Глава 1. Теоретические основы развития связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи 9
1.1 Особенности развития связной речи у детей 4-5 лет с общим
недоразвитием речи 9
1.2 Режиссерские игры как средство развития связной речи у детей 4-5
лет с общим недоразвитием речи 16
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи 21
2.1 Выявление уровня развития связной речи у детей 4-5 лет с общим
недоразвитием речи 22
2.2 Содержание и методика развития связной речи у детей 4-5 лет
с общим недоразвитием речи посредством режиссерских игр 31
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 37
Заключение 41
Список используемой литературы 45
Приложение 48
АННОТАЦИЯ
Работа посвящена исследованию возможностей режиссерских игр в развитии связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи.
Проблема развития связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи является одной из наиболее актуальных. Развитие связной речи ребенка определяет его полноценное речевое и психическое развитие, успешность обучения в школе, умение общаться и приспосабливаться к условиям жизни. Недоразвитие связной речи у детей сокращает их коммуникативные и познавательные возможности, отрицательно влияет на формирование личности, способствует развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Без коррекционной работы дети с общим недоразвитием речи с трудом овладевают связной речью. Режиссерские игры являются эффективным средством развития связной речи в работе с детьми 4-5 лет с ОНР, так как в процессе таких игр активизируется словарь, грамматический строй, диалог, монолог, совершенствуется звукопроизношение.
По итогам исследования была доказана эффективность использования режиссерских игр как средства развития связной речи детей 4-5 лет с ОНР.
Целью исследования является теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у детей 4 -5 лет с ОНР посредством режиссерских игр.
В исследовании решаются следующие задачи:
- раскрыть и охарактеризовать процесс коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у детей 4 -5 лет с общим недоразвитием речи посредством режиссерских игр, определить степень разработанности данной проблемы на современном этапе;
- выявить уровень развития связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи;
- разработать и экспериментально проверить эффективность коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи посредством режиссерских игр.
Бакалаврская работа имеет новизну и практическую значимость; состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 источник), и приложений.
Текст бакалаврской работы изложен на 47 страницах. Общий объем работы с приложением - 50 страниц. Текст работы проиллюстрирован 9 рисунками и 10 таблицами.
В дошкольный период ребенок приобретает множество умений и навыков, особенно важным приобретением является речь ребенка. Речь не дается ребенку от рождения, а приобретается им постепенно с возрастом.
Развитие связной речи - важный компонент в структуре развития ребенка. Связная речь служит и способом получения знаний, и способом контроля за ними. «Умения и навыки связной речи необходимо формировать, так как при произвольном их развитии они не достигают нужного для обучения в школе уровня» [6, с. 256-257].
В последнее время обозначилась проблема в дошкольном детстве: ежегодно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями, дефекты которых носят стойкий характер и с трудом поддаются коррекции. Одним из наиболее трудных и распространенных дефектов патологии речи является общее недоразвитие речи.
Общее недоразвитие речи у дошкольников изучалось следующими исследователями: Н.С. Жукова, В.П. Глухов, Н.А. Никашина, Т.Б. Филичева.
Связную речь у дошкольников с общим недоразвитием речи изучали В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко.
Т.А. Власова, Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, В.И. Селиверстова указывали на необходимость ранней коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи. Так авторы определили оптимальный возраст детей для работы по развитию связной речи - 4-5 лет, так как именно этот возраст считается сензитивным периодом, где закладываются основы дальнейшего развития речи.
Анализ материала, связанного с темой нашего исследования, показал, что проблема развития связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи является актуальной. На психолого-педагогическом уровне актуальность состоит в том, что развитие связной речи ребенка определяет его полноценное речевое и психическое развитие, так как язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой.
К современным методам развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи можно отнести режиссерские игры. Режиссерские игры активизируют словарь, грамматический строй, диалог, монолог, совершенствуют звукопроизношение.
На научно-теоретическом уровне актуальность обусловлена тем, что проблема развития связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи посредством режиссерских игр рассматривается не полно (Н.С. Жукова, В.П. Глухов, Н.А. Никашина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.Ф. Спирова и др.). В связи с этим возникла потребность изучения процесса развития связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи посредством режиссерских игр и теоретического обоснования возможности и необходимости коррекции связной речи дошкольников.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между существующим вниманием к проблеме развития связной речи у детей 4 -5 лет с общим недоразвитием речи и недостаточным описанием коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи посредством режиссерских игр.
Выявленное противоречие позволило выделить проблему исследования: каковы возможности режиссерских игр в развитии связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи.
Существующее противоречие определяет актуальность темы исследования «Развитие связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи посредством режиссерских игр».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у детей 4 -5 лет с общим недоразвитием речи посредством режиссерских игр.
Объект исследования - развитие связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - режиссерские игры как средство развития связной речи у детей 4 -5 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования заключается в том, что коррекционно-педагогическая работа по развитию связной речи у детей 4 -5 лет с общим недоразвитием речи посредством режиссерских игр возможна:
- при реализации дифференцированного подхода в процессе работы с детьми с учетом симптомов, механизмов и структуры общего нед оразвития речи;
- при использовании методов коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи посредством режиссерских игр.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой определены задачи исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у детей 4 -5 лет с общим недоразвитием речи посредством режиссерских игр, определить степень разработанности данной проблемы на современном этапе.
2. Выявить уровень развития связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи посредством режиссерских игр.
