Введение 3
1 Административное законодательство в сфере перевозок пассажиров и
багажа легковыми такси на территории Санкт-Петербурга 7
1.1 Нормативное регулирование деятельности по перевозке пассажиров
и багажа легковыми такси на территории Санкт-Петербурга 7
1.2 Административная ответственность за нарушения перевозки пассажиров и багажа легковыми такси на территории Санкт-Петербург 12
2 Практика привлечения лиц к административной ответственности,
осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории Санкт-Петербурга 24
2.1 Порядок привлечения лиц к административной ответственности .. 24
2.2 Практика рассмотрения Арбитражными судами и судами общей
юрисдикции дел об оспаривании постановлений Комитета по транспорту о привлечении к административной ответственности 34
2.3 Исполнение постановлений по делам об административных
правонарушениях 39
3 Проблемы реализации административного законодательства в сфере
перевозок пассажиров и багажа легковыми такси на территории Санкт- Петербурга и пути их решения 44
3.1 Проблемы осуществления регионального государственного
контроля 44
3.2 Предложения по совершенствованию законодательства в сфере
перевозок пассажиров и багажа легковыми такси и ожидаемые результаты 52
Заключение 59
Список используемой литературы и используемых источников 65
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью исследования особенностей и проблем применения административного законодательства в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Санкт-Петербурга.
В связи с отмеченным целесообразно добавить, что борьба с нелегальным извозом пассажиров, которая ведется в крупных городах Российской Федерации, на сегодняшний день обусловила принятие ряда специальных правовых актов, которые регулируют отношения в данной области.
Однако, несмотря на данное весьма положительное обстоятельство, правоприменитель продолжает сталкиваться с некоторыми нерешенными в данной области проблемами, среди которых, в частности:
- недостаточная четкость определений, которые используются в указанной сфере;
- отсутствие единообразной судебной практики, что вызывает существенные вопросы при осуществлении разграничения составов административных правонарушений, которые могут быть допущены в рассматриваемой области.
Вместе с тем, согласно данным официальной статистки, абсолютное количество ДТП, в которых были задействованы легковые такси, на территории Российской Федерации имеет тенденцию к росту. Так, за два месяца 2021 г. с участием таксистов в стране уже зафиксировано 608 автоаварий, жертвами которых стали 24 человека. Это на 41,2% превышает показатель за аналогичный период 2020 года. Количество пострадавших в ДТП с участием такси достигло 784 [1].
По мнению главы координационного совета межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» А. Попкова, это связано с политикой агрегаторов такси. Транспортные компании с большим автопарком соблюдают нормы транспортного законодательства. Однако в такси при отсутствии работодателя к приложению может подключиться любое физлицо и начать работать таксистом [1].
Исследованием проблем, так или иначе, связанных с применением административного законодательства в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Санкт-Петербурга, занимались такие исследователи, как: Р.А. Ахундов, А.А. Гаганов, О.В. Гарина, А.А. Гришковец, А.И. Гурин, М.О. Захарченко, Ю.В. Мишина, З.С. Мухин, А.Р. Пурге, Е.А. Суховеева, Ю.В. Тихомирова, Д.А. Чепурных, К.С. Ямщиков и др.
Объект выпускной квалификационной работы - комплекс отношений, возникающих в процессе применения административного законодательства в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Санкт-Петербурга.
Предмет выпускной квалификационной работы составляют нормы административного и иного отраслевого законодательства Российской Федерации, локальных нормативных правовых актов, регламентирующих особенности применения административного законодательства в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Санкт- Петербурга.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ проблем применения административного законодательства в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Санкт-Петербурга, а также поиск путей, которые направлены на их решение.
Поставленная цель может быть достигнута посредством решения следующих задач:
- исследование особенностей нормативного регулирования
деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории Санкт-Петербурга;
- рассмотрение норм об административной ответственности за нарушения перевозки пассажиров и багажа легковыми такси на территории Санкт-Петербурга;
- исследование порядка привлечения лиц к административной ответственности;
- анализ практики рассмотрения Арбитражными судами и судами общей юрисдикции дел об оспаривании постановлений Комитета по транспорту о привлечении к административной ответственности;
- характеристика особенностей исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях;
- определение проблем осуществления регионального государственного контроля;
- разработка предложений по совершенствованию законодательства в сфере перевозок пассажиров и багажа легковыми такси и ожидаемые результаты.
