Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовое обеспечение экономической безопасности в Российской Федерации

Работа №104850

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы85
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
174
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1 Обеспечение экономической безопасности как одна из основных функций
государства 9
1.1 Понятие, сущность и цели обеспечения экономической безопасности .... 9
1.2 Основные угрозы экономической безопасности России на современном
этапе 13
1.3 Правовые модели обеспечения экономической безопасности в
зарубежных странах 22
2 Правовые основы обеспечения экономической безопасности России 28
2.1 Роль и значение Конституции РФ, федеральных конституционных
законов в обеспечении экономической безопасности 28
2.2 Федеральные законы как основные источники права в обеспечении
экономической безопасности 32
2.3 Подзаконное нормотворчество в сфере обеспечения экономической
безопасности 39
3 Отраслевые правовые средства обеспечения экономической безопасности в
Российской Федерации 46
3.1 Административные меры обеспечения экономической безопасности в
Российской Федерации 46
3.2 Уголовно-правовые меры обеспечения экономической безопасности ... 52
3.3 Проблемы правового обеспечения экономической безопасности и пути
их преодоления 58
Заключение 73
Список используемой литературы и используемых источников 78


Аннотация
Тема работы: «Правовое обеспечение экономической безопасности в РФ».
Научный руководитель: к.ю.н., доцент, А. А. Мусаткина.
Актуальность исследования в последние годы все более осознается отечественными учеными ввиду наличия серьезного пробела в знаниях по данной теме, а также необходимости поиска путей дальнейшего совершенствования правовых мер по обеспечению экономической безопасности.
Цель исследования заключается в изучении особенностей обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации, выявлении существующих разногласий в его понимании и формулировании предложений по внесению изменений в действующее законодательство.
Поставленная в работе цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
1) определить понятие, сущность и цели обеспечения экономической безопасности;
2) отметить основные угрозы экономической безопасности России на современном этапе;
3) охарактеризовать правовые модели обеспечения экономической безопасности в зарубежных странах;
4) выявить роль и значение Конституции РФ, федеральных конституционных законов в обеспечении экономической безопасности;
5) рассмотреть федеральные законы как основные источники права в обеспечении экономической безопасности;
6) изучить подзаконное нормотворчество в сфере обеспечения экономической безопасности;
7) провести анализ административных мер обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации;
8) исследовать уголовно-правовые меры обеспечения экономической безопасности;
9) сформулировать основные проблемы правового обеспечения
экономической безопасности и пути их преодоления.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
В качестве предмета проведенного исследования следует назвать нормы законодательства, посвященные обеспечению экономической безопасности, материалы судебной практики, доктринальные положения.
Выводы, сформулированные в данном исследовании, могут содержать рекомендации для совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере обеспечения экономической безопасности.
Структура работы обусловлена целью и логикой исследования - состоит из введения, трех глав, подразделенных на параграфы, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.

Актуальность темы исследования. В настоящее время более пристальное внимание стало уделяться вопросу обеспечения экономической безопасности ввиду разрастания внешних и внутренних угроз. В условиях санкционной политики ряда западноевропейских государств в отношении России наша страна столкнулась с рядом проблем, которые оказывают негативное влияние на ее экономику. Это наложение санкций на ряд предприятий и целые отрасли экономики страны, недоступность дешевых кредитов и т.д. Это привело к сокращению бюджета страны на фоне снижения цен на сырье, товарооборота с прежними привычными странами- партнерами, необходимости поиска новых рынков товаров. К плюсам сложившейся ситуации следует отнести осознание необходимости диверсификации отечественной экономики, развитие внутреннего промышленного производства, высокотехнологических отраслей.
Неоспоримым является утверждение, что без роста экономики страны, обеспечения ее стабильности развития и защищенности невозможным является обеспечение национальной безопасности в общем понимании, повышение уровня благосостояния граждан, удержание Россией первостепенного места в системе геополитических отношений, поддержание обороноспособности страны.
Особую актуальность вопрос обеспечения экономической безопасности получает сейчас в сложной эпидемиологической ситуации, значительным числом заболеваний граждан, смертельных случаев, введения строгих мер карантинного режима, сопровождающихся закрытием внешних границ и рынков, снижением уровня жизни граждан, налоговых поступлений в бюджеты страны, банкротством многих предприятий, безработицей. Еще год назад мало кто из нас мог представить, что новая короновирусная инфекция откажет такое сильное влияние на нашу жизнь. Сегодня COVID-19 является одной из основных угроз не только для здоровья и жизни граждан, но и экономической безопасности страны, что предполагает необходимость соответствующего реагирования государства на данную угрозу.