Теоретической основой исследования явились:
- исследования в области развития связной речи у детей дошкольного возраста (М.М. Алексеева, О. П.Короткова, Е.М. Струнина, О.С. Ушакова,
Б. И. Яшина, А.М. Бородич);
- исследования в области развития режиссерской игры у дошкольников - Е. М. Гаспарова, Е. Е. Кравцова;
- исследования в области коррекционно-педагогической работы у детей с общим недоразвитием речи (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
В исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов: анализ психолого-педагогической и методической литературы; систематизация, обобщение, анализ фактических данных; психолого - педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе обоснованы и охарактеризованы психолого-педагогические условия коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи посредством режиссерских игр .
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы воспитателями, педагогами -психологами, логопедами, дефектологами в практике дошкольных образовательных организаций для осуществления коррекции связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи посредством режиссерских игр.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с №127 «Гуси Лебеди». В исследовании приняли участие 12 детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 источник). Текст иллюстрирован 10 таблицами.
Осуществленное нами исследование доказало выдвинутую гипотезу и дало возможным сделать следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что вопрос развития связной речи у детей 4-5 лет с ОНР посредством режиссерских игр является актуальным. Развитие связной речи ребенка тесно связано с его речевым и психическим развитием. Несформированность связной речи детей с ОНР негативно влияет на познавательные возможности ребенка, на всю речемыслительную деятельность, сужая коммуникативные потребности.
К современным методам развития связной речи у детей с общим
недоразвитием речи можно отнести режиссерские игры, которые
активизируют словарь, грамматический строй, диалог, монолог, совершенствуют звукопроизношение.
Проблему изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи исследовали В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко.
В работах многих ученых, таких как Т.А. Власова, Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, В.И. Селиверстова указывалось на необходимость ранней коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи. Режиссерскую игру исследовали Е.М. Гаспарова, Е.Е. Кравцова.
Диагностирование уровня развития связной речи у детей 4-5 лет на констатирующем этапе показало, что 67% дошкольников обладают низким уровнем развития связной речи. Без коррекционной работы дети с ОНР с трудом овладевают видами связной речи.
Мы доказали, что развитие связной речи у детей 4 -5 лет с общим недоразвитием речи будет эффективнее, если:
- использовать режиссерские игры как средство развития связной речи у детей 4-5 лет с ОНР;
- включить родителей в процесс развития режиссерской игры у детей 4-5 лет с ОНР;
- пополнить развивающую предметно-пространственную среду атрибутами для режиссерских игр.
Проведенная работа формирующего этапа позволила выявить эффективность и положительную динамику в развитии связной речи у детей 4-5 лет с ОНР посредство режиссерских игр. После проведенного формирующего этапа в группе увеличилось количество детей со средним уровнем развития связной речи с 4 (33%) до 7 человек (58%). С 8 (67%) до 5 (42%) человек уменьшилось количество детей с низким уровнем развития связной речи.
По результатам проведенной работы констатируем эффективность подобранного коррекционно-педагогического комплекса упражнений с целью развития связной речи у детей 4 -5 лет с ОНР посредством режиссерских игр. Цель исследования достигнута, задачи решены.
1. Асеева И.И. Развитие связной речи [Текст] / И.И. Асеева. - М.: Литера, 2016. - 64с.
2. Акименко, В.М. Речевые нарушения у детей [Текст] / В.М. Акименко. - М.: метод. пособ., 2010. - 141с.
3. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет [Текст] / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 128с.
4. Бардышева Т.Ю. Обучение связной речи детей 4-5 лет [Текст] / Т.Ю. Бардышева. - М.: Просвещение, 2012. - 131с.
5. Бородич, А.М. Методика развития речи у детей [Текст] /
A. М. Бородич. - М.: Просвещение, 2009. - 149с.
6. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с
системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьева. - М.: Сфера, 2010. - 324с.
7. Волкова Л.С. Логопедия [Текст] / Под ред. Волковой Л.С. - М.: Владос, 2010. - 704с.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2013. - 352с.
9. Генинг, М.Г., Герман, Н.А. Обучение дошкольников правильной речи [Текст] / М.Г. Генинг, Н.А. Герман. - М.: учеб.для студ.,2011.- 216 с.
10. Глухов, В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов // Логопедия. - 2015. - Т.2. - № 3. С.13-24.
11. Глухов, В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] /
B. П. Глухов. - М.: Просвещение, 2014. - 345с.
12. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей [Текст] / Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева. - М.: КнигоМир, 2013. - 320с.
13. Земцова О.Н. От слова к рассказу. Развиваем речь детей [Текст] / О.Н. Земцова. - М.: Махаон, 2014. - 304с.
14. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника [Текст] / Е.Е. Кравцова. - М.: Владос, 1996. - 304с.
15. Лалаева Р.И. Логопедия [Текст] / Р. И. Лалаева. - М.: Владос, 2003. - 304с.
16. Люблинская, А.А. Воспитателю о развитии ребенка [Текст] / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 2012. - 525с.
17. Мазанова Е.В. Оследование речи детей 4-5 лет с ОНР [Текст] / Е.В. Мазанова. - М.: Просвещение, 2014. - 128с.
18. Парфенова Е.В. Развитие реи у детей с ОНР в театрализованной деятельности [Текст] / Е.В. Парфенова. - М.: Сфера, 2014. - 64с.
19. Поваляева, М.А. Справочник логопеда [Текст] / М.А. Поваляева. - М.: Феникс, 2013. - 445с.
...