Методологическую основу исследования составляют современные методы изучения социальных явлений и процессов, в том числе исторический, системный, сравнительный, структурно-функциональный и др. Методы изучения социальных явлений и процессов способствуют углублению исследования сложноорганизованных систем.
Так, благодаря применению исторического метода становится возможным исследование, основанное на изучении возникновения, формирования, а также развития объектов в их исторической ретроспективе.
Системный метод позволяет осуществить научное исследование, в основе которого заложено рассмотрение объекта в качестве системы.
С помощью применения сравнительного метода происходит сопоставление двух и более объектов исследования.
В свою очередь, структурный метод подразумевает исследование социальных явлений, а также процессов в качестве системы, в которой каждому элементу структуры выделено определенное назначение (функция).
Нормативно-правовую основу выпускной квалификационной работы составляют: Конституция Российской Федерации, действующие федеральные и локальные нормативные правовые акты Российской Федерации в исследуемой области.
Эмпирической базой выпускной квалификационной работы послужили результаты исследований, проведенных другими авторами по проблемам применения административного законодательства в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Санкт- Петербурга; статистические данные Комитета по транспорту о привлечении к административной ответственности; материалы судебной практики.
Проведя исследование на тему «Актуальные проблемы применения административного законодательства в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Санкт-Петербурга», следует сделать следующие выводы.
Исследование специфики нормативного регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории Санкт- Петербурга, позволило сделать вывод о том, что изменения, которые проанализированы в нормативно-правовом регулировании данной сферы деятельности, постепенно приводят к упорядочению.
Вместе с тем, отдельно появляются вопросы, которые касаются применения и эффективной реализации отдельных норм, регулирующих данную сферу деятельности. Так, в качестве объектов административных правонарушений в данной сфере деятельности выступают:
- правила, установленные в отношении транспортных перевозок пассажиров и их багажа;
- безопасность дорожного движения.
Водители - физические лица, занимающиеся частным извозом граждан и их багажа без соответствующего разрешения, которое обязательно к получению, могут совершать предусмотренные КоАП РФ административные правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Также на законодательном уровне была введена ответственность, которая наступает за такие деяния, как:
- незаконное нанесение на кузов того или иного транспортного средства цветографической схемы, обозначающей в конкретном случае легковое такси;
- незаконную установку опознавательного фонаря на соответствующее транспортное средство;
- управление транспортными средствами, на которых размещены соответствующие опознавательные знаки, а также опознавательные фонари.
Вместе с тем, основная проблема связана как раз с легализацией данного вида деятельности. Именно указанное обстоятельство требует системной трансформации, которая была бы направлена на узаконивание деятельности по осуществлению перевозок посредством использования для этого легкового такси и борьбу с «нелегалами».
Полномочия по привлечению соответствующих лиц к административной ответственности законодатель возлагает на уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, а также органы исполнительной власти, которые действуют в субъектах Российской Федерации, к числу которых следует отнести Ространснадзор, Госавтонадзор; Госавтоинспекция; Комитет по транспорту, суд.
Указанные органы наделены следующими функциями, которые способствуют привлечению физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, которые допустили нарушения в области перевозок пассажиров и багажа легковым такси, к административной ответственности:
- составлять протоколы, обязательные при совершении
административных правонарушений в области перевозок пассажиров и багажа легковым такси (Ространснадзор, Госавтонадзор, Госавтоинспекция, Комитет по транспорту);
- рассматривать соответствующие административные дела, которые связаны с совершением правонарушений в области перевозок пассажиров и багажа легковым такси (Ространснадзор, Госавтонадзор, Госавтоинспекция, суд);
- назначать в пределах возлагаемой законом компетенции административные наказания в отношении действующих юридических лиц, а также должностных лиц и граждан Российской Федерации, которые совершили административное правонарушение в области перевозок пассажиров и багажа легковым такси (Ространснадзор, Госавтонадзор, Комитет по транспорту, суд);
- применять иные меры, которые урегулированы положениями КоАП РФ (к примеру, задержание транспортного средства - легкового такси в случае нарушения правил, которые установлены в отношении его эксплуатации) - только Госавтоинспекция.