Степень научной разработанности. Тема, посвященная обеспечению экономической безопасности, является одной из самых актуальных в научной литературе. Теоретическую основу исследования составили работы следующих авторов: В.А. Авдеев, О.А. Авдеева, Р.А. Александров, Н.А. Босхамджиева, В.М. Володин, А.В. Ивкова, С.З. Идрисова, С.А. Проскурин, Л.В. Рожкова, А.А. Рыбак, О.В. Сараджева, В.К. Сенчагов, С.В. Степашин, И.Г. Ушачев, О.Г. Федетова, А.А. Чеботарева и других исследователей.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
В качестве предмета проведенного исследования следует назвать нормы законодательства, посвященные обеспечению экономической безопасности, материалы судебной практики, доктринальные положения.
Цель исследования заключается в изучении особенностей обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации, выявлении существующих разногласий в его понимании и формулировании предложений по внесению изменений в действующее законодательство.
Поставленная в работе цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
1) определить понятие, сущность и цели обеспечения экономической безопасности;
2) отметить основные угрозы экономической безопасности России на современном этапе;
3) охарактеризовать правовые модели обеспечения экономической безопасности в зарубежных странах;
4) выявить роль и значение Конституции РФ, федеральных конституционных законов в обеспечении экономической безопасности;
5) рассмотреть федеральные законы как основные источники права в обеспечении экономической безопасности;
6) изучить подзаконное нормотворчество в сфере обеспечения экономической безопасности;
7) проанализировать административные меры обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации;
8) исследовать уголовно-правовые меры обеспечения экономической безопасности;
9) сформулировать основные проблемы правового обеспечения экономической безопасности и пути их преодоления.
Методологическая база исследования. При написании выпускной квалификационной работы применялись различные научные методы, такие как сравнительно-правовой, исторический, формально-юридический методы, комплексный системно-структурный анализ.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что сфера обеспечения экономической безопасности рассмотрена во взаимосвязи с практическими проблемами, возникающими в данной области правоотношений, что стало основой для разработки рекомендаций по совершенствованию норм российского законодательства и имеет значение для дальнейшего разрешения проблем.
Практическая значимость проведенного диссертационного исследования состоит в том, что в нем предлагаются конкретные меры совершенствования нормативных правовых актов в сфере обеспечения экономической безопасности, которые могут быть использованы в правоприменительной и научно-исследовательской деятельности. Выводы исследования могут использоваться как дополнительный материал в процессе обучения.
Новизна предложений, предлагаемых к защите, заключается в том, что проблема увеличения действенности обеспечения экономической безопасности еще недостаточно исследована в литературе, следовательно, анализ озвученных и выработанных предложений позволяет разрабатывать высокоперспективное направление исследовательской деятельности.
Эмпирической основой исследования послужили материалы судебной практики, а также материалы научно-практических конференций и круглых столов по исследуемой проблематике.
Нормативная база для проведения исследования включает Конституцию РФ, Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности», подзаконные нормативные правовые акты, в частности, Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации», Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», иные федеральные законы.
Настоящая работа структурно состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключение рассмотрения темы работы следует сформулировать следующие выводы:
1. Экономическая безопасность занимает ведущее место в системе национальной безопасности, способствуя формированию материальной и социальной основы для обеспечения всей национальной безопасности и отдельных ее направлений. Обеспечение экономической безопасности является одной из приоритетных задач современного российского государства. Категория «обеспечение экономической безопасности» носит комплексный и многоаспектный характер. Не сформулировано единого и общепризнанного определения экономической безопасности и в научной литературе. Полагаем, что под обеспечением экономической безопасности следует понимать деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленную на устранение и противодействие внутренних и внешних угроз на сферу экономики, в целях обеспечения интересов личности, общества и государства. С каждым годом перечень угроз расширяется, что обуславливается изменениями в мировой экономике, глобализацией мирового хозяйства, усилением конкуренции между странами, обострением политической обстановки.
