжный клуб, 2001-2002.
7. Васильев В., Дворяшин Ю. «Тихий Дон»: История и судьба рукописи [Текст] / В. Васильев., Ю. Дворяшин // Литературная Россия. - М., 1989.
8. Вишневская Г. История жизни [Текст] / Г. Вишневская. - СПб.,
1994.
9. Галанина О.Ф. Роль моральной оценки в характеристике героев «Тихого Дона» М.А. Шолохова [Текст] / О.Ф. Галанина. - 2002. - С. 12-48.
10. Гвоздарев, Ю. А. Рассказы о русской фразеологии [Текст] / Ю. А. Гвоздарев. - М. : Просвещение, 1988. - 192 с.
11. Григорьева, Э. И. Анализ развития цветовой символики в христианской культуре [Текст] / Э. И. Григорьев // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, Т. 13, №2 (6). - Самара, 2011. - С. 1476-1481.
12. Гура В. Как создавался «Тихий Дон»: Творческая история романа М. Шолохова [Текст] / В. Гура. - М., 1980.
13. Дайреджиев Б. О «Тихом Доне» [Текст] / Б. Дайреджиев. - М.: Советский писатель, 1962.
14. Истрин, В. М. Хроника Иоанна Малалы в славянском переводе, кн. 6-9 [Текст] / В. М. Истрин // Сб. ОРЯС. - 1911. - Т. 89. - № 3. - С. 1-50.
15. Каклюгин К. Донской атаман А.М. Каледин и его время [Текст] / К. Каклюгин // Донская летопись №2. - Белград, 1923...