Практика исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях носит в основном фискальную направленность, поскольку в большинстве случаев на лиц, которые допустили соответствующие правонарушения в области перевозок пассажиров и багажа легковым такси, налагается административный штраф. Реже - лишение специального права, а также еще реже - предупреждение.
Размер штрафа заметно отличается от такого критерия, как статус непосредственного субъекта, привлекаемого за допущенное нарушение в области перевозок пассажиров и багажа легковым такси к административной ответственности. Сам же штраф подлежит уплате в бюджет субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, в рамках данного исследования были выявлены отдельные проблемы реализации административного законодательства в сфере перевозок пассажиров и багажа легковыми такси на территории Санкт- Петербурга, а также предложены пути их решения.
1. Установлено, что несмотря на то, что некоторые водители- нарушители могут быть заблокированы, по причине большого числа агрегаторов, предоставляющих услуги по перевозке легковым такси, такой водитель имеет возможность перейти в другую компанию. По этой причине, по нашему мнению, в ч. 14 ст. 9 Федерального закона № 69-ФЗ следует предусмотреть новый пункт, предусматривающий возможность осуществления полного отзыва разрешения при наличии соответствующего решения, вынесенного судом в случае, если имели место неоднократные допущения со стороны водителя транспортного средства одного их административных правонарушений, предусмотренных действующим законодательством и предусматривающим лишение специального права, которое предполагает возможность управления транспортным средством.
2. В положениях федерального законодательства, в частности в
Федеральном законе № 69 следует закрепить легальное определение такого термина, как «легковое такси». Данное определение, по нашему мнению, должно содержать видовые характеристики, свойственные для
анализируемого вида транспорта.
3. На законодательном уровне следует отразить принципы формирования цены, устанавливаемой в договоре перевозки пассажиров и их багажа.
4. Изменению также подлежит формулировка ч. 2.1 ст. 12.3 КоАП РФ. В данном случае ее следует конкретизировать таким образом, чтобы она распространяла свое действие и на водителей, которые осуществляют перевозку посредством легкового такси пассажиров и багажа, не получив при этом в установленном законом порядке соответствующего разрешения.
5. В изменениях нуждается также ст. 9 Федерального закона 69-ФЗ. В данном случае в указанной норме следует предусмотреть право, которое дает возможность не только сотрудникам ГИБДД, но также в отдельности и всем иным должностным лицам ОВД (полиции) выдвигать к соответствующему лицу требование о необходимости предъявления разрешения, предусматривающего возможность на перевозки пассажиров посредством использования для этого легковых такси.
По нашему мнению, данное предложение имеет смысл, поскольку должностные лиц ОВД (полиции) уполномочены составлять в порядке, установленном действующим законодательством, протоколы о совершении административных правонарушений, которые предусмотрены ч. 2.1 ст. 12.3 и ст. 14.1 КоАП РФ.
6. Отмечено, что на некоторых интернет-сайтах, а также интернет- площадках даются рекомендации, которые адресуются водителям, в силу своей деятельности осуществляющим перевозку пассажиров, а также их багажа посредством легкового такси без наличия к тому соответствующего разрешения. Такие рекомендации направлены, в первую очередь, на то, чтобы избежать ответственности, которая грозит соответствующим лицам за нелегальный извоз. Так, к примеру, предлагается в таком случае заключать письменный договор аренды транспортного средства с экипажем. По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (статья 632 ГК РФ).
На наш взгляд, заключение письменного договора аренды транспортного средства с экипажем при перевозке пассажиров водителем, не имеющим соответствующего разрешения, в некоторых случаях может расцениваться как притворная сделка (ч. 2 ст. 170 ГК РФ), то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку. Такая сделка является ничтожной.
