Введение 8
Глава 1. Инновационный проект: основные понятия, ключевые особенности .. 11
1.1. Понятие инновационного проекта 11
1.1.1. Особенности инновационного проекта 11
1.1.2. Стадии и риски инновационного проекта 17
1.1.3. Преимущества ведения проектной деятельности 26
1.2. Команда инновационного проекта 31
1.2.1. Понятие команды инновационного проекта, ее структура 31
1.2.2. Компетентности специалистов по управлению проектами по
международному стандарту IPMA 39
1.3. Выводы по первой главе 47
Глава 2. Рекомендации по управлению командой инновационного проекта для повышения эффективности работы научно-образовательного центра «Современные производственные технологии» 51
2.1. Общая информация об организации и команде научно-образовательного
центра «Современные производственные технологии» 51
2.2. Анализ проблем, с которыми сталкивается команда инновационного
проекта 53
2.3. Анализ предпринимательских компетенций команды НОЦ «СПТ» 71
2.4. Рекомендации по повышению эффективности работы НОЦ «СПТ» 77
Глава 3. Социальная ответственность научно-образовательного центра «Современные производственные технологии» 83
Заключение 91
Список публикаций студента 94
Список использованных источников 95
Приложение А 99
The innovative project peculiarities and the skill set of innovative project team members 99
Приложение Б (Справочное) Тест на предпринимательские компетенции 112
На сегодняшний день понятия проекта и проектной деятельности уже прочно вошли в жизнь практически любой организации. Как и любая деятельность организации, проектная деятельность нуждается в управлении. В связи с этим, естественно, возникают вопросы об эффективном построении такого управления, о выборе проектного менеджера, о подборе оптимальной и результативной команды проекта.
Поиском ответов на эти вопросы специалисты занимаются уже не один десяток лет. К сожалению, на данный момент строгого алгоритма, гарантирующего успешную реализацию проекта, не выведено. Более того, до сих пор не определен список конкретных компетенций, которыми должна обладать проектная команда и сам руководитель проекта. Однако в решении этих вопрос есть определенные продвижения и рекомендации, накопленные опытом и методом «проб и ошибок».
В целом подбор команды всегда был и всегда будет одним из самых важных аспектов работы в рамках проектной деятельности. Какими бы ни были ресурсы проекта, сколько бы ни было в него инвестиций, - все это не имеет никакого значения, если команда не может правильно распорядиться этим по той или иной причине. Причем этих самых причин может быть бесконечно много: отсутствие необходимых компетенций, отсутствие мотивации, неправильно выстроенная организационная структура работы и т.д. Если речь идет об инновационном проекте, то сам проект предполагает определенное количество рисков: технологических, финансовых, маркетинговых,
инвестиционных и других. В данном случае необходимо максимально снизить риски, связанные с инновационной командой, а значит очень тщательно подойти к вопросу подбора членов команды, выбора организационной структуры их работы, чтобы они могли все свои компетенции и временные ресурсы направить на успешную реализацию инновационного проекта. Если же при реализации инновационного проекта начинается стагнация, но при этом затрачиваются те или иные ресурсы, то необходимо определить, действительно ли текущая команда обладает всем, чтобы завершить реализацию данного проекта. Другими словами, в первую очередь для выяснения причины стагнации необходимо проанализировать компетенции команды (особенно, если это не было сделано до начала реализации проекта) и выяснить, что эту команду «тормозит».
В связи с этим актуальность данной работы, посвященной анализу компетенций команды инновационного проекта, обусловлена увеличением процента «провальных» инновационных проектов по причине неэффективного подбора команды.
Объектом исследования является команда инновационного проекта научно-образовательного центра «Современные производственные технологии».
Предметом исследования являются компетенции, которыми должна обладать команда инновационного проекта.
Цель данной исследовательской работы - разработать рекомендации по повышению эффективности работы НОЦ «СПТ» с учетом анализа и выявления недостающих компетенций команды инновационного проекта. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• Выявить особенности инновационного проекта;
• Изучить понятие инновационной команды и выявить возможные организационные структуры;
• Выявить особенности набора компетенций для команды инновационного проекта;
• Выявить и проанализировать проблемы, с которыми сталкивается команда инновационного проекта;
• Дать рекомендацию по повышению эффективности работы за счет повышения компетенций команды инновационного проекта.
Методологической базой данной работы послужили труды таких специалистов проектного менеджмента, как А.В.Полковников, А.С. Товб, Д.Мазеин, а также труды специалистов по инновационному менеджменту (В.Л. Попов, И.П. Степанова, С.Д. Ильенкова и др.).
Практическая значимость заключается в том, что результаты данной работы в виде рекомендаций помогут повысить эффективность работы определенной инновационной команды, а именно помогут инновационному проекту перейти в стадию стартапа для дальнейшего получения прибыли.
В работе были использованы такие методы исследования как интервью, анкетирование и опрос.