2. В условиях мировой глобализации существует множество различных экономических механизмов, которые формируют специфические вызовы и угрозы экономической безопасности и финансовому суверенитету Российской Федерации и переносят глобальные риски из стран источников таких рисков в российскую экономику, усиливая негативные последствия от их проявления за счет неполной готовности российской государственности и российской экономики к эффективному противодействию им.
Характерным примером таких механизмов является системная криминально-коррупционная трансграничная внутристрановая деятельность организованной преступности экономической направленности в связке с криминально-коррупционными отношениями в сфере внутренней и внешней миграции населения и незаконного перемещения или вывоза капиталов за границу, накладывающих свой негативный отпечаток не только на состояние экономической безопасности страны, но и на ее финансовый суверенитет, разрушая устойчивость функционирования всей финансовой системы России. Такое влияние негативно отражается и на государственном бюджете страны, и на показателях внутреннего валового продукта (ВВП) России, и на других показателях развития как на макро-, так и на микроуровнях. Помимо сугубо экономических негативных последствий в результате формирования теневого рынка коррупционных услуг создаются условия для внедрения и развития в государстве этнических «клановых» преступных формирований, объединенных экстремистскими, террористическими и иными деструктивными для государственности целями, обусловленных как внутренними, так и внешними факторами.
3. Значительное влияние на обеспечение экономической безопасности страны стала оказывать глобализация мирового хозяйства. Появление процесса глобализации можно объяснить тем фактором, что производство товаров и их реализация внутри страны или между несколькими странами уже не отвечали потребностям национальной экономики, в результате чего для эффективного построения модели мирового хозяйства торговые отношения между странами приобрели международный характер. Именно ограниченность внутреннего рынка явилась основанием формирования мирового хозяйства, преобразование которого осуществляется путем внедрения глобализационных процессов. Национальные экономики государств в значительной мере зависят от состояния всего мирового хозяйства, а, значит, сильно подвержены изменению внешних факторов. Усложненность мировых экономических связей приводит к сильной зависимости государств от внешней конъюнктуры. Если кризисные явления затронут мировое хозяйство, то они отразятся на каждом государстве, вовлеченном в мировые хозяйственные связи. Кризисные события финансовой сферы 2008 года показали, что мировая экономика требует серьезной структурной перестройки, поскольку в дальнейшем финансовый кризис повлек за собой возникновение экономического кризиса. В результате экономический рост мирового хозяйства практически прекратился. Сегодня мировое сообщество активно обсуждает данную проблему. В частности, предлагается введение нескольких мировых валют, чтобы не зависеть от кризисных явлений финансовой сферы одного государства. Сегодня такой единственной мировой валютой, по сути, является только доллар США. Высказываются идеи об ужесточении контроля за мировой финансовой системой и безграничными внешними заимствованиями стран. Кроме того, актуальным продолжает оставаться вопрос о создании некоторыми государствами дискриминационных барьеров для доступа иностранных товаров на внутренний рынок.
4. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью носит сложный и комплексный характер, что проявляется в наличии многочисленных направлений контрольной деятельности, процессуальной регламентированности данной процедуры, наделении значительного количества органов государственной власти как федерального, так и регионального уровня по осуществлению государственного контроля за предпринимательской деятельностью. Данная проблема осложняется наличием многочисленных правовых актов, регламентирующих государственный контроль за предпринимательской деятельностью, характеризующихся различной юридической силой и органами принятия. Недостатком действующего законодательства следует назвать отсутствие в нем специального нормативного правового акта, регламентирующего основы государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности. В этой связи целесообразным представляется принятие Федерального закона «Об административно-правовом регулировании в сфере предпринимательства», в котором закрепить понятие, сущность и цели регулирования, пределы данного регулирования; перечень органов, уполномоченных регулировать правоотношения в данной сфере, их компетенцию и полномочия; права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности при проведении контрольно-надзорных мероприятий.
5. Полагаем, что только системный подход может быть положен в основу обеспечения экономической безопасности. Государственная политика в данной сфере должна носить не фрагментарный, а системный характер, а действия уполномоченных органов - более скоординированными и проработанными. Обеспечение экономической безопасности должно не просто декларироваться в качестве приоритетной государственной политики, но и реализовываться.