7. На сегодняшний день на водителей легкового такси, а также индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые оказывают соответствующие услуги на территории Санкт-Петербурга,
распространяются положения об административной ответственности, предусмотренные в КоАП РФ. Данное обстоятельство объясняется тем, на территории анализируемого субъекта Российской Федерации так и не был принят отраслевой закон - проект Закона Санкт-Петербурга «О деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории Санкт- Петербурга», принятый законодательным Собранием Санкт-Петербурга 06 марта 2017 года, так и не уступил в силу. Соответственно, некоторые виды административной ответственности, к примеру за несоблюдение требования соответствия цветовым гаммам кузова при условии, что такие обязательны, остались без внимания законодателя Санкт-Петербурга.
С целью устранения указанного пробела, по нашему мнению, целесообразно продолжить работу над принятием Закона Санкт-Петербурга «О деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории Санкт-Петербурга», а также дополнить соответствующими видами административной ответственности Закон Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт- Петербурге.
Также в работе отмечено, что в административные барьеры входа на рынок помимо лицензии, водительского стажа таксиста, требования к автомобилю, регистрации следует включить, по примеру Великобритании, тест на вождение, тест на знание государственного языка и специальный тест на знание города. Касаемо требований, предъявляемых к автомобилю, нужно включить требования, касающиеся технической исправности и маркировки, ограничение на возраст машин. На сегодняшний день агрегатор несет лишь гражданско-правовую ответственность за все, что касается ситуаций на дорогах с водителями, зарегистрированных у этой компании, уголовную ответственность несет только водитель. Цель государства - поставить агрегатора в такие рамки, чтобы он нес административную ответственность и за уголовные дела его водителей в качестве санкций в виде штрафа, что будет мотивировать их на более тщательный набор кадров.
Агрегатор также может помочь в обеспечении безопасности в качестве информатора, предоставляющего сведения о водителе, его контактных данных и машине посредством отправки SMS или письма на почту доверенному лицу, которого указывает пользователь услуг такси. Данная функция должна быть добровольного характера. Цель агрегатора - обеспечение безопасности перевозок, сохранение доли на рынке благодаря построения такой системы защиты пассажиров и обеспечения доверия со стороны клиентов.
1. Аварийность растет: такси стало опаснее для россиян URL: https://www.gazeta.rU/business/2020/06/11/13115107.shtml (дата обращения: 01.03.2021).
2. Аналитический материал по состоянию таксомоторной отрасли в России с точки зрения безопасности дорожного движения // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации URL: https://ac.gov.ru/ (дата обращения: 01.03.2021).
3. Ахундов Р.А. Правовое регулирование пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 25 с.
4. Гаганов А.А. Правовые аспекты противодействия нелегальным перевозкам пассажиров и багажа легковыми транспортными средствами. Некоторые вопросы правового регулирования перевозок легковым такси // Административное и муниципальное право. 2015. № 3 (87). С. 256-262.
5. Гарина О.В. Административная ответственность за
правонарушения в сфере перевозки пассажиров и багажа легковым такси // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. 2018. № 1 (1). С. 108-114.
6. Гарина О.В. Нелегальная предпринимательская деятельность в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики. Материалы XXII международной научно-практической конференции: в 2 частях. Отв. ред. Н.Н. Цуканов. 2019. С. 46-48.
7. Гришковец А.А. Административная ответственность за нарушения правил автомобильных перевозок пассажиров и грузов // Российское государствоведение. 2015. № 1. С. 68-85.
8. Гурин А.И. Об административной ответственности за нарушения при перевозках легковыми такси // Актуальные проблемы автотранспортного комплекса. Межвузовский сборник научных статей (с международным участием). Самарский государственный технический университет. Самара,
2013. С. 188-192.
9. Доклад о реализации Программы профилактики нарушений обязательных требований к перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Санкт-Петербурге за 2020 год URL: https://www.gov.spb.ru/ (дата обращения: 17.02.2021).
10. Жилина И.А. Introduction to legal English: basics for law enforcement: учебное пособие / И.А. Жилина, Е.А. Проценко, Л.В. Смолина. Воронеж: Воронежский ин-т МВД России, 2018. - 99 с.
11. Закон Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 (ред. от 16.02.2021) «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 12.05.2010) // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. № 21. 2010.
12. Захарченко М.О. Заключение публичного договора перевозки пассажиров в маршрутном такси // Экономика и социум. 2015. № 6-2 (19). С. 924-926.
13. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 17.02.2021) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). ст. 1.
14. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ.
2014. № 31. ст. 4398.
15. Мишина Ю.В. Некоторые вопросы административно-правового регулирования деятельности легковых такси // Сибирское юридическое обозрение. 2020. Т. 17. № 1. С. 116-122.
16. Мухин З.С. Совершенствование законодательства в сфере перевозок автомобильным транспортом // Актуальные вопросы юридической науки и практики. Материалы III Международной научно-практической конференции. 2018. С. 157-161.
17. Постановление Верховного Суда РФ от 23.10.2013 № 18-АД13-30 URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.03.2021).
18. Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 № 1586 «Об
утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 41. ст. 6428.
19. Постановление Правительства РФ от 09.06.2010 № 409 (ред. от
26.10.2020) «Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 25. ст. 3170.
20. Постановление Правительства РФ от 19.03.2013 № 236 (ред. от
31.12.2020) «О федеральном государственном транспортном надзоре» (вместе с «Положением о федеральном государственном транспортном надзоре») // Собрание законодательства РФ. 2013. № 12. ст. 1335.
21. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от
31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2021) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 47. ст. 4531.
22. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 398 (ред. от
24.11.2020) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 32. ст. 3345.
23. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 05.07.2004 № 1263 (ред. от 23.03.2016) «О Межведомственной транспортной комиссии Санкт-Петербурга» // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. № 8. 2004.
24. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11.11.2011 № 1577 (ред. от 02.12.2020) «О мерах по реализации статьи 9 Федерального
закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ» // Информационный бюллетень
Администрации Санкт-Петербурга. приложение к № 45. 2011.
25. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 № 226 (ред. от 02.12.2020) «О Комитете по транспорту» // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. № 3. 2004.
26. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 июля 2020 г. по делу № А56-136385/2019 URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 17.02.2021).
27. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2020 г. по делу № А56-131480/2019 URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 17.02.2021).
28. Правоприменительная практика соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси URL: https://www.gov.spb.ru/ (дата обращения: 17.02.2021).
29. Приказ Минтранса России от 01.12.2015 № 347 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.05.2016 № 42032) // Российская газета. № 121. 2016.
30. Приказ Ространснадзора от 13.03.2014 № АК-307фс (ред. от
06.03.2019) «Об утверждении Положения об Управлении государственного автомобильного и дорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения:
17.02.2021).
31. Проект закона Санкт-Петербурга «О деятельности по перевозке
пассажиров и багажа легковыми такси на территории Санкт-Петербурга» URL: https://tiap.ru/legislation/laws/proekty-npa/o-deyatelnosti-po-perevozke-
passazhirov-i-bagazha-legkovymi-taksi-na-territorii-sankt-peterburga/ (дата
обращения: 01.03.2021).
32. Пурге А.Р. Перевозка пассажиров автомобильным транспортом: проблемы правового регулирования и пути их преодоления // Транспортное право. 2016. № 3. С. 7-10.
33. Пырченкова Г.С. State and minicipal police management: учебное пособие / Г.С. Пырченкова. - Москва: Академия управления МВД России, 2019. - 170 с.
34. Распоряжение Комитета по транспорту Правительства Санкт- Петербурга от 10.04.2012 № 43-р (ред. от 10.01.2018) «Об утверждении административного регламента Комитета по транспорту по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Санкт-Петербурга, переоформлению разрешений и выдаче дубликатов разрешений» // Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. № 16. 2012.
35. Решение Арбитражного суда Вологодской области от 4 августа 2020 г. по делу № А13-7223/2020 URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 17.02.2021).
36. Суховеева Е.А. Характерные черты административной ответственности за правонарушения в сфере дорожного движения // Управление социально-экономическими системами: теория, методология, практика. сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 108-113.
37. Тихомирова Ю.В. Защита прав граждан при перевозке пассажиров и багажа легковым такси // Законность. 2016. № 9 (983). С. 21-23.
38. Указ Президента РФ от 15.06.1998 № 711 (ред. от 19.02.2021) «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (вместе с «Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации») // Собрание законодательства РФ. № 25. 1998. ст. 2897.
39. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О
полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2021) // Собрание
законодательства РФ. 2011. № 7. ст. 900.