Цель и задачи исследования предопределили следующую структуру работы: данная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, ее цель, задачи, практическая значимость, объект и предмет исследования, дается представление о структуре и содержании работы.
В первой главе рассматриваются понятия инновационного проекта, его особенности, стадии и риски, а также затрагиваются вопросы построения инновационной команды с определенным набором компетенций на основе национального стандарта по проектному менеджменту, который адаптируется для команды инновационного проекта.
Вторая глава данной работы посвящена анализу работы инновационной команды НОЦ «СПТ», а именно анализу проблем, с которыми столкнулась команда в ходе реализации проекта, и анализу предпринимательских компетенций команды, необходимых для достижения успешных результатов. После чего были разработаны рекомендации по повышению эффективности работы Научно-образовательного центра «Современные производственные технологии».
В третьей главе разработаны основные положения по внедрению программы корпоративной социальной ответственности для НОЦ «СПТ» с учетом особенностей работы центра и время его нахождения на рынке.
В заключении подводятся итоги исследования и формулируются основные выводы.
Несмотря на то, что проектный менеджмент уже получил свое широкое распространение, несмотря на создание уже нескольких международных стандартов по управлению проектами, четкого алгоритма успешной реализации проекта выявить невозможно. Тем более, это касается реализации инновационных проектов с повышенным уровнем риска и уникальности.
При реализации инновационного проекта команда играет критическую роль. В связи с этим подбор команды становится одним из самых важных аспектов при возникновении идеи о реализации проекта. Более того, не всегда возможно знать точно, какие компетенции могут понадобиться в ходе реализации. Данный факт говорит о том, что если проект испытывает некоторые трудности, то в первую очередь стоит обратить внимание на команду проекта. В связи с этим была поставлена цель данной работы - разработать рекомендации по повышению эффективности работы НОЦ «СПТ» с учетом анализа и выявления недостающих компетенций команды инновационного проекта.
В данной работе были рассмотрены следующие понятия: инновация, инновационный проект, стадия инновационного проекта, риск проекта, команда инновационного проекта, синегрический эффект команды, компетенции членов команды инновационного проекта, предпринимательские компетенции членов команды проекта.
В ходе проведенного исследования были выявлены отличия инновационного проекта от традиционного, определены основные риски инновационного проекта. Также были выявлены особенности компетенций членов команды инновационного проекта с использованием международного стандарта по управлению проектами IPMA. В рамках исследования были проанализированы предпринимательские компетенции членов команды научно-образовательного центра «Современные производственные технологии».
При проведении анализа было выявлено, что на сегодняшний день центр имеет ряд проблем, из-за наличия которых он отстает от предположительного плана развития. К таким проблемам можно отнести следующие: разница корпоративных культур и отсутствие корпоративного духа; отсутствие человека, компетентного в оформлении патента; отсутствие опыта в бизнесе и в сфере маркетинга и продаж у членов команды; отсутствие квалифицированного маркетолога и менеджера по клиентам для продвижения центра на рынке; отсутствие управленческих компетенций в виде проектного менеджера; сложности с финансированием в виду получения финансовой поддержки от государства и отсутствия собственной прибыли.
С условием того, что проект находится уже на стадии так называемого стартапа, появилась необходимость выяснить, обладает ли непосредственно команда необходимыми компетенциями для вывода своих продуктов на рынок и получения прибыли от продаж услуг центра в будущем. Для этого команда прошла специальный тест на наличие предпринимательских компетенций. Результаты теста показали, что на сегодняшний день команда в текущем своем состоянии не способна привести проект к успешным результатам. В связи с этим встает необходимость в проведении определенных модификаций с командой. С учетом полученных результатов был разработан ряд рекомендаций для повышения эффективности работы научно-образовательного центра «Современные производственный технологии». К таким рекомендациям можно отнести необходимость смены организационной структуры команды, изменение состава команды, а также проведение обучения членов команды основам маркетинга и взаимодействия со своей целевой аудиторией. Хотелось бы также отметить, чтобы были выявлены проблемы с финансированием. Однако единственный способ решить данную проблему - сделать так, чтобы центр начал получать собственную прибыль, т.к. в таком случае исчезнет необходимость проводить все закупы через сложную систему закупок ТПУ, появится возможность привлечения дополнительных ресурсов в виде компетентных специалистов или специального оборудования. Однако перевести центр на стадию получения прибыли невозможно без компетентной команды, именно поэтому рекомендуется в первую очередь обратить внимание на проблемы, связанные с этим аспектом работы центра.
1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер, 2001
2. Бирюков В., Дрожжинов В. Проектный подход в современном бизнесе // Публикации проектной команды ITeam, 2015. URL: http://iteam.ru/publications/project/section_42/article_2826 (дата обращения
20.04.2016) .