6. Следует признать необходимость разработки и принятия на государственном уровне общенациональной концепции о роли иностранных инвестиций в Российской Федерации, а также принятии долгосрочной концепции привлечения иностранных инвестиций. На сегодняшний день правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется многочисленными нормативными правовыми актами, обладающими различной юридической силой. Не учрежден и единый орган, который уполномочен осуществлять надзор и контроль за иностранными инвестициями, поскольку полномочиями в регулировании инвестиционных правоотношений с участием иностранных инвесторов наделены сегодня различные государственные органы. Важное значение в государственном регулировании иностранных инвестиций приобретает система гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам, которая обеспечивает защиту права собственности иностранного инвестора; предоставляет защиту неимущественных прав иностранного инвестора; предоставляет иностранному инвестору права распоряжения собственностью, необходимого для реализации инвестиционных проектов и т.д.
7. В вопросе адаптации зарубежного опыта в вопросе противодействия коррупции следует создать специальную информационную базу о юридических лицах и их руководителях (органах юридического лица), в отношении которых была установлена причастность к совершению коррупционного правонарушения, что может являться основанием для не допуска указанных субъектов к участию в торгах на заключение государственного и муниципального контракта; оптимизировать ротацию государственных и муниципальных служащих; учредить негосударственные образования, осуществляющие контрольные функции в сфере государственного управления и государственной службы, в том числе, в вопросе соблюдения антикоррупционных правил поведения; допустить возможность занятия государственными служащими иной оплачиваемой деятельностью, не противоречащей интересам государственной службы, при получении разрешения руководителя государственного органа власти.



1. Авдеев В.А., Авдеева О.А. Новые тенденции уголовно-правовой политики РФ в сфере противодействия преступлениям коррупционной направленности // Российская юстиция. 2017. № 5. С. 2 - 4.
2. Акопова Е.С., Таранов П.В., Самыгин С.И. Механизмы обеспечения экономической безопасности российского общества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 2. С. 177.
3. Ахмедов Ш.М. Межотраслевой институт досудебного соглашения о сотрудничестве в законодательстве зарубежных стран // Международное публичное и частное право. 2010.№ 4. С. 28-31.
4. Беляев В.П. Контроль и надзор в Российском государстве: Монография / Науч. ред. А.В. Малько. М., 2005. 272 с.
5. Болдырев О.Ю. Экономический суверенитет государства и конституционно-правовые механизмы его защиты: Монография / Науч. ред. С.А. Авакьян. М.: Проспект, 2018. 408 с.
6. Босхамджиева Н.А. Понятие угрозы общественной безопасности // «Административное и муниципальное право». 2012. № 11. С. 40 - 43.
7. Володин В.М., Рожкова Л.В. Механизмы обеспечения экономической безопасности // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2016. № 1. С. 48-52.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994.
9. Давлетшин Т.Г. Реформирование главы 21 налогового кодекса РФ: от НДС к НТУ // Финансы и кредит. 2017. № 32. С. 1930-1943.
10. Демиева А.Г. К вопросу о конструкции саморегулирования предпринимательских отношений // Гражданское право. 2018. № 5. С. 22 - 24.
11. Доклад Президенту Российской Федерации от 2017г. Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей о состоянии использования в России уголовного законодательства в регулировании предпринимательской деятельности [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://doklad.ombudsmanbiz.rU/2017/pdf/4.pdf (дата обращения 23.02.2021).
12. Дораев М.Г. Допуск иностранных инвесторов в стратегические отрасли экономики (правовые основы). М.: Инфотропик Медиа, 2012. 224 с.
13. Жалинский А.Э. О современном состоянии уголовно-правовой науки // Уголовное право. 2005. № 1. С. 24.
14. Зиборов О.В. Отдельные процедурные проблемы военного положения // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 8. С. 215-218.
15. Ильяков А.Д. Административно-правовое исследование понятия «коррупция» // Административное и муниципальное право. 2013. № 4. С. 342-344.
16. Каратаев М.В. Управление риском вовлечения российских банков в процессы легализации преступных доходов: Автореф. дис. ... к.э.н. Иваново,
2011. 19 с.
17. Карпович О.Г. Политика обеспечения национальной безопасности государства // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 2. С. 23 - 26.
18. Кириченко М. О системе противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2011. № 9. С. 14 - 15.
19. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 24.02.2021) //
Российская газета. - 2001.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