3. Борисов С.А., Плеханова А.Ф. Сравнительный анализ проектного и процессного подходов в управлении инновационной деятельностью // Российское предпринимательство. — 2013. — № 13 (235). — c. 91-96. — https://creativeconomy.ru/articles/29126/
4. Бухалков М.И.Инновационный менеджмент. - М.: ИНФРА-М.- 2010. - 378с.
5. Гапонова О.С., Чилипенок Ю.Ю. Мотивационные аспекты социального взаимодействия участников команды инновационного проекта. Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. Выпуск № 2 (17) / 2013
6. Г ольдштейн, Г. Я. Стратегический инновационный менеджмент : учебное пособие / Г. Я. Гольдштейн. - Таганрог : Изд-во ТРТУ, 2004.
7. Горбунов Д.В., Иванов Д.Ю. Инфраструктурная модель бюджетной поддержки реализации инновационных проектов (на примере Самарской области) // Экономические науки. 2014. № 6 (115). С. 107-115
8. Дармилова Ж. Д. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для бакалавров / Ж. Д. Дармилова. — М.: Издательско_торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 168 с.
9. Дмитриев К., Филимонов А. Стандарты по компетенциям в области
управления проектами // Публикации проектной команды ITeam, 2015. URL: http://iteam.ru/publications/project/section_39/article_4548 (дата
обращения: 15.04.2016)
10. Друкер, П. Ф. Бизнес и инновации / П. Ф. Друкер. - М. : Вильямс, 2009. - 432 с.
11. Зинкевич-Евстигнеева Т. Эффективная команда: шаги к созданию. СПб: Речь, 2013;
12. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент: учебник. - М.: ЮНИТИ, 1997.
13. Кибанова А.Я. Управление персоналом организации: Учебник, 4-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М,2010. — 695 с.
14. Мазеин Д. 10 главных преимуществ применения проектного подхода // официальный сайт advanta-group. 2015. URL: http://www.advanta- group.ru/o-nas/stati/10-glavnykh-preimushchestv-primenenij a-proektnogo- podkhoda/ (дата обращения: 15.12.2015).
15. Махтева И.П. Формирование механизма снижения рисков при управлении инновационными проектами в холдинге. Автореферат дис. канд. экон. наук - С.-П., 2013
16. Медынский, В. Г. Инновационное предпринимательство / В. Г. Медынский. - М. : ЮНИТИ, 2002
17. Модельный закон «Об инновационной деятельности»// Инновации. 2007. № 1.
18. Попов В.Л. Управление инновационными проектами : учебное пособие. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 336 с.
19. Разу М.Л. Управление проектом. Основы проектного управления. М.: Москва, 2006, - 768 с.
20. Руководство к своду знаний по управлению проектами (A Guide to PMBOK). - М.: 2004
21. Руководство по проектному менеджменту, ГОСТ Р ИСО 21500 - 2014. Москва.: стандартинформ, 2015
22. Сметанова Ю.В. Личностный потенциал как ресурсная составляющая инновационно-предпринимательской направленности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Томск, 2012
23. Степанова И.П. Инновационный менеджмент: курс лекций / Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». - Саратов, 2014. - 124 с.
24. Твисс, Б. Управление научно-техническими нововведениями / Б. Твисс : пер. с англ. - М. : Экономика, 1989. - 271 с.
25. Товб А.С, Ципес Г.Л. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. - М.: Москва, 2003. - 240 с.
26. Управление проектами: Основы профессиональных знаний,
Национальные требования к компетентности специалистов. М.: ЗАО «Проектная ПРАКТИКА», 2010 - 256 с.
27. Фахтутдинов В.А. Инновационный менеджмент. - СПб.:Питер, 2008
28. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» Ш27-ФЗ от 23 августа 1996 года (с изменениями от 23 мая 2016 года)
29. Федеральный портал по научной и инновационной деятельности. Нормативно-правовая база научно-технической и инновационной деятельности. URL: http://www.sci-innov.ru/law/base_terms/#18 (дата обращения: 20.03.2016).
30. Хапланова И.А. Плюсы и минусы проектной деятельности. М.: Первое сентября, 2015. - 36 с
31. Хотяшева О. М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. 2-е изд.: ЗАО Издательский дом «Питер»; СПб.; 2006. - 264 с.
32. Хохлов Н.В. Управление риском: учеб. Пособие для вузов. М., 2005.
33. APM Competence Framework, 2nd edition, 2015
34. GAPPS (2007) A Framework for Performance Based Competency Standards for Global Level 1 and 2 Project Managers Sydney: Global Alliance for Project Performance Standard
35. Graham Paul. How to start a startup // Talk at the Harvard Computer Society. 2005. URL: http://www.paulgraham.com/start.html (accessed date:
08.05.2016)
36. IPMA Competence Baseline for Project Management. Version 3.0
37. Project manager competency development (PMCD) framework, 2001
38. Thomsett Rob. Radical Project Management. Prentice Hall, 2002, - 384 p.